Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Организация выполнения технических норм эксплуатационной работы

Разработкой и составлением технических норм эксплуатационной работы не заканчивается, а только начинается повседневная деятель­ ность всех служб, и в первую очередь службы движения по обеспече­ нию выполнения плана перевозок. Выполнение технических норм в сочетании с графиком движения, планом формирования поездов и технологических процессов работы станций гарантирует бесперебойное движение поездов в условиях, когда размеры вагонопотоков соответ­ ствуют плановой величине. Однако вследствие разного рода причин на направлениях, дорогах, отделениях и станциях в отдельные сутки и в большие периоды происходят известные отклонения от норм. Они могут вызвать рост вагонопотоков до размеров, превышающих пропуск­ ную способность участков, затруднения в их продвижении, неправиль­ ное размещение парков и нарушить нормальную деятельность дорог по выполнению плана перевозок. Чтобы не допустить этого, на дорогах осуществляется оперативное регулирование. Оно представляет комп­ лекс мероприятий, обеспечивающих выполнение плана перевозок,и технических норм в конкретных условиях данного периода.

По времени осуществления регулирование может быть п р е д у ­ п р е д и т е л ь н ы м , чтобы не допустить затруднений и предотвра­ тить их появление; последующим, назначение которого ликвидировать в кратчайший срок уже возникшие затруднения. По масштабам приме­ нения регулировочные меры делятся на сетевые, районные — по на­ правлениям и районам сети, дорожные и внутриотделенческие.

Чтобы наиболее полно использовать пропускные и перерабаты­ вающие способности, увеличить пропуск транзитных поездов, прием поездов с участков и их отправление со станций:

1)временно изменяют технологию работы станций, выделяют дополнительные маневровые локомотивы, изменяют специализацию сортировочных путей и т. п.;

2)регулируют подвод поездов к узлам и станциям с тем, чтобы не допустить на них накопления большого количества поездов, подлежа­ щих переработке;

3)оказывают помощь станциям, испытывающим затруднения в пере­ работке вагонопотоков.

Важнейшая задача оперативного регулирования — содержание вагонного парка в размерах, соответствующих объему работы. Раз­ личают:

к о л и ч е с т в е н н о е р е г у л и р о в а н и е в а г о н н о г о п а р к а, т. е. содержание его на дорогах и отделениях в размерах, установленных техническими нормами, для обеспечения погрузки,

выгрузки,

передачи и оборота вагонов;

в а г о н н о г о

с т р у к т у р н о е

р е г у л и р о в а н и е

п а р к а ,

которое заключается в соответствующем

распределении

парка между транзитным,

порожними и местным грузом;

п о р о д о в о е р е г у л и р о в а н и е в а г о н н о г о п а р ­ к а — содержание породового состава вагонов (крытые, платформы,

296


полувагоны, изотермические, цистерны) в соответствии с особенностя­ ми работы дороги (погрузка, выгрузка и передача). Породовой состав вагонного парка должен иметь установленное соотношение как в по­ рожней, так и в груженой части (отдельно в местном грузе и транзите). Недостаток в вагонах того или иного рода пополняется увеличением погрузки и передачи порожних с других дорог, а избыток ликвиди­ руется увеличением погрузки и сдачи груженых и порожних, а также сокращением погрузки в местном сообщении.

Регулирование погрузки — одно из наиболее эффективных средств управления перевозочным процессом. Оно не должно нарушать вы­ полнения месячного плана перевозок. Все отступления от него следует восполнять в течение декады. Существуют следующие основные спо­ собы регулирования погрузки:

по н а з н а ч е н и я м . От уровня погрузки по назначениям за­ висит выполнение важнейших показаний эксплуатационной работы дорог и использование подвижного состава: выгрузка, передача ваго­ нов, тонно-километровая работа, груженый и порожний рейсы, загруз­ ка станций и направлений;

по

р о д у п о д в и ж н о г о с о с т а в а . В сочетании с погруз­

кой по

назначениям — это наиболее эффективная мера организации

перемещения парков, создания устойчивого груженого потока и сосре­ доточения в районах погрузки определенных родов вагонов. Исполь­ зование под погрузку вагонов определенного рода с учетом потребности в них в пунктах назначения в значительной мере упрощает перемеще­ ние соответствующего подвижного состава по районам сети и отдельным дорогам. Например, замена крытых вагонов и платформ полувагонами назначением на угле- и рудопогрузочные дороги позволяет сократить их подсылку туда порожними и вместе с тем переместить парк полу­ вагонов в пункты массовой погрузки.

