Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регулировочных приемов в каждом отдельном случае зависит от сложившейся на участке обстановки. Делается это заблаговременно, чтобы своевременно предупредить о намеченном плане пропуска по­ ездов дежурных по станции, машинистов, главных кондукторов и др«

На электрифицированных участках поездной диспетчер регули­ рует движение поездов с учетом условий энергоснабжения. На участ­ ках, где обращаются поезда одинакового веса, их необходимо продви­ гать с установленными графиком интервалами. Это обеспечивает нор­ мальное напряжение в контактной сети. На грузонапряженных элект­ рифицированных участках, где наряду с составами нормального веса обращаются тяжеловесные и сдвоенные поезда, диспетчер не должен допускать следования тяжеловесных и тем более сдвоенных поездов пачками. Пропуск их следует чередовать с поездами нормального веса

,или с порожними маршрутами. Между тяжеловесными поездами, сле­ дующими друг за другом, необходимо соблюдать определенный ин­ тервал, установленный для каждого участка с учетом его профиля и других условий. Поездной диспетчер обязан заранее извещать энерго­ диспетчера о выпуске с участковой станции тяжеловесного или сдвоен­ ного поезда. Практикуется также отправление тяжеловесных грузовых поездов вслед за пассажирскими с уменьшенным интервалом, так как пассажирский поезд расходует энергии в 2—3 раза меньше, чем грузовой.

Условия энергоснабжения необходимо учитывать и при организа­ ции скрещений: в ряде случаев целесообразно пропускать с ходу поезд, идущий на подъем, а останавливать для скрещения поезд, следующий в сторону спуска. На электрифицированных участках поездной дис­ петчер согласовывает свои действия с энергодиспетчером, управляю­ щим работой тяговьгх подстанций, осмотром и ремонтом контактной сети.

На грузонапряженных участках для учета проследования поездов через промежуточные станции в помощь поездному диспетчеру назна­ чают оператора. По мере роста размеров движения работа поездного диспетчера будет все более усложняться. Поэтому большое значение имеет внедрение технических устройств, разгружающих диспетчера и позволяющих ему уделять больше времени непосредственному руковод­ ству движением поездов.

На участках, оборудованных автоблокировкой, применяют ус-

'тройства диспетчерского контроля, • которые сигнализируют диспет­ черу о фактическом занятии поездами блок-участков и станций.

Значительно облегчают работу поездных диспетчеров на участках с диспетчерским контролем или диспетчерской централизацией поездографы — приборы, автоматически фиксирующие линии хода поез­ дов на диспетчерском графике.

Работа на удлиненных участках обращения требует тщательного планирования в части обеспечения поездов локомотивами и локомо­ тивными бригадами. При неравномерном движении поездов и отсутст­ вии своевременных оперативных регулировочных мероприятий могут быть случаи, когда локомотивы скапливаются в одном пункте оборота,

305


а готовые к отправлению составы — в другом. Это приводит к излиш­ ним простоям тех и других.

Оперативное планирование использования локомотивов в пределах удлиненных (до 800—ЮОО км) участков обращения сосредоточено у до­ рожных диспетчеров. Периодически они составляют поездные положе­ ния, где отражается работа дороги. Поездное положение, результаты расчетов поездообразования на сортировочных станциях и сведения об ожидаемом подводе поездов с соседних участков позволяют дорож­ ному диспетчеру спланировать потребность в локомотивах и при не­ обходимости принять решение о подсылке их резервом. Потребное ко­ личество локомотивных бригад и локомотивов для отправления поездов по запланированным ниткам графика определяют дежурный по отде­ лению и поездные диспетчеры. Реализацию этого плана —пономерное назначение локомотивов и персональное локомотивных бригад для заданных точек отправления поездов — осуществляет локомотивный диспетчер совместно с дежурными по локомотивным депо.

Действия диспетчера — выяснение фактического хода поездов, передача распоряжений дежурным по станциям и контроль за испол­ нением этих распоряжений — требуют затраты времени, что приво­ дит к некоторой потере пропускной способности участка. Эти потери в значительной мере устраняет оборудование линии диспетчерской централизацией.

