Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От основы смазки зависит устойчивость против высыхания и отвердения, чрезмерного разжижения вследствие высокой тем­ пературы, стойкость к абсорбции воды, способность легко нано­ ситься на резьбу в условиях низких температур. Для соединений, работающих в условиях высоких температур, применяют смазки на силиконовой основе, содержащей кремнеорганические соедине­ ния. Силиконовая основа также улучшает свойства смазки при низких температурах.

Для высокотемпературных скважин (100—200° С) применяют смазку Р-402 (ТУ-38-1-112-67), разработанную во ВНИИГАЗ.

Смазку

Р-402 изготовляют на силиконовой основе и наносят на

резьбу

при температурах до — 30° С. Она имеет хорошие уплот­

нительные и антизадирные свойства и обладает повышенной температуростойкостью (до 200° С ).

В состав смазки Р-402 входит жировая основа 36%, состоящая из масла машинного СУ (9% ), кремнеорганической жидкости (21,7% ), гидрата окиси лития (0,3% ), стеариновой кислоты (4,3%)

и стеарата алюминия (0,7% ). Наполнители

составляют

64% : гра­

фитовый

порошок (20% ), свинцовый порошок (28% ),

цинковая

пыль (12% ) и медная пудра (4% ).

 

 

Для скважин с температурой до 100° С

рекомендуется смазка

Р-2 МВП

(МРТУ-12Н103-64). Смазка Р-2МВП отличается от смаз­

ки Р-402 составом жировой основы, в связи с чем обладает более низкой температуростойкостью и морозостойкостью. При темпера­ туре окружающего воздуха ниже — 5° С перед нанесением на резьбу смазку надлежит подогревать. Жировая основа смазки Р-2 составляет 37% (масло машинное СУ 18,4%, масло МВП 14% и стеарат'алюминия 4,6% )- Наполнителями являются графитовый порошок 18%, свинцовый порошок 29% , цинковая пыль 12% и медная пудра 4% . За рубежом для соединений обсадных и на­ сосно-компрессорных труб широко применяются смазки, рекомен­ дованные бюллетенем 5А2 Американского нефтяного института.

Бюллетень 5А2 АНИ предусматривает два вида резьбовых сма­ зок: силиконовая и модифицированная, которые по своему назна­ чению соответственно аналогичны Р-402 и Р-2МВП. В состав сма­ зок 5А2 АНИ входят твердые компоненты: графитовый порошок 18%; свинцовый порошок 30,5%; цинковая пыль 12,2% и медные чешуйки 3,3% -— всего 64% . Остальные 36% составляет основа смазки. Основа силиконовой смазки состоит из силиконового ком­ паунда и силиконовой жидкости в количестве 15,5% к общему весу смазки.

Для повышения герметичности резьбовых соединений обсадных труб в газовых скважинах применяется уплотнительный полимеризующийся состав УС-1 (ВТУ ТНЗ № 161-65), разработанный ВНИИГАЗ на базе компаунда К-153. Для придания составу про­ тивозадирных свойств и лучшей герметизирующей способности ис­ пользуют графитовый порошок и металлические наполнители. Время полимеризации состава после добавления отвердителя за­

6* 163


висит от температуры окружающей среды. Герметизирующее дей­ ствие состава заметно проявляется спустя 4—6 ч при температуре 20° С. В состав УС-1 входят эпоксидный компаунд К-153 55,5%,. кубовый остаток гексаметилендиамина (отвердитель) 11,1% и на­ полнители: графитовый порошок 10,6%, свинцовый порошок 14,6%, цинковая пыль 6,1% и медная пудра 2,1% .

Крутящий момент при свинчивании конических резьбовых соединений с натягом,

Для определения крутящего момента, требуемого для свинчи­ вания соединений с натягом, предложено несколько расчетных формул: С. И. Шищенко [29], А. Е. Сароян [22] и др.

