ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ся такие магистрали, как Новосибирск — Омск — Челябинск, Омск—Свердловск, а также Средне-Сибирская и Южно-Сибирская магистрали — Кокчетав — Иртышское — Карасук — Барнаул и Бар наул — Целиноград — Карталы. Районы Урала с Центром страны связывают такие важнейшие грузонапряженные магистрали, как Челябинск — Куйбышев — Пенза — Москва, Свердловск — Казань — Москва, Свердловск — Горький — Москва.
Магистрали южного направления соединяют Москву и районы Центра с Кавказом, Крымом, Донбассом, Приднепровьем, посредством линий Москва — Мичуринск — Ростов, Москва — Валуйки — Купянск, Москва — Курск — Харьков.
На западном направлении важнейшими железнодорожными ма гистралями являются Москва — Смоленск — Орша— Минск — Брест, имеющая большое значение в международных сообщениях ввиду того, что через нее осуществляются связи с Польской Народной Респуб ликой и Германской Демократической Республикой, а также Минск — Вильнюс — Калининград, Москва — Таллин, Москва — Рига.
В направлении, соединяющем Центр s Юго-Западом, необходимо
. выделить магистрали Москва — Брянск — Одесса и Бахмач — Чер кассы — Помошная — Одесса. От линии Москва — Киев важные же лезнодорожные пути ведут к западным районам СССР через Львов —
Чоп в Венгрию и |
Чехословакию и через Кишинев — Унгены — |
в Румынию и Болгарию. |
|
В девятом пятилетии усиливается пропускная способность многих |
|
грузонапряженных |
направлений: Алтайская — Омск, Павлодар — |
Целиноград, Свердловск— Казань—Москва, Чишмы— Ульяновск — Инза, Кизель — Соликамск, Беломорск — Апатиты и др.
Для обеспечения развивающихся транспортно-экономических свя зей и обслуживания новых промышленных районов должен быть со оружен ряд важнейших новых линий, имеющих большое народнохо зяйственное значение. Уже осуществляется строительство железнодо рожной линии Тюмень — Тобольск — Сургут к вновь открытым и ос ваиваемым месторождениям нефти.
В 1972 г. сдан в эксплуатацию головной участок линии от Тюмени до Тобольска длиной 222 км; ведется строительство новых линий: Краснодар — Туапсе, Белорецк — Карламан, Термез — Яван и ряда других магистралей.
Введены в действие такие важнейшие линии, как Бейнеу — Кунград протяженностью 408 км, связывающая районы Средней Азии с Поволжьем, Центром и Закавказьем и Кокчетав — Володарское длиной 111 км для связи районов Кузбасса, Сибири и Дальнего Во стока с Уралом и европейской частью СССР, а также Хребтовая — Усть-Илимская (214 км) к строящейся Усть-Илимской ГЭС и разви вающемуся Усть-Илимскому промышленному району.
Крупнейшей стройкой на Востоке будет сооружение БайкалоАмурской магистрали. Общая длина линии превысит 3 тыс. км. Она позволит освоить крупнейшие месторождения медных руд (Удокан), железных руд и коксующихся углей (Южная Якутия),
9
гидроэнергетические ресурсы притоков Амура, колоссальные лесные ресурсы.
Для улучшения транспортного обслуживания Дальнего Востока производится усиление линии Пивань —Советская Гавань, в том чис ле сооружение железнодорожного моста.через реку Амур у Комсо мольска.
К началу 1974 г. протяжение железнодорожных линий, переведен ных на электрическую тягу, составило 37,2 тыс. км. Следует отме тить, что на этих линиях выполняется более половины грузооборота железнодорожного транспорта.
Созданы не имеющие себе равных в мире по протяженности и провозной способности такие электрифицированные магистрали, как Москва—Байкал — Петровский завод, Ленинград—Ереван, Москва— Чоп, Москва — Севастополь, и ряд других линий. Электрифициро вано пригородное сообщение в Московском, Ленинградском, Ново сибирском, Горьковском, Казанском и других крупных железнодо рожных узлах.
