Файл: Артемова, Г. А. Основы художественного конструирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лозунгом Баухауза явилось "новое единство искусства и техники". Эта была новаторская школа, ее создатели - глубоко образованные лвди с демократическими взглядами. Заложенная Баухаузом система во многом не потеряла своего значения до се­

годняшних дней и составляет основу подготовки дизайнеров

в

большинстве прогрессивных учебных заведениях мира.

 

 

В 1922 г. Баухауз переехал в Дассау, где работал до 1933

года. Фашисты, пришедшие к власти, разогнали Баухауз, после

 

чего большинство его деятелей переехало в США.

 

 

Основатели и профессора Баухауза В.Гропиус,

Моголи-Надь,

Элиот Нойес и др. возглавили колледжи и факультеты

дизайна

в ряде университетов США. Таким образом, во второй половине

 

30-х годов тот "идеальный", теоретический дизайн, который на­ чинал создаваться в Баухаузе, целью и назначением которого было упорядочить предметы, сделать более легкими и удобными обращение с ними, этот дизайн слился с коммерческим американ­ ским дизайном.

Так возникла модель дизайна, которая впоследствии нашла широкое распространение во всех развитых капиталистических странах.

Художественное конструирование Щ Р начало развиваться на базе прошлых достижений в 50-х годах. Большую роль в раз­ витии художественного конструирования сыграло высшее училище

художественного конструирования в Галле и высшее училище изо­ бразительного искусства в Берлине. Шиускники этих учебных заведений в 50-х годах пришли на предприятия страны, органи­ зовав первые художественно-конструкторские бюро.

С 1965 года ведется планомерная работа по внедрению ху­

дожественного

конструирования на всех этапах проектирования

производства,

распределения и выработки перспективных

мер

совершенствования промышленной продукции в рамках государст­ венной системы управления ее качеством, как важнейшим аспек­ том социалистического производства.

Художественное проектирование в ГИР стало неотъемлемой частью государственной системы аттестации качества промыш­ ленной продукции. Государственные знаки качества "Q", "I" и "2" присваиваются только при положительных результатах техни­ ко-эстетической экспертизы, проведенной с участием художни- ков-конструкторов.

22


Присвоение знака высокого качества означает для предприя­ тия повышение отпускных оптовых цен, увеличение прибылей и от­ числений от них на улучшение материально-бытовых условий и премирование работников.

Народная Республика Болгария

Начало систематической деятельности в области художествен­ ного конструирования в Болгарии было положено постановленная Со­ вета Министров республики 1963 г. Этим постановлением был ут­ вержден Совет по промышленной эстетике при Государственном ко­ митете науки и технического прогресса.

Внастоящее время насчитывается шесть отраслевых центров, занимающихся вопросами технической эстетики и художественного конструирования и наиболее крупный среди них Центр промышлен­ ной эстетики и художественного проектирования Министерства ма­ шиностроения.

В1970 году в Высшем институте изобразительных искусств имени Н.Павловича был первый выпуск художников-конструкторов. Очень эффективной является государственная оценка качества.

Создатели образцов продукции с высокими технико-эстетиче­ скими качествами поощряются государственной премией "Золотые руки".

Польская Народная Республика

 

Польша не имела сколько-нибудь значительных традиций

в

области художественного конструирования, так как до войны про­ мышленность в стране была развита слабо. Но вскоре после окон­ чания войны правительство народной Польши стало уделять боль­ шое внимание эстетическому уровню промышленных изделий. ЕЫло создано Бюро по надзору за выполнением требований технической эстетики к выпускаемой продукции. На базе этого бюро в I960 г. возникло первое в социалистических странах научно-исследова­ тельское и проектное учреждение в данной области - Варшавский институт технической эстетики.

В 1959 году был образован Совет по технической эстетике при Совете Министров ПНР, сыгравший большую роль в становлении художественного конструирования в стране.

23

В Польше проводятся очень интересные исследовательские работы по проблемам художественного конструирования. Намечены следующие основные направления научно-исследовательской дея­ тельности ИТЭ:

1)комплексное формирование рабочей среды с целью гума­ низации условий труда;

2)совершенствование методов проектирования функциональ­ ных структур и ассортиментных систем;

3)разработка критериев и методов совершенствования про­ ектных и конструкторских работ в промышленности;

4)исследование проблем экономики качества.

Значительную роль в становлении польского дизайна сыгра­ ли отделения Варшавской и Краковской академий художеств, ко­ торые дали первые примеры комплексного решения предметной сре­ ды при проектировании объектов крупного масштаба.

На одном из конгрессов ИКСИД (Международного совета орга­ низаций по художественному конструированию) большой интерес вызвал доклад руководителя художественно-исследовательской ма­ стерской Варшавской академии художеств ученика Корбюзье про­ фессора Ежи Солтана о проекте комплексного оборудования желез­ нодорожного вокзала, Варшава-Центр.

Интереснейшие работы ведут польские специалисты в облас­ ти эргономики, в области создания станков из унифицированных узлов и деталей.

