Файл: Основы авиационной автоматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ках приведены

зависимости х (т),

у (т),

х (т) и указаны

ос­

новные параметры автоколебаний: период

автоколебаний

Ѳ,

максимальное

значение отклонения

х,„ и

максимальное зна­

чение скорости уш. На графике отмечено также постоянное за­

паздывание

Д т .

 

 

 

 

 

 

 

Предельный цикл (см. рис. 8.18) образован фазовыми тра­

екториями

с уравнениями

(8.20) и (8.21). Следовательно, па­

раметры

автоколебаний

связаны

 

 

 

 

 

между собой и однозначно опреде­

 

 

 

 

 

ляются

запаздыванием А т.

Эта за­

 

 

 

 

 

висимость дается графиками, при­

 

 

 

 

 

веденными на рис. 8.20.

что при

 

 

 

 

 

Из

графиков

следует,

 

 

 

 

 

небольшом

запаздывании

частота

 

 

 

 

 

автоколебаний

= —-

оказы-

 

 

 

 

 

вается

большой, а

Ѳ

 

 

 

 

 

 

амплитуда ма­

 

 

 

 

 

лой. В

большинстве случаев такие

Р и с.

8.20.

 

Зави си м ость ча-

колебания были бы допустимы, од­

 

2-

 

стоты

<*>„= “

 

и

ам плитуды

нако запаздывание

в релейном уст­

 

ѳ

от

зап азды в а ­

ройстве обычно вызывает автоколе­

автоколебаний

 

 

 

ния

 

бания

малой частоты и большой ам­

 

 

 

 

 

 

 

 

плитуды и система получается неработоспособной.

Важно заметить, что автоколебания вызываются не только запаздыванием, но и неоднозначными характеристиками типа двухпозициоииого реле (см. рис. 8.3,6), так как в этом случае переключения будут происходить не на оси ординат, а со сдви­ гом, пропорциональным ширине петли а характеристики.

Для обеспечения работоспособности системы необходимо принять меры к подавлению автоколебаний или к снижению их амплитуды и повышению частоты. Это можно сделать сле­ дующими методами: введением в систему элемента с зоной не­ чувствительности; воздействием на систему дополнительными колебаниями высокой частоты — вибрационной линеаризацией системы; использованием корректирующих средств — обратных связей и дифференцирующих устройств.

Не останавливаясь подробно на двух первых методах, за­ метим лишь следующее.

Увеличением зоны нечувствительности релейного элемента

можно подавить

автоколебания в

системе с уравнением

х+х+Д д,. (х )= 0,

однако это связано

со снижением точности

системы как раз на величину зоны нечувствительности. Расширением зоны нечувствительности в системе с уравне­

нием X 4- Ддт (х)=0 невозможно добиться не только подавле­ ния колебаний, но даже обеспечения устойчивости, так как в зоне нечувствительности не происходит снижения скорости

у = X. Без введения корректирующих устройств система нера­

391


ботоспособна. При вибрационной линеаризации системы мы в

определенном диапазоне

превращаем релейную характеристи­

ку в линейную. В этом

диапазоне линеаризованная система

приближенно может рассматриваться как линейная.

Выше, в § 3 главы II, были подробно рассмотрены способы вибрационной линеаризации релейных усилителей.

§ 8.3. ВЛИЯНИЕ КОРРЕКТИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ НА ПРОЦЕССЫ В РЕЛЕЙНЫХ СИСТЕМАХ

Проведенный анализ релейных систем показал их полную непригодность к эксплуатации без корректирующих устройств. Система стабилизации углового положения летательного аппа­ рата с релей.ным управлением неустойчива, а релейно-контакт­ ная следящая система имеет неудовлетворительные переходные характеристики.

Применение корректирующих устройств коренным образом меняет свойства релейных систем. Корректирующие устройства позволяют резко понизить амплитуду автоколебаний и поднять их частоту или вовсе подавить их при малой зоне нечувстви­ тельности релейной характеристики. Кроме того, корректирую­ щие устройства позволяют придать приемлемый характер пе­ реходному процессу в системе.

На конкретных примерах рассмотренных выше систем про­ анализируем влияние корректирующих устройств на их дина­ мические свойства.

1. Влияние корректирующих устройств

на автоколебания и устойчивость

*

Рассмотрим следящую систему с тахогенератором (см. рис. 8.4), структурная схема которой приведена иа рис. 8.6. Корректирующим устройством здесь является скоростная об­ ратная связь, осуществляемая с помощью тахогенератора. По­ следний механически связан с сервомотором и выдает сигнал, пропорциональный скорости вращения сервомотора. Этот сиг­ нал поступает на поляризованное реле и вычитается из сигна­ ла рассогласования (см. рис. 8.4). В результате этого переклю­ чение реле будет происходить раньше, чем рассогласование станет равным нулю, и, следовательно, торможение двигателя начнется прежде, чем система достигнет нулевого положения.

Вследствие этого система придет к согласованному положению с меньшим запасом кинетической энергии и колебательность будет уменьшена. Подбором величины сигнала от тахогенера­ тора можно существенно уменьшить амплитуду колебаний в системе.

392


Рассмотрим процессы в системе із = 0. По-прежнему пола­ гаем 7 = 0. Уравнение в относительной форме примет вид:

Функция sign (л:+ Сх)

по модулю .равняется

1 и меняет знак

при прохождении суммы х-\-Сх

через

нуль.

В

связи с этим

можно обозначить sign + Слг) =

изменив

соответствен­

но условия перемены

знака •/-. При указанном

обозначении

уравнение (8.33) оказывается идентичным уравнениям (8.18). Следовательно, выражения (8.20) и (8.21) будут справедли­

выми

и для*

рассматриваемой системы.

