Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Лозунгом Баухауза явилось "новое единство искусства и техники". Эта была новаторская школа, ее создатели - глубоко образованные лвди с демократическими взглядами. Заложенная Баухаузом система во многом не потеряла своего значения до се
годняшних дней и составляет основу подготовки дизайнеров |
в |
|
большинстве прогрессивных учебных заведениях мира. |
|
|
В 1922 г. Баухауз переехал в Дассау, где работал до 1933 |
||
года. Фашисты, пришедшие к власти, разогнали Баухауз, после |
|
|
чего большинство его деятелей переехало в США. |
|
|
Основатели и профессора Баухауза В.Гропиус, |
Моголи-Надь, |
|
Элиот Нойес и др. возглавили колледжи и факультеты |
дизайна |
|
в ряде университетов США. Таким образом, во второй половине |
|
30-х годов тот "идеальный", теоретический дизайн, который на чинал создаваться в Баухаузе, целью и назначением которого было упорядочить предметы, сделать более легкими и удобными обращение с ними, этот дизайн слился с коммерческим американ ским дизайном.
Так возникла модель дизайна, которая впоследствии нашла широкое распространение во всех развитых капиталистических странах.
Художественное конструирование Щ Р начало развиваться на базе прошлых достижений в 50-х годах. Большую роль в раз витии художественного конструирования сыграло высшее училище
художественного конструирования в Галле и высшее училище изо бразительного искусства в Берлине. Шиускники этих учебных заведений в 50-х годах пришли на предприятия страны, органи зовав первые художественно-конструкторские бюро.
С 1965 года ведется планомерная работа по внедрению ху
дожественного |
конструирования на всех этапах проектирования |
|
производства, |
распределения и выработки перспективных |
мер |
совершенствования промышленной продукции в рамках государст венной системы управления ее качеством, как важнейшим аспек том социалистического производства.
Художественное проектирование в ГИР стало неотъемлемой частью государственной системы аттестации качества промыш ленной продукции. Государственные знаки качества "Q", "I" и "2" присваиваются только при положительных результатах техни ко-эстетической экспертизы, проведенной с участием художни- ков-конструкторов.
22
Присвоение знака высокого качества означает для предприя тия повышение отпускных оптовых цен, увеличение прибылей и от числений от них на улучшение материально-бытовых условий и премирование работников.
Народная Республика Болгария
Начало систематической деятельности в области художествен ного конструирования в Болгарии было положено постановленная Со вета Министров республики 1963 г. Этим постановлением был ут вержден Совет по промышленной эстетике при Государственном ко митете науки и технического прогресса.
Внастоящее время насчитывается шесть отраслевых центров, занимающихся вопросами технической эстетики и художественного конструирования и наиболее крупный среди них Центр промышлен ной эстетики и художественного проектирования Министерства ма шиностроения.
В1970 году в Высшем институте изобразительных искусств имени Н.Павловича был первый выпуск художников-конструкторов. Очень эффективной является государственная оценка качества.
Создатели образцов продукции с высокими технико-эстетиче скими качествами поощряются государственной премией "Золотые руки".
Польская Народная Республика |
|
Польша не имела сколько-нибудь значительных традиций |
в |
области художественного конструирования, так как до войны про мышленность в стране была развита слабо. Но вскоре после окон чания войны правительство народной Польши стало уделять боль шое внимание эстетическому уровню промышленных изделий. ЕЫло создано Бюро по надзору за выполнением требований технической эстетики к выпускаемой продукции. На базе этого бюро в I960 г. возникло первое в социалистических странах научно-исследова тельское и проектное учреждение в данной области - Варшавский институт технической эстетики.
В 1959 году был образован Совет по технической эстетике при Совете Министров ПНР, сыгравший большую роль в становлении художественного конструирования в стране.
23
В Польше проводятся очень интересные исследовательские работы по проблемам художественного конструирования. Намечены следующие основные направления научно-исследовательской дея тельности ИТЭ:
1)комплексное формирование рабочей среды с целью гума низации условий труда;
2)совершенствование методов проектирования функциональ ных структур и ассортиментных систем;
3)разработка критериев и методов совершенствования про ектных и конструкторских работ в промышленности;
4)исследование проблем экономики качества.
Значительную роль в становлении польского дизайна сыгра ли отделения Варшавской и Краковской академий художеств, ко торые дали первые примеры комплексного решения предметной сре ды при проектировании объектов крупного масштаба.
На одном из конгрессов ИКСИД (Международного совета орга низаций по художественному конструированию) большой интерес вызвал доклад руководителя художественно-исследовательской ма стерской Варшавской академии художеств ученика Корбюзье про фессора Ежи Солтана о проекте комплексного оборудования желез нодорожного вокзала, Варшава-Центр.
Интереснейшие работы ведут польские специалисты в облас ти эргономики, в области создания станков из унифицированных узлов и деталей.
