Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 6
Г л а в а IV
РЕЗЬБОВЫ Е СОЕДИНЕНИЯ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ — ТУРБОБУРОВ И ЭЛЕКТРОБУРОВ
ТИПЫ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИИ ТУРБОБУРОВ
Основные типы одно и многосекционных турбобуров, применяе мых для бурения нефтяных и газовых скважин, изготовляются диа метрами (по длине резьбового соединения) 172, 195, 215 и 240 мм (ТУ26-02-367-71). Большое распространение получили турбобуры:
Т12МЗБ-240, Т12МЗБ-9", Т12МЗБ-8", Т12М ЗБ-772", Т12МЗБ-65/8", ТС5Б-240, ТС5Б-8", ТС5Б-7У2", ТС5Б-65/8", ЗТСШ-240, ЗТСШ-215,
ЗТСШ-195, ЗТСШ-172. Турбобуры Т12МЗБ применяются в одно секционном исполнении. Внедряются высокомоментные турбобуры А 9К 50а, А7Н4С, А6КЗС и др.
Шпиндельный турбобур (СТСШ ) в односекционном исполне нии имеет шесть резьбовых соединений корпуса и переводника с конической резьбой. Кроме того, для закрепления деталей вра щающейся системы на валу секции турбобура и шпинделя, а так же соединения валов турбобура и шпинделя применяются еще три резьбовых соединения с цилиндрической и конической резьбой. Для соединения переводника турбобура с колонной бурильных труб, а вала турбобура через переводник с долотом применяются еще три конических резьбовых соединения. Таким образом, для обеспечения бурения односекционным турбобуром используются одиннадцать конических и цилиндрических резьбовых соединений.
Присоединение каждой новой секции увеличивает количество резьбовых соединений на четыре, т. е. в двухсекционном турбобуре пятнадцать резьбовых соединений, в трехсекционном — девятнад цать и т. д. Следовательно, резьбовые соединения являются узла ми, от эксплуатационной надежности которых зависит работоспо собность турбобура.
Корпус секции и шпинделя является трубой с толщиной стенки 12— 18 мм по длине резьбового соединения (в зависимости от диа метра турбобура).
173
З Т С Ш -2 4 0 — ► |
РКТ 218 |
РКТ 21b |
РКТ 208 |
РКТ 218 |
3 - W |
I ( вариант А) |
I ( Вариант Б) |
а.
Рис. 79. Резьбовые соединения корпусов и валов.
а — шпиндельных |
турбобуров диаметром 172, 195, |
215 и |
240 мм; б — высокомоментных турбобуров А7Н4С, А9К.5С и |
А6КЗС. |
/ — верхний переводник- |
2 — вал; 3 — корпус; 4 — нижний |
переводник; 5 — соединительный переводник; в — вал шпинделя; |
7 — корпус шиин |
|
|
деля; 8 — ниппель; |
9 — переводник вала шпинделя. |
|
Сравнительно частые свинчивания и развинчивания резьбовых соединений (через каждые 40— 50 ч работы) при ремонте турбо буров не позволяют применять резьбы с мелким шагом и неболь шой высотой профиля. Шпиндель турбобура заменяется большей частью непосредственно на буровой, в связи с чем резьбовое со единение чаще свинчивается и развинчивается, поэтому в резьбо вых соединениях корпусов и валов турбобуров применяют резьбу с крупным шагом. Стандартный профиль замковой резьбы наре зают только на присоединительных резьбах верхнего переводника (к колонне бурильных труб), промежуточном переводнике, соеди няющем секции, и переводниках вала (к долоту). Во всех других
