Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
3)открытые пространственные структуры - мотоциклы, ве лосипеды и т.д.;
4)системы с изменяющейся объемно-пространственной структурой - комбайны, подъемные краны, строительные машины;
5)комбинированные системы - отдельные сельскохозяйст венные машины, мебель и т.д.
Итак, композиция не просто гармонизирует изделие, пряда
ет его форме закономерное строение и выразительность, она раскрывает перед человеком смысл формы, внутреннюю логику ее строения. По форме изделия человек должен судить о функцио нальном процессе пользования им и строить на этой основе свое
отношение к окружающей среде |
(рис.75). |
|
Пульт управления, шкалы |
приборов должны получить |
такое |
расположение и такую форму,- которые могли бы "подсказать" опе ратору характер и направленность его действий. Композиция, таким образом, должна быть информационной.
Единство композиции выступает как закон организации фор мы промышленных изделий, выражает логику ее функционального, эргономического, конструктивного и эстетического строения. Подлинная целостность композиции достигается лишь тогда, ког да детально проработаны все требования, предъявляемые к изде лию, когда форма предмета сочетает в себе многообразие внеш н и и внутренних условий, учитывающих взаимосвязь человека, предмета и окружающей среды.
130
Г л а б а VII
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ
§1. Анализ объекта, как исходный пункт художественного конструирования
Созданию высококачественной современной промышленной продукции предшествует глубокий и целенаправленный художест венно-конструкторский анализ. В художественно-конструкторс кий анализ входит:
1)сбор информации;
2)выбор действующих аналогов;
3)рассмотрение функциональных достоинств изделия с уче том "человеческого фактора" и выявления связей,предмет-среда!;
4)анализ соответствия материалов выполняемой ими функ ции и выявление соответствия формы конструкции изделия;
5)определение технологичности конструкции и композиции машины (изделия) [46,75,76].
Остановимся на художественно-конструкторском анализе внутришлифовального станка ЛЗ-IOI, явившемся прототипом для создания внутришлифовального станка-полуавтомата 13-154 1СХКБ
(рис.76,77,78).
Если сравнить эти два станка, то можно заметить,- что фор ма станка ЛЗ-IOI наделена целым рядом композиционных, недос татков. Даже при беглом взгляде бросается в глаза, отсутствие какой-либо организованной направленности линейных построений. Трудно выделить композиционный центр, отделить главное от вто ростепенного (рис.79).
131
&1111
дняэта формы внутршшшровальиих’о ставка;__
а)-верхняя часть станка: полностью отсутствуют композиционные связи между всеми элементами формы, нет единых организующих плоскостей, вы деления главного - рабочей зоны; б)-нижняя часчь станка композиционно не связана с верхней, ни ша и падающие тени разрушили зрительно всю плос кость ; в)-нижняя часть зрительно расчленяется на три плохо взаимосвязанные части; ^-нагро мождение объемов, бессистемное их расположение; д)-так композиционно неудачно располагаются не которые органы управления станка - они зрягель-
но разрушают целостность композиции.
Форма станка во многих местах дробна и хаотична. В резуль тате недостаточного внимания конструкторов к линейным пост
роениям снижены не только эстетические качества, но и не уч тен человеческий фактор - работать на станке неудобно,неудач но расположены органы управления (очень низко), не выдержана
масштабность. Станок плохо спропорционирован. Доминирующие группы вертикальных и горизонтальных линий "звучат" с одина-
133
Рис. 80.
Анализ ф о р ш внутришлифовального станка после его модернизации:
а)-хорошо организована верхняя часть станка, все элементы формы композиционно взаимосвязаны, они подчинены форме станка в целом - его горизонталь ной теме; б)-четкой стала и организация рабо чей зоны, нижняя часть станка также упростилась, она композиционно противопоставлена с л о е н о й струк туре верха; в)-органы управления объединены в зо ны по горизонтали и подчеркнуты цветом. Какое значение для целостности формы имеют детали вид но из следующих трех схем: г)-накладная рамка с желюзийной решеткой несколько дробит форму и ме
шает целостности; д)-гораздо целостнее была |
бы |
|
форма станка, если бы вообще в данном месте уда |
||
лось избежать накладной рамки, но поскольку |
же- |
|
люзи необходимы, то вероятно., лучшим было бы ре |
||
шение рамки с решеткой заподлицо с общей |
плос |
|
костью станины, а не рельефно (рис. |
е). |
|
ковой силой, не соподчинены друг другу; модель имеет большое количество выступающих и пустотелых элементов, в результате чего отсутствует визуальное равновесие.
Сложность и беспорядочность линейных построений привели к низким информационным качествам формы модели станка, (очень трудно по форме понять содержание работы станка). Непонятна роль глубокой и высокой ниши в средней части станины. Она делит станину на левую и правую части и тем самым разрушает композиционную целостность ее.
134
Все это психологически утомляет рабочего, снижает произ водительность труда.
При художественно-конструкторской работе над этим стан ком его технические параметры не изменились, но компоновка технической арматуры приборов, пластика отдельных элементов существенно улучшила внешний вид станка (рис.80).
