Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§8. Симметрия и асимметрия в композиции [62,67,78].

Симметрия в переводе с греческого - соразмерность. С давних пор симметрия считается одним из условий красоты фор­ мы и в значительной мере определяется равновесием композиции изделия (рис.70).

Симметрия означает такой принцип организации элементов, когда их взаимное размещение дает возможность говорить о при­

сутствии оси симметрии, центра симметрии, плоскости

симмет­

рии. Плоскость симметрии делит фигуру на две зеркально

рав­

ные части, расположенные относительно друг друга так,

как

предмет и его зеркальное отражение.

 

 

Примером зеркальной симметрии могут служить

геометри­

ческие фигуры: равнобедренный треугольник (одна ось

симмет­

рии, одна плоскость симметрии), прямоугольник (две

оси

сим­

метрии, две плоскости симметрии), равносторонний треугольник (три оси симметрии, три плоскости симметрии), квадрат (четы­ ре оси симметрии, четыре плоскости симметрии) и т.д.

В технике преобладает техника второго порядка, т.е. две плоскости симметрии делят изделие на две равные части.

Симметрия широко распространена в природе - человеческое

тело, тело

птицы, рыбы,

стоение листа, лепестка цветка и т.д.

в основном

построены по

принципу зеркальной симметрии. Это не

только красиво, но и очень рационально и экономично. В

тех­

нике существует симметрия подобия. В симметрии подобия

счи­

таются "равными" не только действительно равные фигуры,

но и

подобные им, т.е. все фигуры одной и той же формы. Набор га­ ечных ключей, например, построен по законам симметрии подо­ бия.

Важно отличать математическую (идеальную) симметрию от зрительно идеальной симметрии. В действительности в природе идеальной симметрии нет. В жизни мы сталкиваемся с многооб­ разием дисимметрии или зрительной симметрией.

Примером биологической дисимметрии является сам человек. У ладей есть правый тип лица, т.е. правая половина лица более высокая и узкая, чем левая и левый тип - левая половина лица более высокая и узкая, чем правая.

Существует связь между строением той или иной половины

121


г — и

L______ Р

Е

Г

1

3

в)

Ряс. 70.

Симметрия и Есздегетрия в природе и предметном мире: а),б),е)-осевая (зеркальная) и центральная симмет­ рия; в)-винтова» симметрия; г)-симметричное строение, организующее внутреннее пространстве по законам цент­ ральной симметрии; д)-асимьштркная композиция (ка­ пелла в Роишане).

122

лица и его мимикой. В частности, в кривой улыбке принимает участие широкая половина липа, поднятие одной брови происхо­

дит на узкой половине лица.

 

Дисгашетрично человеческое тело - сердце в левой

сто­

роне. У лицей нет зеркально равных стоп ног. Они различается но длине на 1-3 ни.

Руки человека исторически развиты неравномерно. Правая рука сильнее левой на 10%. Несимметричны верхняя и ниивяя по­ ловина зрения (вверх от линии взора угол зрения равен 30°,

вниз - 40°).

Дисюметржя человеческого тела накладывает отпечаток на компоновку технологического оборудования:

1)органы управления располагает, как правило, на пра­ вой стороне;

2)наиболее важные индикаторы, требующие постоянного внимания, располагает в верхней части панели и по возможнос­ ти в левой ее части;

3)ручной инструмент изготавляется под правую руку;

4)при работах, связанных со значительным комплексом дви­ жений и большой физической нагрузкой, правая половина одежды (карман, плечи, сгибы) выполняется из более прочной износо­ устойчивой ткани.

Машина, станок, прибор не должны своим внешним видом

специально задерживать взгляд оператора.

Внимание оператора прежде всего должно привлекаться к рабочему процессу, поэтому проектируемые и изготовляемые кон­ струкции должны быть симметричны, охвачены единым ритмом от компоновки в целом до мельчайшей, различимой с рабочего мес­ та детали.

Надо помнить, что для получения симметрической компози­ ции, отличавшейся четко выраженным ритмом, не требуется ма­ тематической точности.

Нет оснований причислять к асимметрии форму промышленно­ го изделия, если в ней нет математической симметрии, а на глаз она воспринимается как симметричная.

В конструировании станков и приборов для выявления фор­ мы использует как симметрию, так и асимметрию. С законами построения симметрии и асимметрии неразрывно связаны два

123


w m n

г) <?*

д)

Рис. 71.