|
|
|
|
Резьбовые |
|
Шифр |
|
|
корпуса |
переводника соеди- |
|
верхнего переводника |
верхнего перевод- |
с пере |
|||
турбобура |
нительного с пере- |
||||
водником |
|||||
|
с колонной труб |
ника с корпусом |
водником промежу |
||
|
соедини |
||||
|
|
|
точным |
||
|
|
|
тельным |
||
|
|
|
|
Т12МЗБ-240 |
3- 171x6,35x1:6 |
РКТ218Х6.35Х |
_ |
_ |
||
|
|
|
Х1:16 |
— |
— |
|
Т12МЗБ-9" |
3- 17 1x6 ,35x 1: 6 |
РКТ218Х6.35Х |
||||
|
|
|
Х1:16 |
— |
— |
|
Т12МЗБ-8" |
3-147x6 ,35x 1: 6 |
МК195Х6Х 1:32 |
||||
— |
— |
|||||
Т12МЗБ-71/2" |
3-147X6,35x1:6 |
РКТ177Х5.08Х |
||||
|
|
|
X 1:16 |
— |
|
|
Т12МЗБ-6»/*" |
3-121X5,08x1:4 МК156Х5,5x1:32 |
— |
||||
РКТ218 |
РКТ208Х6.35Х |
|||||
ТС5Б-240 |
3-171X6,35X1:6 |
РКТ218Х6.35Х |
||||
|
|
|
X l : 16 |
|
Х1:6 |
|
ТС5Б-8" |
3 |
-147X6,35x1:6 |
МК195Х6Х1:32 МК195 |
3-189x6,35X1:6 |
||
ТС5Б-71/2" |
3 |
-147X6,35x1:6 |
PK.T177X5.08X |
РКТ 177 |
3-171 |
|
|
|
|
X I : 16 |
|
3-147 |
|
ТС5Е-6»/8" |
3 |
-121x5,08x1:4 |
МК156Х5,5Х1:32 МК156 |
|||
ЗТСШ-240 |
3-171x6,35x1:6 |
РКТ218Х6.35Х |
РКТ218 |
РКТ208 |
||
|
|
|
X I: 16 |
МК195 |
3-189 |
|
ЗТСШ-215 |
3 |
-147X6,35x1:6 |
МК195Х6Х1:32 |
|||
ЗТСШ-195 |
3 |
-147X6,35x1:6 |
РКТ177Х5.08Х |
РКТ177 |
3-171 |
|
|
|
|
X 1:16 |
МК156 |
3-147 |
|
ЗТСШ-172 |
3 |
|
МК156Х5,5X1:32 |
|||
-121X5,08x1:4 _ |
|
|
||||
А9К5Са |
3 |
-171X6,35X1:6 |
РКТ218Х6.35Х |
РКТ218 |
РКТ208 |
|
|
|
|
X 1:16 |
РКТ 177 |
3-171 |
|
А7Н4С |
3-147X6,35x1:6 |
РКТ177Х5.08Х |
||||
|
|
|
X I : 16 |
МК150 |
3-147 |
|
А6КЗС |
3-121x5,08x1:4 |
МК150Х6Х1:32 |
* Резьба левая.
случаях применяют специальные типы резьбовых соединений с резьбой:
1) |
МК — метрической |
конической; |
|
2) |
РКТ — корпусов турбобуров, конической замкового про |
||
филя; |
|
|
|
3) |
МУ — цилиндрической метрической усиленной. |
||
На |
рис. 79 |
представлены типы и размеры резьбовых соедине |
|
ний |
корпусов |
и валов |
турбобуров ЗТСШ-172, ЗТСШ -195, |
ЗТСШ -215, ЗТСШ -240 и А7Н4С, А9К5Са, А6КЗС. Подобные виды резьбовых соединений применяются также в других типах турбо
буров соответствующих размеров |
(табл. 46). |
|
|
|
||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 46 |
||
соед мнения |
|
|
|
|
|
|
перевод |
|
|
|
|
|
|
ника про |
|
|
нижнего |
|
вала |
пере |
межуточ |
корпуса нижней |
верхнего |
верхнего |
|||
ного с кор |
секции или шпинделя |
конца вала |
конца вала |
конца вала |
с пере |
водника |
пусом ниж |
с ниппелем |
верхней |
верхней сек |
нижней секции |
водни |
вала |
ней секции |
|
секции |
ции полу- |
или шпинделя |
ком |
с доло |
или шпин |
|
муфты |
долота |
том |
||
деля |
|
|
|
|
|
|
— |
РКТ218Х6.35Х |
М100Х6* |
— |
— |
3-147 |
3-147 |
— |
X I : 16 |
М84Х6* |
|
— |
3-147 |
3-147 |
МУ215Х6 |
— |
|||||
____ |
МК195Х6Х1:32 |
М84Х6* |
_ |
_ |
3-121 |
3-121 |
— |
РКТ177Х5.08Х |
МУ80Х6* |
— |
— |
3-121 |
3-121 |
|
X 1:16 |
М80Х6* |
|
— |
3-117 |
3-121 |
— |
МК156Х5,5X1:32 |
— |
||||
РКТ218 |
РКТ218 |
М100Х6 |
— |
М100Х6* |
3-147 |
3-147 |
МК195 |
МК195 |
МУ100Х6 |
|
М84Х6* 3-121 |
3-121 |
|
РКТ177 |