Диспетчерской централизацией (ДЦ) называются устройства для централизованного управления одним лицом (диспетчером) всеми стрелками и сигналами на участке. Диспетчерская централизация объ­ единяет в одной системе автоблокировку на перегонах и электриче­ скую централизацию на станциях. Надзор за состоянием технических устройств на раздельных пунктах, руководство маневровой работой, погрузкой и выгрузкой, выполнением коммерческих операций возло­ жены на начальника станции. Непосредственного участия в движении поездов он обычно не принимает. Только в особых условиях (порча автоблокировки и др.) по распоряжению диспетчера он временно вы­ полняет обязанности дежурного по станции. В этом случае стрелки и сигналы на станции передаются на резервное управление. На линиях, оборудованных ДЦ, широко практикуется совмещение должностей.

8. Учет и анализ работы отделения и дороги

Правильный учет эксплуатационной работы и глубокий анализ причин отклонения от заданных измерителей имеют большое значе­ ние для совершенствования деятельности всех подразделений желез­ нодорожного транспорта. Основные формы отчетности по эксплуата­ ционной работе отделения следующие:

ДО-1 — прием и сдача вагонов по стыковым пунктам дорог и от­ делений;

ДО-2 — наличие вагонного парка; ДО-6 — простой вагонов грузового парка и цистерн на станциях;

ДО-11 и ДО-12 — выполнение графика движения;

306


ДО-15 — прием, погрузка и наличие груженых вагонов по направ­ лениям;

ДО-16 — груженые потоки по назначениям; ДО-17 — выполнение вагонопотоков по назначениям плана;

ДО-24 — работа сортировочных, участковых и грузовых станций; ДО-32 — работа отделения; ДО-39 — наличие груженых вагонов по дорогам назначения;

ГО-1 — грузовая работа (погрузка и выгрузка по роду подвиж­ ного состава);

ГО-2 — погрузка по родам грузов в вагонах и тоннах; ГО-3 — погрузка по дорогам назначения (общая и по родам под­

вижного состава).

Цель анализа эксплуатационной работы — определить степень выполнения технических норм и качество работы, установить при­ чины отклонения от заданных норм или фактического выполнения в предыдущие периоды, вскрыть внутренние резервы и определить меры, которые должны быть приняты для устранения имеющихся недо­ статков. Различают два вида анализа — т е к у щ и й о п е р а т и в ­ н ы й и п е р и о д и ч е с к и й .

Т е к у щ и й о п е р а т и в н ы й а н а л и з носит характер раз­ бора результатов работы станции, отделения и дороги за истекшие сутки. В процессе разбора устанавливают меры и приемы, позволив­ шие выполнить и перевыполнить суточный план, а также причины не­ выполнения тех или иных заданий, качество работы подразделений и их работников.

Основными вопросами текущего оперативного анализа являются: выполнение плана погрузки и выгрузки, норм приема и сдачи поездов и вагонов, в том числе регулировочного задания по сдаче порожних, графика движения и плана формирования поездов, норм оборота и среднесуточного пробега вагонов и локомотивов.

Важнейшим вопросом оперативного разбора является обеспечение безопасности движения и соблюдение Правил технической эксплуата­ ции, должностных инструкций и т. д. Оперативный разбор работы отделения и дороги ведется на основании отчета о выполненной гру­ зовой работе, поездного положения, исполненного графика движения

поездов, данных отчетности и других

дополнительных

материалов.

П е р и о д и ч е с к и й

а н а л и з

эксплуатационной

работы вы­

полняют за декаду, месяц,

квартал и т.

д. Он может быть общим, т. е.

с изучением всех или большинства вопросов работы отделения или дороги, или целевым, посвященным определенным вопросам,


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте. М., «Транс порт», 1968, 327 с. Авт.: Ф. И. Марушко, А. С. Переборов, А. А. Эйлер

В. Ф. Волков.

2.География путей сообщения. Под ред. Н. Н. Казанского. М., «Транспорт» 1969, 240 с. Авт.: Н. Н. Казанский, В. С. Варламов, М. X. Ганкин и др.

3. Г о л у б к о в В. В. , Б р и л л и а н т о в С. Н. , М а т в и е н к о В. Г Склады, организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ. М «Транспорт», 1967, 387 с.

4.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных до рогах Союза ССР. М., «Транспорт», 1972, 303 с.

5.Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. М «Транспорт», 1971, 183 с.

6.

К а р е т н и к о в А.

Д. ,

В о р о б ь е в

Н. А.

График движения поездов

М., «Транспорт», 1969, 280 с.

