Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
слишком холодные и их надо заменить более горячими, т. е. с меньшим калиль ным числом.
|
|
Калильное |
число — это |
время в со |
||||
|
|
тых долях минуты, по истечении которо |
||||||
|
|
го свеча, установленная на специальном |
||||||
|
|
испытательном |
двигателе, |
работающем |
||||
|
|
при определенном режиме, начнет да |
||||||
|
|
вать |
калильное зажигание. |
|
||||
|
|
Чем больше калильное число, тем |
||||||
|
|
больше теплоотдача |
свечи. |
|
||||
|
|
В последние |
годы |
конструкцию све |
||||
|
|
чей некоторых типов улучшают методом |
||||||
|
|
термоосадки. |
|
|
|
|
||
|
|
В этом случае вместо герметика, |
||||||
|
|
которым уплотнен корпус свечей, в него |
||||||
|
|
под |
поясок |
вкладывают |
специальную |
|||
|
|
уплотнительную шайбу. Пропуская ток |
||||||
Рис. 142. Свеча, |
через |
корпус, |
термически |
осаживают, |
||||
т. е. уплотняют сердечник в корпусе |
||||||||
изготовленная |
ме |
|||||||
тодом термоосадки: |
свечи (рис. 142). В этой конструкции све |
|||||||
корпус; 3 —уплотни |
чей применяют также стеклогерметик для |
|||||||
/ — изолятор; |
2 — |
повышения надежности работы свечи. |
||||||
тельное кольцо; 4 — |
||||||||
шайба. |
|
Искровые |
зажигательные свечи мар |
кируют. В маркировке указывают ме сяц и год изготовления, завод-изготовитель, марку свечи, тип контактной гайки. Буквы и цифры в марке свечи
обозначают |
следующее: М — метрическая |
резьба |
18 х |
|||
X 1,5 мм, |
где цифра 18 означает диаметр резьбы, а |
цифра |
||||
1,5 — шаг |
резьбы; А — метрическая |
резьба 14 X 1,25 мм. |
||||
Цифра, стоящая после буквы |
М или А, |
означает дли |
||||
ну нижнего |
конуса изолятора |
в |
миллиметрах. |
Буква |
У — уралитовый изолятор. Например, марка А11У озна чает: резьба метрическая 14 X 1,5 мм, нижний конус длиной 11 мм и изолятор из уралита. Марки и основные размеры свечей приведены в таблице 41, а применение свечей — в таблице 42.
Устанавливать свечи следует только на тот двигатель, на который они предназначены по своей тепловой характе ристике и размерам. Перед постановкой свечи на двига тель на нее надевают уплотнительное кольцо и проверяют величину искрового промежутка между электродами; если необходимо, регулируют его, подгибая боковой элек трод.
266
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 41 |
|
Условные обозна |
|
|
|
|
Диаметр |
Герметизация |
|
|||
|
|
Размер |
|
электродов, |
|
|||||
чения |
|
|
|
|
||||||
|
Материал |
Тип |
Диаметр резьбы |
шести- |
Величина |
мм |
|
|
|
Масса |
|
кон |
гран- |
искрового |
|
|
|
по цент |
|||
по ГОСТ |
по завод изолятора |
такт |
ввертной части, |
ника |
зазора. |
цент |
боко |
|
кг |
|
ской но |
ной |
мм |
под |
мм |
по корпусу |
ральному |
|
|||
2043-54 |
менкла |
гайки |
|
ключ, |
|
раль |
вого |
электро |
|
|
|
туре |
|
|
мм |
|
ного |
|
|
ду |
|
А11-У СН24-Б
А11-У СН24-Е А11-У СН200 А14-У СН25-К
А16-У СН26-А
М12-У СН4-Е
М12-У СИ4-ЕГ М20-У СН7-Г
А6-УС СН202
А7.5-БС СН403
А9-БС СН401
А15-БС СН304
А8-У СН22-Б
ю
•vl
Уралит
»
3>
5»
>
>
2>
Боркоруид
>
2>
Уралит
А |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,6—0,75 |
