Файл: Производство сортового проката в широком сортаменте..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Среди зарубежных сортовых станов особое место занимают станы для производства профилей из легированных сталей. Про катка таких профилей имеет следующие особенности: малотоннажность партии проката, разнообразный сортамент марок стали, резко различные температурные режимы прокатки, резко различ ные значения сопротивления деформации и уширеніия металла, условий захвата и др.
Для прокатки легированных сталей за рубежом широко ис пользуют станы комбинированного типа, особенно в Швеции. Высокая степень механизации и автоматизации на этих станах достигается применением обводных аппаратов, шлепперов и подъ емных столов. Успешной работе обводных аппаратов способство вал переход на роликовые подшипники, роликовую валковую ар матуру и универсальные шпиндели.
Крупносортные и среднесортные профили из легированного металла на зарубежных заводах прокатывают преимущественно на линейных станах с выпуском из клети и последующей задачей задним концом. Мелкосортный металл прокатывают на станах с последовательно установленными линейными двухклетевыми группами (переменное дуо) при строго поддерживаемой постоян ной длине петли между клетями одной линии и между соседними группами клетей. Это дает возможность избежать натяжения и получить готовый прокат высокой точности.
Разница температур переднего и заднего концов составляет на станах этого типа всего 25—30 град. Повышению точности раз меров проката также способствует применение предварительно, напряженных клетей.
Организация отдельных технологических потоков для прокатки’
крупного, среднего, мелкого сортов и катанки |
на |
комбинирован |
|
ных станах обеспечивает уменьшение потерь |
на |
перестройку и |
|
перевалку валков. При прокатке высоколегированных |
сортовых |
||
профилей величина обжатия за проход относительно |
невелика, |
||
что дает возможность прокатывать сталіи с разной |
возможностью |
к уширению при одной и той же установке валков. Для уменьше ния поверхностного обезуглероживания металла применяют двух стадийный нагрев заготовок в двух нагревательных устройствах. Для прокатки особо легких мелкосортных профилей с массой 1 м длины до 1,5 кг ,в ряде стран созданы станы специальной конст рукции с валками диаметром около 200 мм.
В США пущен десятиклетевой непрерывный стан такого типа.
Заготовка на стан поступает в прутках или бунтах; |
для |
нагрева |
|
ее применяются токи высокой частоты. |
в |
Швейца |
|
Стан фирмы «Шлеман» (ФРГ), |
установленный |
||
рии, имеет две клети. Обжатия за |
один проход достигают 65%, |
что дает возможность в этих клетях получать фасонные сортовые профили шириной до 25 мм самой разнообразной конфигурации. На стане используют валки с бандажами. Схема расположения оборудования стана приведена на рис. 78. Вторая клеть исполь зуется при прокатке особо сложных сортовых профилей.
.Таким образом, для зарубежных сортовых станов, производя щих прокат в широком сортаменте, характерно большое разно образие схем расположения рабочих клетей и другого основногс и вспомогательного оборудования. Преимущественно создаются станы комбинированных типов в разных модификациях, завися щих от конкретных условий их постройки.
Р н с. 78. |
Схема двухклетевого стана |
для прокатки мелкосортных |
фасонных профи |
лей: |
|
|
|
/ — задающий стол; 2 — размоточное |
устройство; 3 — летучие ножницы; 4 — трайб- |
||
аппарат; |
5,9 — ролнкоправнльные машины; 6,7 — рабочие клетн; |
8 — моталка; 10— |
|
холодильник |
|
|
Наряду со стремлением к расширению сортамента выпускае мой продукции и обеспечению возможности производства ее в малых партиях общим для всех станов является максимальная механизация и автоматизация всех технологических операций, сокращение простоев оборудования вследствие перевалок валков, повышенные требования к точности размеров проката и качеству его поверхности.
ГЛАВА g
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТАНЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СОРТОВОГО ПРОКАТА
ВШИРОКОМ СОРТАМЕНТЕ
1.Станы для производства сортового проката общего и отраслевого назначения
D Советском Союзе насчитывается более 160 сортовых ^прокатных станов (не считая блюмингов, заготовочных И'специальных станов), в том числе около 19% крупносортных, 15% среднесортных, 45% мелкосортных и 14% проволочных. До ля непрерывных и полунепрерывных сортовых станов в общем их количестве составляет около 45%, а выпуск сортового проката на
них достигает 60% общего его производства.
