Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а IV

РЕЗЬБОВЫ Е СОЕДИНЕНИЯ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ — ТУРБОБУРОВ И ЭЛЕКТРОБУРОВ

ТИПЫ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИИ ТУРБОБУРОВ

Основные типы одно и многосекционных турбобуров, применяе­ мых для бурения нефтяных и газовых скважин, изготовляются диа­ метрами (по длине резьбового соединения) 172, 195, 215 и 240 мм (ТУ26-02-367-71). Большое распространение получили турбобуры:

Т12МЗБ-240, Т12МЗБ-9", Т12МЗБ-8", Т12М ЗБ-772", Т12МЗБ-65/8", ТС5Б-240, ТС5Б-8", ТС5Б-7У2", ТС5Б-65/8", ЗТСШ-240, ЗТСШ-215,

ЗТСШ-195, ЗТСШ-172. Турбобуры Т12МЗБ применяются в одно­ секционном исполнении. Внедряются высокомоментные турбобуры А 9К 50а, А7Н4С, А6КЗС и др.

Шпиндельный турбобур (СТСШ ) в односекционном исполне­ нии имеет шесть резьбовых соединений корпуса и переводника с конической резьбой. Кроме того, для закрепления деталей вра­ щающейся системы на валу секции турбобура и шпинделя, а так­ же соединения валов турбобура и шпинделя применяются еще три резьбовых соединения с цилиндрической и конической резьбой. Для соединения переводника турбобура с колонной бурильных труб, а вала турбобура через переводник с долотом применяются еще три конических резьбовых соединения. Таким образом, для обеспечения бурения односекционным турбобуром используются одиннадцать конических и цилиндрических резьбовых соединений.

Присоединение каждой новой секции увеличивает количество резьбовых соединений на четыре, т. е. в двухсекционном турбобуре пятнадцать резьбовых соединений, в трехсекционном — девятнад­ цать и т. д. Следовательно, резьбовые соединения являются узла­ ми, от эксплуатационной надежности которых зависит работоспо­ собность турбобура.

Корпус секции и шпинделя является трубой с толщиной стенки 12— 18 мм по длине резьбового соединения (в зависимости от диа­ метра турбобура).

173

З Т С Ш -2 4 0 — ►

РКТ 218

РКТ 21b

РКТ 208

РКТ 218

3 - W

I ( вариант А)

I ( Вариант Б)

а.

Рис. 79. Резьбовые соединения корпусов и валов.

а — шпиндельных

турбобуров диаметром 172, 195,

215 и

240 мм; б — высокомоментных турбобуров А7Н4С, А9К.5С и

А6КЗС.

/ — верхний переводник-

2 — вал; 3 — корпус; 4 — нижний

переводник; 5 — соединительный переводник; в — вал шпинделя;

7 — корпус шиин

 

деля; 8 — ниппель;

9 — переводник вала шпинделя.

 


Сравнительно частые свинчивания и развинчивания резьбовых соединений (через каждые 40— 50 ч работы) при ремонте турбо­ буров не позволяют применять резьбы с мелким шагом и неболь­ шой высотой профиля. Шпиндель турбобура заменяется большей частью непосредственно на буровой, в связи с чем резьбовое со­ единение чаще свинчивается и развинчивается, поэтому в резьбо­ вых соединениях корпусов и валов турбобуров применяют резьбу с крупным шагом. Стандартный профиль замковой резьбы наре­ зают только на присоединительных резьбах верхнего переводника (к колонне бурильных труб), промежуточном переводнике, соеди­ няющем секции, и переводниках вала (к долоту). Во всех других

 

 

 

 

Резьбовые

Шифр

 

 

корпуса

переводника соеди-

верхнего переводника

верхнего перевод-

с пере­

турбобура

нительного с пере-

водником

 

с колонной труб

ника с корпусом

водником промежу­

 

соедини­

 

 

 

точным

 

 

 

тельным

 

 

 

 

Т12МЗБ-240

3- 171x6,35x1:6

РКТ218Х6.35Х

_

_

 

 

 

Х1:16

Т12МЗБ-9"

3- 17 1x6 ,35x 1: 6

РКТ218Х6.35Х

 

 

 

Х1:16

Т12МЗБ-8"

3-147x6 ,35x 1: 6

МК195Х6Х 1:32

Т12МЗБ-71/2"

3-147X6,35x1:6

РКТ177Х5.08Х

 

 

 

X 1:16

 

Т12МЗБ-6»/*"