Продолжается электрификация ряда грузонапряженных маги стралей и в том числе Петровский Завод — Карымская; Основа — Купянск, Одесса — Помошная — Хировка, Б аку — Минеральные Воды и некоторых других. Намечается электрифицировать отдельные пригородные участки в Ташкентском, Вильнюсском, Минском и других железнодорожных узлах.
Полигон тепловозной тяги охватывает многие дороги Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Западной Сибири, Забайкалья, Украины, центральных районов.
Общая протяженность железных дорог с тепловозной тягой к кон цу 1973 г. составила 86,7 тыс. км. Прогрессивными видами тяги уже в 1973 г. выполнялось 99,2% всей перевозочной работы. В девя той пятилетке значительно увеличится удельный вес на маневровой работе тепловозной тяги, который возрастет с 50 до 82%.
Речной транспорт имеет высокую провозную способность на глубо ководных реках и сравнительно невысокую себестоимость перевозок, меньшие удельные капитальные затраты и расход металла. Использует ся преимущественно для перевозок между пунктами, расположенными на речных путях, массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных, строительных и других.
Основная сеть внутренних водных путей в европейской части СССР
состоит из Волго-Камского бассейна, в который входят реки: Волга, Кама, Ока, Москва, Вятка, Белая с крупными портами и пристанями,
связанными |
с одноименными |
железнодорожными станциями: |
на |
|||
Волге — Астрахань, Волгоград, |
Саратов, |
Куйбышев, |
Ульяновск, |
|||
Казань, Горький, Ярославль, |
Рыбинск; на Каме — Пермь, Камбарка |
|||||
и Сарапул; |
на Оке — Горький, |
Дзержинск, |
Рязань и Серпухов; |
на |
||
Мосйве-реке — Северный и Южный порты |
в Москве; |
на Вятке — |
||||
Киров; на Белой — Уфа. |
|
|
|
|
|
Главной водной магистралью Севера европейской части СССР
является Северная Двина с притоками Вычегда и Сухона н крупными портами Архангельск и Котлас,
ю
Северо-Двинский канал связывает Северную Двину с Волжским бассейном; Беломорско-Балтийский канал через Онежское и Ладож ское озера, а также реки Свирь и Нева связывают Белое Море с Бал тийским посредством крупных портов Кандалакши и Медвежье горска.
Реконструкция Беломорско-Балтийского канала и Москворецкой системы позволила соединить водным путем Белое, Балтийское, Кас пийское, Азовское и Черное моря.
Важное транспортное значение для Украинской и Белорусской республик имеет Днепр с притоками Припять, Сож, Березина и Десна. Важнейшими портами на Днепре являются: Киев, Днепропет ровск и порт им. В. И. Ленина в Запорожье.
Волго-Донской канал им. В. И. Ленина улучшил судоходные ка чества и транспортное значение реки Дон. Наиболее крупные порты этой системы — Ростов, Калач, Цымлянский, Усть-Донецк.
Основные речные магистрали Западной Сибири — реки Обь и Иртыш*. Важнейшие порты на Оби —Новосибирск, Барнаул, Камень- на-Оби, Колпашево, Сургут, Салехард, а на Иртыше — Омск, То больск, Семипалатинск, Павлодар и Усть-Каменогорск.
Главные водные артерии Восточной Сибири — Енисей с Ангарой, Байкал, Лена е притоками Витим, Алдан, Олекма и Вилюй. Важней шими портами и пристанями на Енисее являются Красноярск, Ени сейск, Дудинка, Игарка; на Ангаре—Иркутск, Макарьево, Братск; на Лене — Якутск, Витим, Киренск и Осетрово.
Из водных магистралей Дальнего Востока наиболее крупными яв ляются Амур и его притоки Зея и Бурея. Пристани этих рек — Бла говещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре — связаны о однои менными станциями железнодорожными подходами.