Все известные формулы получены из условий граничного тре­ ния, при этом:

1)крутящий момент определяется как произведение силы трения, действующей на контактной поверхности на плечо, равное радиусу контактной поверхности;

2)сила трения определяется как произведение давления, дей­

ствующего на контактной поверхности, коэффициента трения при. скольжении по этим поверхностям и площади контактной поверх­ ности;

3) при расчете давления используется формула Ламе.

В общем виде формула для определения крутящего момента при граничном трении имеет вид

 

M = q F ^ f ,

(III. 58)

где q — давление на

контактной поверхности;

F — площадь

кон­

тактной поверхности;

dK— диаметр контактной

поверхности;

f

коэффициент трения.

Для треугольной резьбы, где контакт осуществляется по боко­ вым сторонам профиля, за контактный диаметр принимают сред­ ний диаметр резьбы. Для трапецеидальной резьбы — внутренний или наружный диаметр резьбы, в зависимости от того, где осу­ ществляется посадка в соединении. При расчете М. следует иметь в виду, что в результате конструктивных особенностей резьбы контактная поверхность прерывиста по длине образующей конуса и составляет приблизительно 60% для треугольной резьбы с углом профиля 60° и около 45% для трапецеидальной резьбы от общей площади сопряженных поверхностей.

Однако, вследствие наличия, жесткой связи между контактны­ ми участками, радиальные деформации от натяга непрерывны по всей длине резьбового конуса. Поэтому фактические удельные давления на контактной поверхности больше, чем давления, рас­ считанные для полной поверхности. Среднее давление на длине сопряжения практически не зависит от характера контактных по­ верхностей. Произведение фактического удельного давления на

164


площадь фактической контактной поверхности равно произведении? среднего давления, рассчитанного по формуле Ламе на общую площадь сопряженных поверхностей. В процессе определения силы трения, возникающей от натяга, площадь контакта рассчитывают,

исходя

из

непрерывной

 

 

 

 

 

 

поверхности

контакта

по

 

 

 

 

 

 

всей

 

длине

сопряжения.

 

 

 

 

 

 

Принимая

за

площадь

 

 

 

 

 

 

контакта

площадь

по­

 

 

 

 

 

 

верхности

гладкого

кону­

 

 

 

 

 

 

са, необходимо учитывать,

 

 

 

 

 

 

что в резьбе с треугольным

 

 

 

 

 

 

профилем

контакт

осуще­

 

 

 

 

 

 

ствляется

по

боковым

сто­

 

 

 

 

 

 

ронам

 

профиля

и

при

 

 

 

 

 

 

свинчивании

с

натягом

 

 

 

 

 

 

имеет

место

случай,

ана­

Рис. 77. Действие сил на резьбу с тре­

логичный

 

возникновению

силы

трения при

движе­

угольным

профилем при

свинчивании

с

 

 

натягом.

 

 

 

нии

клинчатого

ползуна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вдоль желоба.

 

 

 

 

 

 

реакции

На

обоих

сторонах

профиля возникают нормальные

iVi =

TV2 = А7=

Q

(рис. 77). При движении витка по впадине

 

 

 

 

2 sin а/2

 

 

 

 

 

 

т__

резьбы

на каждой

стороне профиля возникает сила

трения

= fN. Общая сила трения при этом

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т = 2/JV =

f

Q = fpQ,

 

 

 

 

 

 

 

 

sin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

(III. 59)

 

 

 

 

 

 

 

sm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,

 

 

 

 

где

/р — коэффициент

трения

в резьбе,

свинчиваемой с

натягом;

f — коэффициент трения для

параллельных плоскостей; а/2— по­

ловина угла профиля.

В трапецеидальной резьбе, имеющей зазоры по боковым сто­ ронам профиля, коэффициент трения в резьбе равен коэффициенту

трения для параллельных плоскостей.

1

В коническом соединении значения диаметра контактной по­

верхности и давления на этой поверхности

переменны по длине

соединения

 

i

 

М = j q ^ f pndKdx,

(III .6 0 )

о

 

Ш5


'где d K— диаметр контактной поверхности,

переменный

по длине

соединения I.