2 |
1,5 |
Нет |
СПМ14 х 1,25 |
22 |
0,6—0,75 |
2 |
1,5 |
X- |
СПМ14 х 1,25 |
22 |
0,6-0,75 |
2 |
1,5 |
» |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,8—0,95 |
2 |
2 |
А |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,7—0,85 |
2 |
2 |
А |
1М18 X 1,5 |
24 |
0,7—0,85 |
2 |
2 |
Б |
1М18Х 1,5 |
24 |
0,7-0,85 |
2 |
2 |
Б |
IMIS X 1,5 |
24 |
0,6—0,75 |
2 |
2 |
Б |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,6—0,75 |
2 |
2 |
Нет |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,6—0,75 |
2,5 |
2 |
» |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,6-0,75 |
2,5 |
2 |
|
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,85—1 |
2,5 |
2 |
» |
СПМ14Х 1,25 |
22 |
0,6-0,75 |
2 |
2 |
Тальковый |
Термо |
0,06 |
||
герметик |
цемент |
|
||
То |
же |
То же |
|
|
2> |
» |
> |
> |
|
> |
> |
> |
> |
0,05 |
> |
> |
г> |
2> |
0,06 |
> |
> |
|
|
0,06 |
» |
> |
> |
> |
0,06 |
> |
» |
> |
> |
0,09 |
Термо |
Стекло |
0,05 |
||
осадка |
герметик |
|
||
То же |
То же |
0,05 |
||
3> |
2» |
* |
Ь |
0,05 |
> |
> |
> |
> |
0,05 |
Тальковый |
Термо |
0,06 |
||
герметик |
цемент |
|
|
|
Т а б л и ц а 42 |
|
Тип свечи |
|
|
|
по ГОСТ |
по заводской |
Установлепа на машине |
|
2043-54 |
номенклатуре |
|
|
А11-У |
СН24-Б |
Тракторы КД-35 |
|
А11-У |
СН24-Е |
Автомобили ГАЗ-53, ГАЗ-66 |
|
А11-У |
СН200 |
Автомобиль «Москвич-407» |
|
А14-У |
СН25-К |
Автомобили ГАЗ-21 «Волга», |
УАЗ-451, |
А16-У |
СН26-А |
УАЗ-452 |
|
Автомобиль ЗИЛ-150 |
|
||
М12-У |
СН4-Е |
Тракторы Т-100М, Т-130, Т-140 |
ГАЗ-69, |
М12-У |
СН4-ЕГ |
Автомобили ГАЗ 51А, УАЗ-450, |
|
А6-УС |
СН202 |
ГАЗ-69А, Урал-355, Урал-355В, Урал-355М |
|
Автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» |
|
||
А7.5-БС |
СН403 |
Автомобиль ЗАЗ-965АЭ «Запорожец» |
|
А9-БС |
СН401 |
Автомобиль «Москвич-408» |
|
А15-БС |
СН304 |
Автомобиль ЗИЛ-130, КАЗ-608 «Колхида» |
|
А8-У |
СН22Б |
Мотопила «Дружба» |
|
М20-У |
СН7-Г |
Трактор Т-130 |
|
А11-БС |
— |
ГАЗ-24 «Волга» |
|
Свечу следует завертывать специальным ключом. Уход за свечами заключается в периодическом их осмо
тре, очистке от нагара и регулировке зазора между элек тродами. Для размягчения нагара свечу промывают керо сином. Для чистки свечи применяют щетку из тонкой мед ной проволоки. Лучше всего нагар удаляют при помощи пескоструйного аппарата. В этом случае после очистки свечи должны быть продуты струей сжатого воздуха. Не следует удалять нагар с изолятора острыми предметами. Если во время эксплуатации автомобиля или трактора приходится часто чистить свечи, то это свидетельствует
отом, что они неправильно подобраны к данному двигателю
иих надо заменить.
Трещины в изоляторе свечи определяют, испытывая ее на искрообразование под давлением воздуха 8—9 кгс/см2. Чаще всего они появляются из-за резких изменений темпе ратуры свечи или от небрежного обращения с ней. Следует отметить, что если трещины в изоляторе не нарушили элек трическую прочность и газонепроницаемость свечи, она может работать нормально, но не длительное время, так как трещина заполняется нагаром, что приводит к замы канию электродов. Поэтому свечу с трещиной в изоляторе следует заменить.
