Файл: Электробезопасность на горнорудных предприятиях сборник материалов Республиканской научно-технической конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
В результате получим выражение вида:
= |
Aj ij |
+ Ая i,3, |
|
( 1 ) |
|
Аь А3 — коэффициенты, определяемые по экспериментальным |
|||||
кривым; |
|
|
|
|
|
— потокосцепление основного потока; |
|
||||
t-! — ток намагничивающей цепи. |
|
устройства, |
|||
Для эквивалентной |
схемы |
трансформаторного |
|||
работающего в режиме холостого хода |
(см. рис. 1), |
запишем: |
|||
|
|
|
t |
|
|
Ui = L1T— 7 + |
z1Ti + |
— |
С 4 dt + |
(2) |
|
dt |
|
с |
J |
dt |
|
где |
|
|
|
' |
|
LlT z1T— индуктивность рассеяния и активное сопротивление первичной обмотки трансформаторного устройства;
С — компенсирующая емкость в цепи первичной обмотки; Ut— приложенное напряжение.
Рис. 1. Эквивалентная схема трансформаторного устройства в режиме холостого хода.
На рис. 1, кроме того, Ьчт — индуктивность намагничиваю щей цепи (нелинейная).
Уравнением (1), (2) соответствует блок-схема, представлен ная на рис. 2 .
Если включить активное и индуктивное сопротивления кабе ля, соединяющего двигатель и трансформаторное устройство, в параметры обмотки статора, то для исследования процессов пус
ка двигателя достаточно дополнить |
схему |
замещения |
рис. 1 |
эквивалентной схемой асинхронной |
машины |
(см., напр., |
[ 1 ]). |
Ввиду относительно большого воздушного зазора двигателя электросверла СЭР-19М, который применялся при эксперименте, оказалось, что выражение вида (1 ) для этого двигатель с ошиб кой не более 7% может быть заменено уравнением прямой для подведенных напряжений до 1,5 номинального его напряжения. Поэтому вводить нелинейность в намагничивающую цепь схемы замещения двигателя нет необходимости (при данном исследо вании).
Решение задачи (ток через емкость ix) представлено на рис. 3: для случая включения на номинальное напряжение транс
форматорного устройства мощностью 3,5 кВА с разомкнутой вторичной обмоткой — кривая 1 ; для случая пуска двигателя электросверла СЭР-19М от устройства 3,5 кВА — кривая 2. Там же (на рис. 3) нанесены точки, снятые с осциллограмм. Наибольшие расхождение расчетных и экспериментальных данных не превышает 2 0 % и объясняется неточностью измерений, по грешностью аналоговой машины МН-7 (особенно нелинейных блоков) и погрешностью в определении параметров двигателя.
На этом же рисунке приведены кривые напряжения на зажи мах двигателя (кривая 3) и на зажимах вторичной обмотки трансформаторного устройства при включении его без нагрузки
Ьт-> Л ,
fiitti.
Рис. 2, Блок-схема решения задачи на машине МН-7.
Рис. 3. Переходные напряжения при включении трансформаторного уст ройства и двигателя.
271
(кривая 4). Легко заметить, что в переходном режиме имеют место значительные перенапряжения.
Для ограничения этих перенапряжений необходима специ альная защита, которая шунтировала бы емкость в те моменты, когда напряжение превышает допустимый уровень и не влияла бы на работу устройства в остальное время, т. к. перенапряже ние после завершения разбега двигателя не превышает допусти мой величины (при надлежащем выборе компенсирующей ем- ' кости).
Результаты, приведенные на рис. 3, позволяют получить не которое представление о возможных значениях магнитной индук ции в магнитопроводе трансформаторного устройства в переход
ных режимах и так |
спроектировать |
магнитопровод, |
чтобы ис |
|
ключить феррорезонанс напряжений. |
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
1. И. П. К о п ы л о в , |
Ф. А. М а м е д о в , |
В. Я. |
Б е с п а л о в . |
Математи |
ческое моделирование асинхронных машин, изд-во |
«Энергия», М. |
1968. |
ТРАНСФОРМАТОРНОЕ УСТРОЙСТВО С ВНУТРЕННЕЙ ЕМКОСТНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОПОТРЕБИТЕЛЕЙ
А. М. МИРОШНИК, Ю. В. КУВАЕВ, В. Г. КЛЮШНИК, И. К. КОВАЛЬ (Днепропетровский горный институт)
Безопасность подземных электроустановок во многом зави сит от качества подводимой к ним электроэнергии.. Одним из показателей качества электроэнергии является уровень напря жения на зажимах потребителей. Зачастую напряжение на за жимах подземных электропотребителей ниже номинальных, а часто и ниже минимально-допустимых, что приводит к перегреву асинхронных двигателей, ухудшению качества их изоляции и, как следствие, к повышению опасности их эксплуатации. Умень шение освещенности на рабочем месте, вследствие питания све тильников пониженным напряжением, также увеличивает веро ятность травматизма.
