ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
порта составляет менее 6%. Наиболее массовые грузопассажирские перевозки осуществляются на короткие расстояния в городах, приго родных зонах и на подъездных путях к железнодорожным и водным магистралям. Автомобильный транспорт обладает высокой маневрен ностью и приспособленностью к разнообразным условиям перевозок. Наибольшую роль он играет в перевозках массовых грузов и пассажи ров на короткие расстояния в пределах отдельных районов, городов, пригородных зон, а также широко используется для подвоза грузов состанций и'портов и доставки потребителю. В районах с развитыми же лезнодорожными и водными путями сообщений автомобильный транс порт служит для централизованного завоза и вывоза грузов со стан ций железных дорог, пристаней и портов. Большое народнохозяйствен ное значение этот вид транспорта имеет для освоения горных местно
стей и территорий со слабо развитыми |
железнодорожными и водными' |
||||
путями, |
соединяя с ними удаленные |
промышленные, сельскохозяй |
|||
ственные и малонаселенные районы. |
|
и быстрота |
|||
Воздушный транспорт. |
Высокая скорость движения |
||||
доставки |
грузов |
и пассажиров —отличительная черта |
воздушного |
||
транспорта. Он |
широко |
используется для перевозки |
пассажиров, |
почты, различных ценных и срочных грузов. Воздушный транспорт иг рает важную роль не только во внутреннем сообщении, но и в между народных пассажирских и грузовых перевозках. Международные ави ационные связи СССР из года в год расширяются. Особо важную роль авиация играет- в полярных, горных, пустынных районах и там, где совсем отсутствуют или слабо развиты другие виды транспорта.
Трубопроводный транспорт. Преимущество трубопроводного транс порта заключается в том, что газ, нефть и нефтепродукты транспорти руются по трубопроводам без потерь непосредственно от мест добы чи к местам потребления.
Трубопроводы являются более экономичным, надежным и прогрес сивным видом транспорта для жидких грузов и газов; они работают кру глый год при любых климатических условиях и сводят к минимуму потери ценных продуктов. Доставка этих продуктов обходится в не сколько раз дешевле, чем на других видах транспорта.
Общая протяженность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составляла к началу 1974 г. более 48 тыс. км.
Наиболее крупной системой трубопроводов для транспорта нефт» надо считать нефтепровод «Дружба», построенный совместными усили ями стран-членов Совета экономической взаимопомощи: Советского Союза, Польши, Германской Демократической Республики, Чехосло вакии и Венгрии. Общая длина трубопровода 5116 км, в том числена территории СССР—3455 км. По протяженности и пропускной способ
ности нефтепровод «Дружба» является |
наиболее |
мощным |
в мире. |
Он начинается в районе Куйбышева, пересекает |
Волгу и проходит |
||
по средней полосе РСФСР около Брянска |
и по территории |
Белорус |
сии до Мозыря. Далее трубопровод разветвляется. Южная ветвь уложена на территории Украины к границе Советского Срюза с ЧехоСловакией и идет до Братиславы с ответвлением в Венгрию. Северная часть направлена к границе а Польшей и через территорию последней:
13
проходит в Германскую Демократическую Республику, снабжая по пути сырьем нефтеперерабатывающие заводы Польши. Одновременно нефтепровод подает нефть на Полоцкий завод в Белорусской респуб
лике |
и в морские порты Балтики. Транспортировка |
нефти |
по |
тру |
|
бопроводу |
«Дружба» снижает расходы примерно |
на |
250 |
млн. |
|
руб. |
в год |
по сравнению с перевозками -железнодорожным транс |
портом.
К крупнейшим нефтепроводам мира следует отнести также Транс сибирский нефтепровод Туймазы — Омск—Иркутск. Он начинается в районе нефтяных месторождений Башкирии, пересекает Уральский хребет, Западную и часть Восточной Сибири и доходит до Иркутского нефтеперерабатывающего завода. Протяженность трубопровода около
3700 км.
Дальнейшее развитие трубопроводного транспорта в Советском Союзе предопределяется в основном быстрым развитием добычи нефти в районах Западно-Сибирской низменности.
Для транспортировки нефти Западно-Сибирских месторождений намечается создать три системы:
южную— к |
нефтеперерабатывающим заводам Западной Сибири |
и Казахстана. |
Основная часть этой системы — нефтепровод Усть- |
Балык — Омск |
протяжением около 1000 км — уже построена и экс |
плуатируется. |
|
С вводом в действие в 1973 г. мощного магистрального нефтепровода Самотлор — Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск, не имею щего себе равных в мировой практике, нефть богатейших месторожде ний Тюменской области получила широкий выход в европейскую часть страны — к местам ее наибольшего потребления;
восточную — к нефтеперерабатывающим заводам Восточной Сибири и Дальнего Востока;
западную — для подачи нефти к нефтеперерабатывающим заводам европейских районов страны, на экспорт в страны Восточной Европы через порты Черного й Балтийского морей.