Статика и динамика:

а)-при нарушении законов равновесия статическая форма прев­ ращается в динамическую; б)-динамическое равновесие строится по закону рычага (произведение массы на плечо); в)-форма са­ молета напоминает аэродинамическую форму птицы; г)-вездеход "Пингвин"; д)-автомооиль с "хвостовым оперением"; е )-динами­ ческая форма гоночной машины подчинена функции быстрого ско­ льзящего движения; ж)-статичность и динамичность в совре­

менных конструкциях.

124

наиболее общих вида композиционного построения формы предме­ та - статичное и динамичное (рис.71).

Например, неподвижные предметы в большинстве случаев статичны, а быстро движущимся предметам свойственна динами­ чная форма [С2,673.

Статичная форма характеризуется уравновешенностью объе­ мов, горизонтальным и вертикальным линейным построением,

нейтральным ритмом элементов.

 

Классическими фигурами статистической формы являются:

квадрат (статичен относительно осей симметрии), окружность

(статична относительно своего центра).

 

Статичны по своей форме многие станки, машины,

электро­

двигатели, насосы, хотя они и обладают внутренней

динамикой.

В художественном конструировании используются закономер­

ности природы, где находится неисчерпаемый запас примеров ра­ циональных конструкций и форм.

Так, здание опирается на фундамент подобно тому, как де­ рево закреплено корнями в земле. Ствол дерева напоминает ко­ лонну, многие формы цветов, листьев скорлуп перенесены в кон­ струкцию покрытий зданий, в корпуса механизмов.

Динамичная форма характеризуется диагональной направлен­ ностью доминирующих линий, изменяющимся ритмом расположения элементов, асимметрией. В геометрии, например, конус и равно­

бедренный треугольник динамичны по высоте.

 

В природе динамичную форму имеют летящие птицы и быстро

плавающие

рыбы ; в

технике - современные самолеты, тепловозы,

автобусы,

легковые

автомобили, суда на подводных крыльях и др.

Предмет одного и того же назначения можно решить как

в

статичной,

так и в динамичной форме. Статичность•обычно

свя­

зывают с симметрией, а динамичность - с асимметрией, но всег­

да то или иное звучание формы определяется функцией и

конст­

рукцией изделия, а не произвольным выбором конструктора.

Как правило, композиция промышленного

изделия основывает­

ся на сочетании закономерности симметрии и

асимметрии.

Так,

станина станка решается всегда с учетом закономерностей

сим­

метрии в статистической композиции, а та часть станка, где со­ вершаются операции, связанные с движением деталей, решается в согласовании с закономерностями асимметрии в динамической ком­ позиции.


Целенаправленное сочетание различных геометрических але-г ментов при формировании структуры изделия оцределяет специ­ фику обьеыно-цространственнов структуры промямленного изде­ лия.

Объемно-пространственная структура - одна из основных категорий композиции. Структура изделия» выраженная констдативнув схему» физико-механические свойства, соотиовенне кор­ пусных и других деталей, связана с понятна! "тектоника" из­ делия.

Тектоника - это образ объемно-пространственно! структу­ ра предмета, который выражает физико-механические свойства конструкции и материалов; вапример, сопротивление опрокиды­ ванию, сжатию, сгибу или растяжению, вибрационным и ииерци- о ш в ш нагрузкам. Тектоыика огревает крепость, равновесие, взаимодействие частей н целого, логику действия механизма.

§9. Виды композиции

По положению в пространстве различаются следующие д щ н композиции (42Д:

I.Фронтальная или плоская композиция. Ее отличительн

чертой является построение элементов пространственной формы в основном по двум координатам - вертикальной и горизонталь­ ной. Идеальным примером фронтальной или плоской композиции является настенный ковер, в композиции которого особую роль играют закономерности ритма, пропорций, калорита, нюанса и коцтраста.

Мнемосхемы также являются пргаюром плоской композиции, в них особое значение приобретает светоцветовой контраст, обеспечивающий хорошую различимость читаемых знаков.

Может создаться впечатление, что подобный вид компози­ ции в машиностроении не применяется. Но фронтальная или плоская композиция применяется н в машиностроении.

Токарвне станки, например, решаются в плоской или фрон­ тальной композиции (рис.72).

Особенностями фронтальной или плоской композиции в ма­ шиностроение является то, что пространственные элементы формы расположены по трем координатам, но так, что вертикаль-

126

Рис. 75.

Схема основных композиционных приемов, используемых в формообразовании современных машин, приборов

и технического оборудования.

129