Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ездов, подачей (уборкой) вагонов под погрузку, выгрузку и местными

внутристанционными операциями руководят

с т а н ц и о н н

ы е и

м а н е в р о в ы е д и с п е т ч е р ы (ДСД).

В отделениях

опера­

тивное руководство эксплуатационной работой осуществляют с т а р ­

ш и й

д и с п е т ч е р (ДНЦС)

и его заместители, с м е н и ы е' д е ­

ж у р н ы е

по о т д е л е н и ю

(ДНЦО),

п о е з д н ы е

у ч а с т ­

к о в ы е

и

у з л о в ы е д и с п е т ч е р ы

(ДНЦ), на

некоторых

отделениях

д и с п е т ч е р

ы-в а г о н о р а с п о р я д и т е л и

(ДНЦВ),

руководящие работой с местным грузом и обеспечением по­

грузки

порожними вагонами, и локомотивные диспетчеры.

 

В службе движения дороги диспетчерское руководство осущест­ вляют дежурные помощники начальника оперативно-распорядитель­ ного отдела — д о р о ж н ы е д и с п е т ч е р ы (ДГП). Дорожный диспетчер контролирует работу отделений, планирует оборот локомо­ тивов на участках обращения, охватывающих два и более отделений, и решает оперативные вопросы, возникающие на стыках между отделе­ ниями. Обычно в смену дежурят сменный заместитель начальника оперативно-распорядительного отдела и два-три дорожных диспетчера, каждый из которых отвечает за работу определенной группы отделений. Основная задача ДГП заключается в выполнении планов отправления и продвижения поездов, формирования составов на сортировочных и участковых станциях, наиболее рациональном использовании локомотивов.

В Главном управлении движения текущую работу дорог контроли­

руют

о п е р а т и в н о-p а с п о р я д и т е л ь н ы е

о т д е л ы

ч е р е з

д е ж у р н ы х

п о м о щ н и к о в

н а ч а л ь н и к а

р а с п о р я д и т е л ь н о г о о т д е л а . Дежурные помощники ко­ ординируют работу определенной группы дорог, входящих в одно на­ правление.

Основными, наиболее многочисленными и решающими ход работы в низовых подразделениях железнодорожного транспорта являются поездные диспетчеры отделений дороги. Движением поездов на участ­ ке руководит только один работник — дежурный поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения и заданий сменного плана на обслуживаемом им участке. Каждый поездной диспетчер руководит работой одного участка — диспетчерского круга. Протя­ женность диспетчерского участка определяется числом станций, входя­ щих в него, и зависит от размеров движения и грузовой работы. По­ ездные диспетчеры несут сменное дежурство.

Дежурный по отделению (ДНЦО) на участках обслуживания боль­ шой протяженности объединяет и согласовывает производственную деятельность поездных диспетчеров, планирует и координирует мест­ ную работу и работу станций, формирующих поезда, чтобы обеспечить выполнение сменного и суточного планов отделения. Когда участки обслуживания поездов локомотивами не выходят за границы отделения, ДНЦО планирует работу локомотивов и ведет наблюдение за их обо­ ротом. Дежурный по отделению является руководителем диспетчер­ ской смены. Все оперативные распоряжения руководства дороги, служ­ бы движения и отделения передаются только через руководителей

301


диспетчерских смен — дежурных по отделению и сменных заместите­ лей начальника оперативно-распорядительного отдела службы дви­ жения.

Узловые диспетчеры осуществляют оперативное руководство рабо­ той крупных узлов. Они входят в состав единой смены и подчиняются дежурному по отделению. Узловой диспетчер руководит выполнением графика движения передаточных и транзитных поездов в узле, регу­ лирует их движение и контролирует подготовку их отправления по суточному плану, обеспечивает развоз местного груза и порожних ва­ гонов в соответствии с оперативным планом грузовой работы, орга­ низует погрузку и подвод согласованных групп вагонов для формиро­ вания поездов, отправление из узла порожних вагонов согласно уста­ новленным заданиям.

Общее руководство работой диспетчерского аппарата осуществляет старший диспетчер отделения.

Поездной диспетчер руководит эксплуатационной работой желез­ нодорожных линий — станциями, депо и другими пунктами — при помощи селекторной (избирательной) телефонной связи, а с локомо­ тивами поездов, находящихся в движении, связан по радио. Диспет­ черская селекторная связь представляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одно­ временно (групповой, циркулярный вызовы). В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кнопочный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой. На станции находится ап­ паратура для приема вызывного импульса и включения звонка, опо­ вещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включенный в линию селекторной связи.

Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору толь­ ко с разрешения диспетчера и под его контролем.

Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машиниста локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При большом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществлять через де­ журных по станции, так как при непосредственной связи резко воз­ растает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист уз­ нает, будет ли стоянка на станции, на какой путь принимается поезд и т. д. Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осу­ ществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования.

