Файл: Основы авиационной автоматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.2,6 л амплитудно-фазовой характеристик линейной части некоторой системы W tu). Характеристики не пересекаются; это свидетельствует о том, что автоколебания в системе отсут­ ствуют (не существуют).

Р и с. 8.35. Взаимное расположение характеристик EK(jÄ) и W(ju>): а — автоколебания в системе отсутствуют; б — в системе суще­ ствуют автоколебания

На рис. 8.35,6 амплитудно-фазовая характеристика линей­ ной части системы пересекается в двух точках 1 и 2 с харак­ теристикой — Е„ (у Л). Здесь точка 1 соответствует неустойчи­ вым автоколебаниям, а точка 2 — устойчивым автоколебаниям. Это можно пояснить следующим образом. В точке 2 имеет ме­

сто равенство W (у'ш2) = — EH(jA2),

где

о>2

и Л2

частота и

амплитуда

автоколебаний.

Если

по

каким-либо

 

причинам

амплитуда

автоколебаний

возрастает

на

кА,

то вектор

Ek[j A 2 + Д А] по модулю станет меньше вектора

Е„ (jA2),

модуль вектора[^„[/(Л,-}-А /1)] W(j ш) | станет

меньше

единицы.

Это состояние системы будет устойчиво, колебания в ней будут

затухать, амплитуда А2 + кА

будет

снижаться до

амплитуды

автоколебаний А2 и отклонение А А

будет уменьшаться. Если в

результате возмущений амплитуда

автоколебаний

уменьшится

и станет равной А2 — АЛ, то

состояние системы будет неустой­

чивым \ W H[j{A2— kA)]W(jm.,) I >

1

и колебания

будут нара­

стать до А2. Следовательно, автоколебания, соответствующие точке пересечения 2, устойчивы.

Если такие же рассуждения провести относительно точки I, то окажется, что эта точка пересечения будет соответствовать неустойчивому режиму автоколебаний.

Приближенно устойчивость автоколебаний можно оценить, пользуясь следующим правилом [1]. Автоколебания устойчивы,

если в точке

пересечения

характеристика — Е„

(/Л) выходит

из области, охватываемой амплитудно-фазовой

характеристи­

кой lF(/u>).

И наоборот,

автоколебания неустойчивы, если

—EJJА)входит в область,

охватываемую характеристикой W(Jw).

4 1 0


У ч е т в р е м е н н о г о

з а п а з д ы в а н и я

р е л е й н о г о '

э л е м е н т а .

релейного элемента

приводит к

Временное запаздывание

появлению в структурной схеме запаздывающего звена с пере­ даточной функцией е- ,зр . При анализе удобнее это звено отно­

сить к линейной части системы. Тогда можно записать

^ ( > ) е - У 3“ = - E h (JA)

(8.57)

или

e-'V “.

W x ( » = - Ен UА), где W: (jo,) = W ( »

Это уравнение показывает, что каждый вектор W (ja) допол­ нительно поворачивается по часовой стрелке на угол <р3= а,і3^

Р и с. 8.36. Взаимное

расположение характеристик

Wn(jA)

и U M » :

а — для релейного элемента с зоной нечувствительно­ сти при различных запаздываниях в системе; б — для

идеального релейного элемента

Из построения графика (рис. 8.36) видно, что временное запаз­ дывание t3 снижает устойчивость системы. При увеличении h годографы W (jo,) е- -'"'1 и — Ен (j A ) сближаются. При неко­ тором значении іѣ— t Kp они будут касаться друг друга, т. е. си­ стема окажется на границе устойчивости. При і3> tKp в си­ стеме возникают автоколебания. Если ^3<УкР> то автоколеба­ ния в системе существовать не могут — она устойчива. Кри­ тическое время запаздывания определяется соотношением

 

 

 

^Кр

<?к_

 

 

 

 

 

шк

 

 

 

 

 

 

 

 

где

— частота, при которой окружность радиуса

| Ян (jA)

|тщ

 

пересекает годограф W x (jo,);

полуосью-

 

<рк — угол

между

отрицательной вещественной

 

и вектором, проведенным в точку и>к.

