Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

равным посадочному диаметру резьбы в середине длины ления d c.

М =

( 4 ~ * )

fp-

 

2d \ {D l-d *)

Произведя некоторые преобразования, получим

_

Ebnlfp (DM— dc) (DM+ dc) (dc d) (dc + d)

{

4dc (Du - d ) ( D u + d)

зацеп­

(III.66)

где

DM—d c = 26M;

d cd = 2 6 T; Dud = 2(6M+ 6 T);

6 M — толщина

стенки муфты в середине длины зацепления; 6Т — толщина

стенки

трубы в середине длины зацепления.

 

 

 

 

 

(PM+

dc) (dc + d)

(2dc + 6М) (2rfe — &г)

=

 

 

 

 

 

Ом "Ь d

2dc -j- 2 (бм

6Т)

 

 

 

_

2

(^С ~Ь -- &г) --_______2d __ 2

^м&г

 

 

 

 

 

dc + 6М— &г

 

dc -f- бм — 6г

 

1

Второй

член

полученного

выражения весьма

мал по

сравне­

нию с первым и им можно пренебречь. Произведя соответствую­ щие подстановки, запишем

М =

EA nlL

5м&г-

(III.67)

 

р 6„ + &г

 

 

Для соединений обсадных труб результаты,

полученные

по

этой формуле, отличаются

не более

чем на 3%

по сравнению

с

результатами, полученными по формуле (III.63).

Для всех применяемых типоразмеров обсадных труб по ГОСТ 632— 64 и муфтовых труб ОТТМ1 с погрешностью не более 10%

соотношение

6м&г

можно

принять

равным

половине

номи-

——

 

бщ+бг

 

 

 

 

 

 

нальной толщины стенки трубы б, при этом

 

 

 

 

 

М =-1-£Д я//р6.

 

 

 

(III.68)

Подставляя

численные

значения для

труб по ГОСТ

632—64,

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М — 4Al8f,

 

 

 

(III.69)

а для труб ОТТМ1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М = 2Л/8/,

 

 

 

(III.70)

где М — крутящий

момент

в

кгс-м; А — осевой

натяг в

мм; I

длина резьбы,

находящаяся

в зацеплении, в мм;

б — номинальная

толщина стенки трубы в мм; f — коэффициент трения для

парал­

лельных плоскостей.

 

 

 

 

 

 

168



Экспериментальные исследования зависимости крутящего мо­ мента от натяга для соединений обсадных труб показали большое1 расхождение между результатами, полученными опытным путем1 и расчетными, для граничного трения. Крутящий момент для сое-' динений обсадных труб, определенный опытным путем, значительно меньше расчетного и характерен нелинейной зависимостью мо­ мента от натяга (рис. 78).

Рис. 78. Зависимость крутящего момента свинчивания от натяга для труб диаметром 168 мм.

а — по ГОСТ 632—64 при минимальных отклонениях конусности; б — труб ОТТМ1; в — по ГОСТ 632—64 при отклонениях конусности 0,3-т-0,6 мм. / -г область фактических значений Л1к о ; 2 — расчетные значения МКр» оп_

ределенные по формуле (Ш.67) при /■—0,1; 3 — расчетные значения Л4кр ( определенные по формуле (III.73) при /=0,1 и Д у ^ —4,5 мм; 4 — то же,

при Дусл =2,0 мм; 5 — то же, при Ду^ =2,5.

Эксперименты также показывают, что при свинчивании соеди­ нений с большими отклонениями по конусности, приводящими к уменьшению диаметральных натягов на большой длине зацепле­ ния, крутящий момент не уменьшается, а заметно увеличивается. Специально проведенные эксперименты показали, что для резьбы с трапецеидальным профилем увеличение зазоров по боковой сто­ роне профиля или по наружному диаметру резьбы резко повышает крутящий момент, хотя для условий граничного трения изменений не должно быть. Так, например, для соединения с трапецеидальной резьбой с первоначальным зазором по наружному диаметру резь­ бы 0,02 мм в процессе трехкратного свинчивания с одним и тем же натягом крутящий момент составил соответственно 440, 360 и 370 кгс-м. Обточкой наружной резьбы зазор увеличили до 0,4 мм, в результате при тех же условиях свинчивания крутящий момент возрос соответственно до 850, 720 и 730 кгс-м. Дальнейшее уве­ личение зазора не изменило заметно крутящий момент.

1&

Анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод, что в процессе свинчивания конических резьбовых соединений об­ садных труб с натягом имеет место полужидкостное трение, т. е. комбинация жидкостного и граничного трения, действующих одно­ временно на различных участках резьбовой поверхности. Смазка, обильно нанесенная на резьбу, обеспечивает в начале свинчивания с натягом жидкостное трение по контактирующим поверхностям. При дальнейшем свинчивании создаются участки с граничным тре­ нием. Большая длина и малое поперечное сечение винтовых зазо­ ров, через которые выдавливается смазка, способствуют удержа­ нию ее слоя на контактных поверхностях в случае больших дав­ лений.

