4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ «ПЛАВАЮЩЕЙ» МОТАЛКОЙ
Технологический процесс производства тонкой и тон чайшей ленты на металлургических заводах оканчивает ся обрезкой краев ее и смоткой в рулоны. Ввиду несовер шенства существующего процесса и механизмов намотки
|
|
|
|
|
ленты |
(полосы) иа барабан моталки, рулоны |
получают |
ся с |
неровными |
краями, |
принимающими форму как |
телескопическую, |
так и с |
беспорядочно выступающими |
кромками. При |
снятии рулона с барабана |
моталки, |
Рис. 165. Структурная схема системы автоматического управления намоточ ного устроИства
транспортировке и хранении выступающие края загиба ются или рвутся, становятся непригодными для дальней шей обработки. Требуется дополнительная обрезка кра
ев полосы |
перед раскроем, что значительно снижает вы |
ход готовой продукции. |
Эти обстоятельства обусловили необходимость раз |
работки |
специального механизма — «плавающей» мо |
талки с шаговым приводом и дискретно-аналоговой си стемой управления осевым перемещением ее посредством силового гпдроци-линдра.
Осевое перемещение моталки осуществляется авто матически в функции отклонения полосы от исходного положения, что позволяет осуществлять намотку рулона без телескопичности и выступающих кромок.
Структурная схема такой системы автоматики приве дена на рис. 165.
Процесс намотки полосы в рулоны в линиях лужения,
цинкования, лакирования или непосредственно на про катном стане осуществляется следующим образом. По лоса 13 из указанных выше агрегатов поступает на на моточное устройство, состоящее из барабана 8, редукто ра 9 и электропривода 10. Полоса закрепляется на барабане. С помощью специальной системы (регулятора силы тока и э. д. с.) создается натяжение полосы задан ной величины, при котором и осуществляется намотка. В процессе выполнения этой операции бывают случаи, когда полоса, поступающая на барабан, начинает пере мещаться в осевом направлении. Причиной такого явле ния могут быть: серповидность полосы, неравномерное обжатие ее по ширине в валках прокатного стана и др. Естественно, в этом случае не удается получить ровного, монолитного рулона. Предлагается намоточное устрой ство установить на платформе И, перемещающейся по направляющим 12, и оснастить его специальной систе мой привода и автоматики. Дополнительные устройства необходимы для обеспечения нужных перемещений ба рабана моталки в осевом направлении с тем, чтобы по лоса, поступающая на смотку, легла бы строго на пре дыдущие витки рулона.
Принцип действия разработанной системы автомати ки заключается в следующем. С помощью датчика 1, размещающегося над полосой, перед роликом 14, изме ряется смещение полосы от исходного положения. Дат чик имеет регулируемую зону нечувствительности, что позволяет избежать включений в работу системы авто матики и дополнительного оборудования при малых смещениях полосы, не оказывающих влияния на каче ство намотки. Если перемещение полосы в осевом на правлении превышает установленные пределы, то на вы ходе датчика срабатывает одно или другое реле в зави симости от знака отклонения кромки полосы от исход ного положения. Сигнал с датчика / поступает в блок 2 управления шаговым двигателем. Шаговый двигатель 3 приходит в движение. С помощью редуктора 4 враща тельное движение Ш Д преобразуется в поступательное движение штока 5, управляющего гидросистемой 6. Пе ремещение выходного штока 7 гидросистемы, имеющего непосредственную жесткую связь с платформой 11, на которой смонтировано намоточное устройство совмест но с приводом, заставляет последнее двигаться вдоль на правляющих 12 в соответствии со знаком сигнала дат1
чика. Таким образом, система управления обеспечивает автоматическое перемещение в осевом направлении ба рабана моталки в функции смещения полосы от исход ного положения. Применение шагового привода позво
ляет осуществить |
перемещение |
намоточного |
устройства |
с. весьма высокой |
степенью точности. Этому |
способству |
ет возможность выбора нужной |
дискретности привода |
и фиксированный останов управляющего гидравлическо
го устройства. |
Для конкретной промышленной |
уста |
новки в качестве |
приводного |
двигателя |
гидравлического |
устройства выбран силовой |
шаговый |
двигатель |
конст |
рукции ВНИИМетмаша — МЭИ типа ШД-4-0,5. |
|
|
Г л а в а |
X V I I |
|
|
СВЕДЕНИЯ О ЗАРУБЕЖНЫХ СТАНАХ |
|
1. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТАНОВ
Основными направлениями развития современных станов холодной прокатки являются стремления увели чить их производительность повышением скорости про катки, увеличением массы прокатываемых рулонов и уменьшением доли времени на вспомогательные опера ции. Другой важной и успешно решаемой проблемой является повышение точности размеров прокатываемых листов по их толщине в продольном и поперечном на правлениях, а также вопрос достижения максимальной плоскостности листов.
