Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 1
Т а б л и ц а 9
СВЕДЕНИЯ О МОМЕНТАХ ИНЕРЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИВОДА НАМОТОЧНЫХ УСТРОЙСТВ ДВАДЦЛТНВАЛКОВЫХ СТАНОВ
|
|
Параметр |
|
|
Стан 300 |
Стан 400 |
||
|
|
|
|
Электромеханический |
привод |
|||
Момент инерции |
двигателей |
|
|
|||||
и редуктора |
приведенных |
к |
3,04/0,81 |
136/32 |
||||
оси |
барабана / П р - к г с - м - с 2 |
|||||||
Момент |
инерции |
барабана |
0,045 |
3,1 |
||||
J в, |
кгс-м-с2 |
|
|
|
|
|||
Момент |
инерции |
рулона |
/ т , |
0,15 |
41,2 |
|||
кгс-м-с2 (максимальный) |
. |
|||||||
Суммарный момент инерции, |
|
|
||||||
приведенный |
к оси |
бараба |
|
180,3/76,3 |
||||
на, |
27], |
кгс-м-с2 . . . |
. |
3,24/1,01 |
||||
Отношение |
момента |
инер |
|
|
||||
ции |
привода |
к суммарному |
|
|
||||
J пр |
|
|
|
|
|
0,94/0,8 |
0,76/0,42 |
|
2 ^ |
' |
* |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Электрогидравлический |
привод |
Момент инерции гидромуф ты /гм, кгс-м-с2 Суммарный момент инер ции, приведенный к оси ба
рабана, 2 / 2 , |
кгс-м-с2 . . . |
Отношение |
моментов пиер- |
Jгм |
|
Соотношение |
суммарных |
моментов инерции двух сн- 2 / ,
стем привода — — — . . .
0,0057 0,25
0,2 44,55
0,029 0,006
16,2/5,01 4,01/1,7
Стан 700
498/303
4,5
102
604,5/409,5
0,82/0,74
108,5
0,018
5,6/3,8
П р и м е ч а н и я : I. Цифры в числителе для главного двигателя, в знаме нателе — для вспомогательного.
2. Моменты инерции барабана и рулона для электрогидравлпческого приво да такие же, как для электромеханического.
случае было бы исключено влияние потерь в редукторе и двигателе на точность работы регулятора, а ошибка от динамической составляющей силы тока существенно уменьшилась бы при значительном повышении быстро действия привода. Эту идею удалось реализовать при создании электрогидравлической системы привода, пред-
152
ложеиион Б. Ф. Ромаичнковым и А. С. Филатовым. Принцип ее работы заключается в следующем (рис. 85). Барабан моталки / при помощи муфты 2 жестко сое диняется с выходным валом гидромуфты, которая со стоит из основания 4, статора 6, установленного в под-
I |
? |
1? 3 |
4 |
5 |
6 |
7 в 9 |
10 ? |
1! 2 |
Z |
12 |
IJ |
шипниках основания, ротора 5 с выходным валом, несу щим шестерню 3. Гидромуфта представляет собой моментный гидроцилиндр с вращающимся корпусом, на внутренней стороне которого размещены два выступа — замыкателя. Ротор гидромуфты снабжен двумя лопа стями, которые совместно с замыкателями корпуса де
лят кольцевой объем внутри муфты |
на рабочие |
поло |
сти ББ' и ВВ'. К маслоподводящему |
кольцу 10 с |
внеш |
ней стороны подходят три трубы: 7 для подвода масла в полость ББ', 8 — для подвода масла в полость ВВ'; 9 — для слива утечек масла. Момент на валу ротора 5 опре деляется разностью давлений, действующих на лопасти ротора. Нетрудно заметить, что ротор в пределах задан ного угла (это определяется конструкцией гидромуфты) имеет возможность свободно двигаться относительно ста тора. На выходном и входном валах гидромуфты уста навливают датчики 12 (сельсины) для измерения угла рассогласования валов. Разность напряжений этих дат чиков, пропорциональная углу рассогласования, посту пает на усилители. На выход их подключают обмотку возбуждения генератора, от которого осуществляется питание приводного двигателя намоточного устройства.