Ценен опыт коллектива Чусовского отделения Свердловской дороги, где вагоны под погрузку подают с учетом потребности станций назна­ чения в определенном роде вагонов. Это позволяет резко увеличить число сдвоенных операций, существенно снизить простой и уменьшить породовой размен порожних вагонов. Чтобы эффективно использовать этот опыт, на дорогах разрабатывают специальные перечни погрузоч­ ных станций, нуждающихся в подсылке порожних вагонов определен­ ного рода. Их можно объявлять для руководства в таком виде (табл. 9).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Перечень погрузочных станций,

нуждающихся в подсылке вагонов

 

 

Потребность в вагонах

Станция погрузки

Крытые

Платформы

Полу­

Изотерми­ Цистерны

 

 

 

вагоны

ческие

Иваново

+

+

 

 

 

 

 

Александровская . , .

+

+

Б огач ев о ..........................

+

297


Знак « + » означает, что станция нуждается в данном роде подвиж­ ного состава; знак « — » указывает на то, что станция располагает избытком этого рода вагонов. В зависимости от изменения потока та­ кой перечень следует периодически корректировать;

с г у щ е н и е п о г р у з к и , т. е. увеличение ее размеров про­ тив среднесуточных норм как по назначениям, так и по роду груза. Погрузку регулируют в соответствии с Уставом железных дорог Союза ССР и (в больших размерах) по согласованию с грузоотправителями; в р е м е н н о е п р е к р а щ е н и е п о г р у з к и в направле­ ниях, где затруднен пропуск груженых вагонов, или по назначениям (станциям), не обеспечивающим выгрузки поступающих вагонов. Эта мера применяется в исключительных случаях по разрешению лично министра путей сообщения порядком, установленным Уставом желез­

ных дорог СССР.

На каждом подразделении (дорога, отделение) ведется оперативный учет выполнения планов грузовой работы и движения поездов. На крупных подразделениях, включающих ряд участков, сортировочных и распорядительных станций, такой оперативный учет ведется в форме сокращенного поездного положения.

На бланках поездного положения заранее проставляют нормы на­ личия и расположения поездов на участках и вагонов на сортировоч­ ных, участковых, крупных грузовых станциях, определенные на осно­ вании действующего графика и заданных техническими нормами раз­ меров движения, вагонооборота и норм простоя вагонов. По графику движения поездов подсчитывают, сколько поездов должно находиться

на каждом участке,

каждой сортировочной и участковой станции на 6

и 18 ч; по ведомости

оборота локомотивов — число локомотивов на

станциях основного и оборотного депо, необходимое для того, чтобы обеспечить отправление поездов до подхода очередных локомотивов. При изменении потоков эти нормы соответственно корректируют.

6. Оперативное планирование поездной и грузовой работы отделения и дороги

Порядок оперативного планирования поездной и грузовой рабо­ ты установлен инструкцией, утвержденной Главным управлением движения.

Система оперативного планирования поездной и грузовой работы предусматривает: задания размеров движения, норм содержания ло­ комотивного парка, а в необходимых случаях и временные изменения норм передачи груженых и порожних вагонов; мероприятия по выпол­ нению установленных размеров движения, погрузки, выгрузки и ре­ гулировочных заданий, обеспечению направления вагонопотоков; осуществление регулировочных мер, направленных на обеспечение поездов локомотивами и бригадами, наилучшее их использование и соблюдение нормальных условий труда и отдыха локомотивных бригад; организацию необходимой информации между дорогами, отделениями и станциями,

298


Оперативный план состоит из двух основных частей: плана гру­ зовой работы и плана поездной работы. Обе части тесно связаны между собой. К оперативному планированию относится также декадный план поездной работы: размеры движения, нормы выдачи локомоти­ вов основными депо и эксплуатируемые парки локомотивов на декаду, а в грузовой работе— календарное планирование и декадные прика­ зы-задания на погрузку.

На дорогах и отделениях составляют суточные планы работы, на основе которых на станциях и отделениях разрабатывают сменные оперативные задания на каждое дежурство.

Суточный план поездной работы дороги составляет начальник опе­ ративно-распорядительного отдела службы движения, предварительно рассмотрев совместно со старшими диспетчерами отделений выполне­ ние технических норм эксплуатационной работы и регулировочных заданий, намечаемые размеры передачи местного груза, а также поездов и вагонов по каждому стыковому пункту и др. Начальник службы движения рассматривает план работы дороги и представляет его на утверждение начальнику дороги. Затем план в форме диспетчерского приказа передается начальникам отделений дороги для исполнения.

