Файл: Совершенствование теплового процесса листовой прокатки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
В связи с этим при разработке и внедрении нового метода про филирования валков в цехах холодной прокатки необходимо было за счет более равномерного износа валков добиться уменьшения отсортировки металла по дефектам формы и удлинения срока службы опорных валков.
Данные измерений температуры и теплового профиля |
валков |
|||
четырехклетевого стана холодной прокатки, приведенные |
в раз |
|||
деле 4 гл. V I I , показали, что, несмотря на |
использование |
секцион |
||
ного регулирования расхода эмульсии, примерно в 30% |
случаев |
|||
тепловой |
профиль |
валков имел форму, показанную на рис. 80, 1, |
||
и лишь |
в 5—7% |
случаев—равномерную |
параболическую |
форму. |
А, мм
х,мм
Рис. 84. Схема построения нового профиля выпуклого валка при шлифовке: / — парабола при шлифовке по старому способу; 2 — новая теоретическая шлифовочная кривая
Следовательно, закономерности контакта активных образующих, изложенные выше, являются общими не только для валков дресси ровочных станов и станов горячей прокатки, но и в значительной степени — для валков холодной прокатки.
Принцип построения нового шлифовочного профиля рабочих валков состоит в суперпозиции прежнего шлифовочного профиля и кривой 5 на рис. 80, являющейся зеркальным отображением кривой 4. Для валков, которые ранее шлифовали цилиндрическими, кривая 5 на рис. 80 и будет представлять новый шлифовочный профиль.
Для валков, имевших ранее параболическую шлифовочную вы пуклость, новый расчетный шлифовочный профиль показан на рис. 84 (кривая 2 является суперпозицией шлифовочной параболы 1 и кривой 5 рис. 80).
Из самого способа построения кривых 5 рис. 80 и 2 рис. 84 сле дует, что при наложении на новый шлифовочный профиль теплового профиля суммарная выпуклость валка будет иметь строго парабо лическую форму и неравномерность контакта активных образующих будет устранена.
Учитывая трудность выполнения предложенного профиля на вальцешлифовальных станках без специальных копировальных устройств, для практического опробования в производственных
245
условиях была произведена корректировка новых профилировок. При этом ставилась задача максимально упростить шлифовку валков при минимальных отклонениях от расчетного профиля в пределах ширины полосы, а также иметь возможность прокатывать на одних валках полосы разной ширины.
Скорректированный профиль, показанный на примере валка стана 1700 (рис. 85), выполнен за два этапа: сначала шлифовали обычный — цилиндрический или параболический профиль, а затем дополнительно делали выемки глубиной 0,02—0,04 мм на расстоя ниях 150—450 мм от торцов бочки.
Участки, на которых произведены выемки, соответствуют ма
ксимальной |
неравномерности контакта |
валков и полосы для |
полос |
||||
|
у* |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
V |
о,02-ом |
0,02-0,04 / |
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
150 |
/so |
/50 |
|
/50 /50 |
/50 |
|
|
|
|
|
/700 |
|
|
|
|
Рис. 85. Первый |
вариант новой профилировки |
для выпуклых |
и ци |
|
|||
|
|
|
линдрических валков |
|
|
|
|
шириной 1000—1400 мм, т. е. охватывают |
практически |
весь |
сорта |
||||
мент стана |
1700. |
|
|
|
|
|
|
Этот вариант |
новой профилировки |
испытывали в течение |
1970 г. |
на дрессировочном стане 1700 ждановского металлургического за вода им. Ильича на I I I и IV клетях четырехклетевого стана 1700, Череповецкого металлургического завода 1 [34].
В процессе испытаний контролировали профиль рабочих валков после шлифовки и после прокатки, а по окончании кампании тща тельно измеряли профиль опорных валков. Кроме того, наблюдали за условиями прокатки и геометрией полосы. В результате испытаний установлено, что неравномерность износа рабочих валков с новой профилировкой снизилась в 2—4 раза по сравнению с износом обыч ных валков. Из рис. 86 видно, что кривые износа по существу соот ветствуют шлифовочному профилю.
Важно отметить, что износ опорных валков в течение опытных кампаний оказался более равномерным, чем при прежних условиях профилирования. Обычно после 6—7 дней работы опорных валков IV клети стана 1700 вследствие их неравномерной выработки при про катке металла толщиной 0,5—0,7 мм наблюдалась ничем не устра-
1 В испытаниях участвовали инженеры Э. Н. Шебаниц, Ю. И. Тюрин, Г. И. Налча, И. А. Титаренко, канд. техн. наук М. А. Беняковский, Е. П. Сергеев, В. А. Масленников, Ю. В. Липухин, В. В. Рыжов, | С. А. Нагаев |, Б . В. Маркин, Е. С. Шереверов и др.
