ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
5. Организация выполнения технических норм эксплуатационной работы
Разработкой и составлением технических норм эксплуатационной работы не заканчивается, а только начинается повседневная деятель ность всех служб, и в первую очередь службы движения по обеспече нию выполнения плана перевозок. Выполнение технических норм в сочетании с графиком движения, планом формирования поездов и технологических процессов работы станций гарантирует бесперебойное движение поездов в условиях, когда размеры вагонопотоков соответ ствуют плановой величине. Однако вследствие разного рода причин на направлениях, дорогах, отделениях и станциях в отдельные сутки и в большие периоды происходят известные отклонения от норм. Они могут вызвать рост вагонопотоков до размеров, превышающих пропуск ную способность участков, затруднения в их продвижении, неправиль ное размещение парков и нарушить нормальную деятельность дорог по выполнению плана перевозок. Чтобы не допустить этого, на дорогах осуществляется оперативное регулирование. Оно представляет комп лекс мероприятий, обеспечивающих выполнение плана перевозок,и технических норм в конкретных условиях данного периода.
По времени осуществления регулирование может быть п р е д у п р е д и т е л ь н ы м , чтобы не допустить затруднений и предотвра тить их появление; последующим, назначение которого ликвидировать в кратчайший срок уже возникшие затруднения. По масштабам приме нения регулировочные меры делятся на сетевые, районные — по на правлениям и районам сети, дорожные и внутриотделенческие.
Чтобы наиболее полно использовать пропускные и перерабаты вающие способности, увеличить пропуск транзитных поездов, прием поездов с участков и их отправление со станций:
1)временно изменяют технологию работы станций, выделяют дополнительные маневровые локомотивы, изменяют специализацию сортировочных путей и т. п.;
2)регулируют подвод поездов к узлам и станциям с тем, чтобы не допустить на них накопления большого количества поездов, подлежа щих переработке;
3)оказывают помощь станциям, испытывающим затруднения в пере работке вагонопотоков.
Важнейшая задача оперативного регулирования — содержание вагонного парка в размерах, соответствующих объему работы. Раз личают:
к о л и ч е с т в е н н о е р е г у л и р о в а н и е в а г о н н о г о п а р к а, т. е. содержание его на дорогах и отделениях в размерах, установленных техническими нормами, для обеспечения погрузки,
выгрузки, |
передачи и оборота вагонов; |
в а г о н н о г о |
|
с т р у к т у р н о е |
р е г у л и р о в а н и е |
||
п а р к а , |
которое заключается в соответствующем |
распределении |
|
парка между транзитным, |
порожними и местным грузом; |
п о р о д о в о е р е г у л и р о в а н и е в а г о н н о г о п а р к а — содержание породового состава вагонов (крытые, платформы,
296
полувагоны, изотермические, цистерны) в соответствии с особенностя ми работы дороги (погрузка, выгрузка и передача). Породовой состав вагонного парка должен иметь установленное соотношение как в по рожней, так и в груженой части (отдельно в местном грузе и транзите). Недостаток в вагонах того или иного рода пополняется увеличением погрузки и передачи порожних с других дорог, а избыток ликвиди руется увеличением погрузки и сдачи груженых и порожних, а также сокращением погрузки в местном сообщении.
Регулирование погрузки — одно из наиболее эффективных средств управления перевозочным процессом. Оно не должно нарушать вы полнения месячного плана перевозок. Все отступления от него следует восполнять в течение декады. Существуют следующие основные спо собы регулирования погрузки:
по н а з н а ч е н и я м . От уровня погрузки по назначениям за висит выполнение важнейших показаний эксплуатационной работы дорог и использование подвижного состава: выгрузка, передача ваго нов, тонно-километровая работа, груженый и порожний рейсы, загруз ка станций и направлений;
по |
р о д у п о д в и ж н о г о с о с т а в а . В сочетании с погруз |
кой по |
назначениям — это наиболее эффективная мера организации |
перемещения парков, создания устойчивого груженого потока и сосре доточения в районах погрузки определенных родов вагонов. Исполь зование под погрузку вагонов определенного рода с учетом потребности в них в пунктах назначения в значительной мере упрощает перемеще ние соответствующего подвижного состава по районам сети и отдельным дорогам. Например, замена крытых вагонов и платформ полувагонами назначением на угле- и рудопогрузочные дороги позволяет сократить их подсылку туда порожними и вместе с тем переместить парк полу вагонов в пункты массовой погрузки.