При совместном действии граничного и жидкостного трения об­

щий крутящий момент равен их сумме

 

 

 

M K9 = M + Mlt

(III.71)

где M = q —fF u M i = \G—^F 2, F X+ F 2 = F\ F x— контактная

площадь

поверхности с граничным трением; F 2 — контактная площадь

по­

верхности с жидкостным трением; v*— коэффициент вязкости;

G

градиент скорости смазки в зазоре.

 

на­

Соотношения

площадей

F x и F2 в процессе свинчивания с

тягом в большой

степени

зависит от величины винтовых

зазоров

в соединении, наличия дополнительных зазоров в результате по­ грешностей элементов резьбы, от типа применяемой смазки, оваль­ ности соединения и др. Предполагая, что контактная площадь с граничным трением увеличивается прямо пропорционально вели­

чине натяга, от

нуля при диаметральном

натяге А = 0 до F при

некотором условном диаметральном натяге

Ау, получим следую­

щие зависимости

(при Д ^ Д У)

 

Так как крутящий момент при жидкостном трении составляет незначительный процент от общего момента, им можно пренеб­ речь. При условии Д^Ду, справедливом для соединений обсадных труб, крутящий момент

M KP = M - ± - .

(III.72)

Используя формулу (III.68), получаем

Мкр = — Enl6fp — .

(III.73)

2 Ау

На рис. 78 показаны зависимости крутящего момента от натяга для соединений обсадных труб, определенные опытным путем. На


рис. 78, а приведены результаты, полученные

при свинчивании

12 соединений обсадных труб по ГОСТ 632—64

диаметром 168 мм

с толщиной стенки 9— 10 мм, выполненных с

минимальными от­

клонениями по конусности 0— 0,05 мм на длине резьбы. Экспери­ ментальные данные согласуются с расчетными по формуле (III.7 3 ),: если принять. Ау= 4,5± 0,5 мм.

На рис. 78, в приведены

результаты для таких же соединений,

но с отклонениями по конусности 0,3-f-0,6 мм на длине

резьбы,

при этом А,, = 2,5 ± 0 ,5 мм.

 

 

На рис. 78,6 приведены

результаты, полученные при

свинчи­

вании 12 соединений обсадных труб ОТТМ-168 с толщиной стен­

ки 9 — 10 мм. Опытные данные согласуются с расчетными по фор­

муле (III.73)

при Дг/= 2 ,0 ± 0 ,7 5

мм. Как

видно из

результатов

экспериментов

для соединений

одного

типоразмера,

свинченных

с одинаковым натягом, величины крутящих моментов могут отли­ чаться более чем в два раза.

Величина крутящего момента в большой степени зависит от размеров зазоров в резьбе. На величину зазоров влияют откло-' нения конусности, высоты профиля, числа ниток с неполным про­ филем и т. д. Кроме того, смазка, находящаяся в зазорах под давлением, принимает на себя часть нагрузки от натяга, умень­ шая контактные давления на примыкающих участках поверх­ ности. При свинчивании партии труб, выполненных примерно с одинаковой точностью, разброс величин крутящих моментов уменьшается.

Основным критерием правильности свинчивания соединений яв­

ляется выполнение условия совпадения последней риски на

трубе

с торцом

муфты.

Одновременный контроль натяга

и крутящего

момента,

требуемого для докрепления соединения, позволяет

выявлять и устранять сомнительные соединения, могущие

быть

причиной нарушения колонны.

 

 

Значительное

отклонение величины крутящего

момента,

тре­

буемого для крепления с заданным натягом, от среднего значения Мкр свидетельствует о некачественности свинчиваемого соединения, наличии задиров или заеданий в резьбе, неправильном выполне­ нии натяга по калибрам и других дефектах.

В практических рекомендациях Американского нефтяного ин­ ститута по эксплуатации обсадных, насосно-компрессорных и бу­ рильных труб (RP-5C1-AHH) приведены ориентировочные величи­ ны крутящего момента, обеспечивающие для нормальных условий наилучшее свинчивание соединений обсадных труб с 60° резьбой (табл. 45). Однако перед началом спуска обсадных труб рекомен­ дуется произвести достаточное количество пробных свинчиваний из каждой отдельной партии труб, чтобы определить оптимальную величину крутящего момента, необходимого для свинчивания сое­ динения с регламентированным натягом. Полученные величины крутящего момента могут указать на целесообразность отступле­ ния от указанных в таблице. При этом минимальный крутящий

171


Т а б л и ц а 45

Рекомендуемые величины крутящего момента для резьбы обсадных труб с углом профиля 60° (RP-5C1-AHH)

Наружный ,

Крутящий момент

кгсм

Наружный

Крутящий момент

К Г С М

 

 

 

 

 

 

диаметр

 

 

 

диаметр

 

 

 

обсадной

мини­

опти­

макси­

обсадной

мини­

опти­

макси­

трубы,

мальный

мальный

мальный

трубы,

мальный

мальный

мальный

мм

 

 

 

мм

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

114,3

140

170

220

193,7

390

530

790

139,7

280

370

550

219,1

430

570

840

168,3

330

440

650

244,5

480

650

970

177,8

390

530

790

273,0

510

680

1010

момент не должен быть менее 75% оптимального крутящего мо­ мента, а максимальный крутящий момент должен составлять не более 150% оптимальной величины.