реходного процесса. Однако при малых С переходные про цессы в системах остаются колебательными (см. рнс. 8.13).
При больших значениях С в переходном процессе наблю дается так называемый скользящий режим.
На рис. 8.23,а построена фазовая траектория процесса отра
ботки угла отклонения в следящей |
системе при |
( = 1,2 и за |
паздывании Д т= 0,15, |
а на |
рис. |
8.23,6 построены графики пе |
реходных функций V= |
у (т) |
и |
X = л; (т) для |
этого случая. |
Процесс отработки заданного угла рассогласования в следящей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
системе |
при |
большом |
С |
|
|
|
|
|
|
|
протекает следующим обра |
|
|
|
|
|
|
|
зом. |
После |
включения |
си |
|
|
|
|
|
|
|
стемы при |
имеющемся |
от |
|
|
|
|
|
|
|
клонении |
А'о = П| |
двигатель |
|
|
|
|
|
|
|
входит в режим пуска, про |
|
|
|
|
|
|
|
исходит переключение (точ |
|
|
|
|
|
|
|
ка «о, рис. 8.23,а) |
и двига |
|
|
|
|
|
|
|
тель |
переходит |
в |
режим |
|
|
|
|
|
|
|
торможения. В режиме тор |
|
|
|
|
|
|
|
можения |
(отрезок |
фазовой |
|
|
|
|
|
|
|
траектории |
ага3) |
скорость |
|
|
|
|
|
|
|
снижается, |
но |
прежде |
|
чем |
|
|
|
|
|
|
|
скорость успевает упасть |
до |
|
|
|
|
|
|
|
нуля, происходит переклю |
|
|
|
|
|
|
|
чение реле и двигатель вновь |
|
|
|
|
|
|
|
переходит в |
режим |
пуска |
|
|
|
|
|
|
|
(точка fl3) и т. д. Происхо |
|
|
|
|
|
|
|
дит |
|
колебательный |
толчко |
|
|
|
|
|
|
|
образный режим, при кото |
|
|
|
|
|
|
|
ром изменяются только ве |
|
|
|
|
|
|
|
личины отклонений и скоро |
|
|
|
|
|
|
|
сти, |
без изменения |
их знака. |
|
|
|
|
|
|
|
Изображающая |
|
точка |
опи |
|
|
|
|
|
|
|
сывает петлеобразную |
тра |
|
|
|
|
|
|
|
екторию, |
которая |
заканчи |
|
|
|
|
|
|
|
вается предельным |
циклом. |
|
|
|
|
|
|
|
Процесс |
отработки |
угла |
Р и с. |
8.23. |
Скользящий режим |
в релей |
рассогласования |
носит толч |
|
ной |
следящей |
системе |
при |
кообразный |
характер — дви |
|
|
I = 1,2; |
Дт=0,15: |
|
|
гатель попеременно |
то |
раз |
■а — фазовая траектория; б — графики |
переходных функций х(т) |
и у(т) |
гоняется, |
то |
тормозится, |
не |
|
|
|
|
|
|
|
переходя за положение рав |
новесия. Такой характер движения |
|
определяется |
|
боль |
шой |
порцией |
|
напряжения от |
тахогенератора. |
|
Напряже |
ние |
от |
тахогенератора |
|
пропорционально |
скорости. |
Поэто |
му как только |
двигатель |
набирает даже |
небольшую |
ско |
рость, возникает достаточно большая |
|
намагничивающая |
сила |
от обмотки II, |
которая |
преодолевает |
намагничивающую |
силу |
обмотки I, реле .переключается, и двигатель переходит в режим торможения. При торможении скорость спадает, намагничиваю щая сила обмотки I опять становится больше намагничиваю щей силы обмотки II, происходит переключение ,в режим пус ка и т. д.
Скользящий режим в системе стабилизации углового по ложения космического летательного аппарата показан на рис. 8.24, где построены фазовые траектории движения системы при
= 1,2, Дт = 0,15 и а = 0.
Рис. 8.24. Скользящий режим в системе стабилизации углового положения косми
ческого летательного аппарата
=0,2; Дт = 0,15; о=0
Как видно, фазовые траектории имеют сходство с фазовы ми траекториями следящей системы, однако отрезки а,\а.2, яоЯз,
a.ta5, ... |
построены по уравнениям парабол |
(8.29). |
Если |
в рассмотренных выше случаях |
устремить Дт -> 0, то |
мы приходим к так называемому идеальному скольЖщему ре
жиму, когда изображающая точка вдоль |
линии переключения |
х + І у —О скользит к началу |
координат, |
совершая |
колебания |
бесконечно малой амплитуды |
и бесконечно большой |
частоты. |
Поскольку на этой линии выполняется условие Cx-f-x — 0, то отклонение и скорость при идеальном скользящем режиме бу-
|
|
_ j_ |
дут убывать |
по |
экспоненциальному закону л' = х0е |
’ и у = |
— у 0е 5 1 |
где |
х0 и уо — координаты изображающей |
точки в |
начале скользящего режима.
