Файл: Основы авиационной автоматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, система с фиксатором является астатической г-того порядка, если непрерывная часть системы имеет в прямом ка­ нале г интегрирующих звеньев. Как видим, условия астатизма те же, что и для непрерывных систем.

§ 7.11. РЕАКЦИЯ ДИСКРЕТНОЙ ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЫ НА СИГНАЛ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ НА НЕПРЕРЫВНУЮ ЧАСТЬ

Рассмотрим реакцию дискретной замкнутой системы на сиг­ нал, воздействующий на непрерывную часть системы. Мы не будем здесь излагать этот простой вопрос в общем виде, а ог­ раничимся разбором конкретного примера, из которого будет ясна методика решения подобных задач и для других систем.

Ь)

MftP)

 

 

г )

 

 

 

 

 

 

 

 

Р и с. 7.23. К расчету реакции

систе­

 

 

 

 

 

 

мы на помеху

 

 

 

 

 

Пусть

дана

система рис. 7.23,я. Требуется определить

ре­

акцию этой системы на сигнал f(t). р—г-структурная

 

схема

данной

системы рис. 7.23,6 может быть

преобразована

к

ви­

ду рис. 7.23,0. Последнюю схему можно

изобразить

в

виде

рис. 7.23,г.

 

 

 

 

 

 

 

Из окончательной структурной схемы получаем

 

 

 

 

 

 

1

Ч

 

 

 

 

 

 

 

У(г) = 1 + W (г)

 

РT z - 1

 

 

где W (г)

для

данного примера

равняется

W(z)

 

 

l - z

- 1

'

 

 

 

 

 

 

 

370


Найдем реакцию jyft)

системы на f(t) —

1(f). В таком слу­

чае

 

 

\>.Tz-

 

 

 

ч

f ( p ) —

Ар

 

 

 

(1 — г-1 )2

 

 

и

р J

р2J

 

 

 

|j.Tz -1

 

\iTz~

 

 

1

- Z-

 

 

 

Г ( * ) =

 

 

(1

) ( і _ г - 1) ’

1—(1 - у Л г - 1 ( 1 - г - 1 )2

где

«==(1 —1*7*).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляя У(г) в виде:

 

 

 

 

 

Ѵ-Т

1

+ - ^

 

1 +

1

 

Y [ z ) ~

 

-1

1 - ?

1—а г -1

1—г*

1—я г -1 1 —г

получаем

 

 

 

 

 

 

 

Y ( z ) =

І Х г - Ч - і ; г

 

 

 

 

 

/г=0

*-0

 

 

 

Л = [ 1 - ( 1 - у 7 У ] .

24*


Г Л А В А V I I I

НЕЛИНЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§8.1. ТИПОВЫЕ НЕЛИНЕЙНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Впредыдущих главах изучались динамические свойства ли­ нейных систем автоматического регулирования. Все эти систе­ мы по существу являются линеаризованными нелинейными си­ стемами. Чаще всего линеаризации подвергаются нелинейные уравнения объекта регулирования. Однако нелинейными, как правило, являются и. каналы преобразования и усиления сиг­ нала ошибки, состоящие из измерительных устройств, усили­ телей и исполнительных устройств. Для перечисленных уст­

ройств также характерны или нелинейные уравнения, связыгвающие вход и выход устройства, или нелинейные безынерцион­ ные функциональные связи между входом и выходом. Эти не­ линейные функциональные связи называют нелинейными ха­ рактеристиками, или «нелинейностями».

Рис .

8.1.

Нелинейные

характеристики в основном

рабочем

 

 

диапазоне, принимаемые за линейные:

 

а — характеристика

сельсинного

датчика;

б — статиче­

ская

характеристика вибрационно-линеаризованного

релейного

усилителя;

в — характеристика с

насыщением

(электронный

 

 

 

усилитель)

 

 

 

В тех случаях, когда нелинейные характеристики хотя бы в основном рабочем диапазоне несильно отличаются от линейных (рис. 8.1), их принимают за линейные.

Однако существуют такие нелинейные характеристики, где существенно проявляются нелинейные зависимости между вхо-

с72


дом и выходом (рис. 8.2 и 8.3). В этих случаях мы сталкива­ емся с нелинейными системами автоматического регулирования, процессы в которых описываются нелинейными дифференци­ альным]! уравнениями. Нелинейные характеристики бывают однозначные и неоднозначные. Примеры однозначных нелиней­ ных характеристик приведены на рис. 8.2, где показаны идеа­

лизированные

релейные характеристики

а)

и б), а также про­

порциональная

характеристика с

зоной

нечувствительности

(рис. 8.2,в). Характеристикой типа

а)

изображается обычно

сухое трение в механических цепях. Характеристику типа в) имеет, например, золотник гидроусилителя.

