Файл: Основы авиационной автоматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обозначим F(x) =

— у,

считая, что у =

1

при X <

а, у =

= — 1 при А ')>а

И У.

= 0 при —

О

X < о.

Уравнение

(8.24) представим в виде двух уравнений:

dy

(8.26)

öx

(8.27)

Деля первое уравнение на второе, найдем дифференциальное уравнение фазовых траекторий:

dy _ ■/.

(8.28)

dx у

Интегрируя (8.28), получим уравнение фазовых траекторий

У2Уо2= 2х { к х0).

(8.29)

При у ф 0 — это уравнение парабол, а при у =

0 — уравне­

ние прямых.

 

Рис. 8.15. Семейства фазовых

траекторий:

а — о фО; б— з = 0

 

На рис. 8.15,а и б построены семейства фазовых траекторий

при о Ф 0 и а = 0. Фазовые траектории

при любых началь­

ных условиях х0 и уо оказываются замкнутыми, так как пара­

болы симметричны относительно оси х, а фазовые

траектории

в зоне нечувствительности — прямые, параллельные

оси абсцисс.

Интегрирование уравнений (8.26) и (8.27) дает

законы изме­

нения отклонения и скорости в

предел ах‘каждого

участка:

У =

+ у 0;

 

(8.30)

х==~2

“Ь -^о-

 

(8.31)

25*

387


При *■Ф 0 скорость изменяется по линейному закону, откло­ нение— по параболическому. При х = О скорость постоянная, отклонение изменяется по линейному закону. Графики времен­ ных зависимостей ij(f) и x(f)

приведены на рис. 8.16и б. Данной системе свойственно бесконечное множество перио­ дических колебаний, соответ­ ствующих бесконечному мно­ жеству начальных условий. Период колебаний определяет­ ся начальными условиями. Си­ стема с такими динамическими свойствами к эксплуатации не­ пригодна как неустойчивая.

 

 

 

 

3.

Процессы в релейных

Р ы с.

S.16.

Законы изм енения

ско­

системах при

наличии

запаздывания

рости

y{t)

и

отклонения

x(t):

 

а — а = 0 ;

б — 5 = у ( )

В

практике

всегда имеется

 

 

 

 

 

 

 

 

'запаздывание

при

прохожде­

нии сигнала через релейный усилитель. Изучим влияние запаз­ дывания в срабатывании реле и переключении регулирующего органа в системе стабилизации углового положения летательного аппарата. Для отдельных участков уравнения фазовых траек­ торий для данного случая и законы изменения координат х и у

во времени будут прежними [см.

(8.29), (8.30) и (8.31)].

Влияние запаздывания будет сказываться в том, что изме­

нение X

с — 1 на 0 и с 0 иа 1

будет происходить не на пря­

мых X =

± з

(например, точка

1), а правее, например, в не­

которой

точке 2

(рис. 8.17), так

как благодаря запаздыванию

в отключениях и включениях соплового аппарата скачкообраз­ ное изменение вращающего момента будет происходить после того, как ]х | достигает значения а.

Зная величину запаздывания, всегда можно определить точ­

ки переключения.

Для небольших

Дт (Дт < 1)

(см.

рис. 8.17,а)

уравнения л и н и й

переключения (точнее, отключения

и включе­

ния)

могут быть приближенно взяты в виде прямых:

 

 

 

 

у — і з-Г — л-,

 

 

(8.32)

 

 

 

Д-с

 

 

 

где

Д т характеризует наклон линии переключения.

 

 

Фазовые траектории, построенные с учетом

запаздывания

для каких-либо конкретных начальных условий

(см.

рис.

8.17,а

и б), будут всегда удаляться от

начала координат.

Это

озна­

£88



чает, что система с запаздыванием без корректирующих уст­ ройств всегда неустойчива.

Рассмотрим далее процессы в релейной следящей системе с запаздыванием. Аналогично предыдущему уравнения фазо­ вых траекторий будут (8.20) и (8.21).