При реальном скользящем режиме экспоненциальные законы описывают средние значения отклонения х и скорости у в пе реходном процессе. Переходный процесс со скользящим режи мом по характеру близок к апериодическому режиму в линей
ной системе второго порядка, когда оба корпя вещественные. При малых С, или С= 0 переходный процесс такой же коле бательный, как и в линейной системе при комплексных .кор нях. Очевидно, существует такое значение С, при котором про цесс (при каком-либо начальном л:0) будет иметь минимальное время регулирования. При таком оптимальном по быстродей ствию процессе изображающая точка после пересечения линии переключения сразу направляется к началу координат. На
•рис. 8.25,о фазовая траектория х0\ГП\ПО\ как раз отвечает ус ловиям оптимального процесса. Участок траектории х0\Ш{ со ответствует разгону двигателя при полном максимальном
Р л с. 8.25. Оптимальный по |
быстродействию про |
цесс: |
— графики оптималь |
с — фазовые траектории; б |
ных процессов во времени для систем стабилизации ^чЛЛ; в — графики оптимальных процессов во вре мени для релейной следящей системы
вращающем моменте или полном напряжении на щетках дви гателя. В точке гп\ происходит изменение знака момента (или знака напряжения) на обратный. Начинается процесс торможе ния (траектория тупо). При этом в тот момент, когда откло нение X обращается в нуль, скорость у также оказывается рав ной нулю.
Аналогично протекают процессы и в системе стабилизации углового положения космического летательного аппарата. На участке хйущ происходит нарастание скорости у при полной максимальной тяге одного из двигателей, на участке пипо — уменьшение скорости у до нуля за счет выключения первого двигателя и включения на полную тягу второго двигателя. Когда X = 0, происходит выключение и второго двигателя.
Оптимальные процессы во времени приведены на рис. 8.25,6 и в. Графики •/(т) характеризуют закон изменения вращающего момента (или напряжения) двигателя.
Из рассмотренного следует, что для получения минималь ного времени отработки начального отклонения в системе не обходимо сначала осуществить разгон х с максимально допу стимым положительным ускорением (максимальным положи тельным моментом), а затем при максимальном отрицательном по знаку ускорении (максимальном отрицательном моменте) произвести торможение этой величины.
Указанный способ обеспечения минимального времени регу лирования в системе является следствием более общего прин ципа максимума Понтрягина Л. С., из которого вытекает [1], что для получения максимального быстродействия при любом порядке линейного дифференциального уравнения объекта все гда необходимо использовать релейное управление.
Если порядок уравнения объекта равен двум, то минималь ное время регулирования получается при предельном отклоне нии регулирующего органа в одну сторону и переключении его затем в противоположном направлении также на максимально возможную величину (одно переключение реле). В более об щем случае, если порядок уравнения объекта равен п, то для получения максимального быстродействия (при отрицательных вещественных корнях характеристического уравнения) за вре мя переходного процесса регулирующий орган должен п—1 раз
|
|
|
|
|
|
|
|
менять |
знак |
отклонения. |
Последнее |
положение |
доказано |
Фельдбаумом А. А. [5]. |
что |
оптимальный процесс при С |
Из рис. 8.25,п |
видно, |
- const |
может |
быть только |
при какой-либо одной |
группе на |
чальных |
условий |
(например, |
когда все |
начальные |
положения |
изображающей точки лежат па отрезке траектории хоцщ). При начальном положении на д'озиіз и на х^пц процессы уже не будут оптимальными. В первом случае процессы будут с пере регулированием, во втором — будет скользящий режим.
Для того чтобы при любых начальных отклонениях переход ный процесс был оптимальным, линией переключения должна быть сама фазовая траектория отп\р (и соответственно оп'т\'р' — в противоположном квадранте).
Непрямая линия переключения означает нелинейный харак тер воздействия корректирующего устройства.
Уравнение системы стабилизации углового положения кос мического летательного аппарата с нелинейной корректирую щей цепью будет иметь вид:
Зс + F[x + /(х )] = 0. |
(8.35) |
Функция f нелинейного корректирующего сигнала зависит от скорости X и свойств реле. Следовательно, для получения опти
мального процесса релейная система должна снабжаться спе циальным вычислительным устройством, образующим функ цию f. Для уравнения (8.35) линией переключения ріщпо будет парабола
X + — з/2 = 0.
2
Следовательно, искомая функция |
|
f[x) = |
(jr)2signA\ |
(3.36^ |
Множитель sign.v указывает, что квадратичная функция про изводной должна быть нечетной функцией (для образования линии переключения р'т\'п'о).
Для релейной следящей системы нелинейная функция име ет еще более сложный вид. Однако фазовая траектория, на ко торой должно происходить переключение, не сильно отличается от прямой. Мирясь с некоторым отступлением процессов от оп
тимальных, линию переключения можно |
взять в виде прямой, |
и оптимальное значение порции сигнала |
от тахогенератора бу |
дет при С= 0,3 [1]. |
|
§ 8.4. МЕТОД ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИНЕАРИЗАЦИИ
Метод фазовой плоскости дает достаточно точную картину движения нелинейной системы, однако он применим лишь для систем второго порядка. Для исследования автоколебаний в системах, линейная часть которых описывается уравнениями более высоких порядков, удобно использовать метод гармониче
ской линеаризации, разработанный |
академиками Крыловым |
Н. М. и Боголюбовым Н. Н. |
Л. С., распространившим |
Метод развит далее Гольдфарбом |
его на системы автоматического регулирования для исследо вания устойчивости и автоколебаний нелинейных систем, и По повым Е. П., осуществившим его дальнейшее обобщение и раз витие (в частности для исследования качества регулирования нелинейных систем). Метод гармонической линеаризации по зволяет исследовать устойчивость систем и исследовать уста новившиеся процессы, т. е. определить амплитуду и частоту автоколебаний и получить зависимость основных параметров автоколебаний от параметров системы. Метод является прибли женным, но довольно широко применяется, так как по своему математическому аппарату является весьма простым и, кроме того, обеспечивает достаточно высокую для практики точность. Чтобы пояснить сущность метода гармонической линеаризации, представим нелинейную систему в виде двух частей: нелиней ной и линейной (рис. 8.26,а).