ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ездов, подачей (уборкой) вагонов под погрузку, выгрузку и местными
внутристанционными операциями руководят |
с т а н ц и о н н |
ы е и |
м а н е в р о в ы е д и с п е т ч е р ы (ДСД). |
В отделениях |
опера |
тивное руководство эксплуатационной работой осуществляют с т а р
ш и й |
д и с п е т ч е р (ДНЦС) |
и его заместители, с м е н и ы е' д е |
||||
ж у р н ы е |
по о т д е л е н и ю |
(ДНЦО), |
п о е з д н ы е |
у ч а с т |
||
к о в ы е |
и |
у з л о в ы е д и с п е т ч е р ы |
(ДНЦ), на |
некоторых |
||
отделениях |
д и с п е т ч е р |
ы-в а г о н о р а с п о р я д и т е л и |
||||
(ДНЦВ), |
руководящие работой с местным грузом и обеспечением по |
|||||
грузки |
порожними вагонами, и локомотивные диспетчеры. |
|
В службе движения дороги диспетчерское руководство осущест вляют дежурные помощники начальника оперативно-распорядитель ного отдела — д о р о ж н ы е д и с п е т ч е р ы (ДГП). Дорожный диспетчер контролирует работу отделений, планирует оборот локомо тивов на участках обращения, охватывающих два и более отделений, и решает оперативные вопросы, возникающие на стыках между отделе ниями. Обычно в смену дежурят сменный заместитель начальника оперативно-распорядительного отдела и два-три дорожных диспетчера, каждый из которых отвечает за работу определенной группы отделений. Основная задача ДГП заключается в выполнении планов отправления и продвижения поездов, формирования составов на сортировочных и участковых станциях, наиболее рациональном использовании локомотивов.
В Главном управлении движения текущую работу дорог контроли
руют |
о п е р а т и в н о-p а с п о р я д и т е л ь н ы е |
о т д е л ы |
||
ч е р е з |
д е ж у р н ы х |
п о м о щ н и к о в |
н а ч а л ь н и к а |
р а с п о р я д и т е л ь н о г о о т д е л а . Дежурные помощники ко ординируют работу определенной группы дорог, входящих в одно на правление.
Основными, наиболее многочисленными и решающими ход работы в низовых подразделениях железнодорожного транспорта являются поездные диспетчеры отделений дороги. Движением поездов на участ ке руководит только один работник — дежурный поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения и заданий сменного плана на обслуживаемом им участке. Каждый поездной диспетчер руководит работой одного участка — диспетчерского круга. Протя женность диспетчерского участка определяется числом станций, входя щих в него, и зависит от размеров движения и грузовой работы. По ездные диспетчеры несут сменное дежурство.
Дежурный по отделению (ДНЦО) на участках обслуживания боль шой протяженности объединяет и согласовывает производственную деятельность поездных диспетчеров, планирует и координирует мест ную работу и работу станций, формирующих поезда, чтобы обеспечить выполнение сменного и суточного планов отделения. Когда участки обслуживания поездов локомотивами не выходят за границы отделения, ДНЦО планирует работу локомотивов и ведет наблюдение за их обо ротом. Дежурный по отделению является руководителем диспетчер ской смены. Все оперативные распоряжения руководства дороги, служ бы движения и отделения передаются только через руководителей
301
диспетчерских смен — дежурных по отделению и сменных заместите лей начальника оперативно-распорядительного отдела службы дви жения.
Узловые диспетчеры осуществляют оперативное руководство рабо той крупных узлов. Они входят в состав единой смены и подчиняются дежурному по отделению. Узловой диспетчер руководит выполнением графика движения передаточных и транзитных поездов в узле, регу лирует их движение и контролирует подготовку их отправления по суточному плану, обеспечивает развоз местного груза и порожних ва гонов в соответствии с оперативным планом грузовой работы, орга низует погрузку и подвод согласованных групп вагонов для формиро вания поездов, отправление из узла порожних вагонов согласно уста новленным заданиям.
Общее руководство работой диспетчерского аппарата осуществляет старший диспетчер отделения.
Поездной диспетчер руководит эксплуатационной работой желез нодорожных линий — станциями, депо и другими пунктами — при помощи селекторной (избирательной) телефонной связи, а с локомо тивами поездов, находящихся в движении, связан по радио. Диспет черская селекторная связь представляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одно временно (групповой, циркулярный вызовы). В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кнопочный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой. На станции находится ап паратура для приема вызывного импульса и включения звонка, опо вещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включенный в линию селекторной связи.
Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору толь ко с разрешения диспетчера и под его контролем.
Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машиниста локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При большом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществлять через де журных по станции, так как при непосредственной связи резко воз растает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист уз нает, будет ли стоянка на станции, на какой путь принимается поезд и т. д. Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осу ществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования.