Развитие прокатных станов в нашей стране длительный пери од было подчинено задаче максимального увеличения их произ водительности, что было крайне необходимо для обеспечения ме таллом всех развивающихся отраслей народного хозяйства. Воп росам повышения точности размеров выпускаемого проката, улуч шения качества его поверхности, а также расширения сортамента прокатной продукции уделялось меньше внимания. Увеличение производительности сортовых станов достигалось повышением скоростей прокатки, разделением производственного процесса на промежуточные стадии, увеличением сечения и массы исходных слитков и заготовок, усовершенствованием калибровок валков, механизацией и автоматизацией технологических операций.
Для повышения точности прокатки улучшали конструкции ра бочих клетей, повышали их жесткость, улучшали материалы вал
ков, конструкции подшипников, применяли валки с короткой бочкой.
В 1930—1940 гг. |
в нашей стране установлено несколько станов |
||||
более нового типа, |
в |
числе |
которых — два с последовательным |
||
расположением клетей |
(станы |
500), |
три — с шахматным |
(станы |
|
350 и 300) и один-полунепрерывный (стан 250). |
|
||||
В послевоенный |
период на |
наших |
металлургических |
заводах |
устанавливали преимущественно новейшие непрерывные и полу непрерывные сортовые станы, а также станы с последователь ным расположением, клетей. В этот период построены современные рельсо-балочные и крупносортные станы 650 е расположением кле тей в линию, крупносортный стая 600 с последовательным распо ложением клетей, полунепрерывные и непрерывные среднесорт ные станы 300 и 350, непрерывные мелкосортные и проволочные станы 250. Все эти станы рассчитаны на относительно узкий сорта мент выпускаемого проката, в котором преобладают простые сор товые профили общего назначения. Только в сортаменте рельсо балочных и крупносортных станов наряду с круглыми, квадрат ными и другими простыми сортовыми профилями имеется много сложных профилей отраслевого назначения.
Новый рельсо-балочный стан 800, установленный на одном из отечественных заводов, предназначен для прокатки железнодо рожных рельсов с массой одного метра 50, 65 и 75 кг, двутавро вых балок высотой до 600 мм, швеллеров высотой до 300 мм. и др.
Построенные в послевоенный период крупносортные станы 650 предназначены для прокатки рельсов легкого типа, двутавровых балок и швеллеров высотой до 200 мм, угловой стали, крупных размеров и многих других фасонных профилей. Эта станы по своей конструкции и расположению оборудования аналогичны
рельсо-балочным станам линейного типа.
Сортамент действующих рельсо-балочных и крупносортных ста нов достаточно широк, но технологически разнороден. Кроме того,
вследствие отсутствия |
необходимых станов |
меньшей мощности |
на высокопроизводительных крупносортных |
и рельсо-балочных |
|
станах прокатывают |
профили отраслевого назначения с относи- |
!тельио небольшой годовой потребностыо (автоободы, рельровые под-
ь-| |
кладки некоторых |
типов |
и |
др.). |
||||||||
§ | |
Для этих |
станов, |
несмотря на |
их |
||||||||
I s |
высокую |
|
производительность, |
|
ха- |
|||||||
S |
рактерны |
|
значительные |
|
затраты |
|||||||
g l |
времени на замену валков и |
пере- |
||||||||||
11 |
стройку |
оборудования, |
что |
обу- |
||||||||
§£. |
словлено |
|
частыми |
переходами |
с |
|||||||
профиля на профиль. |
|
|
|
|
|
|||||||
га g |
Большим |
недостатком |
рельсо- |
|||||||||
а І |
||||||||||||
g'* |
балочных |
|
и |
крупносортных |
станов |
|||||||
2« |
является отсутствие в их составе |
|||||||||||
| | |
универсальных предчистовых и чис- |
|||||||||||
Ǥ |
товых клетей. По этой причине сор- |
|||||||||||
тамент |
двутавровых |
|
профилей, |
|||||||||
° Y |
выпускаемый |
на |
этих |
станах, |
узок, |
|||||||
£« |
а производство |
современных |
эко- |
|||||||||
I з |
номичных двутавров с широкими и |
|||||||||||
параллельными |
полками |
техниче- |
||||||||||
|
ски трудноосуществимо. |
|
|
|
|
|||||||
§І |
Выпуск |
широкого, |
но |
техноло- |
||||||||
3° |
гически |
неоднородного |
сортамен |
|||||||||
.. |з |
та характерен также для современ- |
|||||||||||
ного |
крупносортного |
стана |
|
600 |