3-121X5,08x1:4 МК156Х5,5x1:32

РКТ218

РКТ208Х6.35Х

ТС5Б-240

3-171X6,35X1:6

РКТ218Х6.35Х

 

 

 

X l : 16

 

Х1:6

ТС5Б-8"

3

-147X6,35x1:6

МК195Х6Х1:32 МК195

3-189x6,35X1:6

ТС5Б-71/2"

3

-147X6,35x1:6

PK.T177X5.08X

РКТ 177

3-171

 

 

 

X I : 16

 

3-147

ТС5Е-6»/8"

3

-121x5,08x1:4

МК156Х5,5Х1:32 МК156

ЗТСШ-240

3-171x6,35x1:6

РКТ218Х6.35Х

РКТ218

РКТ208

 

 

 

X I: 16

МК195

3-189

ЗТСШ-215

3

-147X6,35x1:6

МК195Х6Х1:32

ЗТСШ-195

3

-147X6,35x1:6

РКТ177Х5.08Х

РКТ177

3-171

 

 

 

X 1:16

МК156

3-147

ЗТСШ-172

3

 

МК156Х5,5X1:32

-121X5,08x1:4 _

 

 

А9К5Са

3

-171X6,35X1:6

РКТ218Х6.35Х

РКТ218

РКТ208

 

 

 

X 1:16

РКТ 177

3-171

А7Н4С

3-147X6,35x1:6

РКТ177Х5.08Х

 

 

 

X I : 16

МК150

3-147

А6КЗС

3-121x5,08x1:4

МК150Х6Х1:32

* Резьба левая.

случаях применяют специальные типы резьбовых соединений с резьбой:

1)

МК — метрической

конической;

2)

РКТ — корпусов турбобуров, конической замкового про­

филя;

 

 

 

3)

МУ — цилиндрической метрической усиленной.

На

рис. 79

представлены типы и размеры резьбовых соедине­

ний

корпусов

и валов

турбобуров ЗТСШ-172, ЗТСШ -195,

ЗТСШ -215, ЗТСШ -240 и А7Н4С, А9К5Са, А6КЗС. Подобные виды резьбовых соединений применяются также в других типах турбо­

буров соответствующих размеров

(табл. 46).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 46

соед мнения

 

 

 

 

 

 

перевод­

 

 

 

 

 

 

ника про­

 

 

нижнего

 

вала

пере­

межуточ­

корпуса нижней

верхнего

верхнего

ного с кор­

секции или шпинделя

конца вала

конца вала

конца вала

с пере­

водника

пусом ниж­

с ниппелем

верхней

верхней сек­

нижней секции

водни­

вала

ней секции

 

секции

ции полу-

или шпинделя

ком

с доло­

или шпин­

 

муфты

долота

том

деля

 

 

 

 

 

 

РКТ218Х6.35Х

М100Х6*

3-147

3-147

X I : 16

М84Х6*

 

3-147

3-147

МУ215Х6

____

МК195Х6Х1:32

М84Х6*

_

_

3-121

3-121

РКТ177Х5.08Х

МУ80Х6*

3-121

3-121

 

X 1:16

М80Х6*

 

3-117

3-121

МК156Х5,5X1:32

РКТ218

РКТ218

М100Х6

М100Х6*

3-147

3-147

МК195

МК195

МУ100Х6

 

М84Х6* 3-121

3-121

РКТ177

РКТ177

МУ80Х6

МУ80Х6*

3-121

3-121

МК156

МК156

МУ80Х6

____

МУ80Х6* 3-117

3-121

ТКТ218

РКТ218

МУПОхб МК116Х6Х

МУ130x6

3-147

3-147

МК195

МК195

МУЮОхб

x l : 16

МУЮОхб

3-121

3-121

МК98Х6Х

РКТ177

РКТ177

МУ80Х6

Х1:6

МУ105Х6

3-121

3-121

МК84Х6Х

МК156

МК156

МУ80Х6

X I : 16

МУ80Х6

3-117

3-121

МК84Х6Х

РКТ218

РКТ218

МУЮОхб

x l : 16

МУЮОхб

3-147

3-147

МК116

РКТ177

РКТ 177

МУ80Х6

МК84

МУ80Х6 3-117

3-121

МК150

МК150

МК66Х6Х

3-76

МК66

3-102

3-121

 

 

Х Ы 6

 

 

 

 

176

177


Профиль, элементы профиля, размеры, технические требова­ ния и контроль конических резьбовых соединений турбобуров при­ ведены в руководящем техническом материале «Резьбы кониче­ ские турбобуров и электробуров» РТМ 26-02-15-72.

