Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ся такие магистрали, как Новосибирск — Омск — Челябинск, Омск—Свердловск, а также Средне-Сибирская и Южно-Сибирская магистрали — Кокчетав — Иртышское — Карасук — Барнаул и Бар­ наул — Целиноград — Карталы. Районы Урала с Центром страны связывают такие важнейшие грузонапряженные магистрали, как Челябинск — Куйбышев — Пенза — Москва, Свердловск — Казань — Москва, Свердловск — Горький — Москва.

Магистрали южного направления соединяют Москву и районы Центра с Кавказом, Крымом, Донбассом, Приднепровьем, посредством линий Москва — Мичуринск — Ростов, Москва — Валуйки — Купянск, Москва — Курск — Харьков.

На западном направлении важнейшими железнодорожными ма­ гистралями являются Москва — Смоленск — Орша— Минск — Брест, имеющая большое значение в международных сообщениях ввиду того, что через нее осуществляются связи с Польской Народной Респуб­ ликой и Германской Демократической Республикой, а также Минск — Вильнюс — Калининград, Москва — Таллин, Москва — Рига.

В направлении, соединяющем Центр s Юго-Западом, необходимо

. выделить магистрали Москва — Брянск — Одесса и Бахмач — Чер­ кассы — Помошная — Одесса. От линии Москва — Киев важные же­ лезнодорожные пути ведут к западным районам СССР через Львов —

Чоп в Венгрию и

Чехословакию и через Кишинев — Унгены —

в Румынию и Болгарию.

В девятом пятилетии усиливается пропускная способность многих

грузонапряженных

направлений: Алтайская — Омск, Павлодар —

Целиноград, Свердловск— Казань—Москва, Чишмы— Ульяновск — Инза, Кизель — Соликамск, Беломорск — Апатиты и др.

Для обеспечения развивающихся транспортно-экономических свя­ зей и обслуживания новых промышленных районов должен быть со­ оружен ряд важнейших новых линий, имеющих большое народнохо­ зяйственное значение. Уже осуществляется строительство железнодо­ рожной линии Тюмень — Тобольск — Сургут к вновь открытым и ос­ ваиваемым месторождениям нефти.

В 1972 г. сдан в эксплуатацию головной участок линии от Тюмени до Тобольска длиной 222 км; ведется строительство новых линий: Краснодар — Туапсе, Белорецк — Карламан, Термез — Яван и ряда других магистралей.

Введены в действие такие важнейшие линии, как Бейнеу — Кунград протяженностью 408 км, связывающая районы Средней Азии с Поволжьем, Центром и Закавказьем и Кокчетав — Володарское длиной 111 км для связи районов Кузбасса, Сибири и Дальнего Во­ стока с Уралом и европейской частью СССР, а также Хребтовая — Усть-Илимская (214 км) к строящейся Усть-Илимской ГЭС и разви­ вающемуся Усть-Илимскому промышленному району.

Крупнейшей стройкой на Востоке будет сооружение БайкалоАмурской магистрали. Общая длина линии превысит 3 тыс. км. Она позволит освоить крупнейшие месторождения медных руд (Удокан), железных руд и коксующихся углей (Южная Якутия),

9



гидроэнергетические ресурсы притоков Амура, колоссальные лесные ресурсы.

Для улучшения транспортного обслуживания Дальнего Востока производится усиление линии Пивань —Советская Гавань, в том чис­ ле сооружение железнодорожного моста.через реку Амур у Комсо­ мольска.

К началу 1974 г. протяжение железнодорожных линий, переведен­ ных на электрическую тягу, составило 37,2 тыс. км. Следует отме­ тить, что на этих линиях выполняется более половины грузооборота железнодорожного транспорта.

Созданы не имеющие себе равных в мире по протяженности и провозной способности такие электрифицированные магистрали, как Москва—Байкал — Петровский завод, Ленинград—Ереван, Москва— Чоп, Москва — Севастополь, и ряд других линий. Электрифициро­ вано пригородное сообщение в Московском, Ленинградском, Ново­ сибирском, Горьковском, Казанском и других крупных железнодо­ рожных узлах.