Ценен опыт коллектива Чусовского отделения Свердловской дороги, где вагоны под погрузку подают с учетом потребности станций назна чения в определенном роде вагонов. Это позволяет резко увеличить число сдвоенных операций, существенно снизить простой и уменьшить породовой размен порожних вагонов. Чтобы эффективно использовать этот опыт, на дорогах разрабатывают специальные перечни погрузоч ных станций, нуждающихся в подсылке порожних вагонов определен ного рода. Их можно объявлять для руководства в таком виде (табл. 9).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
Перечень погрузочных станций, |
нуждающихся в подсылке вагонов |
|||
|
|
Потребность в вагонах |
||
Станция погрузки |
Крытые |
Платформы |
Полу |
Изотерми Цистерны |
|
|
|
вагоны |
ческие |
Иваново |
+ |
— |
+ |
|
— |
|
|
|
|
||
Александровская . , . |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Б огач ев о .......................... |
— |
— |
— |
+ |
— |
297
Знак « + » означает, что станция нуждается в данном роде подвиж ного состава; знак « — » указывает на то, что станция располагает избытком этого рода вагонов. В зависимости от изменения потока та кой перечень следует периодически корректировать;
с г у щ е н и е п о г р у з к и , т. е. увеличение ее размеров про тив среднесуточных норм как по назначениям, так и по роду груза. Погрузку регулируют в соответствии с Уставом железных дорог Союза ССР и (в больших размерах) по согласованию с грузоотправителями; в р е м е н н о е п р е к р а щ е н и е п о г р у з к и в направле ниях, где затруднен пропуск груженых вагонов, или по назначениям (станциям), не обеспечивающим выгрузки поступающих вагонов. Эта мера применяется в исключительных случаях по разрешению лично министра путей сообщения порядком, установленным Уставом желез
ных дорог СССР.
На каждом подразделении (дорога, отделение) ведется оперативный учет выполнения планов грузовой работы и движения поездов. На крупных подразделениях, включающих ряд участков, сортировочных и распорядительных станций, такой оперативный учет ведется в форме сокращенного поездного положения.
На бланках поездного положения заранее проставляют нормы на личия и расположения поездов на участках и вагонов на сортировоч ных, участковых, крупных грузовых станциях, определенные на осно вании действующего графика и заданных техническими нормами раз меров движения, вагонооборота и норм простоя вагонов. По графику движения поездов подсчитывают, сколько поездов должно находиться
на каждом участке, |
каждой сортировочной и участковой станции на 6 |
и 18 ч; по ведомости |
оборота локомотивов — число локомотивов на |
станциях основного и оборотного депо, необходимое для того, чтобы обеспечить отправление поездов до подхода очередных локомотивов. При изменении потоков эти нормы соответственно корректируют.
6. Оперативное планирование поездной и грузовой работы отделения и дороги
Порядок оперативного планирования поездной и грузовой рабо ты установлен инструкцией, утвержденной Главным управлением движения.
Система оперативного планирования поездной и грузовой работы предусматривает: задания размеров движения, норм содержания ло комотивного парка, а в необходимых случаях и временные изменения норм передачи груженых и порожних вагонов; мероприятия по выпол нению установленных размеров движения, погрузки, выгрузки и ре гулировочных заданий, обеспечению направления вагонопотоков; осуществление регулировочных мер, направленных на обеспечение поездов локомотивами и бригадами, наилучшее их использование и соблюдение нормальных условий труда и отдыха локомотивных бригад; организацию необходимой информации между дорогами, отделениями и станциями,
298
Оперативный план состоит из двух основных частей: плана гру зовой работы и плана поездной работы. Обе части тесно связаны между собой. К оперативному планированию относится также декадный план поездной работы: размеры движения, нормы выдачи локомоти вов основными депо и эксплуатируемые парки локомотивов на декаду, а в грузовой работе— календарное планирование и декадные прика зы-задания на погрузку.
На дорогах и отделениях составляют суточные планы работы, на основе которых на станциях и отделениях разрабатывают сменные оперативные задания на каждое дежурство.
Суточный план поездной работы дороги составляет начальник опе ративно-распорядительного отдела службы движения, предварительно рассмотрев совместно со старшими диспетчерами отделений выполне ние технических норм эксплуатационной работы и регулировочных заданий, намечаемые размеры передачи местного груза, а также поездов и вагонов по каждому стыковому пункту и др. Начальник службы движения рассматривает план работы дороги и представляет его на утверждение начальнику дороги. Затем план в форме диспетчерского приказа передается начальникам отделений дороги для исполнения.
