Файл: Электробезопасность на горнорудных предприятиях сборник материалов Республиканской научно-технической конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
пость имеет при отключениях место по причине повреждения транспортом (от 1 час. 0,5 мин. до 3 час. 16 мин.), захлеста и
обрыва проводов |
(до |
2 —3 час.), повреждений на |
экскаваторе |
(до 1 час. 23 мин). |
|
|
|
В настоящее время существует одна защита от однофазных |
|||
замыканий на землю, |
которая выпускается промышленностью |
||
серийно (ЗЗП-1). |
Поэтому проектные институты, |
проектируя |
схемы электроснабжения карьеров, предусматривают в них за щиту ЗЗП-1. Следует сказать, - что на практике эта защита широкого применения не нашла по ряду причин, главными из которых являются — дороговизна, сложность устройства, необ
ходимость иметь автономный |
источник постоянного тока, воз |
||||
можность ложной работы от высших гармонических и т. |
д, |
||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Причина отключения |
Средняя длительность одного отключения, час. |
||||
|
|
|
|
|
|
фидера |
п/ст № 1 |
п/ст № 2 |
п/ст № 4 |
п/ст № 6 |
п/ст № 7 |
Пробой кабеля |
0-29 |
0-41 |
1-14 |
1-10 |
1-00 |
Повреждение КТП |
0 |
0-32 |
0 |
0 |
1-26 |
Повреждение на экскава |
0-12 |
0=42 |
0=10 |
1-23 |
1-00 |
торе |
|||||
Повреждение транс |
3-16 |
1-10 |
1-00 |
0 |
1-05 |
портом |
|||||
Захлест проводов |
2-17 |
0-58 |
0-52 |
0-12 |
1-08 |
Кратковременные само |
0-18 |
0-19 |
0-19 |
0-17 |
0-22 |
устранившиеся замыкания |
|||||
При запуске двигателя |
0-15 |
0-20 |
0-20 |
0-15 |
0-16 |
Повреждение приключа- |
0-45 |
0-38 |
2-38 |
0 |
1-00 |
тельного пункта (ПП) |
|||||
Обрыв провода |
3-24 |
2-02 |
1-18 |
0 |
2-10 |
Повреждение изоляторов |
0 |
1-56 |
0-25 |
0 |
0-52 |
Ложная работа защиты |
0-21 |
0-23 |
0-25 |
0-24 |
0-30 |
Прочие повреждения |
2-08 |
1-40 |
2-59 |
0-18 |
3-00 |
Существует ряд защит, разработанных на базе ЗЗП-1, а именно: РЗН- 6 и РЗН-6 У разработки ЛГИ, защиты типа РЗН и РЗН-1, 2 разработки института электродинамики УССР, защи та типа ЗЗКС разработки ВостНИИ. Защита РЗН наиболее выгодно отличается от защиты ЗЗП-1, предусмотренной проек тами на электроснабжение карьеров. Основные ее преимущества
— более простая электрическая схема, более высокая чувстви тельность по напряжению нулевой последовательности, меньшая
265
Температурная зависимость, не требуется источник постоянного тока, возможность изменения угла максимальной чувстви тельности.
Высокая чувствительность защиты ЗЗП-1 по току, равная 70—100 мА, при полном емкостном токе замыкания на землю на карьерах Михайловского ГОКа более 2 А, не нужна.
Важнейшим вопросом повышения электробезопасности на карьерах является уменьшение перенапряжений при возникнове нии однофазных замыканий на землю в сетях 6 кВ. Перенапря жения представляют особую опасность для гибких кабелей, пи тающих экскаваторы и другое карьерное оборудование. Возникая при однофазном замыкании на землю, они вызывают электри ческий пробой в кабелях, прежде чем эти замыкания отключают ся защитой. Опасность при прикосновении обслуживающего пер сонала к электрооборудованию значительно повышается.