Чехословацкая Социалистическая Республика

Чехословакия обладает богатейшими традициями художествен­ ного конструирования. Большую роль в этом сыграли возникшие еще в конце XIX века художественно-промышленная школа и худо­ жественно-промышленный музей в Праге.

После первой мировой войны художественное конструирова­ ние продолжало развиваться в Чехословакии. Идеи целой плеяды деятелей революционного и прогрессивного искусства Чехослова­ кии 20-30-х годов были обобщены в капитальном труде Карела Гонзика "Формирование стиля жизни". Многие его мысли сохрани­ ли свою актуальность до наших дней. Главную задачу всякой про­ ектной деятельности К.Гонзик видел в создании гармонии предмет­ ной среды.

24


Профессор Коварж, начавший свою деятельность как худож­ ник-конструктор в 1939 г., ныне один из известнейших в мире дизайнеров. Он с одинаковым успехом занимался созданием не­ сложного ручного инструмента и крупных машин - таких, как ав­ томатический фрезерно-копировальный станок, легковые и грузо­ вые автомобили "ТАТРА".

Крупный вклад в развитие технической эстетики внес док­ тор П.Тучный своей работой по созданию ручного инструмента.

Активную работу в области технической эстетики и художе­ ственного конструирования ведет ряд координационных и научноисследовательских центров.

С начала 60-х годов в Чехословакии растет внимание к раз­ витию художественного конструирования в машиностроении, В кон­ це 1964 года создан в качестве совещательного органа при.пра­ вительстве Совет по технической эстетике. С 1966 года проводят­ ся конкурсы "Лучшие изделия года". В 1969 году была открыта выставка "Мир вещей", посвященная достижениям технической эс­

тетики. Подобные выставки будут проводится раз в

три года.

В Чехословакии ведутся интересные работы по

критериям

оценки промышленных изделий, особенно в эстетическом аспекте.

Венгерская Народная Республика

В Венгрии художественное конструирование начало применять­ ся немногим больше десятилетия назад. В 1968 году была проведе­ на первая отечественная выставка "Дизайн-68". Дважды в год про­ водится конкурс "Форум отличных товаров".

Качество изделий, получивших знак "Форума отличных това­ ров" находится под постоянным контролем и предприятия-изгото­ вители несут за него строгую ответственность. Художников-

конструкторов готовит институт прикладного искусства.

В 1970 году секция художественного конструирования Союза художников и секция технической эстетики Общества охраны автор­ ских прав были приняты в члены ИКСИДа.

Таким образом, ВНР стала шестой социалистической страной, представленной в этой международной организации.

25

§4. Развитие дизайна в капиталистических странах

Техническая эстетика, как наука, имеет ярко выраженную социальную сущность. Социальная сущность технической эстетики определяется тем, что техническая эстетика неразрывно связана с общественными условиями той среды, в которой она развивает­ ся. Существует неразрывная связь между качеством продукции, уровнем благосостояния и политикой. Хотя существует широко распространенное мнение враждебных нам идеологов о якобы неза­ висимости эстетики от политики, но жизнь доказывает обратное

[17, 23, 27, 30, 61].

В буржуазном обществе творческая мысль дизайнеров рабо­ тает в интересах монополий, добиваясь обеспечивания конкурен­ тоспособности и получения высокой прибыли и тут капиталисти­ ческий дизайн добился больших успехов.

Самая важная цель художественного конструирования, как заявляют американские дизайнеры: "...заставить звенеть кассу, выбивающую чеки".

Капиталистический дизайн в основе своей имеет цель: кра­ сота должна приносить прибыль. Эта цель достигается посредст­ вом решения двух задач:

1)красота приводит к повышению производительности труда;

2)красота повышает конкурентоспособность товара.

Очень откровенно говорит, например, руководитель службы дизайна фирмы Форд-мотор компании Бординат (США) [30]: "Зани­ мая центральное положение в производстве товаров широкого по­ требления, дизайнер не раз просыпается ночью в холодном поту от мысли, что работа и заработок десятков тысяч людей могут зависеть от того, как его карандаш набросает линию крыши или капота автомобиля. Дизайнер никогда не забывает, что удачная композиция нередко ставит фирму-соперницу перед необходимостью

втечение двух или трех лет наверстывать упущенное".

Авот, что писал президент Джонсон виднейшему американс­ кому дизайнеру Генри Дрейфусу: "Способствуя отличными дизай­ нерскими разработками появлению отличных изделий, вы,своим мастерством,можете помочь Америке - заработать доллары за ру­ бежом и таким образом внести ценный вклад в программу расшире­ ния экспорта, .которая является основным средством снижения де­

26


фицита нашего платежного баланса. Эта задача имеет первостепен­ ное значение для сохранения нашего ведущего положения в запад­ ном мире" [30].

Художественное конструирование в капиталистических стра­ нах служит, в основном, для получения сверхприбыли, основано на заранее спланированном моральном старении промышленной про­ дукции.

"Вся наша экономика основана на искусственно создаваемом моральном старении, - пишет один из ведущих американских ди­ зайнеров Брукс Стивенс. - № делаем хорошие вещи, побуждаем людей покупать их, а на следующий год намеренно выпускаем не­ что такое, что заставляет их смотреть на эти вещи, как на ста­ ромодные, устаревшие" [30].