Судоходство в районах Средней Азии и Южного Казахстана осу ществляется главным образом по Аму-Дарье и Аральскому морю. Наиболее важные пристани этих районов — Термез, Чарджоу, Нукус и Аральское море.
Из других судоходных рек СССР по грузообороту выделяются Печора, Западная Двина, Неман, Волхов, Яна, Индигирка, Колыма, Сыр-Дарья, Ишим, а также озера Иссык-Куль и Балхаш.
В девятой пятилетке осуществляется строительство новых механи зированных причалов в Якутске, Осетрове, Красноярске, Томске, Тоболе, Сургуте и реконструируются Хабаровский, Иркутский, Ленинградский, Медвежьегорский и Кандалакшский порты.
Морской транспорт имеет более низкую по сравнению со всеми другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокую, чем на речном транспорте, скорость движения; меньшие по сравнению о речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения при массовых перевозках на даль
ние расстояния; регулярность перевозок, за |
исключением некото |
рых замерзающих портов северных районов |
страны. |
Особенно большую роль играет морской транспорт во многих рай онах Севера и Дальнего Востока, где пока нет других видов путей со общения.
1»
Каспийский бассейн осуществляет большие перевозки. Крупный порт Баку, через который совершается торговля с Ираном, связан с Красноводским портом паромной переправой. Другие важные порты
этого |
бассейна — Махачкала, |
Астрахань, |
Гурьев, |
Красноводск, |
Шевченко. |
бассейну тяготеют |
высокоразвитые |
||
К |
Черноморско-Азовскому |
|||
в хозяйственном отношении южные районы |
Украины и Молдавии, |
а также Кавказ. Эти районы имеют'выход в социалистические страны Европы, с которыми СССР ведет интенсивную торговлю. Все это обу словливает большой объем перевозок Черноморско-Азовского бассейна, из которых примерно 80% приходится на внешнеторговые перевозки. Наиболее крупными портами этого бассейна являются Новороссийск, Одесса и Ильичевск. Важное значение имеют также порты Батуми, Поти, Херсон, Туапсе, Николаев, а на Азовском море — Жданов.
Дальневосточный морской бассейн состоит из Берингова, Охот ского и Японского морей. Портами этого бассейна, имеющими большой грузооборот, являются Владивосток, Находка, Ванино, Советская Гавань, которые связаны железнодорожными подходами с Дальне восточной дорогой. Среди других портов важное значение имеют Николаевск-на-Амуре, Корсаков, Холмск, Нагаево (Магадан), ПетропавловскКамчатский.
Берега Балтийского моря лишь частично принадлежат нашей стра не. Оно омывает побережье Эстонской, Латвийской и Литовской ССР, Ленинградской и Калининградской областей.
Через Балтийское море проходят удобные пути в социалистиче ские страны—Польшу и ГДР, и в капиталистические страны Западной Европы и Америки. К портам его подходят железные дороги, связы вающие их с наиболее развитыми районами страны. Основным портом является Ленинград. Глубоководной гаванью располагает Таллин ский порт. Значительный грузооборот имеют порты Рига, Вентспилс, Клайпеда, Калининград.
К Северному морскому пути относятся моря Северного Ледовито го Океана — Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибир ское и Чукотское, которые играют важную роль в обеспечении связей районов севера европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.
Самые большие перевозки осуществляются по западному участку Северного морского пути — по Баренцеву морю.
- Крупным незамерзающим портом является Мурманск. Важными портами на этом пути являются также Нарьян-Мар,.Мезень, Кандалак ша, Онега, Беломорск, Архангельск, Диксон, Дудинка, Игарка, Тики.
Через Баренцево и Белое моря наша страна ведет торговлю с за рубежными странами, ё основном со странами северной и северо-за падной Европы — Великобританией, Норвегией, Бельгией и другими государствами.
Автомобильный транспорт в СССР имеет важное значение в пере возках грузов и пассажиров. Размеры перевозок автотранспорта пре вышают железнодорожные примерно в 5 раз. Однако в связи с неболь шой дальностью пробега грузов его удельный вес в грузообороте транс-
12