 

 

П е р е п о й В.

П.

Коммерчес

7.

М а л а х о в

К. Н. ,

С и в а е в И. П. ,

кая эксплуатация железных

дорог. М., «Транспорт», 1972, 310 с.

М.,

«Транс

8.

Организация

движения

на

железнодорожном

транспорте.

порт»,

1971, 530 с.

Авт.:

Д.

П.

Заглядимов, А. П. Петров,

Е.

С.

Сергеев

В. А. Буянов.

9.П е т р о в А. П. Эксплуатация железных дорог с применением электронной вычислительной техники. М., «Транспорт», 1969, 192 с.

10.Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. М. «Транспорт», 1971, 159 с.

 

11. Правила перевозок грузов. М., «Транспорт», 1967, 480 с.

 

12.

С м е т а н и н

А. И. Техническое нормирование эксплуатационной ра

боты железных дорог. М., «Транспорт», 1969, 143 с.

 

13.

С о л о в е й ч и к М. 3., П о н о м а р е в Ф. Г. Организация пассажир

ских перевозок. М., «Транспорт», 1971, 183 с.

 

 

14. Справочник эксплуатационника. Под ред. Н. А. ГундобинаМ., «Тран

спорт»,

1971, 705 с.

 

 

359

15.

Ч е р н ы ш е в

М, А. Железнодорожный

путь. М., «Транспорт», 1969

с.

 

 

 

М.,

16.

Экономика железнодорожного транспорта,

Под ред, Е, Д, Ханукова

«Транспорт», 1971,

359 с.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

...............................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Г л а в а

I. Роль транспорта

в народном

хозяйстве

СССР

 

 

 

 

1.

Экономико-географическая

характеристикаСССР . .

5

 

 

2.

География транспортных путей

СССР

........................ .... .

8

 

 

3.

География

основных

грузопотоков

встр ане...........................

14

Г л а в а

II.

Автоматизация

управления

перевозочным

процессом

 

 

 

1.

Вычислительная

техника...............................................................

 

 

 

 

20

 

 

2.

Вычислительные

центры...................................................................

 

 

 

 

22

Г л а в а

III.

Железнодорожный путь

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

План

и профиль

п у т и ...................

 

 

 

 

26

 

 

2.

Земляное

полотно................................................................................

 

 

 

 

 

27

 

 

3.

Искусственные сооруж ения............................................................

 

 

 

32

 

 

4.

 

Верхнее строение

п у т и .....................................................................

 

 

 

 

33

 

 

5.

Г абар и ты

.........................................

 

 

 

 

 

 

35

 

 

6.

 

Стрелочные переводы.........................................................................

 

 

 

 

 

38

 

 

7.

Содержание, ремонт пути и механизацияпутевых работ

41

 

 

8.

 

Снегоборьба и водоборьба.............................................................

 

 

 

44

Г л а в а

IV. Устройство станций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Размещение раздельных пунктов

..................................................

 

 

47

 

 

2.

Станционные пути и их соединения...........................................

промежуточные

47

 

 

3.

 

Посты,

разъезды,

обгонные

пункты

и

49

 

 

4.

 

станции.....................................................................................................

 

станции

 

 

 

 

 

 

 

 

Участковые

 

 

 

 

 

52

 

 

5.

 

Сортировочные станции .................................................................

 

 

 

 

55 .

 

 

6.

 

Пассажирские и технические пассажирские станции .

57

 

 

7.

Грузовые,

 

перегрузочные

н портовые станции . . . .

60

 

 

8.

 

Железнодорожные у зл ы ...................................................................

 

 

 

 

62

Г л а в а

V. Устройства

СЦБ и связи

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Общие

полож ения.............................

 

 

 

 

 

64

 

 

2.

 

Сигналы ...................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

64

3.Автоматическая блокировка . ........................................................67

4.Автоматическая локомотивная сигнализация и автосто­

 

пы ............................................................................................................

 

 

 

70

5.

Полуавтоматическая

путевая блокировка..........................

71

6.

Диспетчерская

централизация.......................................................

74

7.

Электрожезловая

систем а...............................................................

76

8.

Ключевая зависимость и контрольные за м к и ......................

76

9.

Механическая централизация и станционная блокировка

77

10.

Электрическая

централизация стрелок ...............................

78

11.

Устройства СЦБ

на

сортировочных гор к ах..........................

81

309