153
Естественно, что вместо генератора могут быть исполь зованы управляемые ртутные выпрямители пли тиристо ры. Тогда сигнал от датчиков следует направлять в схе му управления преобразователями. Полоса из клети по ступает на моталку и заправляется. После этого по сигналу от задатчпка натяжения (пли другого сигнала) в гидромуфту подается жидкость под определенным дав лением от специального источника в полости Б и В. Это давление обусловливает появление момента на валах ги дромуфты. Поскольку на валу двигателя нет момента в первоначальный период, то он будет стремиться повер нуться в противоположную сторону. Появится угол рас согласования.
Следящая система включается в работу. На обмотке возбуждения генератора появится напряжение, и', сле довательно, ток в якорной цепи двигателя и момент на его валу, уравновешивающий действие момента Мг от поступающего в гидромуфту давления. Момент Мг стре мится также повернуть корпус муфты и барабан / по часовой стрелке, создавая тем самым необходимый мо мент на барабане.
Момент М г (на выходном валу гидромуфты) можно регулировать изменением подаваемого в полости ББ' давления жидкости, создавая, таким образом, необходи мый диапазон изменения натяжения. При прокатке диа метр рулона увеличивается (уменьшается), а натяже ние падает (растет). Чтобы сохранить заданное значение натяжения, необходимо в соответствии с сигналом, полу ченным от измерителя натяжения пли другого датчика, изменить величину давления. Таким образом с ростом диаметра наматываемого бунта момент Мг соответст венно возрастает, а скорость вращения барабана замед ляется. Это приводит к тому, что статор гидромуфты начинает поворачиваться относительно ротора против часовой стрелки, т. е. угол начинает изменяться. Сле дящая система по-сигналам датчика рассогласования приведет скорости вращения входного и выходного валов гидромуфты в соответствие. Таким образом, электродви гатель при помощи указанной системы «следит» за взаимным положением ротора и статора гидромуфты.
В предложенном приводе осуществляется регулиро вание момента на барабане от датчика натяжения или измерителя диаметра бунта и скорости вращения дви гателя по углу рассогласования ротора и статора.
154
7. СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СТАБИЛИЗАЦИИ НАТЯЖЕНИЯ ПОЛОСЫ
Проблема создания регулятора натяжения полосы с использованием электрогидравлической системы привода намоточных устройств распадается на две задачи. Пер вая задача состоит в создании устройства, способного автоматически регулировать скорость вращения привод ного двигателя моталки при ускорении стана и в пе-
Рнс. 86. Структурная схема системы управления приводом:
ТГК — тахогсператор клети; ДОЛГ — источник постоянного тока; Д м _ двигатель
моталки; |
ГМ — гидромуфта; У — усилитель; |
ИДК, |
ИДМ — импульсные |
датчики |
|
клети н |
моталки; ВИД — блок измерения |
диаметра; ЗУ —задающее |
устрой |
||
ство; СУ—суммирующее устройство; НО— нуль |
орган; ШД — шаговый |
дви |
|||
гатель с блоком управления; РК — регулирующий |
клапан; сс — измеритель |
угла, |
|||
|
i — редуктор с передаточным |
числом |
|
|
риод намотки бунта. Для этого (рис. 86) с валом дви гателя клети жестко соединяют тахогенератор ТГК, об мотка возбуждения которого питается напряжением, обратно пропорциональным диаметру бунта, с клемм из мерителя диаметра буита.
Таким образом, напряжение на тахогенераторе клети будет пропорционально скорости вращения моталки. От тахогенератора через усилитель питается обмотка воз буждения генератора или другого источника постоянного тока ИПТ. По мере роста бунта возбуждение тахогене ратора уменьшается и снижается напряжение на выходе
165
[ШТ. Параметры этого контура выбирают таким обра зом, чтобы при максимальной скорости прокатки и пу стом барабане напряжение генератора моталки было номинальным. Более точная корректировка скорости вращения двигателя моталки осуществляется при помо щи следящей системы по углу рассогласования а вход ного п выходного валов (ротора и статора) гидромуфты ГМ. Сигнал о наличии угла рассогласования, замеряе мого сельсинной парой, поступает в схему управления источником постоянного тока ИПТ.