Чтобы в каждый момент быть в курсе поездной работы участка, диспетчер ведет график исполненного движения, на котором указы вает: номера поездов и поездных локомотивов; вес составов и их длину (в условных единицах); фамилии машинистов; время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка (при отсутст вии поездографа, обеспечивающего автоматическую запись графика); данные об обороте локомотивов, поездной и грузовой работе станций; занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях от-
302
дельными вагонами или составами; действующие предупреждения; длинносоставные и тяжеловесные поезда (требующие особых условий пропуска), поезда людские, с разрядными и негабаритными грузами; движение поездов по неправильному пути; закрытие перегонов и пу тей, а также других устройств, обслуживающих движение.
Приказы поездного диспетчера в отношении отправления и просле дования поездов, их обгона и скрещения на промежуточных станциях, организации погрузки и выгрузки на участке подлежат безоговороч ному исполнению работниками, непосредственно связанными с движе нием поездов на данном участке, дежурными по станциям, машини стами, главными кондукторами и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кроме поездного диспет чера, давать запрещается. Поездной диспетчер обязан:
максимально использовать все имеющиеся резервы для обеспече ния заданных размеров движения, увеличения технических и участ ковых скоростей, сокращения времени обработки поездов на станциях, более эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности;
обеспечивать отправление поездов со станций и следование по участ ку строго по графику и в соответствии с заданным планом поездной работы, устранять всякие отклонения от нормальной работы и вводить выбившиеся из расписания поезда в график;
осуществлять контроль за соблюдением на участке условий, обес печивающих безопасность движения поездов; проверять действия дежурных по станциям по приему, пропуску и отправлению поездов; контролировать занятие поездами главных и приемо-отправочных путей на станциях; всемерно сокращать простой поездов и вагонов на участ ковых и промежуточных станциях; постоянно следить за оборотом локомотивов, не допуская нарушения установленной продолжитель ности работы локомотивных бригад, 'непроизводительного простоя локомотивов на станционных путях и у контрольных постов;
обеспечивать бесперебойный прием поездов станциями, не допу ская задержек их на подходе;
своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомотивов.
Поездной диспетчер имеет право:
изменять предусмотренные графиком пункты скрещения и обгона поездов с целью повышения участковой и маршрутной скорости дви жения, введения в график опаздывающих поездов и в других необхо димых случаях, а также осуществлять движение по неправильному
пути; закрывать или открывать для движения поездов отдельные перего
ны или главные пути при их ремонте, погрузке и выгрузке грузов на перегоне и в других случаях;
объявлять приказом по линии о переходе с одного способа поездной
связи на другой; определять порядок и сроки работы сборных поездов, вывозных и
диспетчерских локомотивов; устанавливать задания станциям по форми рованию сборных и участковых поездов, погрузке и выгрузке грузов;
303
составлять расписания для пропуска по участку поездов, не пре дусмотренных графиком, и объявлять их станциям и поездным брига дам для исполнения; поддерживать на высоком уровне дисциплину среди подчиненных работников.
Диспетчер должен своевременно информировать дежурных по стан циям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов поездных локомотивов о намечаемых им изменениях в порядке пропус ка поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков, информируя их о подходе поездов. Распоряжения по движе нию поездов он отдает устно или диспетчерскими приказами, которые регистрируются в специальном журнале. Обязательно регистрируются приказы об открытии и закрытии перегонов и отдельных путей; о пе реходе с двухпутного движения на однопутное и восстановлении двух путного движения; о движении с разграничением временем (отправле ние вслед) и по неправильному пути; о переходе от одного способа по ездной связи на другой; о приеме поездов на неспециализированные пути; об отправлении и следовании по участку длинносоставных по ездов и поездов с негабаритными или разрядными грузами; о назна чении поездов, не предусмотренных графиком; другие приказы, свя занные с движением поездов, — по усмотрению диспетчера.
Все регистрируемые приказы диспетчер дает порядком и по формам, установленным Инструкцией по движению поездов.
В обязанности поездного диспетчера входит организация развоза местного груза, порожних вагонов, погрузки и выгрузки на станциях участка. Зная суточный и сменный планы грузовой работы каждой промежуточной станции, наличие на них вагонов под выгрузкой и погрузкой, а также готовых к уборке, наличие вагонов на подхбде и на ближайших распорядительных станциях под выгрузку на станции участка, диспетчер составляет план движения сборных поездов и вы возных локомотивов.
Обеспечение выполнения графика, предупреждение его нарушений,
введение поездов в график называются д и с п е т ч е р с к и м |
ре |
г у л и р о в а н и е м д в и ж е н и я п о е з д о в . Основные |
регу |
лировочные приемы при этом следующие: |
|
ускорение хода поездов по перегонам и продвижение их ранее расписания:
сокращение времени стоянок; изменение пунктов и порядка скрещения и обгона, стоянок для
технических надобностей; использование неправильного пути на двухпутных линиях (парал
лельное движение по двум путям); отправление поездов вслед;
первоочередной пропуск опаздывающих поездов или применение скоростного подталкивания;
пропуск сдвоенных поездов; регулирование подвода поездов к станциям в зависимости от сло
жившейся на них обстановки.
Во всех случаях диспетчерского регулирования должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Выбор тех или иных
304