V ■ - №

V

г

ХШ

/

 

 

а Z [ b

 

/

0 Ч,

1

Л5х

 

/■ аЬ л6х

о)

 

5)

 

5)

Рис. 3.2. Нелинейные однозначные характеристики:

а— идеальная релейная характеристика (сухое трение); б — релейная характеристика с зоной нечувствительности; в — про­

порциональная характеристика с зоной нечувствительности

Неоднозначные нелинейные характеристики изображены на рис. 8.3, где приведены характеристики трехпозиционного а) и двухіпозиционноіго б) поляризованных реле. Люфт в механи­ ческих элементах представляется обычно в виде характеристи­ ки типа в). На рис. 8.3,а, б и в для обозначения зоны неодно­ значности и зоны нечувствительности введены показатели а и

Р и с. 8.3. Нелинейные неоднозначные характеристики:

а— характеристика трехпозиционного реле; б —• характеристи­ ка двухпозиционного реле; в — характеристика типа «Люфт»

па. Нелинейные характеристики, изображенные на рис. 8.2,а, б и на рис. 8.3,а, б, называются релейными характеристиками. Напомним, что нелинейные системы автоматического регули­ рования с релейными характеристиками носят название D e- лейных систем.

373


Наиболее характерным свойством нелинейных систем, и в том числе релейных, является их склонность к автоколебани­ ям (периодическим режимам), возникающим при определенных условиях. Автоколебания — это вид движений, невозможный в линейных системах.

Однако не следует думать, что присутствие нелинейных эле­ ментов всегда нежелательно, что эти элементы всегда ухуд­ шают свойства линейных систем. Существует большое количест­ во динамических систем, практическая ценность которых состо­ ит в том, что в них рационально использованы свойства нели­ нейных элементов. Довольно часто динамические свойства не­ линейных систем оказываются лучше, чем динамические свой­ ства линейных систем.

В качестве примера нелинейной системы рассмотрим релей­ ную следящую систему, функциональная схема которой приве­ дена на рис. 8.4. Входная ось т следящей системы связана с движком а потенциометрического датчика, выходная ось а си­ стемы соединена с движком б. Измерителем рассогласования является мостовой датчик, к диагонали которого подключена обмотка I поляризоівэнного реле. Поляризованное реле управ­ ляет контакторами k\ и k2, осуществляющими пуск, торможение и реверс исполнительного двигателя (электрического сервомо­ тора постоянного тока независимого возбуждения). С осью двигателя связан тахогенератор, сигнал с которого алгебраиче­ ски суммируется с сигналом рассогласования на обмотке II по­ ляризованного реле.

Если положение движков согласовано, мост сбалансирован, поляризованное реле обесточено и система находится в покое. Если сместить ползунок а, то появится рассогласование в си­ стеме, в реле появится ток, оно включится, двигатель придет во вращение и будет перемещать ползунок б в направлении смещения ползунка а. Когда положение движков согласуется, двигатель отключится и система вновь придет в состояние по­ коя. Если непрерывно перемещать ползунок а, то в результате

374

работы двигателя будет осуществляться слежение ползунка б за перемещением ползунка а.

Сигнал с тахогенсратора вводится в систему для улучшения ее динамических свойств.

Для составления структурной схемы системы запишем урав­ нения элементов.

Уравнение сервомотора

 

 

X ^ 2а

“ЬI

= кияі

 

(8.1)

 

 

dP

 

dt

 

 

 

где Т wk

— электромеханическая постоянная

и коэффициент

 

усиления сервомотора;

 

 

 

и„ — напряжение на щетках;

 

 

 

а — угол поворота выходной оси системы.

 

Релейный усилитель, состоящий из поляризованного реле и

контакторов, можно представить в

^

 

 

виде последовательного соединения

и,я

безынерционного

нелинейного

зве-

на F (z)

и звена

с постоянным

за­

рис р5

Структурная

схе.

паздыванием е~'°Р

(рис. 8.5)

в

ко-

тором общее запаздывание t3 рав-

ма релейного усилителя

но сумме времени

срабатывания

tzp2 реле:

поляризованного /ср1

и нейтрального

= ^cpl + ^срЗ'

Уравнением релейного усилителя в общем случае является за­ паздывающая на t3 нелинейная функция входного сигнала

U' = U F [ z U - t a)],

(8.2)

где z = иЁ+ ит — результирующие ампер-витки поляризован­ ного реле, пропорциональные напряжениям на соответствующих обмотках;

и£ — напряжение на обмотке I (сигнал рассогла­ сования) ;

іі-г— напряжение на обмотке II (сигнал тахогенератора);

F(z) — нелинейная функция, задаваемая графиче­ ски в одной из форм, указанных на рис. 8.2, 8,3, когда В принято равным U;

U — постоянное напряжение сети, подводимое к якорю сервомотора.

В дальнейшем, при учете временного запаздывания релей­ ного усилителя, вместо уравнения (8.2) будем пользоваться за­ писью

ия= UFt3 (z).

(8.3)

375