Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

слишком холодные и их надо заменить более горячими, т. е. с меньшим калиль­ ным числом.

 

 

Калильное

число — это

время в со­

 

 

тых долях минуты, по истечении которо­

 

 

го свеча, установленная на специальном

 

 

испытательном

двигателе,

работающем

 

 

при определенном режиме, начнет да­

 

 

вать

калильное зажигание.

 

 

 

Чем больше калильное число, тем

 

 

больше теплоотдача

свечи.

 

 

 

В последние

годы

конструкцию све­

 

 

чей некоторых типов улучшают методом

 

 

термоосадки.

 

 

 

 

 

 

В этом случае вместо герметика,

 

 

которым уплотнен корпус свечей, в него

 

 

под

поясок

вкладывают

специальную

 

 

уплотнительную шайбу. Пропуская ток

Рис. 142. Свеча,

через

корпус,

термически

осаживают,

т. е. уплотняют сердечник в корпусе

изготовленная

ме­

тодом термоосадки:

свечи (рис. 142). В этой конструкции све­

корпус; 3 —уплотни­

чей применяют также стеклогерметик для

/ — изолятор;

2 —

повышения надежности работы свечи.

тельное кольцо; 4

шайба.

 

Искровые

зажигательные свечи мар­

кируют. В маркировке указывают ме­ сяц и год изготовления, завод-изготовитель, марку свечи, тип контактной гайки. Буквы и цифры в марке свечи

обозначают

следующее: М — метрическая

резьба

18 х

X 1,5 мм,

где цифра 18 означает диаметр резьбы, а

цифра

1,5 — шаг

резьбы; А — метрическая

резьба 14 X 1,25 мм.

Цифра, стоящая после буквы

М или А,

означает дли­

ну нижнего

конуса изолятора

в

миллиметрах.

Буква

У — уралитовый изолятор. Например, марка А11У озна­ чает: резьба метрическая 14 X 1,5 мм, нижний конус длиной 11 мм и изолятор из уралита. Марки и основные размеры свечей приведены в таблице 41, а применение свечей — в таблице 42.

Устанавливать свечи следует только на тот двигатель, на который они предназначены по своей тепловой характе­ ристике и размерам. Перед постановкой свечи на двига­ тель на нее надевают уплотнительное кольцо и проверяют величину искрового промежутка между электродами; если необходимо, регулируют его, подгибая боковой элек­ трод.

266


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 41

Условные обозна­

 

 

 

 

Диаметр

Герметизация

 

 

 

Размер

 

электродов,

 

чения

 

 

 

 

 

Материал

Тип

Диаметр резьбы

шести-

Величина

мм

 

 

 

Масса

 

кон­

гран-

искрового

 

 

 

по цент­

по ГОСТ

по завод­ изолятора

такт­

ввертной части,

ника

зазора.

цент­

боко­

 

кг

ской но­

ной

мм

под

мм

по корпусу

ральному

 

2043-54

менкла­

гайки

 

ключ,

 

раль­

вого

электро­

 

 

туре

 

 

мм

 

ного

 

 

ду

 

А11-У СН24-Б

А11-У СН24-Е А11-У СН200 А14-У СН25-К

А16-У СН26-А

М12-У СН4-Е

М12-У СИ4-ЕГ М20-У СН7-Г

А6-УС СН202

А7.5-БС СН403

А9-БС СН401

А15-БС СН304

А8-У СН22-Б

ю

•vl

Уралит

»

3>

>

>

2>

Боркоруид

>

2>

Уралит

А

СПМ14Х 1,25

22

0,6—0,75

2

1,5

Нет

СПМ14 х 1,25

22

0,6—0,75

2

1,5

X-

СПМ14 х 1,25

22

0,6-0,75

2

1,5

»

СПМ14Х 1,25

22

0,8—0,95

2

2

А

СПМ14Х 1,25

22

0,7—0,85

2

2

А

1М18 X 1,5

24

0,7—0,85

2

2

Б

1М18Х 1,5

24

0,7-0,85

2

2

Б

IMIS X 1,5

24

0,6—0,75

2

2

Б

СПМ14Х 1,25

22

0,6—0,75

2

2

Нет

СПМ14Х 1,25

22

0,6—0,75

2,5

2

»