Продолжается электрификация ряда грузонапряженных маги­ стралей и в том числе Петровский Завод — Карымская; Основа — Купянск, Одесса — Помошная — Хировка, Б аку — Минеральные Воды и некоторых других. Намечается электрифицировать отдельные пригородные участки в Ташкентском, Вильнюсском, Минском и других железнодорожных узлах.

Полигон тепловозной тяги охватывает многие дороги Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Западной Сибири, Забайкалья, Украины, центральных районов.

Общая протяженность железных дорог с тепловозной тягой к кон­ цу 1973 г. составила 86,7 тыс. км. Прогрессивными видами тяги уже в 1973 г. выполнялось 99,2% всей перевозочной работы. В девя­ той пятилетке значительно увеличится удельный вес на маневровой работе тепловозной тяги, который возрастет с 50 до 82%.

Речной транспорт имеет высокую провозную способность на глубо­ ководных реках и сравнительно невысокую себестоимость перевозок, меньшие удельные капитальные затраты и расход металла. Использует­ ся преимущественно для перевозок между пунктами, расположенными на речных путях, массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных, строительных и других.

Основная сеть внутренних водных путей в европейской части СССР

состоит из Волго-Камского бассейна, в который входят реки: Волга, Кама, Ока, Москва, Вятка, Белая с крупными портами и пристанями,

связанными

с одноименными

железнодорожными станциями:

на

Волге — Астрахань, Волгоград,

Саратов,

Куйбышев,

Ульяновск,

Казань, Горький, Ярославль,

Рыбинск; на Каме — Пермь, Камбарка

и Сарапул;

на Оке — Горький,

Дзержинск,

Рязань и Серпухов;

на

Мосйве-реке — Северный и Южный порты

в Москве;

на Вятке —

Киров; на Белой — Уфа.

 

 

 

 

 

Главной водной магистралью Севера европейской части СССР

является Северная Двина с притоками Вычегда и Сухона н крупными портами Архангельск и Котлас,

ю


Северо-Двинский канал связывает Северную Двину с Волжским бассейном; Беломорско-Балтийский канал через Онежское и Ладож­ ское озера, а также реки Свирь и Нева связывают Белое Море с Бал­ тийским посредством крупных портов Кандалакши и Медвежье­ горска.

Реконструкция Беломорско-Балтийского канала и Москворецкой системы позволила соединить водным путем Белое, Балтийское, Кас­ пийское, Азовское и Черное моря.

Важное транспортное значение для Украинской и Белорусской республик имеет Днепр с притоками Припять, Сож, Березина и Десна. Важнейшими портами на Днепре являются: Киев, Днепропет­ ровск и порт им. В. И. Ленина в Запорожье.

Волго-Донской канал им. В. И. Ленина улучшил судоходные ка­ чества и транспортное значение реки Дон. Наиболее крупные порты этой системы — Ростов, Калач, Цымлянский, Усть-Донецк.

Основные речные магистрали Западной Сибири — реки Обь и Иртыш*. Важнейшие порты на Оби —Новосибирск, Барнаул, Камень- на-Оби, Колпашево, Сургут, Салехард, а на Иртыше — Омск, То­ больск, Семипалатинск, Павлодар и Усть-Каменогорск.

Главные водные артерии Восточной Сибири — Енисей с Ангарой, Байкал, Лена е притоками Витим, Алдан, Олекма и Вилюй. Важней­ шими портами и пристанями на Енисее являются Красноярск, Ени­ сейск, Дудинка, Игарка; на Ангаре—Иркутск, Макарьево, Братск; на Лене — Якутск, Витим, Киренск и Осетрово.

Из водных магистралей Дальнего Востока наиболее крупными яв­ ляются Амур и его притоки Зея и Бурея. Пристани этих рек — Бла­ говещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре — связаны о однои­ менными станциями железнодорожными подходами.