Предстоит расширить сеть продуктопроводов для пол , дуктов от перерабатывающих заводов к потребителям.
Сеть газопроводов к началу 1974 г. превышала 84 тыс. км.
2.География основных грузопотоков в стране
Впроцессе производства и потребления продукции между отрас лями народного хозяйства, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, экономическими районами складываются транспорт но-экономические связи, которые определяют объем перевозок грузов, напряжение и структуру грузопотоков. Следует различать три вида экономических связей, важных для транспорта: межрайонные, вну трирайонные и международные.
Воснове межрайонных транспортно-экономических связей лежит обмен продуктами, на производстве которых районы специализи руются.
н
Внутрирайонные транспортно-экономические связи определяются хозяйственной структурой района (сочетанием различных отраслей производства) и его территориальной структурой (размещением произ водства по территории района).
Международные транспортно-экономические связи возникают в результате участия нашей страны в мировой торговле. Особо выде ляются транспортно-экономические связи с социалистическими госу дарствами, которые являются результатом планового согласованного развития экономики стран-членов Совета экономической взаимопо мощи.
Транспортно-экономические связи показывают, из каких районов (пунктов) отправляется определенное количество грузов (или отдель ного груза) и в какой район (пункт) он поступает и распределяется по отдельным видам транспорта.
Распределение перевозок между различными видами транспорта устанавливается государственным планом в соответствии в необходи мостью наиболее рационального использования каждого из них в кон кретных условиях и обеспечения должного взаимодействия между ними как звеньями единой транспортной сети.
П р о д у к ц и е й т р а н с п о р т а является перемещение (пере возки) грузов и пассажиров, которое обычно измеряется натуральны ми величинами, отражающими объем грузовых и пассажирских пере возок и их расстояние.
Обобщенным измерителем транспортной продукции по . грузовым перевозкам являются тонно-километрьг- нетто, представляющие собой произведение веса перевезенных грузов в тоннах на расстояние пере возки в километрах и характеризующие величину г р у з о о б о р о т а .
Грузооборот всех видов транспорта СССР в 1975 г. увеличится по сравнению с 1970 г. на 32—35%, при этом грузооборот железнодорож ного транспорта возрастает примерно на 22%.
Наибольший прирост перевозок будет на направлениях, связыва ющих Восточную Сибирь, Кузбасс и Казахстан с Уралом, Поволжьем и Центром. Эго обусловлено большими размерами капитального стро ительства в районах Сибири и Казахстана, созданием новых мощных промышленных баз на востоке страны, ростом лесозаготовок в Сибири и дальнейшим развитием сельскохозяйственного производства в этих районах.
Грузооборот страны определяется прежде всего перевозками мас совых продуктов. Так, на железнодорожном транспорте 80% всего грузооборота связано с перевозками каменного угля, сырой нефти и нефтепродуктов, минерально-строительных материалов, лесопродук ции, черных металлов и различных руд, хлебных грузов. На речном транспорте на долю указанных грузов приходится свыше 90% пе ревозок.
Производственный тип района и структура его хозяйства отража ются в структуре перевозок грузов и в общих размерах грузовой мас сы, поступающей на транспортную сеть.
Различают четыре типа экономических районов: тяжелой индустрии, обрабатывающей индустрии, индустриально-земледельческие, нефте-
15
знергохимические. Однако это неч означает, что в перечисленных рай онах не развиваются другие отрасли народного хозяйства. Это лишь свидетельствует о преобладающем характере экономики данных рай онов. Так, в районах тяжелой индустрии преобладает добыча энерге тического и коксующего угля, выплавка черных и цветных металлов, не связанные с металлургией химические производства, преимущест венно металлоемкое машиностроение; такие районы характеризуют ся, как правило, мощными внутрирайонными, и межрайонными грузо потоками, активным транспортным балансом — вывоз из района боль ше ввоза в район, а пути сообщения — густой транспортной сетью. Важнейший вид транспорта в районах этого типа — железнодорож ный. К ним следует в первую очередь отнести: Донецко-Приднепров ский, Уральский, Казахстанский (центральная часть), Западно-Сибир ский (южная часть, обслуживаемая Западно-Сибирской дорогой). Это районы, где в грузообороте ведущее'место занимают угольно-метал лургические грузы — каменный уголь, железная руда, черные метал лы и некоторые другие важнейшие народнохозяйственные грузы.