 

При этом

следует

учесть,

что если раньше изменение знака

происходило

при

прохождении отклонения х через нуль, то теперь знак

у

изме­

нится при прохождении через нуль суммы

х

+ Сх.

=

0, то

Если ранее переключение происходило на прямой х

теперь

■— на

прямой д:+ Су =

0 или у — ----- — х. Теперь ли-

ния переключения повернута на угол arctg

1

-

часовой

против

стрелки. Фазовая траектория

свободного

Ч

 

системы

движения

приведена на рис. 8.21,а. В данном случае процесс носит коле­ бательно-затухающий характер, но затухание более интенсив­ ное, чем в системе без тахогенератора.

Р и с .

8.21. Ф азовая траектория систем ы при наличии

а

скоростной

обратн ой связи:

релейная систем а;

б — систем а стабилизации уг­

 

л ового пол ож ени я К Л А

Рассмотрим систему стабилизации углового положения кос­ мического летательного аппарата, где в качестве корректирую­ щего устройства используется скоростная обратная связь (см. рис. 8.7). Запишем уравнение системы в безразмерной форме при t3= 0 и 93 = 0.

393


Если пренебречь зоной нечувствительности релейной харак­ теристики, положив а = 0 (8.25), то нелинейная функция пре­

вращается в sign(x-j-Сл'). Уравнение (8.12) примет вид:

5 ? + slgn(J!+ ' f - ) - ° -

(М4>

Обозначив sign (,v-f-Cx) = — х и учтя, что при

л :+ С л :< 0 х = 1 ,

а при л '+ С х > 0 х= — 1, получим известные уже уравнения (8.26), (8.27) и (8.29). Благодаря использованию скоростного

гироскопа

изменились моменты переключения релейных уст­

ройств, и,

следовательно, моменты изменения знака х. Линия

переключения поворачивается против часовой стрелки по отно­ шению к осп у. Фазовые траектории, как и в случае релейно­ контактной следящей системы (см. рис. 8.21), будут сходиться к началу координат, однако их уравнениями будут параболы. Следовательно, скоростной гироскоп обеспечивает устойчивость системы при идеальной релейной характеристике без запазды­ вания.

При наличии зоны нечувствительности переключения будут происходить на прямых, повернутых против часовой стрелки на

угол arctg — относительно вертикальной осп. Фазовая траек­

тория также будет представлять собой спираль, сходящуюся к отрезку 2о на оси х в начале координат (см. рис. 8.21,6). Од­ нако зона нечувствительности в обеспечении устойчивости ни­ какой роли не играет, так как в зоне нечувствительности не происходит уменьшения наклона фазовых траекторий и, следо­ вательно, не происходит снижения кинетической энергии систе­ мы.

Учтем временное запаздывание в релейных системах. Если

t3 Ф 0, то уравнения

рассматриваемых систем

соответственно

будут (8.7)

и (8.12), но для простоты считаем, что

 

 

 

 

M

i +

'- £ ) = slgn“ (-t + c ll7 )-

 

Теперь

переключение

реле

будет происходить

не на

прямой

л +Qy =

0,

а с

некоторым

запаздыванием относительно

данно­

го момента времени. Следовательно, из-за временного запазды­

вания линия переключения повернется вправо (рис.

8.22).

Введя обозначение signiT + £ х) = -

вновь

придем к

уравнениям (8.20), (8.21) и (8.29) соответственно,

которыми

можно пользоваться при построении фазовых траекторий для соответствующих значений •/.. Фазовая картина процессов в си­ стемах при сравнительно небольших С приведена на рис. 8.22.

394


Р и с. 8.22. Фазовая тра­ ектория релейной следя­ щей системы с тахогенератором при наличии за­ паздывания

Как видно, фазовые траектории сходятся к предельному цик­ лу. В следящей системе будут автоколебания, но их амплитуда х т меньше, а частота больше, чем в си­ стеме без скоростной обратной связи (см.

рис. 8.18). Система стабилизации косми­ ческого летательного аппарата получа­ ется устойчивой, хотя мы также прихо­ дим к автоколебаниям.

В

следящей системе

при небольшой

зоне

нечувствительности

и при

СФ О

автоколебания легко подавляются. При этом для подавления автоколебаний нужна значительно меньшая зона нечув­ ствительности, чем при С=0.

В системе стабилизации углового по­ ложения космического летательного ап­ парата за счет увеличения зоны нечув­ ствительности нельзя подавить автоколе­ бания, так как в зоне нечувствительно­ сти не происходит снижения скорости у.

2. Влияние корректирующих устройств на переходные процессы. Скользящие режимы.

Оптимальные переходные режимы

Переходной функцией нелинейной системы (как

и линей­

ной) является ее реакция на ступенчатый сигнал x(t) =

а -

В отличие от линейной системы характер переходной функции нелинейной системы существенно зависит от величины а сту­ пенчатого сигнала. Для получения переходной функции воз­ действие ступенчатого сигнала можно заменить соответствую­ щими начальными условиями. Так, для рассмотренных систем переходная функция может быть найдена при начальных усло­ виях х0 — — а; уо — 0.

Рассмотренные выше системы без корректирующих уст­ ройств имеют неудовлетворительные переходные характеристи­ ки.

Переходная функция релейной следящей системы носит мед­ ленно затухающий колебательный характер, а в системе ста­ билизации космического летательного аппарата возникают не­ затухающие колебания. Введение корректирующих устройств оказывает решающее влияние на переходные процессы в си­ стемах. За счет сигнала от скоростного гироскопа в системе ста­ билизации летательного аппарата мы добиваемся обеспечения устойчивости и затухающего переходного процесса.

За счет увеличения порции сигнала от тахогенератора в ре­ лейной следящей системе мы уменьшаем колебательность пе­

3 9 5