 

ха­

 

Если при

t3 j> tKп

будет несколько точек пересечения

рактеристик (рис. 8.36,6), то во внимание должны приниматься:

411-


только лишь такие частоты, при которых еще возможно сра­ батывание реле, так как за t3 мы принимаем время срабатыва­ ния реле. Другими словами, реле будет успевать срабатывать лишь в том случае, когда время срабатывания меньше поло­

вины периода автоколебаний: ^Ср —

или

Большие частоты во внимание могут не приниматься, так как на них реле не будет реагировать, и автоколебания с частотой

сва > — в реальной системе существовать не могут. ^3

В к л е й к а .

4 ____

ме ж. by *t12 и

4/3 стр.

П р и л о ж е н и е

і

Временные и чабтотные характеристики элементарных динамических збенэеЬ

\

/

. \

л

Г

шм


А

■‘(Г г- ••

0

 

 

Основные характеристики

элементов

 

Передаточ­ функная­ ция

 

 

 

I.

ДАТ

 

Примерные

Порог

Статическая

Интенсивность

Тип датчика

 

величины ко­

чувстви­

характери­

отказа

 

X =

а>l0_(J

 

 

эффициентов

тельности

стика

 

а

1. Потенцио­

К К=3-^-5 В/мм

0,1—0,3 мм

Линейная

3,0—15,9

метрический

 

 

 

 

 

 

2. Индуктив­ К

А=10(Н-

10_|— ІО-5 мм Линейная

0,14—0,32

ный

-^-300 В/мм

в рабочем

 

 

 

диапазоне

 

3. Сельсин-

К А=1 В/град

0,3—0,4 град Линейная

0,35—0,61

ный

 

в рабочем

 

 

 

диапазоне

 

 

 

(3-4=)

 

4. Микросин

К К=0,5н-

0,3—0,4 град Линейная

0,35—0,61

 

-s-1 В/град

в переда­

 

 

 

чах рабо­

 

 

 

чего угла

 

 

 

0,8%

 

 

 

(раб. угол

 

 

 

10°)

 

5. Емкост­

К

Линейная

 

ный

 

в рабочем

 

 

 

диапазоне

0,3—0,45

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

автоматических систем чики

 

Достоинства

 

 

Недостатки

Область

Примеча­

 

 

 

применения

ния

 

1. Стабильность

ха­

1.

Наличие

скользя­

Системы

авиацион­

 

рактеристик.

 

 

щего контакта.

ного вооружения, на­

 

2. Малый вес и габа­

2.

Низкий коэффици­

вигационные

системы,

 

риты.

конст­

ент усиления.

авиационное

обору­

 

3.

Простота

3.

Ошибка

ступенча­

дование и

радиообо­

 

рукции.

 

пи­

тости.

 

рудование.

 

 

4.

Возможность

 

 

 

 

 

 

 

тания постоянным

и

 

 

 

 

 

 

переменным током.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Отсутствие

сколь­

1.

Питание

только

То же

 

зящих контактов, на­

переменным током.

 

 

 

дежность в эксплуа­

2.

Сложность регули­

 

 

 

тации.

 

 

ровки (установки ну­

 

 

 

2.Высокий коэффи­ ля). циент усиления.

3.Большие выходные мощности.

4.Высокая разрешаю­ щая способность.

1.

Стабильность

ха­

1.

Большие

габариты

— « —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рактеристик.

 

сколь­

и вес.

 

 

 

2.

Отсутствие

2. Питание только пе­

 

 

зящего

контакта.

 

ременным током.

 

 

3.

Большая

 

выход­

3.

Большой

входной

 

 

ная мощность

 

 

момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Невысокий коэф­

 

 

 

 

 

 

 

 

фициент усиления

 

 

1.