В современном дизайне капиталистических стран существует четыре основных направления: истинный дизайн, функционализм, стилизация, стайлинг [42].

1.Истиный дизайн - создание изделий на основе функцио­ нального и композиционного анализов, использования эргономики передовых технических требований. Форма изделия неотделима от содержания. Изделие в целом всесторонне и лучшим образом удов­ летворяет потребностям человека.

2.Функционализм - метод, в основе которого при создании изделия явное предпочтение отдается функции. Форма изделия вы­ ражает функцию изделия.

3.Стилизация - конструирование изделия по существующему образцу, воплощающему в себе современные технические требова­ ния к промышленным изделиям.

4.Стайлинг - придание изделию формы, не имеющей ничего общего с функцией. Это направление - карикатура на дизайн, орудие сверхприбыли, основанное на заранее спланированном мо­ ральном старении промышленной продукции.

Кратко остановимся на вопросе организации дизайна в от­ дельных странах и фирмах [30].

Соединенные Штаты Америки

1925 год считается годом рождения дизайна в США, после возвращения американской делегации с Парижской международной

27

выставки прикладного искусства и промышленности. Пионерами ху­ дожественного конструирования стали чрезвычайно талантливые лвди, которые со временем заняли ведущее место в американском дизайне. По профессии они были архитекторами, театральными ху­ дожниками, специалистами рекламы, оформления полиграфической продукции, например, Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, Уольтер Дорвин Тит, Питер Мюллер Мунк и другие.

Художественное конструирование утвердилось как экономиче­ ское явление в 1929-33 годах - в годы жесточайшего экономичес­ кого кризиса. С начала кризиса 1929 г. американский дизайн становится реальной коммерческой силой.

В это время он постепенно приобретает в полном смысле сло­ ва массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна”.

Наиболее дальновидные бизнесмены, а позже и широкие круги общественности поняли, какие большие возможности таит в себе художественное конструирование, как велико его значение для привлечения внимания покупателей к промышленной продукции,для успеха ее на рынке и, в конечном счете, для наживы.

В настоящее время подготовкой дизайнеров занимается око­ ло пятидесяти высших и средних учебных заведений. Во многих фирмах страны есть свои отделы и центры художественного конст­ руирования. В фирме "Дженерал моторе" (по данным 1967 года) работало 1400 дизайнеров, у Форда - 875.

Художественная школа в Лос-Анжелосе готовит дизайнеров, умеющих приспосабливать новую форму к старой функции и наво­ дить "позолоту" на изделия.

К лучшим работам американских дизайнеров относятся,глав­ ным образом, проекты сложных машин, а не бытовых вещей. При создании бытовых приборов широко практикуется стайлинг. В про­ ектирование производственного оборудования он проник меньше.

Одна из главных областей практического применения худо­ жественного конструирования - производство автомобилей. В ав­ томобильной промышленности широкое применение находит стайлинг.

•Автомобиль - визитная карточка американца, свидетельству­ ющая о благосостоянии и кредитоспособности владельца. Ежегодно американцы расходуют на выплату в рассрочку за автомобиль сум­ му, равную ассигнованиям на народное образование страны.

28


Одной из старейших фирм художественного конструирования является фирма Генри Дрейфуса, основанная в 1929 году. В на­ стоящее время существует два отделения этой фирмы в Нью-Йорке и Нале.

Одним из ведущих художников-конструкторов Америки являет­ ся Раймонд Лоуи - француз по национальности. В числе его пер­ вых работ была художественная обработка холодильника фирмы "Колдспот". Результат не замедлился сказаться: до художествен­ ной обработки фирма продавала 15000 холодильников в год, после художественной обработки стала продавать 140000, а чуть позже

- 275000 штук.

А н г л и я

Дизайн в Англии как важное экономическое явление проявил себя в 1930 году, когда Англия стала искать новые пути успеш­ ной реализации на внешнем рынке своих товаров.

Для координации работ по технической эстетике в 1944 году в Англии был создан Совет по технической эстетике, в задачу которого входит содействие британской промышленности в созда­ нии высококачественной продукции, помощь фирмам в их конкурен­ тной борьбе на международном рынке и внедрение в промышленность методов художественного конструирования.

В стране действует постоянная выставка лучших образцов то­ варов широкого потребления (Дизайн-центр). Экспонаты выставки постоянно обновляются. Лучшие образцы экспонируемых изделий от­ мечаются специальными премиями.

Совет в своей картотеке имеет сведения о 2500 дизайнерах Англии и рекомендует фирмам соответствующих дизайнеров для вы­ полнения необходимых работ.

Дизайнеров в Англии готовят в восьми высших и специальных художественных школах. Руководящую роль в подготовке художни­ ков-конструкторов для промышленности принадлежит Королевскому колледжу искусств в Лондоне.

Большую помощь английским дизайнерам оказывает их професси­ онально-творческое объединение - Общество художников промышлен­ ности и дизайнеров, насчитывающее около 2000 членов. Работая

29