В условиях карьеров Михайловского ГОКа, где процент одно фазных замыканий на землю составляет 60—85% от общего количества всех отключений фидеров (табл. 3), этот вопрос осо бенно важен.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
Селективные отключения |
Неселективные отключения |
|||||
№№ |
всего |
в том числе |
всего |
|
в том числе |
||
п/ст |
откл., |
33 |
М3 |
откл., |
М3 |
33 |
МЗ/ЗЗ |
|
% |
% |
|||||
1 |
100 |
18 |
82 |
100 |
93 |
0 |
7 |
2 |
100 |
63 |
37 |
100 |
14 |
54 |
32 |
4 |
100 |
72 |
28 |
100 |
5 |
75 |
20 |
6 |
100 |
62 |
38 |
100 |
40 |
60 |
0 |
7 |
100 |
87 |
13 |
100 |
2 |
87 |
11 |
Характерным для этих карьеров является также большой процент (до 80%) групповых отключений фидеров по причине однофазных замыканий на землю. Вот почему решение вопроса улучшения селективности работы защит от однофазных замыкдний на землю на карьерах МГОКа имеет первостепенное значе ние. Но, как мы выше уже показали, при существующей, уста новленной на отходящих в карьер линиях защите, этот вопрос решен быть не может.
Вопросы, затронутые в статье, не охватывают полностью проблему безопасного электроснабжения карьеров. Однако уси лия исследователей должны быть направлены на решение имен но этих вопросов в первую очередь.
266
МЕТОД ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ
КАРЬЕРНЫХ ПРИКЛЮЧАТЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ
в о л от к ов ск и и С. А., КУРЬЯН А. И.. ЛИДЕС Ю. А. |
|
|||
Как показали наши исследования, |
повышение |
надежности |
||
'■ карьерных |
приключательных пунктов |
(ПП) связано с |
необхо |
|
димостью |
изменения их исполнения — оболочка |
ПП |
должна |
обеспечить защиту от воздействия факторов окружающей среды
— запыленности и влажности воздуха. Показано также, что для повышения надежности, оперативности и безопасности об служивания необходимо изменение ряда параметров, характери зующих как конструкцию, так и структуру схемного решения.
Основанием для выбора оптимальной конструкции ПП для условий карьеров принята величина общей эффективности (по лезности) ПГ1, которая позволяет получить комплексную количе ственную оценку технического уровня ПП. Установлено, что оценка эффективности и объективное сравнение конструкций ПП возможны на основе системы критериев эффективности. Нами разработана такая система, значимости критериев эффективнос ти получены методом экспертных оценок. В качестве главного критерия эффективности принят один из показателей надежнос ти — интенсивность отказов ПП.
При общей сравнительной оценке эффективности ПП разлнч-
О
пых типов |
решение задачи |
выбора оптимальных |
параметров х |
||||
или типа ПП |
в заданном множестве F по |
k показателям, оце |
|||||
нивающим х, |
f z (я) , |
заключается в отыскании множества упо |
|||||
рядоченных пар |
|
|
|
|
|
||
|
s |
= {x f z |
(х)), X е |
F, fz (х) > |
f z (х), |
|
|
при всех х |
G F. При этом целью является отыскание максимума |
||||||
функции |
/ ( А , В,..., |
F), где А, В,..., F —значения оптимизи |
|||||
рующих параметров. |
|
|
|
|
|
||
Поскольку сама функция |
f |
(А, В, |
F ) |
и ее первая |
производная неизвестны, оптимальное решение получено методом «Дэльфи». Оптимальные значения параметров при этом нахо дились с помощью игровой матрицы
I Kuj I,
где Kizj— относительное значение z -го критерия эффективнос ти для t-ro типа ПП при у-той вероятности критерия.
Для решения игры на выигрыш в матрицу подставлялись обратные относительные значения тех критериев, которые дол жны быть минимизированы. Значения вероятностей критериев PZj являются экспертными оценками «Дэльфи» и находятся в
пределах вектора Pzj = |] inf = 0, sup = П] (при ограничитель- k
НОМ условии 2 Pzj = 1 / z~\
267
Показателем эффективности t-ro типа ПП является величина
5 =^A'"izyp- P Zj ■
Z
Условие оптимальности конструкции — max Si .
Анализу были подвергнуты ПП различных типов, выпускае мые в последние годы отечественной промышленностью, а также некоторые зарубежные конструкции. На основании выполненных исследований нами разработаны требования, регламентирующие основные принципы исполнения ПП и обеспечивающие их высо кую эффективность. Данные требования включены в «Правила изготовления электрооборудования в рудничном нормальном исполнении».
ОВЛИЯНИИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА РАБОТУ ФАБРИК ОБОГАЩЕНИЯ И ОКОМКОВАНИЯ
Л. П. ВОРОХОВ (Днепропетровский горный институт)
В условиях непрерывного роста энергоемкости промышленных предприятий проблема повышения надежности и оптимизации режимов работы системы электроснабжения приобретает перво степенное значение.
Для большинства технологических установок железорудных производств даже кратковременное нарушение электроснабже ния приводит к расстройству сложного, тщательно отрегулиро ванного технологического процесса. Так, перерыв электроснаб жения длительностью больше уставки срабатывания минималь ной защиты высоковольтных двигателей, составляющей в усло виях эксплуатации 1,5 с, приводит к отключению последних.
На фабрике окомкования в корпусе обжига Северного ГОКа Установлено 9 вентиляторов с использованием в качестве приво да высоковольтных асинхронных двигателей с фазным ротором, обмотки которых для уменьшения пусковых токов соединены в звезду. В процессе работы двигателя на его коллекторе оседает токопроводящая пыль, сопротивление изоляции между фазами уменьшается до 2—3 кОм. Повторный запуск такого электродви гателя, при его внезапной остановке, возможен лишь после очистки коллектора и доведения сопротивления междуфазной изоляции до 50 кОм. Опыт эксплуатации показывает, что при этом запуск электродвигателей происходит через 2—3 часа. За это время температура печи обжига понижается до 600—800°С и для доведения технологических условий обжига до нормальных (t =1200°С) требует 6 — 8 часов. В этом случае народнохозяй ственный ущерб составляет 40—50 тысяч рублей.
Электроснабжение обогатительных фабрик, как правило, осу ществляется по типовым схемам двухсекционных РУ 6 —10 кВ
268
с. автоматическим включением резерва (АВР) секционного вы ключателя. Время срабатывания АВР из-за наличия остаточного напряжения на шинах секции, поддерживаемого подпиткой син хронными двигателями, составляет 7—9 с. Поскольку самозапуск электродвигателей не предусмотрен технологический режим нарушается и для его восстановления необходимо время поряд ка 2 —3 часов, что также приводит к значительному ущербу. Для повышения надежности электроснабжения железорудных предприятий следует предусматривать самозапуск электродвига телей наиболее ответственных механизмов. Успешный самоза пуск электродвигателей обеспечивается уменьшением времени срабатывания АВР, что достигается с применением быстродейст вующего устройства АВР на полупроводниковых элементах, имеющего пусковой орган по частоте. Такое устройство разраба тывается кафедрой электрификации горных работ ДГИ.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ УСТРОЙСТВ В ШАХТНОЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
Ю. В. КУВАЕВ, А. М. МИРОШНИК. И. К. КОВАЛЬ, в. г. к л ю ш н и к
(Днепропетровский горный институт)
Для систем электроснабжения подземных потребителей шахт характерна соизмеримость мощностей асинхронных двигателей с мощностью трансформаторной подстанции. Поэтому замена обычного трансформатора трансформаторным устройством с внутренней емкостной компенсацией качественно изменяет сеть, которая в этом случае будет представлять систему, содержащую цепи со сталью и емкостью. В такой системе могут возникать резонансные явления, обусловленные нелинейностью цепей со сталью.
Это влечет за собой периодические колебания напряжения на зажимах электроприемников, а также возникновение значитель ных перенапряжений, представляющих опасность для изоляции кабелей, машин и аппаратов.
В настоящей работе проведены исследования процессов в системе, состоящей из трансформаторного устройства с внутрен ней емкостной компенсацией, соединительного кабеля и асинх ронного двигателя при включении устройства в сеть без нагруз ки и при включении неподвижного асинхронного двигателя к трансформаторному устройству, работающему в режиме холос того хода.
Для облегчения анализа пренебрегаем гистерезисом, а кри вые намагничивания аппроксимируем стеменным рядом, ограни чиваясь степенями не выше 3-й. Коэффициенты ряда определим по экспериментальным кривым намагничивания исследуемых трансформаторного устройства и двигателя.
269