Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ

ПРОФИЛИРОВОК ВАЛКОВ

НА ТОНКОЛИСТОВОМ СТАНЕ ГОРЯЧЕЙ

ПРОКАТКИ

Промышленные испытания и внедрение новых профилировок валков горячей прокатки проводили в шестиклетевой чистовой группе стана 2800/1700 листопрокатного цеха Череповецкого ме­ таллургического завода 1 [36]. Основная задача при этом состояла в предотвращении выкрашиваний поверхностного слоя бочки опорных

валков,

происходивших

в местах

максимального

наклепа,

а также

в улучшении поперечного профиля горячекатаных полос.

 

 

 

800

 

600

400

200

0

200

ЬОО

600

800 х

т

_ J

 

I .,

I

I . I I

I I .

I I

I 1 I

I

I

1——L

\\

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

/7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ /

 

\

\

 

 

 

-0,02

 

 

 

 

i

/

 

 

\ \

 

 

 

-0,04

 

 

 

iy

 

 

 

К

 

 

 

 

 

/\

 

 

 

 

 

 

 

-0,06

 

 

 

 

 

 

 

 

^

\ ^

-0,08

 

 

/

i

 

 

 

 

 

 

 

/

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

N .

-0,10

 

/

/

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

/

 

 

 

 

 

 

 

^ N

 

~ ° '

П

 

уУ

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-0,16

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

89.

Схема построения вогнутого профиля по новому методу:

 

 

сплошная

— старая

шлифовочная кривая

(парабола);

штриховая

— новая расчетная

шли­

 

 

 

 

 

фовочная

кривая

 

 

 

 

 

 

Построение нового шлифовочного профиля, как и для валков холодной прокатки, заключалось в суперпозиции прежнего шлифо­ вочного профиля и кривой 5 рис. 80. Для цилиндрических и выпук­ лых валков это построение ничем не отличалось от показанного на рис. 84 и 85, а для вогнутого рабочего валка (рис. 89) новый вогну­ тый профиль имеет корытообразный вид.

Как правило,

шлифовку валков

горячей прокатки

выполняют

без использования

копировального

устройства, так как

требования

к

точности их профиля несколько ниже, чем при холодной прокатке,

а

производительность труда шлифовщиков при использовании копи­

ровального устройства снижается на 30—50%. Поэтому для прак­ тического опробования и внедрения новых профилировок потребо­ валась их корректировка для упрощения профиля, уменьшения трудоемкости его выполнения и создания возможности прокатывать на одних валках полосы разной ширины.

1 В работе участвовали инженеры Я. А. Бурштейн, В. Я- Тишков, Е. П. Сер­ геев, Г. М. Смыслов, М. В. Тувакин, лаборанты Н. М. Никуличева, Н. А. Цветкова.

25}



Скорректированные шлифовочные кривые показаны для различ­ ных выпуклостей на рис. 90 (по I и I I вариантам). Первый вариант обеспечивает большую равномерность контакта и износа валков, но

более трудоемок, чем

второй. Шлифовку по варианту I I выполняют

за два этапа: сначала

прежний — параболический или цилиндриче­

ский профиль, а затем производят дополнительные выемки глубиной 0,04—0,06 мм (в 2 раза больше, чем у валков холодной прокатки).

Промышленные испытания новых профилировок на стане про­ водили в течение 1970—1971 гг., сначала в V и V I клетях чистовой группы, а затем — во всех шести клетях.

В процессе испытаний контролировали профиль рабочих валков после шлифовки и после прокатки, твердость бочки опорных валков после шлифовки и после прокатки. Кроме того, наблюдали за усло­

виями

прокатки

и геометрией

полосы.

В

результате

испытаний

установлено, что неравномерность

износа рабочих валков с новой профилировкой по сравнению с изно­ сом обычных валков уменьшилась с 0,04-4-0,13 до 0,01-4-0,05 мм.

Характерные профилограммы износа рабочих валков приведены на рис. 91 и 92. Как видно, при достаточно большой общей величине выработки профиль изношенных валков повторяет шлифовочный профиль. Это свидетельствует о том, что условия деформации и удельные давления по ширине полосы при новой профилировке валков более равномерные, что привело к некоторому увеличению стойкости рабочих валков (табл. 17). Как видно, самая высокая

стойкость

за

пятилетний

период

(142 230 т)

оказалась

в 1971

г.

у валков

с новой профилировкой.

Т а б л и ц а

17

 

 

 

 

 

Стойкость рабочих валков шестиклетевого стана 1700,

 

 

 

списанных за период с октября 1967 по ноябрь 1971 г.

 

 

 

 

 

 

Число списанных валков

Средняя стойкость валков,

 

 

 

 

шт.

списанных по износу, т

Профилировкка

Год

 

в том числе

 

 

 

 

 

 

всего

по годам

за период

 

 

 

по износу

Старая

 

1967

30

12

140 840

129 845

 

 

1968

17

12

130 820

 

 

 

 

1969

23

18

ПО 885

 

 

 

 

1970

20

18

140 825

 

 

Новая

 

1971

32

22

142 230

142 230

Наблюдения за профилем опорных валков в течение указанных кампаний показали, что их износ в I — I I I клетях при новой профи­ лировке рабочих валков каких-либо существенных изменений не претерпел. В чистовых клетях I V — V I износ стал более равномерным, значительно уменьшились явно выраженные участки неравномерной выработки вблизи кромок полосы, неравномерность износа по длине

253


бочки снизилась с 0,08—0,25 до 0,03—0,13 мм (в V и V I клетях она не превышала 0,07—0,1 мм).

