Файл: Уриг, Р. Статистические методы в физике ядерных реакторов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Оно дает количественную меру природы осцилляций в тер­ минах величины и частотной полосы.

4.Оно может использоваться для получений первой прибли­ женной оценки пределов стабильности в зависимости от из­

менений различных параметров.

5. Необходимо проявлять осторожность при применении ме­ тода в исследовании динамики систем в терминах передаточ­ ных функций, если ожидается любой тип нелинейностей. В линейных стационарных системах могут быть получены не­

плохие результаты при измерениях

передаточных функций

с относительно малым количеством

данных.

Рис. 11.55. Упрощенная схема ядерной установки для ракетного двигателя с охлаждением жидким водородом [45]: АРК — автоматический регулируемый клапан; БК — блокирующий клапан;' АС — аварийный сброс; ПН — питательный насос.

Измерения шумов в реакторах ядерных ракетных двигателей с возмущениями на входе. Введение входных возмущений реактив­ ности для измерения динамических характеристик ядерного реакто­ ра высокой мощности было впервые выполнено при экспериментах на реакторе KIWI-A-3. Входной сигнал выбирался в виде псевдо­ случайной двоичной последовательности, которая использовалась для возмущения реактивности путем введения сигнала в схему ре­ гулирования. Этот тип опытов был выполнен последовательно на ядерных ракетных реакторах NERVA, KIWI и «Phoebus» [45, 46].

Задавались возмущения реактивности и скорости потока жидкого водорода, являющегося теплоносителем.

О результатах экспериментальных измерений динамических ха­ рактеристик реактора «Phoebus-1А», в которых применялись воз­ мущения скорости потока водорода, сообщалось в работе [46]. Псевдослучайный шумовой сигнал вводился в схему регулирования расхода, и на магнитной ленте регистрировались температуры, дав­ ления, расход, мощность и скорость турбонасоса. Обработка прово­ дилась после опыта. На рис. 11.55 показано оборудование реактора «Phoebus-1А», который охлаждается жидким водородом, прокачи­ ваемым через реактор. Жидкий водород накапливается в дьюарах и прокачивается через трубопровод, находящийся в вакуумной ру­ башке, длиной около 60 м в реактор. Поток теплоносителя посту­ пает во впускное отверстие сборки, проходит через выпускное от-

372


верстие охлаждающих каналов, через отражатель, через активную зону и выходит через выпускное отверстие. Скорость потока водо­ рода контролируется замкнутым контуром системы регулирования. Необходимая скорость потока достигается путем сравнения вычис­ ленной скорости потока с требуемой и использования полученной разности для образования необходимого сигнала скорости турбона­ соса. Этот требуемый сигнал затем сравнивается со скоростью турбонасоса, и сигнал ошибки обеспечивает необходимый сигнал регулирования клапана. Из-за взаимодействия двух контуров для обеспечения шумового входного сигнала необходимы заданное пре­ рывание потока (чтобы обеспечить низкочастотную составляющую в реакции системы) и заданное модулирование скорости (чтобы обес­ печить высокочастотную составляющую в реакции системы). Шу­ мовой входной сигнал для требуемого модулирования скорости по­ давался через фильтр, выделяющий частотную полосу для измерения реакции системы в диапазоне до 10 гц.

Псевдослучайный сигнал, используемый в качестве входного сигнала, представлял собой последовательность регистра сдвига на

9

положений со скоростью 100 сдвигов в секунду,

дающую

Д о-

=

0,01 сек, Z = 511 сдвигов на цикл и период Р =

5,11 сек.

П =

скольку целью эксперимента было получение передаточной функции реактора по давлению в частотном диапазоне от 0,5 до 10 гц, упомя­ нутый выше сложный метод введения шумового сигнала был необ­ ходим для обеспечения требуемого спектра шумов на входе впуск­ ного отверстия сборки. Флуктуации давления измерялись акусти­ ческим датчиком давления.