Возбуждение двигателя в период работы стана со храняется неизменным.
Приведенная схема может быть выполнена и иначе, т. е. возбуждение двигателя меняется в соответствии с изменением диаметра бунта. В данном случае регулиро вание скорости вращения двигателя осуществляется из менением потока возбуждения при постоянном напря жении в якорной цепи. Таким образом, применяемые для решения первой части проблемы устройства просты, на дежны и не требуют каких-либо дополнительных новых разработок. Вторая часть проблемы сводится к соз данию автоматического устройства регулирования дав ления в гидромуфте в соответствии с изменением радиу са рулона. Это принципиально новая задача. Для ее решения требуются измеритель диаметра бунта, задаю щее устройство и измеритель давления в гидромуфте. При помощи задающего устройства (ЗУ) устанавлива ют величину давления в гидромуфте или натяжение по лосы. Очевидно, что в начальный момент эта величина должна быть равна показаниям манометра или устройст ва, при помощи которого осуществляется действительное измерение давления жидкости в гидромуфте.
Равенство сохраняется', если осуществить умножение напряжений, пропорциональных указанным величинам, на напряжение, пропорциональное первоначальному диа метру бунта. Для измерения диаметра бунта во ВНИИметмаше разработали дискретное устройство, состоящее из импульсных датчиков клети ИДК и моталки ИДМ. Импульсы с этих датчиков поступают в блок измерения диаметра рулона ВИД. Происходит определение угла поворота барабана моталки при размещении на нем от резка полосы постоянной заданной длины.
По результатам этого измерения и определяют диа метр рулона. Происходит умножение сигналов, посту-
156
пающих с клемм задающего устройства ЗУ п блока из мерителя диаметра. Результат этой операции поступает на вход суммирующего усилителя СУ, в котором проис ходит сравнение с" напряжением электроманометра ЭМ, контролирующего действительное давление Р в гидро муфте. Очевидно, что по мере роста бунта равенство указанных сигналов будет нарушаться. На выходе СУ появится напряжение, что приведет к работе через нульорган НО приводной двигатель ШД клапана. Таким об разом давление в гидромуфте, и, следовательно, момент на валу барабана будут изменяться в соответствии с из менением диаметра бунта. Натяжение сохраняется по стоянным. Гидромуфта, разработанная под руководст вом Б. Ф. Романчикова для двадцативалкового стана 300 имеет следующие технические данные: рабочее дав ление 60—70 кгс/см2 ; максимальный рабочий момент 200 кг-м; максимальный угол поворота ротора относи тельно статора 90°; скорость вращения до 400 об/мин.
Проведенные стендовые и промышленные испытания гидромуфты указывают на возможность создания новой электрогидравлической системы привода намоточных устройств с диапазоном регулирования натяжения поло сы 1—40 при точности стабилизации его 3—4%. Эти-по казатели значительно лучше показателей, достигнутых в современных электромеханических системах привода мо талок (10—12%)• Применение новой системы привода дает ряд других очень важных преимуществ. Сущест венно улучшается быстродействие системы автоматиче ского регулирования натяжения полосы, повышается ка чество переходных режимов, исключаются вспомогатель ный привод моталки и специальные редукторы, что позволяет сократить расстояние между клетью и намоточ ными устройствами. А это приводит к сокращению от ходов металла и повышению экономических показателей работы стана в целом.