Характерные профилограммы износа опорных валков при новой профилировке рабочих валков показаны на рис. 93.

-0,08

VLLJLK ,

,

, ,

, ,

fWO 1300 1500 л, мм

ZOO

'fOO

600

800 900

Рис. 91. Профилограммы износа рабочих валков горячей прокатки после шлифовки по

Iварианту:

а— V клеть, прокатано 1900 т стальных полос шириной 1000 — 1045 мм; б V I клеть, про­ катано 1270 т стальных полос шириной 920 — 1045 мм; / шлифовочный профиль; 2 — про­

филь после прокатки

Большое внимание в процессе испытаний было уделено изучению твердости опорных валков. Замеры твердости после опытных кампа­ ний показали, что неравномерность наклепа поверхности вблизи кромок опорных валков всех шести клетей значительно уменьшилась.

Твердость при старой профилировке могут характеризовать кривые / на рис. 94, полученные после шлифовки. Несмотря на то что в результате шлифовки (средний съем 2—3 мм) часть наклепа

254

255

Рис. 93. Профилограммы износа опорных валков горячей прокатки при

 

новых профилировках

рабочих валков:

 

 

Рисунок

Номер

 

Прокатано т (за период)

клети

 

а

IV

92

285

(22/VI —15/VII

1971

г.)

б

V

84

115

( 1 3 / V I - 3 / V I I

1970

г.)

в

V I

84

115

(13/VI — 3/VII

1970

г.)


Рис. 94. Характерные кривые распределения твердости по

длине бочки

опорных

валков горячей

прокатки

(HSh):

Рисунок

Номер

Прокатано

т (за период)

 

клети

 

 

 

 

 

 

 

 

а

I

98 750

(20/VI 15/VII

1971

 

г.)

б

I V

92 285

(22/VI 15/VII

1971

 

г.)

в

I I I

97 265

( 1 7 / V I I — 5 / V I I I

1971

г.)

17 А. В. Третьяков

257

была снята, оставшаяся неравномерность наклепа достигает 6—

\9HSh.

Кривыми 2 выражено характерное распределение твердости по длине бочки после окончания межперевалочного периода опорных валков, когда применялись новые профилировки. Кривые 3, по­ строенные по разностям ординат кривых 1 и 2, имеют максимальные колебания 4—6 HSh, что свидетельствует об уменьшении неравно­ мерности наклепа в 2—3 раза.

Показательным в этом смысле является рис. 94, в, где приведено изменение твердости нового опорного валка, введенного в работу первый раз во время опытной кампании. Твердость его после работы увеличилась на 20 HSh равномерно по всей рабочей длине бочки; перепад твердостей не превышал 1—2 HSh, а в прикромочных участках твердость не возросла, как ранее, а даже снизилась на

2—3HSh.

Уменьшение наклепа привело к тому, что количество выкраши­ ваний в прикромочных участках бочки опорных валков чистовой группы стана 2800/1700 значительно уменьшилось, а их средняя стойкость возросла.

Для уточнения влияния новых профилировок рабочих валков на поперечную разнотолщинность и геометрию горячекатаных полос прокатали металл нескольких опытных плавок. Каждую плавку делили на две части: одну прокатывали на валках с новой профи­ лировкой, другую — на валках со старой профилировкой. Разно­ толщинность замеряли на карточках, которые были отобраны на расстоянии 5—10 мм от начала и конца каждой полосы, а у неко­ торых полос — от средней ее части. Измерение поперечного профиля выполняли микрометром через 20 мм у кромок полосы и через 100 мм— в средней ее части.

Измерения показали, что поперечная разнотолщинность у полос, прокатанных на валках с новой профилировкой, в среднем на 0,03 мм меньше, чем у полос, прокатанных со старой профилировкой. Форма поперечного профиля стала более плавной, что благоприятно сказалось на последующих переделах, особенно при холодной про­ катке. Отсортировка горячекатаного листа по коробоватости и волнистости уменьшилась с 3,62% (средняя за полгода до введения новых профилировок) до 1,73% (средняя за полгода после введения новых профилировок, что видно из следующих данных, полученных при рассортировке горячекатаного металла на Череповецком заводе

с декабря 1970 г. по ноябрь 1971 г.:

Количество

проконтролированного металла, т

121 363/96 600

Отсортировано

в среднем во I I сорт %, по:

 

волнистости

и коробоватости

1,78/0,72

окалине

 

 

0,3/0,08

толщине

полосы

0,107/0,076

ширине

полосы

0,0016/0,0066

Отсортировано в металл IV группы, %, по:

 

волнистости

и коробоватости

1,84/1,01

окалине

 

 

0,1/0,085

толщине

полосы

1,52/0,46

ширине

полосы

0,018/0,019

258