 

Р и с . 8.17. Ф азовы е

траектории при

наличии за п а зд ы ­

 

 

 

вания в отклю чениях и

включениях

соплового аппа­

 

 

 

 

рата:

 

 

 

 

 

 

 

 

Я —3=54(1;

о —а = 0

 

 

 

 

 

 

Однако вследствие запаздывания изменение

ч

с — 1

на

+ ' 1 происходит не на оси ординат, а на линии

у =

—5—х.* Фа-

 

 

 

 

 

 

 

Дт

 

 

 

зовая траектория, построенная с учетом

запаздывания

(рис.

8.18), не стремится к началу координат,

как

при Д т= 0,

а схо­

дится к некоторому циклу.

Это означает,

 

 

 

 

 

что в системе установятся

периодические

 

 

 

 

 

движения или автоколебания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение на рис. 8.18 производилось

 

 

 

 

 

при начальном отклонении, большем амп­

 

 

 

 

 

литуды

установившихся

автоколебаний.

 

 

 

 

 

Если взять начальное отклонение, меньшее

 

 

 

 

 

амплитуды автоколебаний

(меньше х т),

то

 

 

 

 

 

спираль фазовой траектории начнет разво­

 

 

 

 

 

рачиваться и вновь установится тот же са­

 

 

 

 

 

мый цикл. При любых начальных условиях

 

 

 

 

 

фазовая траектория будет сходиться к од­

 

 

 

 

 

ному и тому же циклу, который в связи с

 

 

 

 

 

этим называется предельным циклом.

 

 

 

 

 

 

В первом случае запаздывание

привело

Р и с .

8.18.

Ф азовая

траектория

релейной

к расходящимся колебаниям, а

в

данном

следящ ей

системы

с

случае — к установившимся

колебаниям

зап азды вани ем

 

* Э то

уравнение линии переключений

так ж е

является

приближ енны м ,

справедливы м для А т < 1.

389


определенной частоты и амплитуды. Причиной различно­ го поведения обеих систем при запаздывании и без запаздыва­ ния является их различная физическая природа. Если обратить­ ся к уравнению свободных движений следящей системы, то мы

обнаруживаем член х, указывающий на то, что в системе в про­ цессе движения происходит потеря энергии. Начальная энер­ гия системы без-запаздывания в процессе колебаний непрерыв­ но убывает, поэтому координаты х и у стремятся к нулю. При

наличии запаздывания

в переключении увеличиваются участ­

ки фазовых траекторий

разгона двигателя и уменьшаются

участки торможения. Следовательно, за время запаздывания энергия системы пополняется от источника энергии. Образова­ ние замкнутого цикла означает, что количество энергии, рассе­ иваемой за один период колебаний, равно энергии, поступаю­ щей за тот же период от источника энергии.

В уравнении релейной системы стабилизации космического

летательного

аппарата

мы не обнаруживаем член с

.ѵ, поэто­

му начальная

энергия

(определяемая начальными

условия­

ми) во время движения остается неизменной,* и в системе без запаздывания устанавливаются колебания, определяемые на­ чальными условиями. При запаздывании в сопловом аппарате энергия за каждый период колебаний будет только пополнять­ ся, поэтому и будет происходить колебательно-нарастающий процесс изменения координат .ѵ и у.

а - - зависим ости

м ы :

 

у (- )

 

 

.ѵ (т) и

при

наличии

зап азды вани я

А т .

Ѳ —

 

период авток ол еба ­

ний ; у„гI

хт

ам плитуда

автоколебаний по

скорости

и отклонению ;

б

график

пере­

 

ключения

реле.

Зак он

т- (т)

 

Можно перейти от картины на фазовой плоскости к графи­ кам процессов во времени. Процессы, соответствующие фазовой картине (см. рис. 8.18), приведены на рис. 8.19. На этих графи­

* Э нергия «законсервирована», отсю да название «консервативная систе­

м а»,

390