СПМ14Х 1,25

22

0,6-0,75

2,5

2

 

СПМ14Х 1,25

22

0,85—1

2,5

2

»

СПМ14Х 1,25

22

0,6-0,75

2

2

Тальковый

Термо­

0,06

герметик

цемент

 

То

же

То же

 

2>

»

>

>

 

>

>

>

>

0,05

>

>

г>

2>

0,06

>

>

 

 

0,06

»

>

>

>

0,06

>

»

>

>

0,09

Термо­

Стекло

0,05

осадка

герметик

 

То же

То же

0,05

3>

*

Ь

0,05

>

>

>

>

0,05

Тальковый

Термо­

0,06

герметик

цемент

 


 

 

Т а б л и ц а 42

Тип свечи

 

 

по ГОСТ

по заводской

Установлепа на машине

 

2043-54

номенклатуре

 

 

А11-У

СН24-Б

Тракторы КД-35

 

А11-У

СН24-Е

Автомобили ГАЗ-53, ГАЗ-66

 

А11-У

СН200

Автомобиль «Москвич-407»

 

А14-У

СН25-К

Автомобили ГАЗ-21 «Волга»,

УАЗ-451,

А16-У

СН26-А

УАЗ-452

 

Автомобиль ЗИЛ-150

 

М12-У

СН4-Е

Тракторы Т-100М, Т-130, Т-140

ГАЗ-69,

М12-У

СН4-ЕГ

Автомобили ГАЗ 51А, УАЗ-450,

А6-УС

СН202

ГАЗ-69А, Урал-355, Урал-355В, Урал-355М

Автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец»

 

А7.5-БС

СН403

Автомобиль ЗАЗ-965АЭ «Запорожец»

А9-БС

СН401

Автомобиль «Москвич-408»

 

А15-БС

СН304

Автомобиль ЗИЛ-130, КАЗ-608 «Колхида»

А8-У

СН22Б

Мотопила «Дружба»

 

М20-У

СН7-Г

Трактор Т-130

 

А11-БС

ГАЗ-24 «Волга»

 

Свечу следует завертывать специальным ключом. Уход за свечами заключается в периодическом их осмо­

тре, очистке от нагара и регулировке зазора между элек­ тродами. Для размягчения нагара свечу промывают керо­ сином. Для чистки свечи применяют щетку из тонкой мед­ ной проволоки. Лучше всего нагар удаляют при помощи пескоструйного аппарата. В этом случае после очистки свечи должны быть продуты струей сжатого воздуха. Не следует удалять нагар с изолятора острыми предметами. Если во время эксплуатации автомобиля или трактора приходится часто чистить свечи, то это свидетельствует

отом, что они неправильно подобраны к данному двигателю

иих надо заменить.

Трещины в изоляторе свечи определяют, испытывая ее на искрообразование под давлением воздуха 8—9 кгс/см2. Чаще всего они появляются из-за резких изменений темпе­ ратуры свечи или от небрежного обращения с ней. Следует отметить, что если трещины в изоляторе не нарушили элек­ трическую прочность и газонепроницаемость свечи, она может работать нормально, но не длительное время, так как трещина заполняется нагаром, что приводит к замы­ канию электродов. Поэтому свечу с трещиной в изоляторе следует заменить.

268


 

ПУСКОВЫЕ СВЕЧИ

 

 

 

Искровые свечи подогрева. Для об­

 

 

легчения и ускорения пуска дизеля при

 

 

низкой температуре применяют искро­

 

 

вые свечи подогрева. Эти свечи устанав­

 

 

ливают в электрофакельный подогрева­

 

 

тель

дизеля.

Они

работают

совместно

 

 

с катушкой зажигания Б 17 или Б200.