||||||||
8 5® |
(рис. 79), построенного в последнее |
|||||||||||
I § I |
десятилетие. |
Этот |
стан |
является |
||||||||
5 |
наиболее |
|
совершенным |
агрегатом |
||||||||
і äü |
подобного |
типа |
[27]. |
В |
сортамент |
|||||||
ns® |
стана |
входят |
двутавровые балки |
|||||||||
S =§ |
№ 10—<20, |
швеллеры |
№ |
10—20, |
||||||||
g g I |
сталь угловая равнобокая № 8—16, |
|||||||||||
! |
сталь |
|
угловая |
|
неравнобокая |
|||||||
g |s |
№ 8/5—11, круглая |
сталь |
диамет- |
|||||||||
« % |
ром 50—120 мм, |
квадратная |
сталь |
|||||||||
I “S |
сечением 50X50 4- 100X100 мм, по- |
|||||||||||
|s 5 |
лосовая сталь толщиной 14—50 мм, |
|||||||||||
о§з |
шириной |
100—200 мм, |
сталь |
|
для |
|||||||
« J, & |
шахтных |
|
«реплений, |
рельсы |
до |
|||||||
I J.-* 24 кг/м и другие фасонные профили |
||||||||||||
g | | |
эквивалентных размеров. |
|
|
|
|
|||||||
S | | |
Профили всего сортамента про- |
|||||||||||
д 2 & |
катывают |
|
из |
одного размера |
заго- |
|||||||
5 I f |
товки |
(300X300 длиной 6000 4- 5500 |
||||||||||
и g« |
мм). Готовый прокат |
выпускается |
||||||||||
S |
длиной от 6 до 24 м. Скорость вы- |
|||||||||||
" |
хода |
раската |
из |
последней |
чисто- |
|||||||
0 . - 1 |
вой клети составляет 10 м/сек, на |
|||||||||||
|
ибольшая длина |
раската |
96 м. |
|
На действующих крупносортно-среднесортных станах 500 до военной постройки с последовательным расположением рабочих клетей в “грех параллельных линиях, так же как и на рассмотрен ном выше новом стане 600, выпускается широкий сортамент сор тового проката, включающий круглую, квадратную, полосовую, угловую равнобокую и неравнобокую сталь, двутавры, швелле ры, рельсы, а также ряд различных профилей отраслевого на значения.
Аналопичный широкий и технологически разнородный сорта мент характерен для среднесортных станов 350 и 300 с шахмат ным и зигзагообразным расположением рабочих клетей. Сортамент этих станов включает такие разнородные в технологическом от ношении профили, как круглая сталь и швеллеры, полосы и дву тавры мелких размеров. Более однородный, но весьма узкий сор тамент имеют построенные в послевоенный период среднесортные станы 300 и 350 непрерывного типа. Прокатка круглой стали и периодических профилей для армирования железобетонных кон струкций ведется на них с хорошими технико-экономическими показателями. Однако производство на этих станах сложных сор товых профилей, тем более в широком сортаменте технически трудноосуществимо, так как отсутствуют надежные системы ре гулирования натяжения металла между клетями, и экономичес ки неоправданно, так как значительное количество рабочего вре мени теряется на замену валков в стане, не имеющем дублирую щих групп клетей.
Для производства среднесортного проката в широком сорта менте более пригодны новые станы 350, построенные в последние годы. Сортамент этих станов включает круглую сталь диаметром 28—6'5 мм, угловую сталь № 5; 6,3 и 7,5, а также ряд профилей эквивалентных размеров. Схема расположения оборудования на станах этого типа приведена на рис. 80.
Нагрев металла осуществляется в методических печах. Клети
стана расположены в трех параллельных |
линиях: восемь клетей |
||
в первой линии, две во |
второй и четыре |
в третьей. Клети IV, |
|
VII и XIII — вертикального типа; остальные |
клети — горизон |
||
тальные. Для сокращения размеров стана клети |
II—V, VI—VIII |
||
и XI—XIV объединены |
в непрерывные группы. |
Все клети имеют |
станины повышенной жесткости открытого типа. Валки всех кле тей установлены на подшипниках жидкостного трения и приво дятся от индивидуальных двигателей. Скорость прокатки в чис товой клети достигает 17 ж/се/с. Передача металла между линия ми осуществляется шлѳпперами. При прокатке профилей простой формы для передачи металла между линиями предусмотрены об водные аппараты. Между клетями чистовой группы натяжение
металла регулируется автоматически.
Недостатком этих станов является отсутствие выхода металла
на холодильники |
из черновой |
линии, |
что не позволяет организо |
|
вать прокатку ряда профилей, минуя |
чистовую |
линию клетей. |
||
Этот недостаток |
устранен в |
конструкции нового |
среднесортного |