Наиболее мощные потоки этих грузов следуют по магистралям: Дебальцево — Ясиноватая — Синельниково — Нижнеднепровск—Верхов- цево —Пятихатки и на запад —Пятихатки — Знаменка —Мироновка— Фастов и далее на Львов и Чоп. К Фастову также подходит поток по направлению Никитовка — Константиновна —Лозовая —-Полтава — Киев—Фактов. Значительных размеров достигают грузопотоки по на правлениям Волноваха — Пологи — Запорожье—Никополь—Долгин- цево, Лихая —Волгоград, Дебальцево—Купянск—Георгиу-Деж, Ило- вайское—Ростов и Зверево—Горная —Ростов, Красный Лиман — Основа —Курск, Дебальцево —Купянск —Валуйки.
Из Западной Сибири и Казахстана большие потоки угольно-метал лургических грузов следуют по магистралям: Прокопьевск—Артышта— Проектная — Новосибирск и далее на Омск —Свердловск и Омск — Челябинск, на юго-запад по линиям Артышта—Алтайская—Барнаул— Алма-Ата—Арысь, Барнаул — Кулунда — Павлодар—Целиноград— Карталы — Магнитогорск, Караганда — Петропавловск— Курган — Челябинск, а также по направлению Караганда—Жарык—Моинты— Чу—Арысь.
Районы обрабатывающей индустрии, такие, как Центральный, Волго-Вятский, Белорусский, Прибалтийский, Северо-Западный (юго-западная часть), имеют отрасли машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности. Для них характерно преоблада ние ввоза над вывозом, так как ввозят они сырье, а вывозят транспор табельную готовую продукцию; широкое развитие межрайонных свя зей — они получают сырье и топливо из немногих районов, а свою про дукцию отправляют во все районы; развитая транспортная сеть, осо бенно ее магистральные направления. Именно к этим'районам подхо дят крупнейшие из межрайонных электрифицированных магистралей: Байкал — Москва, Урал — Москва, Кавказ —Донбасс — Москва — Ленинград.
Индустриально-земледельческими районами явдяются степные об ласти Западной Сибири и Северного Казахстана, Средняя Азия, Юг
16
и Юго-Запад страны. Эти районы характеризуются большой распылен ностью грузообразования. Значительные грузопотоки здесь концен трируются лишь на выходах из района. Поэтому для них большое зна чение имеет автотранспорт. Продукция, подвозимая автотранспортом, накапливается у железных дорог, которые перевозят ее в центры пе реработки и в другие районы.
В формировании грузооборота районов е развитыми нефтехимиче скими производствами ведущую роль играют добыча нефти и газа, Неф тепереработка, производство химических продуктов. Транспортная система таких районов включает разветвленную сеть внутрирайонных трубопроводов, от которой в другие районы отходят мощные нефте-и газопроводные магистрали.
Большую роль в перевозках нефтегрузов играет железнодорожный транспорт. Ведущее место в отправлении нефтегрузов занимают УралоВолжский район, а также Северный Кавказ, Казахстан, республики Средней Азии, Украина и Западная Сибирь. Значительные потоки нефтегрузов следуют на запад по таким магистралям, как Уфа— Чишмы — Киндяковка — Инза — Москва, Чишмы —- Кинель—Куйбы- шев^-Сызрань, где поток раздваивается —одна часть выходит на линию Сызрань— Рузаевка — Москва, другая на линии Сызрань—Пенза— Ртищево—Балашов—Купянск—Харьков, Иловля—Волгоград—Тихо рецкая—Новороссийск. В восточном направлении основной поток неф тегрузов проходит по магистрали Сызрань—Куйбышев—Дема—Челя бинск—Омск и далее на восток с отклонением на примыкающие линии Кузбасса.
Объемы и направления перевозок нефтегрузов непрерывно меня ются в связи с открытием новых крупных месторождений нефти на востоке и других районах страны.
Нефть и нефтепродукты являются важнейшим грузом морского транспорта, они в большом размере перевозятся по Каспийскому морю, а также по Черному, Балтийскому и Дальневосточному морям как внутри страны, так и на экспорт.
Для железной руды характерны перевозки в основном в пределах тех крупных экономических районов, в которых она добывается, кро ме крупных поставок украинской руды в Центр и на экспорт, а так же казахстанской руды в Западную Сибирь и на Урал. На долю Прид непровской, Западно-Сибирской и Казахской дорог приходится 70% общего отправления руды. При этом 90% общего прибытия ее скон центрировано на станциях Донецкой, Приднепровской, Западно-Си бирской, Львовской, Южно-Уральской и Свердловской дорог.
Получили развитие речные перевозки железной руды, в частности по Днепру и Беломорско-Балтийскому каналу, морские перевозки железной и марганцевой руды по Черному и Азовскому морям.
Черные металлы почти полностью перевозятся железнодорожным транспортом. Для них характерна чрезвычайная концентрация отправ
ления. |
-j——— ____ |
На |
Донецкую, Приднепровскую, Южно-Уральскую,. Сверддр'з- |
скую |
и Западно-Сибирскую дороги приходится WY&-всего отправ |
ления |
металла, а прибытие его рассредоточено ирхв^ттЦВает почтгё все |