 

 

Частицы топлива, впрыскиваемого в

 

 

подогреватель, поджигаются

искровым

 

 

разрядом, возникающим между цен­

 

 

тральным и боковым электродом искро­

 

 

вой свечи подогрева, и в виде горящего

 

 

факела попадают в воздушную камеру

 

 

дизеля, подогревая засасываемый им

 

 

воздух.

 

 

 

 

 

К искровым свечам подогрева предъ­

 

 

являются следующие требования. Цен­

 

 

тральный электрод в стержне, стержень

 

 

в изоляторе и боковой электрод в кор­

Рис. 143. Сердеч­

пусе

подогревателя

должны

быть на­

ник искровой свечи

дежно закреплены, чтобы под действием

подогрева:

 

1— нижняя уплотни­

высокой температуры и вибрации дизеля

тельная шайба;

2

они не расшатывались и не выпадали. При

верхняя уплотнитель­

ная шайба; 3— нип­

разности давлений в 4—5 кгс/см2 воздух

5— контактная гайка;

не должен проходить в местах соедине­

пель; 4 — изолятор;

6 •—стержень;

7 —

ния стержня с изолятором — свеча дол­

центральный

элек­

жна быть герметична. В свече не должно

трод.

 

быть трещин,

сколов и следов коррозии.

 

 

Искровая свеча подогрева состоит из сердечника и бо­ кового электрода. В сердечник свечи входят уралитовый изолятор 4 (рис. 143), ниппель 3, верхняя 2 и нижняя 1 уплотнительные шайбы, контактная гайка 5 и стержень 6 с центральным электродом 7. Стержень с центральным элек­ тродом в изоляторе уплотнен термически стойким цемен­ том так же, как и в искровых зажигательных свечах. Цен­ тральный электрод диаметром 2 мм изготовлен из стали Х25Т или Х18Н9Т. Боковой электрод состоит из корпуса, изготовленного из шестигранной стали А12, с резьбой Мб х 1 и электрода диаметром 2 мм из никельмарганцевой стали.

Основные конструктивные данные искровых свечей подогрева приведены в таблице 43.

269


 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

 

Размер ниппеля

Диаметр и шаг

Длина выступающей

Марка свечи

части центрального

под ключ,

резьбы ниппеля,

электрода,

 

мм

 

МЛ}

мм

CP4I-A

22

22

х 1

35

СР41-Б

22

22

X 1

15

СР41-В

22

22

X 1

31

СР43-У

22

20

X 1,5

31

Как видно из таблицы, искровые свечи подогрева отли­ чаются длиной центрального электрода.

Уход за искровыми свечами подогрева во время эксплуа­ тации ничем не отличается от ухода за искровыми зажига­ тельными свечами.

Пусковые свечи накаливания. Пусковые свечи накали­ вания применяют так же, как свечи подогрева, для облег­ чения и ускорения пуска дизеля и некоторых типов карбю­ раторных двигателей в холодное время года. Они предна­ значены для повышения температуры сжимаемого воздуха в камере сгорания.

Если пускать холодный дизель без подогрева, то тем­ пература в камере сгорания в конце такта сжатия может быть недостаточной для самовоспламенения впрыскивае­ мого топлива. Пусковые свечи накаливания рассчитаны на кратковременный режим работы.

Основной деталью пусковой свечи накаливания явля­ ется спираль, изготовленная из термически стойкой прово­ локи с определенным омическим сопротивлением. Спираль свечи накаливания располагают в камере сгорания или во впускном трубопроводе дизеля. При прохождении тока

через спираль

она нагревается

до температуры,

близкой

к 1000° С, вследствие чего создаются условия для

воспла­

менения топлива.

выпускают однопровод-

Пусковые

свечи накаливания

ными и двухпроводными. В однопроводных свечах нака­ ливания спираль укреплена одним концом в центральном стержне, изолированном слюдой от корпуса, второй конец спирали укреплен в корпусе свечи.

В двухпроводных свечах накаливания концы спирали изолированы от корпуса и имеют самостоятельные выводы.

Пусковые свечи накаливания / (рис. 144) в электри­ ческой схеме трактора включены последовательно с кон-

270