246
нимая волнистость про кромке полосы, распространяющаяся на 70—100 мм и амплитудой 3—5 мм.
В течение всех опытных кампаний опорных валков, длившихся 10—18 дней, отмеченного дефекта полосы не наблюдалось. Новая профилировка рабочих валков способствовала также уменьшению
|
|
|
|
|
А, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,20 |
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*-^~0,/6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У/f |
0,12 |
|
|
S\N |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
// |
/ / / / |
0,08 |
|
|
\ |
х |
|
\ |
|
|
|
у // /// |
|
/ / / |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
0,04 |
|
|
|
X X . |
\ |
\ х |
Х |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
1 |
I |
1 |
i |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
0,04 |
|
Х,мм' |
|
|
|
1500 |
||
|
|
|
|
|
800 |
|
1100 |
/100 |
|
||||
|
|
|
|
|
L _ |
|
|
|
|
|
_ L |
|
|
|
|
|
|
-ОМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 86. |
Новые |
профилировки рабочих |
валков (/) |
профилограммы их |
|||||||||
|
|
|
|
износа |
(2): |
|
|
|
|
|
|
|
|
а — IV клеть, исходная выпуклость + 0 , 2 1 , |
после |
прокатки |
|
1700 т |
стали |
||||||||
шириной |
1030—980 мм; б — то же, |
цилиндр, |
после прокатки |
1350 |
т |
стали |
|||||||
|
|
|
|
шириной |
1030 — 1000 мм |
|
|
|
|
|
|
отсортировки полос по волнистости и коробоватости и увеличению продолжительности межперевалочных периодов опорных валков в I I I и IV клетях (табл. 15).
Т а б л и ц а 15
Сравнительные данные по работе опорных валков в ЦХП Череповецкого завода при новой (в числителе) и старой (в знаменателе)
профилировках |
рабочих валков ( I этап |
испытаний) |
|
|
|
|
|
Средний межпере |
Среднее |
количество |
|
Номер клети |
Число перевалок |
проката |
за кампанию |
||
валочный срок, ч |
|||||
|
|
|
|
т |
|
I I I |
4/6 |
294/212 |
40 000/28 500 |
||
IV |
7/9 |
200/159 |
26 200/21 300 |
В результате I этапа испытаний выявилась необходимость ши рокого применения новых профилировок на всех клетях непрерыв ных и дрессировочных станов. Однако препятствием к этому была повышенная трудоемкость выполнения их в процессе перешлифовки валков. Кроме того, способ профилирования, показанный на рис. 85,
247
не гарантировал высокого качества полосы шириной > 1200 мм, так как плавность перехода от выемок к гладкой части профиля зависела от квалификации и мастерства шлифовщиков.
В цехах холодной прокатки шлифовка рабочих валков с выпук лым профилем производится с помощью копировального устройства (рис. 87, / ) , основным элементом которого является круглый за каленный кулачок-копир 1, имеющий эксцентриситет е относительно оси вращения. Величину е устанавливают по специальной таблице с помощью гайки 2 в зависимости от заданной выпуклости валка А ш л .
Рис. 87. Схема копировального устройства вальцешлифовального станка (/) и новый профиль кулачка копировального устройства ( / / )
При движении каретки станка вдоль бочки валка во время шлифовки кулачок поворачивается вокруг оси а, при этом он обкатывается роликом 4 исполнительного механизма, связанного с суппортом шлифовального круга. С помощью такого кулачка можно получить профиль валка только в виде плавной параболической кривой.
Чтобы осуществить промышленное внедрение новых профилировок и повысить качество их выполнения, был рассчитан новый про филь кулачка-копира (рис. 87, II) с выступами высотой 0,12 мм на участках, соответствующих кольцевым выемкам на бочке валка, причем форма выемок была приближена к теоретической (см. рис. 83).
Обычный кулачок переделывали для нового профиля на плоско шлифовальном станке при помощи шлифовального круга на мягкой связке диаметром 100 мм. Окончательные размеры кулачка контро лировали с помощью индикатора часового типа с точностью 0,01 мм.
Профиль валков, отшлифованных с применением нового кулачка, (рис. 88) отличается от расчетного незначительно, а плавность вы полнения выемок весьма высокая.