Чехословацкая Социалистическая Республика
Чехословакия обладает богатейшими традициями художествен ного конструирования. Большую роль в этом сыграли возникшие еще в конце XIX века художественно-промышленная школа и худо жественно-промышленный музей в Праге.
После первой мировой войны художественное конструирова ние продолжало развиваться в Чехословакии. Идеи целой плеяды деятелей революционного и прогрессивного искусства Чехослова кии 20-30-х годов были обобщены в капитальном труде Карела Гонзика "Формирование стиля жизни". Многие его мысли сохрани ли свою актуальность до наших дней. Главную задачу всякой про ектной деятельности К.Гонзик видел в создании гармонии предмет ной среды.
24
Профессор Коварж, начавший свою деятельность как худож ник-конструктор в 1939 г., ныне один из известнейших в мире дизайнеров. Он с одинаковым успехом занимался созданием не сложного ручного инструмента и крупных машин - таких, как ав томатический фрезерно-копировальный станок, легковые и грузо вые автомобили "ТАТРА".
Крупный вклад в развитие технической эстетики внес док тор П.Тучный своей работой по созданию ручного инструмента.
Активную работу в области технической эстетики и художе ственного конструирования ведет ряд координационных и научноисследовательских центров.
С начала 60-х годов в Чехословакии растет внимание к раз витию художественного конструирования в машиностроении, В кон це 1964 года создан в качестве совещательного органа при.пра вительстве Совет по технической эстетике. С 1966 года проводят ся конкурсы "Лучшие изделия года". В 1969 году была открыта выставка "Мир вещей", посвященная достижениям технической эс
тетики. Подобные выставки будут проводится раз в |
три года. |
В Чехословакии ведутся интересные работы по |
критериям |
оценки промышленных изделий, особенно в эстетическом аспекте.
Венгерская Народная Республика
В Венгрии художественное конструирование начало применять ся немногим больше десятилетия назад. В 1968 году была проведе на первая отечественная выставка "Дизайн-68". Дважды в год про водится конкурс "Форум отличных товаров".
Качество изделий, получивших знак "Форума отличных това ров" находится под постоянным контролем и предприятия-изгото вители несут за него строгую ответственность. Художников-
конструкторов готовит институт прикладного искусства.
В 1970 году секция художественного конструирования Союза художников и секция технической эстетики Общества охраны автор ских прав были приняты в члены ИКСИДа.
Таким образом, ВНР стала шестой социалистической страной, представленной в этой международной организации.
25
§4. Развитие дизайна в капиталистических странах
Техническая эстетика, как наука, имеет ярко выраженную социальную сущность. Социальная сущность технической эстетики определяется тем, что техническая эстетика неразрывно связана с общественными условиями той среды, в которой она развивает ся. Существует неразрывная связь между качеством продукции, уровнем благосостояния и политикой. Хотя существует широко распространенное мнение враждебных нам идеологов о якобы неза висимости эстетики от политики, но жизнь доказывает обратное
[17, 23, 27, 30, 61].
В буржуазном обществе творческая мысль дизайнеров рабо тает в интересах монополий, добиваясь обеспечивания конкурен тоспособности и получения высокой прибыли и тут капиталисти ческий дизайн добился больших успехов.
Самая важная цель художественного конструирования, как заявляют американские дизайнеры: "...заставить звенеть кассу, выбивающую чеки".
Капиталистический дизайн в основе своей имеет цель: кра сота должна приносить прибыль. Эта цель достигается посредст вом решения двух задач:
1)красота приводит к повышению производительности труда;
2)красота повышает конкурентоспособность товара.
Очень откровенно говорит, например, руководитель службы дизайна фирмы Форд-мотор компании Бординат (США) [30]: "Зани мая центральное положение в производстве товаров широкого по требления, дизайнер не раз просыпается ночью в холодном поту от мысли, что работа и заработок десятков тысяч людей могут зависеть от того, как его карандаш набросает линию крыши или капота автомобиля. Дизайнер никогда не забывает, что удачная композиция нередко ставит фирму-соперницу перед необходимостью
втечение двух или трех лет наверстывать упущенное".
Авот, что писал президент Джонсон виднейшему американс кому дизайнеру Генри Дрейфусу: "Способствуя отличными дизай нерскими разработками появлению отличных изделий, вы,своим мастерством,можете помочь Америке - заработать доллары за ру бежом и таким образом внести ценный вклад в программу расшире ния экспорта, .которая является основным средством снижения де
26
фицита нашего платежного баланса. Эта задача имеет первостепен ное значение для сохранения нашего ведущего положения в запад ном мире" [30].
Художественное конструирование в капиталистических стра нах служит, в основном, для получения сверхприбыли, основано на заранее спланированном моральном старении промышленной про дукции.
"Вся наша экономика основана на искусственно создаваемом моральном старении, - пишет один из ведущих американских ди зайнеров Брукс Стивенс. - № делаем хорошие вещи, побуждаем людей покупать их, а на следующий год намеренно выпускаем не что такое, что заставляет их смотреть на эти вещи, как на ста ромодные, устаревшие" [30].