Суточный план поездной работы отделения составляется на основе месячных технических норм эксплуатационной работы, графика дви жения поездов, декадного плана поездной работы, суточного задания управления дороги, ожидаемого поездного положения и ожидаемого к началу планируемых суток наличия груженых вагонов: транзит ных — по направлениям, с местным грузом для других отделений до роги, по отделениям выгрузки и для данного отделения, по станциям назначения; порожних вагонов — по роду подвижного состава. Кро ме того, учитываются заявки соседних отделений по передаче поездов, груженых и порожних вагонов на предстоящие сутки; ожидаемые размеры погрузки — по назначениям; выгрузки — по роду подвиж ного состава в течение планируемых суток и данные информации о под ходе и разложении поездов с соседних отделений.
Суточный план работы отделения составляет старший диспетчер отдела движения, рассматривает и подписывает начальник отдела движения. Согласованный по стыковым пунктам с соседними отделе ниями суточный план утверждает начальник отделения дороги. В фор муле диспетчерских приказов его затем передают начальникам сорти ровочных, участковых и других станций формирования поездов, на чальникам основных и оборотных локомотивных депо и другим подраз делениям. Вместе с поездной планируется и грузовая работа. Суточный план грузовой работы устанавливает:
общую погрузку, в том числе по родам грузов, отправителям и назначениям;
обеспечение погрузки порожними вагонами (или из-под выгрузки); погрузку отправительских и ступенчатых маршрутов; сортировку, очистку, промывку вагонов и их подготовку под по
грузку определенных грузов.
Одновременно составляется и план выгрузки. Наряду с этим раз рабатывается план работы с местным грузом: номера поездов, с кото
299
рыми он передается е отделения на отделение, задания на развоз местного груза внутри отделения, порядок работы сборных, вывозных и передаточных поездов. Перемещение вагонов с местным грузом внутри отделений обычно планируют по четвертям суток. На ряде отделений с большими размерами местной работы успешно применяют метод по часового планирования развоза местного груза. В этом случае каждый час планируют время отправления вагонов с местным грузом со станций формирования поездов и сроки их доставки на станции назначения. Почасовое планирование развоза местного груза обеспечивает непре рывный диспетчерский контроль за вагонами, способствуя тем самым ускорению их оборота и выгрузки. 'На основе суточного плана разра батываются сменные задания для вступающих на дежурство работни ков в отделениях, на станциях, в локомотивных депо, а именно:
количество поездов (при необходимости резервных локомотивов) по направлениям, которое должно быть отправлено со станций, в том числе своего формирования и тяжеловесных;
количество вагонов с местным грузом для передачи на другие отде ления. Для маршрутов и крупных групп вагонов с местным грузом указывают время сдачи;
количество вагонов с местным грузом и порожних, которое надлележит размести за полусутки для выполнения заданий по погрузке и выгрузке.
Задания для смены, вступающей на дежурство во второй половине суток, составляют с учетом итогов работы (в первую половину суток), поездного положения и положения с местной работой на отделении, а также подхода поездов с соседних отделений. Сменные задания сос тавляет и подписывает старший диспетчер отделения. Они передаются также диспетчерскими приказами соответствующим подразделениям.
Дежурному по отделению предоставлено право совместно с руково дителями смен станций корректировать по 3—6-часовым периодам план отправления поездов своего формирования. При этом отменять сквозные грузовые поезда можно только по согласованию с дорожным диспетчером. Увеличение размеров движения, вызывающее повыше ние нагрузки на тяговые подстанции, следует согласовывать с энерго диспетчерами.
При наличии дорожного вычислительного центра (ВЦ) в отличие от обычного порядка суточный и сменные планы работы отделений составляют централизованным порядком в управлении дороги.
Периодичность решения задач на ЭВМ установлена следующая: ежесуточно в периоде 12ч до 12ч 40 мин разрабатывается основной план на следующие сутки, а в 22 и 9 ч (следующих суток) производится его корректировка.
7. Диспетчерское руководство движением поездов
Диспетчерское руководство осуществляется во всех звеньях управ ления движением от станции и участка до Министерства путей сообще ния. На крупных станциях расформированием и формированием по-
зоо