Итак, система с фиксатором является астатической г-того порядка, если непрерывная часть системы имеет в прямом ка нале г интегрирующих звеньев. Как видим, условия астатизма те же, что и для непрерывных систем.
§ 7.11. РЕАКЦИЯ ДИСКРЕТНОЙ ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЫ НА СИГНАЛ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ НА НЕПРЕРЫВНУЮ ЧАСТЬ
Рассмотрим реакцию дискретной замкнутой системы на сиг нал, воздействующий на непрерывную часть системы. Мы не будем здесь излагать этот простой вопрос в общем виде, а ог раничимся разбором конкретного примера, из которого будет ясна методика решения подобных задач и для других систем.
Ь)
MftP)
|
|
г ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р и с. 7.23. К расчету реакции |
систе |
|
|
|
|
|
|
мы на помеху |
|
|
|
|
|
Пусть |
дана |
система рис. 7.23,я. Требуется определить |
ре |
акцию этой системы на сигнал f(t). р—г-структурная |
|
схема |
данной |
системы рис. 7.23,6 может быть |
преобразована |
к |
ви |
ду рис. 7.23,0. Последнюю схему можно |
изобразить |
в |
виде |
рис. 7.23,г. |
|
|
|
|
|
|
|
Из окончательной структурной схемы получаем |
|
|
|
|
|
|
1 |
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
У(г) = 1 + W (г) |
|
РT z - 1 |
|
|
где W (г) |
для |
данного примера |
равняется |
W(z) |
|
|
l - z |
- 1 |
' |
|
|
|
|
|
|
|
Найдем реакцию jyft) |
системы на f(t) — |
1(f). В таком слу |
чае |
|
|
\>.Tz- |
|
|
|
ч |
f ( p ) — |
Ар |
|
|
|
(1 — г-1 )2 |
|
|
и |
р J |
р2J |
|
|
|
|j.Tz -1 |
|
\iTz~ |
|
|
1 |
- Z- |
|
|
|
Г ( * ) = |
|
|
(1 — |
) ( і _ г - 1) ’ |
1—(1 - у Л г - 1 ( 1 - г - 1 )2 |
где |
«==(1 —1*7*). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представляя У(г) в виде: |
|
|
|
|
|
Ѵ-Т |
1 |
+ - ^ |
|
1 + |
1 |
|
Y [ z ) ~ |
|
-1 |
1 - ? |
1—а г -1 |
1—г* |
1—я г -1 1 —г |
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
Y ( z ) = |
І Х г - Ч - і ; г |
|
|
|
|
|
/г=0 |
*-0 |
|
|
|
Л = [ 1 - ( 1 - у 7 У ] .
Г Л А В А V I I I
НЕЛИНЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§8.1. ТИПОВЫЕ НЕЛИНЕЙНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Впредыдущих главах изучались динамические свойства ли нейных систем автоматического регулирования. Все эти систе мы по существу являются линеаризованными нелинейными си стемами. Чаще всего линеаризации подвергаются нелинейные уравнения объекта регулирования. Однако нелинейными, как правило, являются и. каналы преобразования и усиления сиг нала ошибки, состоящие из измерительных устройств, усили телей и исполнительных устройств. Для перечисленных уст
ройств также характерны или нелинейные уравнения, связыгвающие вход и выход устройства, или нелинейные безынерцион ные функциональные связи между входом и выходом. Эти не линейные функциональные связи называют нелинейными ха рактеристиками, или «нелинейностями».
Рис . |
8.1. |
Нелинейные |
характеристики в основном |
рабочем |
|
|
диапазоне, принимаемые за линейные: |
|
а — характеристика |
сельсинного |
датчика; |
б — статиче |
ская |
характеристика вибрационно-линеаризованного |
релейного |
усилителя; |
в — характеристика с |
насыщением |
(электронный |
|
|
|
усилитель) |
|
|
|
В тех случаях, когда нелинейные характеристики хотя бы в основном рабочем диапазоне несильно отличаются от линейных (рис. 8.1), их принимают за линейные.
Однако существуют такие нелинейные характеристики, где существенно проявляются нелинейные зависимости между вхо-
дом и выходом (рис. 8.2 и 8.3). В этих случаях мы сталкива емся с нелинейными системами автоматического регулирования, процессы в которых описываются нелинейными дифференци альным]! уравнениями. Нелинейные характеристики бывают однозначные и неоднозначные. Примеры однозначных нелиней ных характеристик приведены на рис. 8.2, где показаны идеа
лизированные |
релейные характеристики |
а) |
и б), а также про |
порциональная |
характеристика с |
зоной |
нечувствительности |
(рис. 8.2,в). Характеристикой типа |
а) |
изображается обычно |
сухое трение в механических цепях. Характеристику типа в) имеет, например, золотник гидроусилителя.