Приборы |
управления и контроля подняты в |
зону, удобную |
для работы с |
этим видом станка. Удобнее стало |
осуществлять |
и монтажные работы. |
|
Изменена компоновка гидросистемы, упрощен ее монтаж, об легчено ее обслуживание и ремонт, уменьшено количество доро гостоящих шлангов примерно на 8-10?.
Электрошкаф перенесен на заднюю стенку станины, это спо собствует повышению безопасности работы. Снижена высота цент ров, благодаря чему повышена точность обработки деталей. Из менена станина - упрощены ее конструкция и форма, в связи с чем упростилась технология изготовления, понизилась стоимость модельных и литейных работ.
В результате перекомпоновки и усовершенствования отдель ных узлов уменьшены габариты станка. Вес конструкции снижен на 500 кг. Снижение себестоимости станка дает условную годо вую экономию в сумме 5000 рублей.
После модернизации станка форма его стала более органи
зованной и выразительной. В ней четко выделены |
горизонталь |
|||
ные линии, которые то усиливаясь, то |
ослабевая |
"завязывают" |
||
композицию и |
весь объем станка - это |
горизонтали |
|
направляю |
щих станины, |
горизонтальное расположение панелей, |
органов |
управления и дверцы с желюзями.
Формообразующая линия контура выразительна .и проста. Она ясно выражает единую горизонтальную тему станка. Главные эле менты станка скомпонованы более четко, второстепенные детали упрощены и не отвлекают внимания. Спокойное композиционное решение станины отражает устойчивость, равновесие и проч ность конструкции.
Удачно выделена и рабочая зона, которая является композиционым центром в станке, на ней сосредоточено все внимание.
Некоторой функционально обусловленной сложности рабочей зоны, противопоставлена сдержанная простота и лаконичность лицевой части станины.
135
Разгрузка верхней части станка от загромождающих ее аг-. регатов, композиционная уравновешенность всех элементов, пра
вильное решение |
вопроса о главном и второстепенном, как фун |
|
кционально, так |
и композиционно обеспечило целостность |
и |
прочность формы |
станка. |
|
Удачно решена и цветовая гамма станка. Станок окрашен в мягкий табачный цвет. Пульты управления покрашены черным цве том, создавая необходимый зрительный контраст.
Все эти изменения в конструкции полуавтомата 13-154 позволили найти выразительное пластическое и цветовое решение, которое в определенной степени способствует повышению общей культуры производства. Значительно снижается утомляемость ра бочего, повышается производительность труда на 2-3$.
136
Г л а в а VIII
СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
§1. Последовательность процесса художественного конструирования
Процесс художественного конструирования слагается из двух взаимосвязанных процессов £46}: технического и художест венного проектирования. Техническое проектирование создает предмет на основе технической целесообразности.
Художественное конструирование придает предмету общест
венное содержание, |
наделяет его "человеческими" |
качествами, |
добиваясь хорошего |
взаимодействия человека и изделия. |
|
Техническое и |
художественное конструирование |
вместе об |
разуют единый процесс комплексного, рационального проектиро
вания промышленных изделий, в результате которого |
создаются |
|
общественноцелесообразные промышленные изделия, удобные |
в |
|
эксплуатации, технически совершенные, экономичные |
и красивые. |
|
Таким образом, художественное конструирование не |
может |
|
существовать вне общего процесса проектирования и |
изготовле |
ния изделий. Пренебрежение этим условием приводит к тому, что художественно-конструкторские проекты оказываются нереальными.
Единая система конструкторской документации ГОСТ 2.103-68 - "Стадии разработки" устанавливает пять стадий проектирова ния промышленных изделий:
1)техническое задание,
2)техническое предложение.
137
3)эскизный проект,
4)технический проект,
5)разработка рабочей документации для опытного образца, установочных серий, установившегося серийного или массового производства.
Художественно-конструкторское проектирование ведется на всех стадиях технического проектирования.
Этапы художественного конструирования сливаются, по су ществу, в единый процесс, начинающийся еще до составления технического задания и заканчивающийся в целом ряде случаев д о б о д к о й опытного образца.
Остановимся на рассмотрении отдельных этапов художест венного конструирования.
§2. Предварительный анализ и составление технического задания
Исследования предшествуют разработке технического зада ния, и художник-конструктор уже на этом этапе непосредственно включается в работу, так как уже в техническом задании в об
щей форме должны быть определены требования технической |
эс |
|
тетики. |
|
|
Составление |
технического задания включает в себя |
цикл |
предварительного |
анализа. |
|
Цреаде всего собирается информация о принципах разработ ки проекта, о наличии и величине потребности в новом изделии, о сфере его потребления, характере сбыта, спроса, о месте из делия в комплексе вещей, функционально с ним связанных.
На этой стадии художник-конструктор анализирует прототи пы изделия и это помогает ему понять задачу художественного конструирования.
Прототипы исследуются по чертежам и образцу, устанавли ваются достоинства и недостатки в кинематической и конструк тивной схеме, недостатки внешнего вида, технологии, анализи руются экономические и технические показатели, связь изделия с человеком и средой. Изучаются вес прототипа, габариты, пот
ребляемая мощность, стоимость изготовления, окупаемость |
в |
эксплуатации. |
|
138