Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3)открытые пространственные структуры - мотоциклы, ве­ лосипеды и т.д.;

4)системы с изменяющейся объемно-пространственной структурой - комбайны, подъемные краны, строительные машины;

5)комбинированные системы - отдельные сельскохозяйст­ венные машины, мебель и т.д.

Итак, композиция не просто гармонизирует изделие, пряда­

ет его форме закономерное строение и выразительность, она раскрывает перед человеком смысл формы, внутреннюю логику ее строения. По форме изделия человек должен судить о функцио­ нальном процессе пользования им и строить на этой основе свое

отношение к окружающей среде

(рис.75).

 

Пульт управления, шкалы

приборов должны получить

такое

расположение и такую форму,- которые могли бы "подсказать" опе­ ратору характер и направленность его действий. Композиция, таким образом, должна быть информационной.

Единство композиции выступает как закон организации фор­ мы промышленных изделий, выражает логику ее функционального, эргономического, конструктивного и эстетического строения. Подлинная целостность композиции достигается лишь тогда, ког­ да детально проработаны все требования, предъявляемые к изде­ лию, когда форма предмета сочетает в себе многообразие внеш­ н и и внутренних условий, учитывающих взаимосвязь человека, предмета и окружающей среды.

130

Г л а б а VII

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ

§1. Анализ объекта, как исходный пункт художественного конструирования

Созданию высококачественной современной промышленной продукции предшествует глубокий и целенаправленный художест­ венно-конструкторский анализ. В художественно-конструкторс­ кий анализ входит:

1)сбор информации;

2)выбор действующих аналогов;

3)рассмотрение функциональных достоинств изделия с уче­ том "человеческого фактора" и выявления связей,предмет-среда!;

4)анализ соответствия материалов выполняемой ими функ­ ции и выявление соответствия формы конструкции изделия;

5)определение технологичности конструкции и композиции машины (изделия) [46,75,76].

Остановимся на художественно-конструкторском анализе внутришлифовального станка ЛЗ-IOI, явившемся прототипом для создания внутришлифовального станка-полуавтомата 13-154 1СХКБ

(рис.76,77,78).

Если сравнить эти два станка, то можно заметить,- что фор­ ма станка ЛЗ-IOI наделена целым рядом композиционных, недос­ татков. Даже при беглом взгляде бросается в глаза, отсутствие какой-либо организованной направленности линейных построений. Трудно выделить композиционный центр, отделить главное от вто­ ростепенного (рис.79).

131


&1111

дняэта формы внутршшшровальиих’о ставка;__

а)-верхняя часть станка: полностью отсутствуют композиционные связи между всеми элементами формы, нет единых организующих плоскостей, вы­ деления главного - рабочей зоны; б)-нижняя часчь станка композиционно не связана с верхней, ни­ ша и падающие тени разрушили зрительно всю плос­ кость ; в)-нижняя часть зрительно расчленяется на три плохо взаимосвязанные части; ^-нагро­ мождение объемов, бессистемное их расположение; д)-так композиционно неудачно располагаются не­ которые органы управления станка - они зрягель-

но разрушают целостность композиции.

Форма станка во многих местах дробна и хаотична. В резуль­ тате недостаточного внимания конструкторов к линейным пост­

роениям снижены не только эстетические качества, но и не уч­ тен человеческий фактор - работать на станке неудобно,неудач­ но расположены органы управления (очень низко), не выдержана

масштабность. Станок плохо спропорционирован. Доминирующие группы вертикальных и горизонтальных линий "звучат" с одина-

133

Рис. 80.

Анализ ф о р ш внутришлифовального станка после его модернизации:

а)-хорошо организована верхняя часть станка, все элементы формы композиционно взаимосвязаны, они подчинены форме станка в целом - его горизонталь­ ной теме; б)-четкой стала и организация рабо­ чей зоны, нижняя часть станка также упростилась, она композиционно противопоставлена с л о е н о й струк­ туре верха; в)-органы управления объединены в зо­ ны по горизонтали и подчеркнуты цветом. Какое значение для целостности формы имеют детали вид­ но из следующих трех схем: г)-накладная рамка с желюзийной решеткой несколько дробит форму и ме­

шает целостности; д)-гораздо целостнее была

бы

форма станка, если бы вообще в данном месте уда­

лось избежать накладной рамки, но поскольку

же-

люзи необходимы, то вероятно., лучшим было бы ре­

шение рамки с решеткой заподлицо с общей

плос­

костью станины, а не рельефно (рис.

е).

 

ковой силой, не соподчинены друг другу; модель имеет большое количество выступающих и пустотелых элементов, в результате чего отсутствует визуальное равновесие.

Сложность и беспорядочность линейных построений привели к низким информационным качествам формы модели станка, (очень трудно по форме понять содержание работы станка). Непонятна роль глубокой и высокой ниши в средней части станины. Она делит станину на левую и правую части и тем самым разрушает композиционную целостность ее.

134


Все это психологически утомляет рабочего, снижает произ­ водительность труда.

При художественно-конструкторской работе над этим стан­ ком его технические параметры не изменились, но компоновка технической арматуры приборов, пластика отдельных элементов существенно улучшила внешний вид станка (рис.80).