248
После изготовления кулачков с новым профилем начался I I этап промышленных испытаний предложенной профилировки на всех клетях непрерывных и дрессировочных станов [35]. Трудоемкость выполнения нового профиля валков снизилась до обычного уровня, при этом оказалось возможным гарантировать высокое качество геометрии полос любой ширины. Испытания проводились в течение 1971 г. в несколько этапов с чередованием новых и старых профили-
щ |
1 |
-Ц10\—. — |
—. |
•• |
1 |
Рис. 88. Выполнение новой профилировки рабочих валкси с помощью копиро вального устройства:
/ — расчетный профиль; 2 — параболический профиль; 3 — профиль, получаемый с помощью нового копировального устройства
ровок, смену которых производили по окончании очередного меж перевалочного периода опорных валков. Такая методика испытаний позволила получить объективные сравнительные данные о стойкости опорных валков, а также и о качестве проката. Из табл. 16 видно, что в 1971 г. в I — IV клетях стана 1700 Череповецкого завода меж перевалочный период опорных валков, эксплуатировавшихся с рабо чими валками новой профилировки, оказался выше, чем при старой профилировке, в среднем на 3—8%.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
|
Данные о работе опорных валков в ЦХП Череповецкого завода |
|
||||
в 1971 г. по старой |
(в числителе) |
и новой (в знаменателе) профилировкам |
|||
|
Число |
Средний меж |
Среднее |
Увеличение |
|
|
количество |
||||
Номер клети |
перевалочный |
межперевалоч |
|||
кампаний |
проката за |
||||
|
срок, ч |
ного срока, % |
|||
|
|
кампанию, т |
|||
|
|
|
|
||
I |
13/8 |
318/329 |
42 583/43 250 |
3,5 |
|
I I |
12/7 |
351/480 |
47 654/63 270 |
37 |
|
I I I |
20/8 |
246/339 |
32 466/46 623 |
38 |
|
I V |
33/17 |
152/171 |
18 803/22 852 |
13 |
249
Прокатка металла всего сортамента на рабочих валках с новой профилировкой проходила устойчиво, а поперечная разнотолщинность холоднокатаных полос несколько уменьшалась. Так, по данным измерения толщины планок, отобранных от 40 полос каж дого профилеразмера, прокатанных на валках со старой и новой профилировками, для профилеразмера 1,0x1250 мм поперечная разнотолщинность уменьшилась в среднем с 0,03 до 0,025 мм, а для профилеразмера 0,7x1000 — в среднем с 0,025 до 0,012 мм.
Данные ОТК о качестве холоднокатаного металла в том же цехе убедительно показали, что отсортировка по коробоватости и волнистости при использовании рабочих валков с новой профили ровкой существенно уменьшается, что видно из результатов рассорти ровки холоднокатанного металла в ЦХП Череповецкого завода за период с 20/IX по З/ХП 1971 г.:
Количество |
проконтролированного металла, |
т |
6785,43/5027,72 |
|||
в том числе |
на экспорт, |
% |
|
55,6/66,9 |
||
Отсортировано |
в |
I I I группу |
1 сорта, % . . . |
39,97/29,31 |
||
по дефектам, |
%: |
|
|
|
||
волнистости |
|
|
|
2,13/0,37 |
||
коробоватости |
|
|
1,64/0,71 |
|||
сварке |
и прилипанию |
|
|
0,59/0,96 |
||
излому |
|
|
|
|
|
1,27/0,88 |
«елке» |
|
|
|
|
|
1,28/0,47 |
загрязнению |
|
|
1,2/0,51 |
|||
Отсортировано |
во I I сорт, % |
|
0,99/0,8 |
|||
по дефектам, |
%: |
|
|
|
||
волнистости |
|
|
|
0,19/0,08 |
||
коробоватости |
|
|
0,28/0,03 |
|||
сварке |
и прилипанию |
|
|
0,06/— |
||
излому |
|
|
|
|
|
0,02/0,28 |
«елке» |
|
|
|
|
|
0,06/— |
Отсортировано |
на ОСН, % |
|
|
3,44/2,35 |
||
по дефектам, |
%: |
|
|
|
||
волнистости |
|
|
|
0,85/0,63 |
||
коробоватости |
|
|
1,05/0,01 |
|||
сварке |
и прилипанию |
|
|
1,06/0,02 |
||
излому |
|
|
|
|
|
0,18/0,77 |
Выправлено |
на ЛПМ, % |
|
|
8,24/3,98 |
||
П р и м е ч а н и е . В числителе — по старой |
профилировке, в зна |
|||||
менателе — по новой. |
|
|
|
Из приведенных данных видно, что общая отсортировка по коробоватости и волнистости (в I I I группу I сорта, во I I сорт и на отдельно стоящие ножницы (ОСН) составила при старой профили ровке 6,14%, а при новой 1,83%. Кроме того, выход металла на экспорт на новых профилировках оказался больше, а количество металла, подвергаемого правке, сократилось с 8,24 до 3,98%. Ана логичные результаты были получены и в цехе холодной прокатки ждановского завода им. Ильича.
На основании этих испытаний кулачки с новым профилем были внедрены на вальцешлифовальных станках указанных цехов.
250