'8. ЭЛЕКТРОПРИВОД МОТАЛКИ С ЭПМ
ВСССР освоено производство наитончайшей ленты на двадцативалковом стане 60. Стан предназначен для холодной прокатки ленты толщиной 1—2 мкм, шириной 20—40 мм, из сплавов с особыми физическими свойства ми (с пределом прочности до 200 кгс/мм2 ). Исходная толщина ленты составляет 20—30 мкм; скорость прокат-
157
ки 0,5 м/с; диаметр рабочих валков 3—4 мм. Вследст вие жестких допусков по толщине и однородности свойств иаитончайших лент, а также малых абсолютных величин натяжений, необходимых при холодной прокат ке ленты толщиной 1—2 мкм предъявляют особо высокие требования к системе привода моталок. При этом сле дует также иметь в виду, что на стане прокатывается лента из материалов с различными прочностными харак теристиками, что обусловливает необходимость обеспе чения изменения уставок натяжения от 1 до 20. За данное натяжение ленты должно поддерживаться по стоянным с заданной степенью точности, определяемой технологическими особенностями стана. На рис. 51 изоб ражены кривые влияния натяжения леиты на ее толщи ну для различных сплавов и проходов. С учетом этих за висимостей были разработаны и внедрены на станах указанного назначения два варианта электропривод?" моталок. По первому варианту привод выполнен по схе ме двигатель — редуктор — барабан моталки (редук тор — цилиндрический, одноступенчатый; двигатель — постоянного тока П12; 0,2 кВт; 220 В; 1000 об/мин).
В связи с незначительным изменением диаметра рулона
ибольшим временем его прокатки в каждом пропуске натяжения ленты регулировалось в функции постоянст ва силы тока в якорной цепи двигателя. Влияние потерь в системе привода на точность поддержания натяжения полосы оценивали на основании экспериментальных кри вых и показаний измерителей натяжения, установлен ных на стане.
Для обеспечения требуемого диапазона изменения уставок натяжения на моталках стана были преду смотрены сменные барабаны различных диаметров и со ответствующее ступенчатое изменение тока возбуждения
двигателей. Наладка |
и экспериментальное исследование |
|||||||
электромеханической |
системы привода, |
показали, |
что |
|||||
при постоянстве |
силы тока двигателя |
.(с точностью |
2— |
|||||
3%) |
натяжение |
полосы меняется |
до |
50% |
(в |
зависимо |
||
сти |
от режима |
прокатки). Кроме |
того, было |
выявлено, |
что при работе на малых скоростях и при малых натяже ниях у двигателей малой мощности (П12), имеющих не большое число пазов якоря и коллекторных пластин, становятся заметными зубцовые и'коллекторные колеба ния момента двигателя. Отмеченные недостатки обусло вили необходимость реализации второго варианта при-
158
Вода моталки с использованием бесконтактных, электромагнитных порошковых муфт "(ЭПМ). Кинематическая схема привода моталки в таком исполнении, разработан
ная |
инж. |
В. |
П. Приведенце- |
|
|
|||
вым, |
В. |
В. |
Шуваловым |
и |
|
|
||
В. Д. Масчевым, |
показана |
на |
D |
ЭПМ |
||||
рис. 87. Редуктор |
с передаточ |
|||||||
|
|
ным отношением i\ служит для согласования номинального момента ЭПМ с требуемым моментом натяжения ленты, а редуктор с передаточным от ношением н предназначен для согласования скоростей вра щения двигателя и входного вала ЭПМ. Мощность двигате ля рассчитывают из условия обеспечения длительной рабо ты привода на максимальной скорости с наибольшим натя жением по формуле:
р-^тах ^тах
^Дв 102т)
ту- s
Аоп>
где Ттвх— |
наибольшее натяжение якоря, кг; |
|
|||||
vmax— |
максимальная |
скорость |
прокатки, |
м/с; |
|||
т)— к. п. д. привода; |
|
|
|
|
|
||
Коп — коэффициент, |
учитывающий |
опережение |
|||||
|
ленты |
при выходе |
из |
валков, |
равный |
||
|
1,1-1,5. |
|
|
|
|
|
|
Электромагнитную порошковую муфту выбирают из |
|||||||
условия обеспечения |
требуемого |
момента |
натяжения |
и проверяют по нагреву. Номинальный момент ЭПМ со ставляет:
(138)
где / ? т а х — наибольший диаметр рулона, м.
Применение редуктора t'i можно было бы избежать при наличии достаточно широкого сортамента ЭПМ. В серийном производстве в настоящее время не оказалось электромагнитных порошковых муфт, соответствующих параметров. Однако даже при таком исполнении приво да моталки его преимущества по сравнению с первым
159