Флуктуации давления на всем протяжении системы показаны на рис. 11.56. Легко заметить корреляцию между флуктуациями по мере движения теплоносителя на всем протяжении системы. Из гру­ бой оценки данных очевидно, что содержание высоких частот в тестовом сигнале на входе трубок теплоносителя недостаточно.

Уровни наблюдаемых сигналов даны в табл.

11.2. Данные обраба­

тывались

с помощью метода

взаимной спектральной

плотности

и процедуры анализа ошибок, описанной в гл. 4.

 

Т а б л и ц а )

11.2

 

 

 

Характеристика флуктуаций давления в опыте на реакторе

 

 

 

Размах

Среднеквадра­

Среднее

Расположение точек замера давления

сигнала от

тическое

пика до пика,

значение

давление,

 

 

атм

сигнала, атм

атм

Вход выпускного отверстия тру-

17,5

5,7

890

бопровода

 

7,0

 

750

Вход в отражатель

2 , 6

Вход в активную зону

9,0

2,7

648

Выход из активной зоны

6 , 6

2 , 2

545

373


На рис. 11.57 показана передаточная функция по давлению реактора, а на рис. 11.58 — передаточная функция от выпускного отверстия трубок теплоносителя, которая незначительно отличается от передаточной функции всего реактора. Передаточные функции давления в отражателе и активной зоне не имеют частот излома ниже 10 гц . Таким образом, основной вклад в форму передаточной функ­ ции определяет участок от выпускного отверстия трубок тепло­ носителя.

25атм*

-25атм

*5атн

J

ч/JVVAri/V\/\v/^4j

 

 

 

 

-5атм

 

 

 

 

 

'Юатн

 

 

 

 

 

- Ю а т м

--:— |

 

 

 

 

*10атм

 

 

 

 

 

1

4

~

v/4

V a / ’ V

 

i

-Юатн

1

 

 

 

 

 

 

1сек

Время

Рис. 11.56. Возмущения давления в реакторе «Phoebus-IA» [45]:

а — возмущения давления на входе выпускного отверстия; б — возмущения давления на входе в отражатель; в — возмущения давления на входе в активную зону; г — возмущения давления на выходе из активной зоны.

На рис. 11.59 даны функция когерентности и ошибка, вычислен­ ные по формулам (6.82) и (6.86). Функция когерентности и ошибка дают статистическую меру ожидаемой погрешности в измерении передаточной функции, вызванной шумами системы и конечной дли­ тельностью эксперимента. Таким образом, можно оценить с 70%-ной доверительной вероятностью, что для частот до 8 гц погрешность измерения амплитуды не больше, чем 0,72 дб, и ошибка фазы не больше, чем 5,2°. Ожидаемые ошибки меньше для всех частот, исключая 4 гц.

Результаты шумового эксперимента показывают, что можно измерять передаточные функции давления в реакторе с флуктуа­ циями давления 1—2% от средней величины. Таким образом, этот тип шумовых экспериментов можно проводить, не создавая помех другим задачам испытания.

Измерения шумов и безопасность энергетического реактора.

Общее соотношение между измерениями шумов и безопасностью

374


реактора рассматривалось в работе [47]. Очевидно, что измерение степени подкритичности, как уже отмечалось в этой главе, важно для безопасности любого реактора. Однако в этом разделе кратко даются выводы применительно только к безопасности энергети­ ческого реактора.

Энергетическим реакторам присущи большие трудности при ана­ лизе шумов, чем реакторам нулевой мощности, так как сложные условия работы на высоких уровнях мощности создают, много типов шумов и требуют более тщательного экспериментального исследова-

о град ,Фаза

 

0,4 О,В 0,81

г

4

0

0 / 0 "

 

 

Частота, га

 

 

Рис. 11.57. Передаточная функция от

Рис. 11.58. Передаточная функция от

давления на входе выпу­

давления на входе выпуск­

скного отверстия к давле­

ного отверстия к давлению

нию на выходе теплоноси­

на

входе теплоносителя в

теля из активной зоны при

отражатель

 

при

работе

работе реактора «Phoe-

реактора «Phoebus-1А» на

bus-lA» на полной мощно­

полной мощности

[45].