V ■ - № |
V |
г |
ХШ |
/ |
|
|
а Z [ b |
|
/ |
0 Ч, |
1 |
Л5х |
|
/■ аЬ л6х |
о) |
|
5) |
|
5) |
Рис. 3.2. Нелинейные однозначные характеристики:
а— идеальная релейная характеристика (сухое трение); б — релейная характеристика с зоной нечувствительности; в — про
порциональная характеристика с зоной нечувствительности
Неоднозначные нелинейные характеристики изображены на рис. 8.3, где приведены характеристики трехпозиционного а) и двухіпозиционноіго б) поляризованных реле. Люфт в механи ческих элементах представляется обычно в виде характеристи ки типа в). На рис. 8.3,а, б и в для обозначения зоны неодно значности и зоны нечувствительности введены показатели а и
Р и с. 8.3. Нелинейные неоднозначные характеристики:
а— характеристика трехпозиционного реле; б —• характеристи ка двухпозиционного реле; в — характеристика типа «Люфт»
па. Нелинейные характеристики, изображенные на рис. 8.2,а, б и на рис. 8.3,а, б, называются релейными характеристиками. Напомним, что нелинейные системы автоматического регули рования с релейными характеристиками носят название D e- лейных систем.
Наиболее характерным свойством нелинейных систем, и в том числе релейных, является их склонность к автоколебани ям (периодическим режимам), возникающим при определенных условиях. Автоколебания — это вид движений, невозможный в линейных системах.
Однако не следует думать, что присутствие нелинейных эле ментов всегда нежелательно, что эти элементы всегда ухуд шают свойства линейных систем. Существует большое количест во динамических систем, практическая ценность которых состо ит в том, что в них рационально использованы свойства нели нейных элементов. Довольно часто динамические свойства не линейных систем оказываются лучше, чем динамические свой ства линейных систем.
В качестве примера нелинейной системы рассмотрим релей ную следящую систему, функциональная схема которой приве дена на рис. 8.4. Входная ось т следящей системы связана с движком а потенциометрического датчика, выходная ось а си стемы соединена с движком б. Измерителем рассогласования является мостовой датчик, к диагонали которого подключена обмотка I поляризоівэнного реле. Поляризованное реле управ ляет контакторами k\ и k2, осуществляющими пуск, торможение и реверс исполнительного двигателя (электрического сервомо тора постоянного тока независимого возбуждения). С осью двигателя связан тахогенератор, сигнал с которого алгебраиче ски суммируется с сигналом рассогласования на обмотке II по ляризованного реле.
Если положение движков согласовано, мост сбалансирован, поляризованное реле обесточено и система находится в покое. Если сместить ползунок а, то появится рассогласование в си стеме, в реле появится ток, оно включится, двигатель придет во вращение и будет перемещать ползунок б в направлении смещения ползунка а. Когда положение движков согласуется, двигатель отключится и система вновь придет в состояние по коя. Если непрерывно перемещать ползунок а, то в результате
работы двигателя будет осуществляться слежение ползунка б за перемещением ползунка а.
Сигнал с тахогенсратора вводится в систему для улучшения ее динамических свойств.
Для составления структурной схемы системы запишем урав нения элементов.
Уравнение сервомотора
|
|
X ^ 2а |
“ЬI |
— |
= кияі |
|
(8.1) |
|
|
dP |
|
dt |
|
|
|
где Т wk |
— электромеханическая постоянная |
и коэффициент |
|
усиления сервомотора; |
|
|
|
и„ — напряжение на щетках; |
|
|
|
а — угол поворота выходной оси системы. |
|
Релейный усилитель, состоящий из поляризованного реле и |
контакторов, можно представить в |
^ |
|
|
виде последовательного соединения |
%Р |
и,я |
безынерционного |
нелинейного |
зве- |
— |
на F (z) |
и звена |
с постоянным |
за |
рис р5 |
Структурная |
схе. |
паздыванием е~'°Р |
(рис. 8.5) |
в |
ко- |
тором общее запаздывание t3 рав- |
ма релейного усилителя |
но сумме времени |
срабатывания |
tzp2 реле: |
поляризованного /ср1 |
и нейтрального |
= ^cpl + ^срЗ'
Уравнением релейного усилителя в общем случае является за паздывающая на t3 нелинейная функция входного сигнала
U' = U F [ z U - t a)], |
(8.2) |
где z = иЁ+ ит — результирующие ампер-витки поляризован ного реле, пропорциональные напряжениям на соответствующих обмотках;
и£ — напряжение на обмотке I (сигнал рассогла сования) ;
іі-г— напряжение на обмотке II (сигнал тахогенератора);
F(z) — нелинейная функция, задаваемая графиче ски в одной из форм, указанных на рис. 8.2, 8,3, когда В принято равным U;
U — постоянное напряжение сети, подводимое к якорю сервомотора.
В дальнейшем, при учете временного запаздывания релей ного усилителя, вместо уравнения (8.2) будем пользоваться за писью