Отсутствие

сколь-1

1,.

Питание только пе­

В авиационных ги­

зящего

контакта

у

ременным током.

роскопических

прибо­

бесконтактных

сель­

2.

Большие

габариты

рах

 

синов.

 

 

 

 

и вес.

входной

 

 

2. Надежность в экс­

3.

Большой

 

 

плуатации.

выходная

момент.

 

Авиационное

обо­

3.

Большая

4.

Невысокий коэф­

мощность.

 

 

 

фициент усиления

рудование и

радио­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оборудование

 

1.

Отсутствие

сколь­

1.

Малая

выходная

 

 

зящих

контактов.

 

мощность.

паразит­

 

 

2.

Малый

выходной

2.

Влияние

 

 

момент.

 

 

 

 

ных емкостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Значительный вес

 

 

 

 

 

 

 

 

и

габариты.

 

 

 

414

415

 


 

 

 

II. УС И Л И ТЕЛ И

 

 

 

Интенсивность

Коэффици­

 

Передаточ­

Примерные

ент усиле­

 

отказов

ния по мощ­

Тип усилителя

ная функ­

величины ко­

X = д. 10—о

ности одно­

 

ция

эффициентов

 

а

го каскада

 

 

 

1. Электронный

Я=Ю 2-Ю 3

I — 3

ІО4— 10°

2. Полупроводни­

К

>: II 0

1 о

0,6— 1,02

ІО5— 10е

ковым

 

 

 

 

 

3. Магнитный

К

 

/С=10-ь-102

1 — 3

103—Ю5

 

Т р +

1

Т=0,5-*-0,5 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П родолж . прилож. 2

 

Достоинства

 

Недостатки

Область

Примечания

 

 

применения

 

 

 

 

 

 

 

1.

Большой

коэф­

1.

Ограниченный

Радиооборудова­

 

фициент

усиления

срок службы.

ние,

авиационное

 

по

мощности.

2.

Значительные оборудование, си­

 

2.

Большое

вход­ габариты.

стемы

авиацион­

 

ное

сопротивление 3.

При подготовке

ного

вооружения,

 

и малое потребле­ к работе приборов навигационные си­

 

ние энергии

от ис­ требуется значи­

стемы.

 

 

точника

входного тельное время для

 

 

 

сигнала.

 

 

прогрева.

 

 

 

3.Малая инерци­ 4. Микрофонный онность в работе эффект при вибра­ переключающих ции.

устройств.

4.Малые емкости

Свх И ^пых-

5. Малая зависи­ мость характери­ стик от изменения температуры.

1. Большая крутиз­ 1. Зависимость ха­ Радиооборудова­ на проходной ха­ рактеристик от ние, авиационное рактеристики. температуры. оборудование, си­

2.Значительный 2. Зависимость па­ стемы авиационно­

срок службы.

раметров от

час­

го

вооружения,

3. Высокая надеж­ тоты.

собст­

навигационные

си­

ность.

 

3.

Уровень

стемы.

 

 

4.

Экономичность.

венных

шумов

 

 

 

 

5.

Малая

инерци­

больше,

чем

у

 

 

 

 

онность в

работе

лампы.

входное

 

 

 

 

переключающих

4.

Малое

 

 

 

 

схем.

 

сопротивление.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Разброс

пара­

 

 

 

 

 

 

 

метров.

 

 

 

 

 

 

1. Высокая

надеж­

1.

Запаздывание.

Системы

авиаци­

ность в эксплуата­ 2.

Сравнительно

онного

вооруже­

ции.

 

большой вес, при­

ния,

навигацион­

2. Отсутствие под­ ходящийся

на еди­ ные

системы,

ра­

вижных деталей.

ницу мощности.

дио- и авиацион­

3. Простота

обслу­

 

 

 

 

ное

оборудование

живания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Большая выход­ ная мощность.

5.Простота сум­

мирования сигна­ лов.

'27. Изд. № 5312

417

416