сти [45].

 

 

 

 

 

ния и наблюдения за поведением реактора. До сих пор больше про­ водится специальных исследований во время пуска реактора, чем при эксплуатации на полной мощности. Основной причиной про­ ведения шумовых опытов является помощь в исследованиях ста­ бильности. Однако повышение безопасности путем непосредствен­ ного исследования динамических характеристик реактора также представляет благоприятную возможность анализа шумов.

В работе [48] показано, что случайные эффекты реактивности, вызванные флуктуациями температуры или плотности замедлителя, являются доминирующей причиной шумов нейтронного потока. Среднеквадратическое значение реактивности, обусловленное таки­ ми источниками, обычно много больше, чем от других источников. В частности, флуктуации мощности реактора, вызванные этими флук­ туациями реактивности, должны превышать собственные флуктуа-

375


ции детектора, вызванные дискретным характером регистрации отдельных нейтронов. Ситуация, отличная от той, которая наблю­ дается в реакторах нулевой мощности, где источником шума служат случайные события в цепной реакции. По этим причинам для боль­ шинства исследований шумов в энергетических реакторах не тре­ буются высокоэффективные детекторы в активной зоне.

Возможность детектирования спектральных резонансов, кото­ рые могут неожиданно стать большими, — еще одно достоинство

 

 

 

 

методов шумового анализа в энерге­

 

 

 

 

тических реакторах.

С точки зрения

 

 

 

 

безопасности, это может оказаться

 

 

 

 

наиболее существенным

применением

 

 

 

 

шумов для

эксплуатации

реактора.

 

 

 

 

В' работе [49] удачно

применен

 

 

 

 

на реакторе

Atomics

International

 

 

 

 

дисплей, на котором проявлялся

 

 

 

 

спектр шумов и, следовательно,

ре­

 

 

 

 

зонансы или другие аномалии спект­

 

 

 

 

ра могли, как и другие параметры

 

 

 

 

реактора,

непрерывно

наблюдаться

 

 

 

 

на пульте оператора.

Для многократ­

 

 

 

 

ной регистрации спектра G (со) на

Рис. 11.39. Функция

когерент­

самописце

с узкой

лентой

фирмой

«Миллетрон» создана промышленная

ности и ошибка при

установка,

названная

вычислителем

измерении

переда­

передаточной

функции.

 

Удобство

точной

функции от

в

давления теплоноси­

монитора,

работающего

режиме

теля на входе вы­

on-line, отмечалась в

недавнем

вы­

пускного

отверстия

пуске «Nuclear

Safety».

Вопрос

о

к давлению на вы­

применении шумовых методов в ка­

ходе

из

активной

зоны при работе ре­

честве монитора безопасности зависит

актора «Phoebus-1А»

от того, в какой степени наблюдения

на

полной мощно­

оператора за флуктуациями мощности

сти

[45].

 

могут быть заменены более привычны­

 

 

 

 

ми мониторами,

имеющими более низ­

кие пороги детектирования аномалий. Отличный пример применения шумов нейтронного потока в качестве монитора аномального пове­ дения был дан недавно на опытном реакторе General Electric [52]. Увеличение амплитуды шумов в течение четырех дней послужило причиной остановки реактора с целью проверки активной зоны. Некоторые металлоконструкции имели повреждения и допускали движение компонент активной зоны под действием потока тепло­ носителя.

Установлено, что взаимные корреляционные методы являются мощным средством определения расстояния, на котором переменная величина х (такая, например, как температура теплоносителя на входе) влияет на другую переменную величину у (такую, как нейт­ ронный поток) с запаздыванием по времени т [52, 54]. На реакторе

376