РКТ177 |
МУ80Х6 |
— |
МУ80Х6* |
3-121 |
3-121 |
МК156 |
МК156 |
МУ80Х6 |
____ |
МУ80Х6* 3-117 |
3-121 |
|
ТКТ218 |
РКТ218 |
МУПОхб МК116Х6Х |
МУ130x6 |
3-147 |
3-147 |
|
МК195 |
МК195 |
МУЮОхб |
x l : 16 |
МУЮОхб |
3-121 |
3-121 |
МК98Х6Х |
||||||
РКТ177 |
РКТ177 |
МУ80Х6 |
Х1:6 |
МУ105Х6 |
3-121 |
3-121 |
МК84Х6Х |
||||||
МК156 |
МК156 |
МУ80Х6 |
X I : 16 |
МУ80Х6 |
3-117 |
3-121 |
МК84Х6Х |
||||||
РКТ218 |
РКТ218 |
МУЮОхб |
x l : 16 |
МУЮОхб |
3-147 |
3-147 |
МК116 |
||||||
РКТ177 |
РКТ 177 |
МУ80Х6 |
МК84 |
МУ80Х6 3-117 |
3-121 |
|
МК150 |
МК150 |
МК66Х6Х |
3-76 |
МК66 |
3-102 |
3-121 |
|
|
Х Ы 6 |
|
|
|
|
176 |
177 |
Профиль, элементы профиля, размеры, технические требова ния и контроль конических резьбовых соединений турбобуров при ведены в руководящем техническом материале «Резьбы кониче ские турбобуров и электробуров» РТМ 26-02-15-72.
Элементы, профиль |
и технические требования к метрическим |
усиленным резьбам |
(МУ) приведены в нормали ВНИИБТ |
НР-МУ-61022. |
|
|
Резьба корпусов турбобуров РКТ |
Для проектирования различного инструмента и узлов турбобу ров потребовалось дополнить замковую резьбу с профилем по ГОСТ 5286— 58 (см. рис. 42, табл. 20) рядом шагов и конусностей. Это дает возможность конструкторам применять замковые резьбы
сучетом оптимального шага и конусности.
Втабл. 47 приведены элементы профиля резьбы РКТ в зави симости от шага и конусности.
Т а б л и ц а 47 Замковая коническая резьба с профилем по ГОСТ 5286—58 (РКТ)
|
|
|
|
|
Конусность /£ = 2 tg ф |
|
|
||
Элемент резьбы |
1:4 |
1 :5 |
1:6 |
1 :8 |
1:10 |
1:12 |
1 : 16 |
1:32 |
|
|
|
||||||||
Высота |
исходного |
0,8615 0,8632 0,8641 0,8649 |
0,8653 |
0,8655 |
0,86574 |
0,8659 |
|||
профиля Н |
0,5892 0,590 |
0,5913 0,5920 |
0,5922 |
0,5924 |
0,5926 |
0,59272 |
|||
Высота профиля |
|||||||||
Рабочая высота h |
0,5169 0,5179 0,5189 0,5190 |
0,5192 |
0,5193 |
0,5194 |
0,51954 |
||||
Высота среза вер- |
0,1723 0,1726 0,1728 0,1730 |
0,17306 |
0,1731 |
0,17315 |
0,17318 |
||||
щин е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Радиус |
закругле- |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
ния впадин R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Приведенные |
значения необходимо умножить на S — шаг резьбы, кото |
|||||||
рый может быть равен: 2,54; |
3,175; |
4,233; |
5,08; 6, 35 мм. |
|
|
|
Коническая резьба замкового профиля имеет существенный не достаток, снижающий ее динамическую прочность. Отношение ра диуса закругления впадины к шагу R /S = 0,1, что не является оп тимальной величиной. Коэффициент концентрации напряжений получается повышенным, что снижает прочность резьбового со единения при переменных нагрузках. При увеличении отношения
R /S |
до 0,15-^0,22 прочность резьбового соединения может |
быть |
повышена на 20— 40% [43]. |
|
|
В |
буровых забойных двигателях — турбобурах — корпус |
(гай |
ка) |
воспринимает в процессе эксплуатации переменные растяги |
вающие и изгибающие нагрузки. Поэтому форма впадины резьбы корпуса играет такую же роль, как в болтах.
