Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
§8. Симметрия и асимметрия в композиции [62,67,78].
Симметрия в переводе с греческого - соразмерность. С давних пор симметрия считается одним из условий красоты фор мы и в значительной мере определяется равновесием композиции изделия (рис.70).
Симметрия означает такой принцип организации элементов, когда их взаимное размещение дает возможность говорить о при
сутствии оси симметрии, центра симметрии, плоскости |
симмет |
|
рии. Плоскость симметрии делит фигуру на две зеркально |
рав |
|
ные части, расположенные относительно друг друга так, |
как |
|
предмет и его зеркальное отражение. |
|
|
Примером зеркальной симметрии могут служить |
геометри |
|
ческие фигуры: равнобедренный треугольник (одна ось |
симмет |
|
рии, одна плоскость симметрии), прямоугольник (две |
оси |
сим |
метрии, две плоскости симметрии), равносторонний треугольник (три оси симметрии, три плоскости симметрии), квадрат (четы ре оси симметрии, четыре плоскости симметрии) и т.д.
В технике преобладает техника второго порядка, т.е. две плоскости симметрии делят изделие на две равные части.
Симметрия широко распространена в природе - человеческое
тело, тело |
птицы, рыбы, |
стоение листа, лепестка цветка и т.д. |
|
в основном |
построены по |
принципу зеркальной симметрии. Это не |
|
только красиво, но и очень рационально и экономично. В |
тех |
||
нике существует симметрия подобия. В симметрии подобия |
счи |
||
таются "равными" не только действительно равные фигуры, |
но и |
подобные им, т.е. все фигуры одной и той же формы. Набор га ечных ключей, например, построен по законам симметрии подо бия.
Важно отличать математическую (идеальную) симметрию от зрительно идеальной симметрии. В действительности в природе идеальной симметрии нет. В жизни мы сталкиваемся с многооб разием дисимметрии или зрительной симметрией.
Примером биологической дисимметрии является сам человек. У ладей есть правый тип лица, т.е. правая половина лица более высокая и узкая, чем левая и левый тип - левая половина лица более высокая и узкая, чем правая.
Существует связь между строением той или иной половины
121
г — и
L______ Р
Е
Г
1
3
в)
Ряс. 70.
Симметрия и Есздегетрия в природе и предметном мире: а),б),е)-осевая (зеркальная) и центральная симмет рия; в)-винтова» симметрия; г)-симметричное строение, организующее внутреннее пространстве по законам цент ральной симметрии; д)-асимьштркная композиция (ка пелла в Роишане).
122
лица и его мимикой. В частности, в кривой улыбке принимает участие широкая половина липа, поднятие одной брови происхо
дит на узкой половине лица. |
|
Дисгашетрично человеческое тело - сердце в левой |
сто |
роне. У лицей нет зеркально равных стоп ног. Они различается но длине на 1-3 ни.
Руки человека исторически развиты неравномерно. Правая рука сильнее левой на 10%. Несимметричны верхняя и ниивяя по ловина зрения (вверх от линии взора угол зрения равен 30°,
вниз - 40°).
Дисюметржя человеческого тела накладывает отпечаток на компоновку технологического оборудования:
1)органы управления располагает, как правило, на пра вой стороне;
2)наиболее важные индикаторы, требующие постоянного внимания, располагает в верхней части панели и по возможнос ти в левой ее части;
3)ручной инструмент изготавляется под правую руку;
4)при работах, связанных со значительным комплексом дви жений и большой физической нагрузкой, правая половина одежды (карман, плечи, сгибы) выполняется из более прочной износо устойчивой ткани.
Машина, станок, прибор не должны своим внешним видом
специально задерживать взгляд оператора.
Внимание оператора прежде всего должно привлекаться к рабочему процессу, поэтому проектируемые и изготовляемые кон струкции должны быть симметричны, охвачены единым ритмом от компоновки в целом до мельчайшей, различимой с рабочего мес та детали.
Надо помнить, что для получения симметрической компози ции, отличавшейся четко выраженным ритмом, не требуется ма тематической точности.
Нет оснований причислять к асимметрии форму промышленно го изделия, если в ней нет математической симметрии, а на глаз она воспринимается как симметричная.
В конструировании станков и приборов для выявления фор мы использует как симметрию, так и асимметрию. С законами построения симметрии и асимметрии неразрывно связаны два
123
w m n
г) <?*
д)
Рис. 71.