Суточный план поездной работы отделения составляется на основе месячных технических норм эксплуатационной работы, графика дви­ жения поездов, декадного плана поездной работы, суточного задания управления дороги, ожидаемого поездного положения и ожидаемого к началу планируемых суток наличия груженых вагонов: транзит­ ных — по направлениям, с местным грузом для других отделений до­ роги, по отделениям выгрузки и для данного отделения, по станциям назначения; порожних вагонов — по роду подвижного состава. Кро­ ме того, учитываются заявки соседних отделений по передаче поездов, груженых и порожних вагонов на предстоящие сутки; ожидаемые размеры погрузки — по назначениям; выгрузки — по роду подвиж­ ного состава в течение планируемых суток и данные информации о под­ ходе и разложении поездов с соседних отделений.

Суточный план работы отделения составляет старший диспетчер отдела движения, рассматривает и подписывает начальник отдела движения. Согласованный по стыковым пунктам с соседними отделе­ ниями суточный план утверждает начальник отделения дороги. В фор­ муле диспетчерских приказов его затем передают начальникам сорти­ ровочных, участковых и других станций формирования поездов, на­ чальникам основных и оборотных локомотивных депо и другим подраз­ делениям. Вместе с поездной планируется и грузовая работа. Суточный план грузовой работы устанавливает:

общую погрузку, в том числе по родам грузов, отправителям и назначениям;

обеспечение погрузки порожними вагонами (или из-под выгрузки); погрузку отправительских и ступенчатых маршрутов; сортировку, очистку, промывку вагонов и их подготовку под по­

грузку определенных грузов.

Одновременно составляется и план выгрузки. Наряду с этим раз­ рабатывается план работы с местным грузом: номера поездов, с кото­

299


рыми он передается е отделения на отделение, задания на развоз местного груза внутри отделения, порядок работы сборных, вывозных и передаточных поездов. Перемещение вагонов с местным грузом внутри отделений обычно планируют по четвертям суток. На ряде отделений с большими размерами местной работы успешно применяют метод по­ часового планирования развоза местного груза. В этом случае каждый час планируют время отправления вагонов с местным грузом со станций формирования поездов и сроки их доставки на станции назначения. Почасовое планирование развоза местного груза обеспечивает непре­ рывный диспетчерский контроль за вагонами, способствуя тем самым ускорению их оборота и выгрузки. 'На основе суточного плана разра­ батываются сменные задания для вступающих на дежурство работни­ ков в отделениях, на станциях, в локомотивных депо, а именно:

количество поездов (при необходимости резервных локомотивов) по направлениям, которое должно быть отправлено со станций, в том числе своего формирования и тяжеловесных;

количество вагонов с местным грузом для передачи на другие отде­ ления. Для маршрутов и крупных групп вагонов с местным грузом указывают время сдачи;

количество вагонов с местным грузом и порожних, которое надлележит размести за полусутки для выполнения заданий по погрузке и выгрузке.

Задания для смены, вступающей на дежурство во второй половине суток, составляют с учетом итогов работы (в первую половину суток), поездного положения и положения с местной работой на отделении, а также подхода поездов с соседних отделений. Сменные задания сос­ тавляет и подписывает старший диспетчер отделения. Они передаются также диспетчерскими приказами соответствующим подразделениям.

Дежурному по отделению предоставлено право совместно с руково­ дителями смен станций корректировать по 3—6-часовым периодам план отправления поездов своего формирования. При этом отменять сквозные грузовые поезда можно только по согласованию с дорожным диспетчером. Увеличение размеров движения, вызывающее повыше­ ние нагрузки на тяговые подстанции, следует согласовывать с энерго­ диспетчерами.

При наличии дорожного вычислительного центра (ВЦ) в отличие от обычного порядка суточный и сменные планы работы отделений составляют централизованным порядком в управлении дороги.

Периодичность решения задач на ЭВМ установлена следующая: ежесуточно в периоде 12ч до 12ч 40 мин разрабатывается основной план на следующие сутки, а в 22 и 9 ч (следующих суток) производится его корректировка.

7. Диспетчерское руководство движением поездов

Диспетчерское руководство осуществляется во всех звеньях управ­ ления движением от станции и участка до Министерства путей сообще­ ния. На крупных станциях расформированием и формированием по-

зоо