Приборы

управления и контроля подняты в

зону, удобную

для работы с

этим видом станка. Удобнее стало

осуществлять

и монтажные работы.

 

Изменена компоновка гидросистемы, упрощен ее монтаж, об­ легчено ее обслуживание и ремонт, уменьшено количество доро­ гостоящих шлангов примерно на 8-10?.

Электрошкаф перенесен на заднюю стенку станины, это спо­ собствует повышению безопасности работы. Снижена высота цент­ ров, благодаря чему повышена точность обработки деталей. Из­ менена станина - упрощены ее конструкция и форма, в связи с чем упростилась технология изготовления, понизилась стоимость модельных и литейных работ.

В результате перекомпоновки и усовершенствования отдель­ ных узлов уменьшены габариты станка. Вес конструкции снижен на 500 кг. Снижение себестоимости станка дает условную годо­ вую экономию в сумме 5000 рублей.

После модернизации станка форма его стала более органи­

зованной и выразительной. В ней четко выделены

горизонталь­

ные линии, которые то усиливаясь, то

ослабевая

"завязывают"

композицию и

весь объем станка - это

горизонтали

 

направляю­

щих станины,

горизонтальное расположение панелей,

органов

управления и дверцы с желюзями.

Формообразующая линия контура выразительна .и проста. Она ясно выражает единую горизонтальную тему станка. Главные эле­ менты станка скомпонованы более четко, второстепенные детали упрощены и не отвлекают внимания. Спокойное композиционное решение станины отражает устойчивость, равновесие и проч­ ность конструкции.

Удачно выделена и рабочая зона, которая является композиционым центром в станке, на ней сосредоточено все внимание.

Некоторой функционально обусловленной сложности рабочей зоны, противопоставлена сдержанная простота и лаконичность лицевой части станины.

135


Разгрузка верхней части станка от загромождающих ее аг-. регатов, композиционная уравновешенность всех элементов, пра­

вильное решение

вопроса о главном и второстепенном, как фун­

кционально, так

и композиционно обеспечило целостность

и

прочность формы

станка.

 

Удачно решена и цветовая гамма станка. Станок окрашен в мягкий табачный цвет. Пульты управления покрашены черным цве­ том, создавая необходимый зрительный контраст.

Все эти изменения в конструкции полуавтомата 13-154 позволили найти выразительное пластическое и цветовое решение, которое в определенной степени способствует повышению общей культуры производства. Значительно снижается утомляемость ра­ бочего, повышается производительность труда на 2-3$.

136

Г л а в а VIII

СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

§1. Последовательность процесса художественного конструирования

Процесс художественного конструирования слагается из двух взаимосвязанных процессов £46}: технического и художест­ венного проектирования. Техническое проектирование создает предмет на основе технической целесообразности.

Художественное конструирование придает предмету общест­

венное содержание,

наделяет его "человеческими"

качествами,

добиваясь хорошего

взаимодействия человека и изделия.

Техническое и

художественное конструирование

вместе об­

разуют единый процесс комплексного, рационального проектиро­

вания промышленных изделий, в результате которого

создаются

общественноцелесообразные промышленные изделия, удобные

в

эксплуатации, технически совершенные, экономичные

и красивые.

Таким образом, художественное конструирование не

может

существовать вне общего процесса проектирования и

изготовле­

ния изделий. Пренебрежение этим условием приводит к тому, что художественно-конструкторские проекты оказываются нереальными.

Единая система конструкторской документации ГОСТ 2.103-68 - "Стадии разработки" устанавливает пять стадий проектирова­ ния промышленных изделий:

1)техническое задание,

2)техническое предложение.

137


3)эскизный проект,

4)технический проект,

5)разработка рабочей документации для опытного образца, установочных серий, установившегося серийного или массового производства.

Художественно-конструкторское проектирование ведется на всех стадиях технического проектирования.

Этапы художественного конструирования сливаются, по су­ ществу, в единый процесс, начинающийся еще до составления технического задания и заканчивающийся в целом ряде случаев д о б о д к о й опытного образца.

Остановимся на рассмотрении отдельных этапов художест­ венного конструирования.

§2. Предварительный анализ и составление технического задания

Исследования предшествуют разработке технического зада­ ния, и художник-конструктор уже на этом этапе непосредственно включается в работу, так как уже в техническом задании в об­

щей форме должны быть определены требования технической

эс­

тетики.

 

 

Составление

технического задания включает в себя

цикл

предварительного

анализа.

 

Цреаде всего собирается информация о принципах разработ­ ки проекта, о наличии и величине потребности в новом изделии, о сфере его потребления, характере сбыта, спроса, о месте из­ делия в комплексе вещей, функционально с ним связанных.

На этой стадии художник-конструктор анализирует прототи­ пы изделия и это помогает ему понять задачу художественного конструирования.

Прототипы исследуются по чертежам и образцу, устанавли­ ваются достоинства и недостатки в кинематической и конструк­ тивной схеме, недостатки внешнего вида, технологии, анализи­ руются экономические и технические показатели, связь изделия с человеком и средой. Изучаются вес прототипа, габариты, пот­

ребляемая мощность, стоимость изготовления, окупаемость

в

эксплуатации.

 

138