Исследованиями [25] установлено, что при бурении турбобуром А7Н4С в крепких породах при осевой нагрузке 8 ч -11 тс амплиту
478
да радиальных перемещений на расстоянии 2000 мм от забоя со ставила 3,5 мм. Кроме того, стандартные коническая и цилиндри ческая резьбы даже с крупным шагом имеют недостаточное при тупление вершин профиля. Например, в наружных резьбах с шагом 4 и 6 мм ширина среза вершин профиля соответственно 0,5
и 0,75 мм.
Вследствие перекосов при свинчиваниях и механических по вреждениях, в процессе эксплуатации происходят задиры и заеда ния резьбового соединения.
У замковой резьбы с шагом 5,08 и 6,35 мм ширина среза вер шин профиля 1,016 и 1,27 мм. Только в резьбе специального зам
кового профиля |
(см. |
рис. |
42, табл. 20) ширина среза |
вершин при |
|
шаге 6,35 мм — |
1,651 |
мм |
с отношением R /S = 0,152. |
В |
зарубежной |
практике резьба с таким |
профилем (IF по стандарту |
7АНИ) на |
|||
чала применяться с |
1966 |
г. До этого резьба IF |
применялась с |
плоскосрезанными впадинами— с радиусом перехода от плоского' среза к боковой стороне профиля 0,4 мм, что уменьшало ее уста лостную прочность.
Метрическая коническая резьба (МК)
При свинчивании резьбового соединения, особенно с натягом (вследствие отклонений шага и половины угла профиля), заострен ная вершина резьбы стандартного профиля легко деформируется, вызывая задиры и заедания. Профиль, как показали стендовые испытания и наблюдения в эксплуатационных условиях, обычно изнашивается ближе к вершине, резьба заостряется, натяг резьбо вого соединения уменьшается.
Для повышения динамической прочности и износостойкости резьбовых соединений турбобуров во ВНИИБТ разработана и с
1958 г. применяется метрическая |
коническая резьба — МК |
[34]. |
||||||
Элементы профиля приведены в табл. 48 |
и на рис. 42, 80. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
48 |
|
|
|
|
Элементы профиля резьбы МК в мм |
|
|
|
||
Конус |
Высота |
Высота |
Рабочая |
Высота |
Радиус |
Ширина |
Зазор |
|
ность |
исходного |
среза |
закругле |
ср еза |
||||
2 tS4> |
профиля |
профиля |
высота |
вершин |
ний впадин |
вершин |
по вер |
|
|
Н |
h x |
витка h |
профиля |
резьбы R |
Ь |
шинам 2 |
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
1:4 |
0,8615 |
0,5001 |
0,4278 |
0,2169 |
0,1445 |
0,2507 |
0,0724 |
|
1:5 |
0,8632 |
0,5010 |
0,4286 |
0,2173 |
0,1448 |
0,2512 |
0,0725 |
|
1:6 |
0,8640 |
0,5016 |
0,4290 |
0,2175 |
0,1449 |
0,2514 |
0,0725 |
|
1:8 |
0,8649 |
0,5021 |
0,4294 |
0,2177 |
0,1451 |
0,2517 |
0,0726 |
|
1:10 |
0,8653 |
0,5023 |
0,4296 |
0,2178 |
0,1452 |
9,2518 |
0,0726 |
|
1:12 |
0,8655 |
0,5024 |
0,4297 |
0,2178 |
0,1452 |
0,2519 |
0,0727 |
|
1:16 |
0,8657 |
0,5025 |
0,4298 |
0,2179 |
0,1453 |
0,2519 |
0,0727 |
|
1:32 |
0,8659 |
0,5026 |
0,4299 |
0,2180 |
0,1453 |
0,2520 |
0,0727 |
П р и м е ч а н и е . Приведенные значения необходимо умножить на шаг резьбы (S).