В современном дизайне капиталистических стран существует четыре основных направления: истинный дизайн, функционализм, стилизация, стайлинг [42].
1.Истиный дизайн - создание изделий на основе функцио нального и композиционного анализов, использования эргономики передовых технических требований. Форма изделия неотделима от содержания. Изделие в целом всесторонне и лучшим образом удов летворяет потребностям человека.
2.Функционализм - метод, в основе которого при создании изделия явное предпочтение отдается функции. Форма изделия вы ражает функцию изделия.
3.Стилизация - конструирование изделия по существующему образцу, воплощающему в себе современные технические требова ния к промышленным изделиям.
4.Стайлинг - придание изделию формы, не имеющей ничего общего с функцией. Это направление - карикатура на дизайн, орудие сверхприбыли, основанное на заранее спланированном мо ральном старении промышленной продукции.
Кратко остановимся на вопросе организации дизайна в от дельных странах и фирмах [30].
Соединенные Штаты Америки
1925 год считается годом рождения дизайна в США, после возвращения американской делегации с Парижской международной
27
выставки прикладного искусства и промышленности. Пионерами ху дожественного конструирования стали чрезвычайно талантливые лвди, которые со временем заняли ведущее место в американском дизайне. По профессии они были архитекторами, театральными ху дожниками, специалистами рекламы, оформления полиграфической продукции, например, Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, Уольтер Дорвин Тит, Питер Мюллер Мунк и другие.
Художественное конструирование утвердилось как экономиче ское явление в 1929-33 годах - в годы жесточайшего экономичес кого кризиса. С начала кризиса 1929 г. американский дизайн становится реальной коммерческой силой.
В это время он постепенно приобретает в полном смысле сло ва массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна”.
Наиболее дальновидные бизнесмены, а позже и широкие круги общественности поняли, какие большие возможности таит в себе художественное конструирование, как велико его значение для привлечения внимания покупателей к промышленной продукции,для успеха ее на рынке и, в конечном счете, для наживы.
В настоящее время подготовкой дизайнеров занимается око ло пятидесяти высших и средних учебных заведений. Во многих фирмах страны есть свои отделы и центры художественного конст руирования. В фирме "Дженерал моторе" (по данным 1967 года) работало 1400 дизайнеров, у Форда - 875.
Художественная школа в Лос-Анжелосе готовит дизайнеров, умеющих приспосабливать новую форму к старой функции и наво дить "позолоту" на изделия.
К лучшим работам американских дизайнеров относятся,глав ным образом, проекты сложных машин, а не бытовых вещей. При создании бытовых приборов широко практикуется стайлинг. В про ектирование производственного оборудования он проник меньше.
Одна из главных областей практического применения худо жественного конструирования - производство автомобилей. В ав томобильной промышленности широкое применение находит стайлинг.
•Автомобиль - визитная карточка американца, свидетельству ющая о благосостоянии и кредитоспособности владельца. Ежегодно американцы расходуют на выплату в рассрочку за автомобиль сум му, равную ассигнованиям на народное образование страны.
28
Одной из старейших фирм художественного конструирования является фирма Генри Дрейфуса, основанная в 1929 году. В на стоящее время существует два отделения этой фирмы в Нью-Йорке и Нале.
Одним из ведущих художников-конструкторов Америки являет ся Раймонд Лоуи - француз по национальности. В числе его пер вых работ была художественная обработка холодильника фирмы "Колдспот". Результат не замедлился сказаться: до художествен ной обработки фирма продавала 15000 холодильников в год, после художественной обработки стала продавать 140000, а чуть позже
- 275000 штук.
А н г л и я
Дизайн в Англии как важное экономическое явление проявил себя в 1930 году, когда Англия стала искать новые пути успеш ной реализации на внешнем рынке своих товаров.
Для координации работ по технической эстетике в 1944 году в Англии был создан Совет по технической эстетике, в задачу которого входит содействие британской промышленности в созда нии высококачественной продукции, помощь фирмам в их конкурен тной борьбе на международном рынке и внедрение в промышленность методов художественного конструирования.
В стране действует постоянная выставка лучших образцов то варов широкого потребления (Дизайн-центр). Экспонаты выставки постоянно обновляются. Лучшие образцы экспонируемых изделий от мечаются специальными премиями.
Совет в своей картотеке имеет сведения о 2500 дизайнерах Англии и рекомендует фирмам соответствующих дизайнеров для вы полнения необходимых работ.
Дизайнеров в Англии готовят в восьми высших и специальных художественных школах. Руководящую роль в подготовке художни ков-конструкторов для промышленности принадлежит Королевскому колледжу искусств в Лондоне.
Большую помощь английским дизайнерам оказывает их професси онально-творческое объединение - Общество художников промышлен ности и дизайнеров, насчитывающее около 2000 членов. Работая
29