Обеспечить необходимый уровень напряжения подземным электропотребителям можно лишь при использовании автомати ческих регуляторов напряжения. Существующие общепромыш ленные регуляторы напряжения в подземных условиях не при меняются, ввиду их громоздкости и взрывоопасности.
Одним из регуляторов напряжения для подземных электро потребителей могут быть трансформаторные устройства с внуУренней емкостной компенсацией.
В настоящей работе изложены некоторые результаты исследо ваний трансформаторных устройств.
Трансформаторное устройство представляет собой трансфор матор и последовательную компенсирующую емкость, совмещен ные в одном аппарате. Для получения достаточной величины
271
емкости обмотки устройства выполняются из фольги. Примене ние фольги в качестве проводникового материала позволяет резко повысить коэффициент заполнения окна сердечника и до вести его до 0,45.
Расчет трансформаторного устройства отличается от расчета трансформатора тем, что необходимо рассчитать величину ком пенсирующей емкости, размеры обмоток с емкостью и диэлек трические потери. Имеется также некоторая специфика расчета магпитопровода, которая обусловлена изменением магнитной индукции в нем в весьма широких пределах (10—30%) при изменении нагрузки от поминальной до холостого хода.
Компенсирующая емкость распределена вдоль обмотки транс форматорного устройства, поэтому система дифференциальных уравнений его содержит уравнения в частных производных, что затрудняет решение этой системы. Для установившихся режимов можно, по аналогии с тем, как это делается при исследовании длинных линий, преобразовать систему таким образом, чтобы она содержала лишь обыкновенные дифференциальные уравнения.
Тогда трансформаторное устройство можно условно заменить комбинацией трансформатора и сосредоточенной емкости, вклю ченной последовательно с первичной обмоткой.
Используя формулу изменения напряжения трансформатора, можно получить следующую зависимость для потребной величи ны компенсирующего емкостью сопротивления:
ХС— dXift; |
|
|
(1) |
где |
|
|
|
tg |
tg2 |
:(a l |
1 ba^ i |
XI.k tg Ъ .+ |
3 Uu. Cos », |
COS 1 |
|
d = |
|
\ |
|
|
|
|
( 2) |
UKai Cki— активная и реактивная составляющие напряже ния короткого замыкания трансформатора, соответственно, от несенные к номинальному напряжению;
3= -1- — коэффициент нагрузки трансформатора;
I 1Н
1Ш— номинальный первичный ток трансформатора, А; К — ток первичной обмотки, А;
Р2 - —угол сдвига фаз между токами и напряжением на за жимах вторичной обмотки;
Л!].,,,— изменение (требуемое) вторичного напряжения, отне сенное к номинальному вторичному напряжению.
Подробное исследование распределения разности потенциалов между обкладками емкости трансформаторного устройства показывает, что эта разность имеет минимум в средине обмотки, поэтому эквивалентная сосредоточенная емкость получается на
Лист 18 |
273 |
(1—5)% меньше рассчитанной по формулам цилиндрического конденсатора. (Меньшая величина относится к трансформатор ным устройствам большей мощности). Это обстоятельство необ ходимо «учитывать при расчете длины обкладок емкости.
Кроме того, при намотке катушек не удается получить иде ально плотную укладку витков, поэтому необходимо при расчете емкости вводить специальный коэффициент, учитывающий плот ность намотки. Этот коэффициент можно получить на основании сопоставления рассчитанной и фактической емкости катушек. Расчет необходимо вести по фактическим размерам обкладок и толщине диэлектрика.
В таблице 1 приведены значения коэффициента плотности намотки, которые определены для 5-ти опытных образцов транс форматорных устройств мощностью 10 кВА. Легко заметить, что эта величина практически одна и та же в указанном диапа зоне мощностей, поэтому можно принимать ее 0,7—0,75 во всех случаях и, как показывает опыт изготовления катушек, ошибка в расчете величины емкости не превысит (1 0 —1 2 ) %, что вполне допустимо в большинстве случаев.
Таким образом, емкость катушки можно определить зависи мостью:
A U: и 1н
С |
и к |
2 |
10е, мкФ. |
|
г |
||
|
____h |
___ |
О)2 |
COS2Cf,
( 3 )
При расчете потребной величины Хс необходимо учитывать пусковые режимы, как наиболее критичные по уровню напря жения в условиях шахт. В этом отношении трансформаторные устройства являются значительно более совершенным средством поддержания напряжения на зажимах потребителей, чем обычно применяемое повышение на 5% выходного напряжения транс форматоров, т. к. при холостом ходе напряжение трансформатор ного устройства может быть выбрано номинальным (для потре бителя) и будет повышаться лишь при появлении нагрузки в функции тока, что обеспечивает инвариантность регулирования.
Исследование гармонического состава выходного напряжения показывает, что трехфазные трансформаторные устройства при АН,н =^40% вносит высших гармоник в выходное напряжение не больше, чем обычные трансформаторы.
В связи с тем, что намагничивающая цепь (эквивалентной Т-образной схемы) трансформаторного устройства включена последовательно с компенсирующей емкостью, в этой системе возможен феррорезонанс напряжений. Явление феррорезонанса наблюдалось практически в трансформаторных устройствах с
274