Статика и динамика:
а)-при нарушении законов равновесия статическая форма прев ращается в динамическую; б)-динамическое равновесие строится по закону рычага (произведение массы на плечо); в)-форма са молета напоминает аэродинамическую форму птицы; г)-вездеход "Пингвин"; д)-автомооиль с "хвостовым оперением"; е )-динами ческая форма гоночной машины подчинена функции быстрого ско льзящего движения; ж)-статичность и динамичность в совре
менных конструкциях.
124
наиболее общих вида композиционного построения формы предме та - статичное и динамичное (рис.71).
Например, неподвижные предметы в большинстве случаев статичны, а быстро движущимся предметам свойственна динами чная форма [С2,673.
Статичная форма характеризуется уравновешенностью объе мов, горизонтальным и вертикальным линейным построением,
нейтральным ритмом элементов. |
|
Классическими фигурами статистической формы являются: |
|
квадрат (статичен относительно осей симметрии), окружность |
|
(статична относительно своего центра). |
|
Статичны по своей форме многие станки, машины, |
электро |
двигатели, насосы, хотя они и обладают внутренней |
динамикой. |
В художественном конструировании используются закономер |
ности природы, где находится неисчерпаемый запас примеров ра циональных конструкций и форм.
Так, здание опирается на фундамент подобно тому, как де рево закреплено корнями в земле. Ствол дерева напоминает ко лонну, многие формы цветов, листьев скорлуп перенесены в кон струкцию покрытий зданий, в корпуса механизмов.
Динамичная форма характеризуется диагональной направлен ностью доминирующих линий, изменяющимся ритмом расположения элементов, асимметрией. В геометрии, например, конус и равно
бедренный треугольник динамичны по высоте. |
|
||
В природе динамичную форму имеют летящие птицы и быстро |
|||
плавающие |
рыбы ; в |
технике - современные самолеты, тепловозы, |
|
автобусы, |
легковые |
автомобили, суда на подводных крыльях и др. |
|
Предмет одного и того же назначения можно решить как |
в |
||
статичной, |
так и в динамичной форме. Статичность•обычно |
свя |
зывают с симметрией, а динамичность - с асимметрией, но всег
да то или иное звучание формы определяется функцией и |
конст |
|
рукцией изделия, а не произвольным выбором конструктора. |
||
Как правило, композиция промышленного |
изделия основывает |
|
ся на сочетании закономерности симметрии и |
асимметрии. |
Так, |
станина станка решается всегда с учетом закономерностей |
сим |
метрии в статистической композиции, а та часть станка, где со вершаются операции, связанные с движением деталей, решается в согласовании с закономерностями асимметрии в динамической ком позиции.
Целенаправленное сочетание различных геометрических але-г ментов при формировании структуры изделия оцределяет специ фику обьеыно-цространственнов структуры промямленного изде лия.
Объемно-пространственная структура - одна из основных категорий композиции. Структура изделия» выраженная констдативнув схему» физико-механические свойства, соотиовенне кор пусных и других деталей, связана с понятна! "тектоника" из делия.
Тектоника - это образ объемно-пространственно! структу ра предмета, который выражает физико-механические свойства конструкции и материалов; вапример, сопротивление опрокиды ванию, сжатию, сгибу или растяжению, вибрационным и ииерци- о ш в ш нагрузкам. Тектоыика огревает крепость, равновесие, взаимодействие частей н целого, логику действия механизма.
§9. Виды композиции
По положению в пространстве различаются следующие д щ н композиции (42Д:
I.Фронтальная или плоская композиция. Ее отличительн
чертой является построение элементов пространственной формы в основном по двум координатам - вертикальной и горизонталь ной. Идеальным примером фронтальной или плоской композиции является настенный ковер, в композиции которого особую роль играют закономерности ритма, пропорций, калорита, нюанса и коцтраста.
Мнемосхемы также являются пргаюром плоской композиции, в них особое значение приобретает светоцветовой контраст, обеспечивающий хорошую различимость читаемых знаков.
Может создаться впечатление, что подобный вид компози ции в машиностроении не применяется. Но фронтальная или плоская композиция применяется н в машиностроении.
Токарвне станки, например, решаются в плоской или фрон тальной композиции (рис.72).
Особенностями фронтальной или плоской композиции в ма шиностроение является то, что пространственные элементы формы расположены по трем координатам, но так, что вертикаль-
126
Рис. 75.
Схема основных композиционных приемов, используемых в формообразовании современных машин, приборов
и технического оборудования.
129