Судоходство в районах Средней Азии и Южного Казахстана осу­ ществляется главным образом по Аму-Дарье и Аральскому морю. Наиболее важные пристани этих районов — Термез, Чарджоу, Нукус и Аральское море.

Из других судоходных рек СССР по грузообороту выделяются Печора, Западная Двина, Неман, Волхов, Яна, Индигирка, Колыма, Сыр-Дарья, Ишим, а также озера Иссык-Куль и Балхаш.

В девятой пятилетке осуществляется строительство новых механи­ зированных причалов в Якутске, Осетрове, Красноярске, Томске, Тоболе, Сургуте и реконструируются Хабаровский, Иркутский, Ленинградский, Медвежьегорский и Кандалакшский порты.

Морской транспорт имеет более низкую по сравнению со всеми другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния и более высокую, чем на речном транспорте, скорость движения; меньшие по сравнению о речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения при массовых перевозках на даль­

ние расстояния; регулярность перевозок, за

исключением некото­

рых замерзающих портов северных районов

страны.

Особенно большую роль играет морской транспорт во многих рай­ онах Севера и Дальнего Востока, где пока нет других видов путей со­ общения.


Каспийский бассейн осуществляет большие перевозки. Крупный порт Баку, через который совершается торговля с Ираном, связан с Красноводским портом паромной переправой. Другие важные порты

этого

бассейна — Махачкала,

Астрахань,

Гурьев,

Красноводск,

Шевченко.

бассейну тяготеют

высокоразвитые

К

Черноморско-Азовскому

в хозяйственном отношении южные районы

Украины и Молдавии,

а также Кавказ. Эти районы имеют'выход в социалистические страны Европы, с которыми СССР ведет интенсивную торговлю. Все это обу­ словливает большой объем перевозок Черноморско-Азовского бассейна, из которых примерно 80% приходится на внешнеторговые перевозки. Наиболее крупными портами этого бассейна являются Новороссийск, Одесса и Ильичевск. Важное значение имеют также порты Батуми, Поти, Херсон, Туапсе, Николаев, а на Азовском море — Жданов.

Дальневосточный морской бассейн состоит из Берингова, Охот­ ского и Японского морей. Портами этого бассейна, имеющими большой грузооборот, являются Владивосток, Находка, Ванино, Советская Гавань, которые связаны железнодорожными подходами с Дальне­ восточной дорогой. Среди других портов важное значение имеют Николаевск-на-Амуре, Корсаков, Холмск, Нагаево (Магадан), ПетропавловскКамчатский.

Берега Балтийского моря лишь частично принадлежат нашей стра­ не. Оно омывает побережье Эстонской, Латвийской и Литовской ССР, Ленинградской и Калининградской областей.

Через Балтийское море проходят удобные пути в социалистиче­ ские страны—Польшу и ГДР, и в капиталистические страны Западной Европы и Америки. К портам его подходят железные дороги, связы­ вающие их с наиболее развитыми районами страны. Основным портом является Ленинград. Глубоководной гаванью располагает Таллин­ ский порт. Значительный грузооборот имеют порты Рига, Вентспилс, Клайпеда, Калининград.

К Северному морскому пути относятся моря Северного Ледовито­ го Океана — Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибир­ ское и Чукотское, которые играют важную роль в обеспечении связей районов севера европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

Самые большие перевозки осуществляются по западному участку Северного морского пути — по Баренцеву морю.

- Крупным незамерзающим портом является Мурманск. Важными портами на этом пути являются также Нарьян-Мар,.Мезень, Кандалак­ ша, Онега, Беломорск, Архангельск, Диксон, Дудинка, Игарка, Тики.

Через Баренцево и Белое моря наша страна ведет торговлю с за­ рубежными странами, ё основном со странами северной и северо-за­ падной Европы — Великобританией, Норвегией, Бельгией и другими государствами.

Автомобильный транспорт в СССР имеет важное значение в пере­ возках грузов и пассажиров. Размеры перевозок автотранспорта пре­ вышают железнодорожные примерно в 5 раз. Однако в связи с неболь­ шой дальностью пробега грузов его удельный вес в грузообороте транс-

12