• Д л я последних лет характерны изменения в направ лений увеличения основных параметров рабочих кле тей: диаметров рабочих и опорных валков, длин бочек валков на листовых станах различного назначения, а также, применения различных конструкций предвари тельно напряженных клетей с целью повышения их же сткости.
• В.'общем объеме прокатной продукции намечается непрерывное увеличение доли холоднокатаных листов во всех промышленно развитых капиталистических странах. За прошедшее пятилетие 1966—1970 гг. было построено 17Q различных станов холодной прокатки, из них-щести- клетевъгх. .2, пятиклетевых 14, четырехклетевых 5, трех-
клетевых 5, двуклетевых 10, реверсивных (дуо и кварто) 33, многовалковых 46 и дрессировочных 55. Бурное раз витие прокатостроения продолжается. Создаются новые агрегаты высокойпроизводительности.
В этих условиях вопросы снижения допусков по тол щине, ширине и повышение качества проката приобрета ют исключительно важное значение.
Это объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, сокращение поля допусков дает сущест венную экономию металла при одновременном улучше нии качества изделий. Так, например, сокращение поля допусков за счет применения систем автоматики позво ляет экономить до 30—40 тыс. т металла на стане холод ной прокатки 1700 производительностью около 1 млн. т в год.
Применение |
системы |
регулирования, |
закупленной |
у фирмы A E G |
(ФРГ) для |
пятиклетевого |
стана в г. Ко- |
шице (ЧССР), |
позволяет |
экономить около |
25 тыс. т ме |
талла в год. |
|
|
|
По данным фирмы GE (США), применение комплек са автоматизации на непрерывном стане холодной про катки дает ежегодно экономический эффект 300 тыс. дол ларов.
Во-вторых, появились новые отрасли техники, требу ющие особо точной ленты и полосы, такие как электрон ная и радиотехническая промышленность, производство вычислительных устройств и др. Например, технологиче ский процесс изготовления кинескопных масок идет удов летворительно при условии, если лента толщиной 0,15 мм имеет отклонения по толщине не более ± 2 мкм.
Именно этими причинами можно объяснить стремле ние зарубежных фирм к дальнейшему повышению точ ности прокатки, несмотря на дополнительные капиталь ные затраты.
Так, фирма S A N D V I K (Швеция) считает выгодным для.себя и для заказчиков ввести пять классов точности по толщине на холоднокатаную полосу. Например, для
ленты 0,4—0,5' мм и шириной 400—600 |
мм при обработ |
ке по классу Т1 допуск составляет |
± 2 3 |
мкм, |
а по клас |
су |
Т5 ± 7 мкм. Более подробные |
сведения |
приведены |
в приложении табл. I . |
|
|
|
. |
Отечественный ГОСТ 8596—57 |
для |
ленты |
аналогич |
ного размера дает допуск ± 4 0 мкм |
(класс Б) |
и ± 3 0 мкм |
(класс А ) . |
|
|
|