Элементы, профиль

и технические требования к метрическим

усиленным резьбам

(МУ) приведены в нормали ВНИИБТ

НР-МУ-61022.

 

 

Резьба корпусов турбобуров РКТ

Для проектирования различного инструмента и узлов турбобу­ ров потребовалось дополнить замковую резьбу с профилем по ГОСТ 5286— 58 (см. рис. 42, табл. 20) рядом шагов и конусностей. Это дает возможность конструкторам применять замковые резьбы

сучетом оптимального шага и конусности.

Втабл. 47 приведены элементы профиля резьбы РКТ в зави­ симости от шага и конусности.

Т а б л и ц а 47 Замковая коническая резьба с профилем по ГОСТ 5286—58 (РКТ)

 

 

 

 

 

Конусность = 2 tg ф

 

 

Элемент резьбы

1:4

1 :5

1:6

1 :8

1:10

1:12

1 : 16

1:32

 

 

Высота

исходного

0,8615 0,8632 0,8641 0,8649

0,8653

0,8655

0,86574

0,8659

профиля Н

0,5892 0,590

0,5913 0,5920

0,5922

0,5924

0,5926

0,59272

Высота профиля

Рабочая высота h

0,5169 0,5179 0,5189 0,5190

0,5192

0,5193

0,5194

0,51954

Высота среза вер-

0,1723 0,1726 0,1728 0,1730

0,17306

0,1731

0,17315

0,17318

щин е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиус

закругле-

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

ния впадин R

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Приведенные

значения необходимо умножить на S — шаг резьбы, кото­

рый может быть равен: 2,54;

3,175;

4,233;

5,08; 6, 35 мм.

 

 

 

Коническая резьба замкового профиля имеет существенный не­ достаток, снижающий ее динамическую прочность. Отношение ра­ диуса закругления впадины к шагу R /S = 0,1, что не является оп­ тимальной величиной. Коэффициент концентрации напряжений получается повышенным, что снижает прочность резьбового со­ единения при переменных нагрузках. При увеличении отношения

R /S

до 0,15-^0,22 прочность резьбового соединения может

быть

повышена на 20— 40% [43].

 

В

буровых забойных двигателях — турбобурах — корпус

(гай­

ка)

воспринимает в процессе эксплуатации переменные растяги­

вающие и изгибающие нагрузки. Поэтому форма впадины резьбы корпуса играет такую же роль, как в болтах.

Исследованиями [25] установлено, что при бурении турбобуром А7Н4С в крепких породах при осевой нагрузке 8 ч -11 тс амплиту­

478


да радиальных перемещений на расстоянии 2000 мм от забоя со­ ставила 3,5 мм. Кроме того, стандартные коническая и цилиндри­ ческая резьбы даже с крупным шагом имеют недостаточное при­ тупление вершин профиля. Например, в наружных резьбах с шагом 4 и 6 мм ширина среза вершин профиля соответственно 0,5

и 0,75 мм.

Вследствие перекосов при свинчиваниях и механических по­ вреждениях, в процессе эксплуатации происходят задиры и заеда­ ния резьбового соединения.

У замковой резьбы с шагом 5,08 и 6,35 мм ширина среза вер­ шин профиля 1,016 и 1,27 мм. Только в резьбе специального зам ­

кового профиля

(см.

рис.

42, табл. 20) ширина среза

вершин при

шаге 6,35 мм —

1,651

мм

с отношением R /S = 0,152.

В

зарубежной

практике резьба с таким

профилем (IF по стандарту

7АНИ) на­

чала применяться с

1966

г. До этого резьба IF

применялась с

плоскосрезанными впадинами— с радиусом перехода от плоского' среза к боковой стороне профиля 0,4 мм, что уменьшало ее уста­ лостную прочность.

Метрическая коническая резьба (МК)

При свинчивании резьбового соединения, особенно с натягом (вследствие отклонений шага и половины угла профиля), заострен­ ная вершина резьбы стандартного профиля легко деформируется, вызывая задиры и заедания. Профиль, как показали стендовые испытания и наблюдения в эксплуатационных условиях, обычно изнашивается ближе к вершине, резьба заостряется, натяг резьбо­ вого соединения уменьшается.

Для повышения динамической прочности и износостойкости резьбовых соединений турбобуров во ВНИИБТ разработана и с

1958 г. применяется метрическая

коническая резьба — МК

[34].