 

 

 

 

 

 

 

 

В сечении, удаленном на расстоянии х от торца трубы

 

 

 

dK=

4 l Н~ Кх,

 

 

 

 

 

где d\ — диаметр

контактной

поверхности

в

плоскости торца

трубы; К — конусность резьбы.

 

 

 

 

 

 

Радиальное давление от натяга определяется

по

формуле

Ламе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ М рм - 4 ) ( 4

-

 

 

 

(III.61)

 

 

 

 

 

 

 

 

где Е — модуль упругости; А — диаметральный

натяг в соедине­

нии;; DM— наружный диаметр

муфты;

d — внутренний

диаметр

трубы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Производя соответствующие подстановки в выражении

(III.60),

получаем

 

 

 

I

 

 

 

 

М =

£ДяЬ

 

 

 

 

 

 

(D2u + di)^ (d l + K x ) d x -

 

 

4 ( ° м - 0

О

 

 

 

 

 

О

 

о

 

 

 

 

Проинтегрировав данное выражение, запишем

 

 

M

EAnfp

f/n2 L /(2\|

(di

|- Kl)'1

 

di_

 

 

{D m+ d?) J^-

 

 

2

 

4K (D M2 - d * )

 

 

 

 

 

№ + Kl)*

c

D l d2 [In (dt -I- Kl) -

In d j .

(III.62)

 

 

 

Так как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

di + Kl = d2,

 

 

 

 

 

где d2 — контактный диаметр

в плоскости

первой

нитки,

находя­

щейся в зацеплении, то

 

 

 

 

 

 

 

М =

EAnfp

{D l + d2)

 

 

 

 

4K(D M2 - d * )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d\ — d\

 

di

 

 

(III.6 3 )

 

 

4

D i d 2 In

 

 

 

 

 

 

di

 

 

 

166


В формулах Шищенко (III.64) и Сарояна (III.65)

для удобст­

ва сопоставления крутящий момент выражен

в

зависимости от

диаметрального

натяга

и диаметральных

размеров

соединения

 

 

М =

E/Szifp

'{DM+

d) (d\ d\)

 

 

 

 

 

 

 

* №

- * )

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DMd (d \ - d f)

dt — d]

 

 

 

 

(III.64)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где /р

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cos a/2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M

 

 

2EAnfh

 

\D K + d) (d:

■d])

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

KS cos ~

cos v0 ( p i d\)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dud { d \ - d \ )

■d\

 

 

 

 

(III.65)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где h — рабочая

высота профиля;

S — шаг

резьбы;

уо — угол

подъема резьбы

(c o s y o ^ l).

 

 

 

 

 

 

 

 

При выводе формул

(III.64)

и (111.65) сделали допущение, что

(D M+ dv) (dK + d) «4е?к ,

позволяющее

несколько

упростить

выра­

жение, заключенное в квадратных скобках.

 

 

 

 

 

 

Формула

(III.64) занижает

результаты

вследствие

использо­

вания

коэффициента трения в

резьбе при действии осевых

нагру-

f

f

, в то время как при свинчивании с натягом имеют

зок /р = — -—

 

cos a/2

 

 

 

 

 

 

 

f

 

 

 

место

радиальные нагрузки, при которых

fp =

 

 

В

форму-

 

 

 

sin a/2

ле (III.65) в случае определения контактной площади используется рабочая высота профиля, т. е. учитывается прерывистый характер поверхности контакта. Поскольку радиальные давления определе­ ны по формуле Ламе, то сила трения, а следовательно, и крутящий момент несколько занижаются.

Если

в формулу ( 111.64) подставить /р=

f

, а в формуле

— -—

 

 

sin a/2

 

 

(III.65)

рабочую высоту профиля /i2 заменить на

высоту

исход-

 

2//

обе формулы

станут

ного профиля Н, то, поскольку -----= ctga/2,

S

идентичными.

Формулы, учитывающие особенности конических соединений., довольно сложные для проведения практических расчетов. Упро­ щенную формулу можно получить, если вместо конической поверх­ ности рассматривать цилиндрическую с контактным диаметром,

167