179
Метрическая коническая резьба имеет следующие |
преимуще |
ства: |
|
1) укрупнение шага, особенно при нарезании на |
тонкостен |
ных трубах, без уменьшения площади опасного сечения; |
|
2)увеличенный радиус закругления впадин резьбы болта (пе реводника) и гайки (корпуса) /? = 0,145 5, что повышает динами ческую прочность резьбового соединения, особенно гайки, испыты вающей напряжения растяжения и изгиба;
3)увеличенную ширину среза вершин (примерно на 23% ), уп рощающую изготовление и уменьшающую возможность задиров и заеданий при свинчивании с большими крутящими моментами, а также улучшащую условия эксплуатации.
Резьба МК имеет укороченный профиль, поэтому диаметраль ная компенсация, вызванная отклонением половины угла профи
ля, уменьшается пропорционально сопряженной высоте резьбы,
т. е. на 22% .
Для повышения износостойкости и прочности в отдельных слу чаях целесообразно применять (для пластических сталей) резьбы с шагом 7 и 8 мм.
Метрическая коническая уплотнительная резьба (МКУ)
Для повышения герметичности (при шаге более 5 мм) целесо образно применять резьбу МКУ (рис. 80). Элементы профиля резь бы приведены в табл. 49.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
49 |
|
Конусность |
Высота профиля |
Высота среза |
Ширина среза |
Зазор по вершинам |
|||
2 tg ф |
|
вершин профиля |
Ьг |
Z |
|
||
|
|
|
ei |
|
|
|
|
|
1:4 |
0,4693 |
0,1753 |
|
0,2024 |
0,0415 |
|
|
1:5 |
0,4703 |
0,1756 |
|
0,2025 |
0,0417 |
|
|
1:6 |
0,4707 |
0,1758 |
|
0,2032 |
0,0417 |
|
|
1:8 |
0,4712 |
0,1760 |
|
0,2035 |
0,0418 |
|
|
1:10 |
0,4714 |
0,1761 |
|
0,2035 |
0,0418 |
|
|
1:12 |
0,4715 |
0,1761 |
|
0,2037 |
0,0418 |
|
|
1:16 |
0,4716 |
0,1762 |
|
0,2037 |
0,0418 |
|
|
1:32 |
0,4717 |
0,1762 |
|
0,2037 |
0,0418 |
|
П р и м е ч а н и я . |
что и в табл. 47. |
|
|
|
|||
1. |
Значения Я , |
h, е и Ь — те же, |
|
|
|
||
2. |
Все значения необходимо умножить на S (шаг резьбы). |
|
|
||||
Резьба МКУ имеет уменьшенные зазоры по вершинам и впади |
|||||||
нам. Например, зазор по вершинам |
замковой резьбы с шагом |
||||||
6,35 мм и конусностью 1 :6 |
равен 0,462 |
мм, а резьбы МКУ с шагом |
|||||
6 мм |
и той же конусностью — 0,25 |
мм. Радиус закругления плос- |
|||||
косрезанной |
впадины резьбы г = 0,4 |
мм. При таком |
радиусе |
за |
|||
кругления коэффициент концентрации |
напряжений |
повышенный. |
Для предотвращения усталостного разрушения резьбового соеди нения рекомендуется обкатывать впадины резьбы роликами, со здавая необходимые напряжения сжатия.
180