При прокатке полосы толщиной менее 0,5 мм в качестве охлаж дающей жидкости служит вода, а смазывающей •— смесь технологи ческой смазки растительного происхождения (масла пальмовые, кореандровые, хлопковые) с горячей водой в пропорции (1 : 3) ~ + (1-12).
При прокатке цветных металлов и фольги со скоростью 10 м/сек в качестве смазывающей и охлаждающей жидкости применяют дистиллятные минеральные масла с условной вязкостью от 1,15 до 2,95° ВУ 3 8 , способствующие обеспечению высокой чистоты поверх ности полосы.
Процесс прокатки высокопрочных сплавов при больших скоро стях и с большими обжатиями сопровождается огромным тепловы делением, что требует обязательного применения воды в качестве охлаждающей жидкости. Несмотря на то что минеральные масла являются хорошими технологическими смазками и сводят к мини муму образование темных пятен на поверхности прокатываемых полос, по своей охлаждающей способности они значительно усту пают эмульсиям. Если на валки подавать только масло, то для их охлаждения потребуется создание огромных холодильников, что экономически невыгодно.
Сравнение физических свойств воды и минеральных масел пока зывает, что по удельной теплоемкости масла должно быть в 2—3 раза больше, чем воды, а по теплопроводности (фактор, определяющий эффективность холодильных установок) примерно в 5 раз больше, что видно из следующих данных.
Наименование параметра |
Вода |
Минеральное масло |
Удельная теплоемкость при 20° С, кдж/(кг X |
|
|
X град) [ккал/(кгтрад)] |
4,187 |
1,68—2,1 |
Теплопроводность |
при 20° С, вт/(м-град) |
[1,00] |
[0,4—0,5] |
|
|
[ккал/(м - чтрад)] |
|
0,585 |
0,123—0,146 |
|
|
[0,50] |
[0,105—0,125] |
Теплота испарения, |
кдж/кг (ккал/кг) . . . |
2250 |
189—315 |
|
|
[539] |
[45—75] |
Охлаждающая жидкость и технологическая смазка должны охлаждать, смазывать, промывать металл, обладать антикоррозион ной защитой, флотационной самоочисткой, сгорать без остатка в процессе отжига.
Со временем эмульсия или минеральное масло, применяемое при прокатке, загрязняется окалиной, смазкой подшипников валков, остатками растворов, применявшихся при обработке полосы в тра вильных агрегатах, и т. п. Это приводит к загрязнению полосы при отжиге и вызывает необходимость ее очистки.
В настоящее время проблема очистки эмульсии решается |
двумя |
способами: разделением охлаждения |
валков рабочих |
клетей |
стана |
на две независимые циркуляционные |
системы, а также |
разделением |
подачи смазки и моющего раствора |
Так, например, |
пятиклетевой |
1 Японский патент, кл. 12С201, № 42-10064, 27/5/67, приоритет фирмы «Токай Сейтэцу Кабусики Кайся».