268
|
ПУСКОВЫЕ СВЕЧИ |
|
|
|
||
Искровые свечи подогрева. Для об |
|
|
||||
легчения и ускорения пуска дизеля при |
|
|
||||
низкой температуре применяют искро |
|
|
||||
вые свечи подогрева. Эти свечи устанав |
|
|
||||
ливают в электрофакельный подогрева |
|
|
||||
тель |
дизеля. |
Они |
работают |
совместно |
|
|
с катушкой зажигания Б 17 или Б200. |
|
|
||||
Частицы топлива, впрыскиваемого в |
|
|
||||
подогреватель, поджигаются |
искровым |
|
|
|||
разрядом, возникающим между цен |
|
|
||||
тральным и боковым электродом искро |
|
|
||||
вой свечи подогрева, и в виде горящего |
|
|
||||
факела попадают в воздушную камеру |
|
|
||||
дизеля, подогревая засасываемый им |
|
|
||||
воздух. |
|
|
|
|
|
|
К искровым свечам подогрева предъ |
|
|
||||
являются следующие требования. Цен |
|
|
||||
тральный электрод в стержне, стержень |
|
|
||||
в изоляторе и боковой электрод в кор |
Рис. 143. Сердеч |
|||||
пусе |
подогревателя |
должны |
быть на |
ник искровой свечи |
||
дежно закреплены, чтобы под действием |
подогрева: |
|
||||
1— нижняя уплотни |
||||||
высокой температуры и вибрации дизеля |
тельная шайба; |
2 — |
||||
они не расшатывались и не выпадали. При |
верхняя уплотнитель |
|||||
ная шайба; 3— нип |
||||||
разности давлений в 4—5 кгс/см2 воздух |
5— контактная гайка; |
|||||
не должен проходить в местах соедине |
пель; 4 — изолятор; |
|||||
6 •—стержень; |
7 — |
|||||
ния стержня с изолятором — свеча дол |
центральный |
элек |
||||
жна быть герметична. В свече не должно |
трод. |
|
||||
быть трещин, |
сколов и следов коррозии. |
|
|
Искровая свеча подогрева состоит из сердечника и бо кового электрода. В сердечник свечи входят уралитовый изолятор 4 (рис. 143), ниппель 3, верхняя 2 и нижняя 1 уплотнительные шайбы, контактная гайка 5 и стержень 6 с центральным электродом 7. Стержень с центральным элек тродом в изоляторе уплотнен термически стойким цемен том так же, как и в искровых зажигательных свечах. Цен тральный электрод диаметром 2 мм изготовлен из стали Х25Т или Х18Н9Т. Боковой электрод состоит из корпуса, изготовленного из шестигранной стали А12, с резьбой Мб х 1 и электрода диаметром 2 мм из никельмарганцевой стали.
Основные конструктивные данные искровых свечей подогрева приведены в таблице 43.
269
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
|
Размер ниппеля |
Диаметр и шаг |
Длина выступающей |
|
Марка свечи |
части центрального |
|||
под ключ, |
резьбы ниппеля, |
электрода, |
||
|
мм |
|
МЛ} |
мм |
CP4I-A |
22 |
22 |
х 1 |
35 |
СР41-Б |
22 |
22 |
X 1 |
15 |
СР41-В |
22 |
22 |
X 1 |
31 |
СР43-У |
22 |
20 |
X 1,5 |
31 |
Как видно из таблицы, искровые свечи подогрева отли чаются длиной центрального электрода.
Уход за искровыми свечами подогрева во время эксплуа тации ничем не отличается от ухода за искровыми зажига тельными свечами.
Пусковые свечи накаливания. Пусковые свечи накали вания применяют так же, как свечи подогрева, для облег чения и ускорения пуска дизеля и некоторых типов карбю раторных двигателей в холодное время года. Они предна значены для повышения температуры сжимаемого воздуха в камере сгорания.
Если пускать холодный дизель без подогрева, то тем пература в камере сгорания в конце такта сжатия может быть недостаточной для самовоспламенения впрыскивае мого топлива. Пусковые свечи накаливания рассчитаны на кратковременный режим работы.
Основной деталью пусковой свечи накаливания явля ется спираль, изготовленная из термически стойкой прово локи с определенным омическим сопротивлением. Спираль свечи накаливания располагают в камере сгорания или во впускном трубопроводе дизеля. При прохождении тока
через спираль |
она нагревается |
до температуры, |
близкой |
к 1000° С, вследствие чего создаются условия для |
воспла |
||
менения топлива. |
выпускают однопровод- |
||
Пусковые |
свечи накаливания |
ными и двухпроводными. В однопроводных свечах нака ливания спираль укреплена одним концом в центральном стержне, изолированном слюдой от корпуса, второй конец спирали укреплен в корпусе свечи.
В двухпроводных свечах накаливания концы спирали изолированы от корпуса и имеют самостоятельные выводы.
Пусковые свечи накаливания / (рис. 144) в электри ческой схеме трактора включены последовательно с кон-
270