Чтобы в каждый момент быть в курсе поездной работы участка, диспетчер ведет график исполненного движения, на котором указы­ вает: номера поездов и поездных локомотивов; вес составов и их длину (в условных единицах); фамилии машинистов; время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка (при отсутст­ вии поездографа, обеспечивающего автоматическую запись графика); данные об обороте локомотивов, поездной и грузовой работе станций; занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях от-

302


дельными вагонами или составами; действующие предупреждения; длинносоставные и тяжеловесные поезда (требующие особых условий пропуска), поезда людские, с разрядными и негабаритными грузами; движение поездов по неправильному пути; закрытие перегонов и пу­ тей, а также других устройств, обслуживающих движение.

Приказы поездного диспетчера в отношении отправления и просле­ дования поездов, их обгона и скрещения на промежуточных станциях, организации погрузки и выгрузки на участке подлежат безоговороч­ ному исполнению работниками, непосредственно связанными с движе­ нием поездов на данном участке, дежурными по станциям, машини­ стами, главными кондукторами и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кроме поездного диспет­ чера, давать запрещается. Поездной диспетчер обязан:

максимально использовать все имеющиеся резервы для обеспече­ ния заданных размеров движения, увеличения технических и участ­ ковых скоростей, сокращения времени обработки поездов на станциях, более эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности;

обеспечивать отправление поездов со станций и следование по участ­ ку строго по графику и в соответствии с заданным планом поездной работы, устранять всякие отклонения от нормальной работы и вводить выбившиеся из расписания поезда в график;

осуществлять контроль за соблюдением на участке условий, обес­ печивающих безопасность движения поездов; проверять действия дежурных по станциям по приему, пропуску и отправлению поездов; контролировать занятие поездами главных и приемо-отправочных путей на станциях; всемерно сокращать простой поездов и вагонов на участ­ ковых и промежуточных станциях; постоянно следить за оборотом локомотивов, не допуская нарушения установленной продолжитель­ ности работы локомотивных бригад, 'непроизводительного простоя локомотивов на станционных путях и у контрольных постов;

обеспечивать бесперебойный прием поездов станциями, не допу­ ская задержек их на подходе;

своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомотивов.

Поездной диспетчер имеет право:

изменять предусмотренные графиком пункты скрещения и обгона поездов с целью повышения участковой и маршрутной скорости дви­ жения, введения в график опаздывающих поездов и в других необхо­ димых случаях, а также осуществлять движение по неправильному

пути; закрывать или открывать для движения поездов отдельные перего­

ны или главные пути при их ремонте, погрузке и выгрузке грузов на перегоне и в других случаях;

объявлять приказом по линии о переходе с одного способа поездной

связи на другой; определять порядок и сроки работы сборных поездов, вывозных и

диспетчерских локомотивов; устанавливать задания станциям по форми­ рованию сборных и участковых поездов, погрузке и выгрузке грузов;

303


составлять расписания для пропуска по участку поездов, не пре­ дусмотренных графиком, и объявлять их станциям и поездным брига­ дам для исполнения; поддерживать на высоком уровне дисциплину среди подчиненных работников.

Диспетчер должен своевременно информировать дежурных по стан­ циям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов поездных локомотивов о намечаемых им изменениях в порядке пропус­ ка поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков, информируя их о подходе поездов. Распоряжения по движе­ нию поездов он отдает устно или диспетчерскими приказами, которые регистрируются в специальном журнале. Обязательно регистрируются приказы об открытии и закрытии перегонов и отдельных путей; о пе­ реходе с двухпутного движения на однопутное и восстановлении двух­ путного движения; о движении с разграничением временем (отправле­ ние вслед) и по неправильному пути; о переходе от одного способа по­ ездной связи на другой; о приеме поездов на неспециализированные пути; об отправлении и следовании по участку длинносоставных по­ ездов и поездов с негабаритными или разрядными грузами; о назна­ чении поездов, не предусмотренных графиком; другие приказы, свя­ занные с движением поездов, — по усмотрению диспетчера.

Все регистрируемые приказы диспетчер дает порядком и по формам, установленным Инструкцией по движению поездов.

В обязанности поездного диспетчера входит организация развоза местного груза, порожних вагонов, погрузки и выгрузки на станциях участка. Зная суточный и сменный планы грузовой работы каждой промежуточной станции, наличие на них вагонов под выгрузкой и погрузкой, а также готовых к уборке, наличие вагонов на подхбде и на ближайших распорядительных станциях под выгрузку на станции участка, диспетчер составляет план движения сборных поездов и вы­ возных локомотивов.

Обеспечение выполнения графика, предупреждение его нарушений,

введение поездов в график называются д и с п е т ч е р с к и м

ре ­

г у л и р о в а н и е м д в и ж е н и я п о е з д о в . Основные

регу­

лировочные приемы при этом следующие:

 

ускорение хода поездов по перегонам и продвижение их ранее расписания:

сокращение времени стоянок; изменение пунктов и порядка скрещения и обгона, стоянок для

технических надобностей; использование неправильного пути на двухпутных линиях (парал­

лельное движение по двум путям); отправление поездов вслед;

первоочередной пропуск опаздывающих поездов или применение скоростного подталкивания;

пропуск сдвоенных поездов; регулирование подвода поездов к станциям в зависимости от сло­

жившейся на них обстановки.

Во всех случаях диспетчерского регулирования должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Выбор тех или иных

304