Элементы профиля приведены в табл. 48

и на рис. 42, 80.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

48

 

 

 

Элементы профиля резьбы МК в мм

 

 

 

Конус­

Высота

Высота

Рабочая

Высота

Радиус

Ширина

Зазор

ность

исходного

среза

закругле­

ср еза

2 tS4>

профиля

профиля

высота

вершин

ний впадин

вершин

по вер­

 

Н

h x

витка h

профиля

резьбы R

Ь

шинам 2

 

 

 

 

е

 

 

 

 

1:4

0,8615

0,5001

0,4278

0,2169

0,1445

0,2507

0,0724

1:5

0,8632

0,5010

0,4286

0,2173

0,1448

0,2512

0,0725

1:6

0,8640

0,5016

0,4290

0,2175

0,1449

0,2514

0,0725

1:8

0,8649

0,5021

0,4294

0,2177

0,1451

0,2517

0,0726

1:10

0,8653

0,5023

0,4296

0,2178

0,1452

9,2518

0,0726

1:12

0,8655

0,5024

0,4297

0,2178

0,1452

0,2519

0,0727

1:16

0,8657

0,5025

0,4298

0,2179

0,1453

0,2519

0,0727

1:32

0,8659

0,5026

0,4299

0,2180

0,1453

0,2520

0,0727

П р и м е ч а н и е . Приведенные значения необходимо умножить на шаг резьбы (S).

179


Метрическая коническая резьба имеет следующие

преимуще­

ства:

 

1) укрупнение шага, особенно при нарезании на

тонкостен­

ных трубах, без уменьшения площади опасного сечения;

 

2)увеличенный радиус закругления впадин резьбы болта (пе­ реводника) и гайки (корпуса) /? = 0,145 5, что повышает динами­ ческую прочность резьбового соединения, особенно гайки, испыты­ вающей напряжения растяжения и изгиба;

3)увеличенную ширину среза вершин (примерно на 23% ), уп­ рощающую изготовление и уменьшающую возможность задиров и заеданий при свинчивании с большими крутящими моментами, а также улучшащую условия эксплуатации.

Резьба МК имеет укороченный профиль, поэтому диаметраль­ ная компенсация, вызванная отклонением половины угла профи­

ля, уменьшается пропорционально сопряженной высоте резьбы,

т. е. на 22% .

Для повышения износостойкости и прочности в отдельных слу­ чаях целесообразно применять (для пластических сталей) резьбы с шагом 7 и 8 мм.

Метрическая коническая уплотнительная резьба (МКУ)

Для повышения герметичности (при шаге более 5 мм) целесо­ образно применять резьбу МКУ (рис. 80). Элементы профиля резь­ бы приведены в табл. 49.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

49

Конусность

Высота профиля

Высота среза

Ширина среза

Зазор по вершинам

2 tg ф

 

вершин профиля

Ьг

Z

 

 

 

 

ei

 

 

 

 

 

1:4

0,4693

0,1753

 

0,2024

0,0415

 

 

1:5

0,4703

0,1756

 

0,2025

0,0417

 

 

1:6

0,4707

0,1758

 

0,2032

0,0417

 

 

1:8

0,4712

0,1760

 

0,2035

0,0418

 

 

1:10

0,4714

0,1761

 

0,2035

0,0418

 

 

1:12

0,4715

0,1761

 

0,2037

0,0418

 

 

1:16

0,4716

0,1762

 

0,2037

0,0418

 

 

1:32

0,4717

0,1762

 

0,2037

0,0418

 

П р и м е ч а н и я .

что и в табл. 47.

 

 

 

1.

Значения Я ,

h, е и Ь — те же,

 

 

 

2.

Все значения необходимо умножить на S (шаг резьбы).

 

 

Резьба МКУ имеет уменьшенные зазоры по вершинам и впади­

нам. Например, зазор по вершинам

замковой резьбы с шагом

6,35 мм и конусностью 1 :6

равен 0,462

мм, а резьбы МКУ с шагом

6 мм

и той же конусностью — 0,25

мм. Радиус закругления плос-

косрезанной

впадины резьбы г = 0,4

мм. При таком

радиусе

за­

кругления коэффициент концентрации

напряжений

повышенный.

Для предотвращения усталостного разрушения резьбового соеди­ нения рекомендуется обкатывать впадины резьбы роликами, со­ здавая необходимые напряжения сжатия.

180