Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
В 1975 г. начнут строить железнодорожный туннель под Ла-Ман шем общей длиной 51,5 км. Это сооружение будет состоять из нахо дящихся друг от друга на расстоянии 30 м двух однопутных туннелей диаметром примерно по 7,5 м и расположенного между ними пилоттуннеля диаметром 4,2 м. Часть туннеля длиной 38 км пройдет на глубине 40—80 м под дном пролива. Стоимость строительства соста вит 8—9 млрд, франков. Окончание строительства намечено на
1980 год. |
проходки транспортного туннеля под |
Изучается возможность |
|
Гибралтаром длиной 48 км |
(стоимость примерно 600 млн. долл.), |
проходки туннеля сечением |
17 X 13 м через пролив Босфор и дру |
гих, подобных сложнейших объектов.
В ряде крупных городов (Париж, Лондон, Токио и др.) преду смотрено строительство городских автодорожных туннелей, соеди няющих различные районы города. Характерные сечения магистраль ных двухъярусных туннелей, которые предполагается построить в Париже, имеют круговое или эллиптическое (с большой верти кальной осью) очертание. Высота этих туннелей составит 15 м, ширина для эллиптического сечения — 12 м.
В Лондоне такие туннели будут иметь диаметр до 18 м, они будут двухъярусные, по две и три полосы движения в каждом ярусе. Эти туннели общей длиной 300 км пройдут на глубине от 30 до 60 м от поверхности и должны быть построены в течение 10—15 лет. Общая стоимость автомагистралей составит 2,4 млрд. фунт. ст.
ВСан-Франциско реализуется проект, по которому все приго роды, удаленные от центра на 70 км, объединяются транспортной системой в виде эстакад и туннелей, позволяющей в часы пик до ехать до центра города за 40 мин.
Под одной из площадей Тбилиси построены два автодорожных туннеля пролетом по 10 м и общей длиной около 2 км.
Впоследние годы подземное градостроительство с использова нием крупных выработок приобретает особое значение. Появилось выражение «города уходят под землю». В 1972 г. была разработана
«Схема организации и использования подземного пространства г. Москвы», позволяющая сэкономить городу более 7 тыс. га земли. Под землей разместятся многие склады, хранилища, торговые центры, выставочные комплексы, архивы, АТС, гаражи, автостоянки, стан ции технического обслуживания. Будут созданы скоростные и рас пределительные подземные автомагистрали. Подземная урбанизация интенсивно развивается в первую очередь в городах, имеющих большую плотность населения (Париж — 26 тысяч человек на 1 км2, а в отдельных районах до 80 тысяч; Токио — 17 тысяч человек на 1 км2 и др.). Разгрузка городов от транспорта и многих предприятий является одной из важнейших задач современного градостроитель ства [85]. Можно ожидать, что в 1990—2000 гг. подземное простран ство под крупнейшими городами на глубину до 150 м будет пол ностью освоено. В настоящее время в Чикаго сооружается система водопровода и канализации, прокладываемая на глубине 210—240 м
13
Рис. 3. Характерные сечения подземных автостоянок
втвердом известняке, создающим благоприятные условия для раз мещения разветвленной подземной сети.
ВПариже строится новый деловой комплекс у площади Обороны, который кроме наземной многоэтажной застройки имеет пять под земных ярусов. Рассматривается проект комплекса подземных соору жений на глубине 35 м и под бывшим парижским центральным рын ком. На рис. 3 показаны типовые сечения подземных автостоянок
вПариже, строительство которых предполагается начать в ближай шее время. Намечается к 1980—1983 гг. на подземных стоянках Парижа разместить 100 тысяч автомобилей. Как показывают экономи ческие расчеты, проведенные в Швейцарии, стоимость одного ма
шино-места |
на подземной стоянке, равна в среднем 6 тыс. долл., |
в то время |
как на наземной стоянке эта стоимость колеблется от |
5 тыс. до 10 |
тыс. долл, в зависимости от состояния застройки и стои |
мости земельного участка [112].
14
В 1974 г. предполагается завершить постройку подземного пяти этажного сооружения под Токийским вокзалом, связывающим не сколько линий железной дороги и метрополитена. Там же будут размещены универмаги и рестораны. Подземные площади уже имеются в Лондоне, Риме, Стокгольме, Мюнхене, Монреале и в ряде других городов.
Естественное развитие получили в городах и метрополитены, в которые входят многочисленный комплекс выработок большого сечения. Проектирование и строительство двухсводчатых, трех сводчатых с пилонами и колоннами и многосводчатых станций метро политенов подробно изложены в работах [10, 36 и др.]. Для данной работы представляют интерес односводчатые выработки большого сечения, сооружаемые подземным способом — одиночные станцион ные туннели диаметром около 10 м, односводчатые станции пролетом 20 м и более, различного типа вестибюли, камеры (монтажные, щитовые, съездов), раструбы, тупики и другие выработки шири ной 10—15 м.
В связи с известными преимуществами односводчатых станций метрополитена [1, 36] в последние годы получили дальнейшее раз витие конструкции таких станций и методы их сооружения. В Па риже в 1965 г. была построена станция «Этуаль», с пролетом свода 21 м и высотой 9 м, а в 1971 г. — двухъярусная станция «Обер» пролетом 24 м, высотой до 20 м. Длина обеих станций по 225 м, свод выполнен из сборных блоков, обжатых в породу.
В Советском Союзе разработан ряд прогрессивных конструкций односводчатых станций с предварительно-напряженным сводом про летом от 17 до 25 м и высотой от 9 до 12 м. Эти станции глубокого заложения предполагается применить на строительстве Москов ского метрополитена.
Энергетика, гидротехника. Подземное гидроэнергостроительство в отличие от транспортного строительства характеризуется не от дельными туннелями, а комплексом сложнейших сооружений, рас полагаемых на разных горизонтах, примыкающих друг к другу под различными углами и имеющих разные формы и размеры. На рис. 4 показана схема подземных выработок напорно-станционного узла ГЭС Круахан в Англии мощностью 400 тыс. кВт. Подземный машин ный зал длиной 92 м имеет пролет 24 м и высоту 39 м. Схема эта, несмотря на ее сложность, не является уникальной. Не менее сложна, например, схема расположения подземных выработок Нурекской ГЭС, в частности узла камер развилок, первая очередь которых
закончена в 1972 г. |
Камеры вертикальных развилок |
имеют высоту |
||
20 м |
и пролет |
15 м, |
монтажные камеры — высоту |
32 м и пролет |
20 м |
(см. рис. |
133). |
|
|
Внастоящее время в различных странах мира эксплуатируется
истроится около 350 подземных электростанций общей мощностью около 40 млн. кВт. Характеристика ряда подземных машинных залов ГЭС в Советском Союзе приведена в табл. 7 [44, 52 идр-1- Наряду с машинными залами у нас построены многочисленныэ
15
Рис. 4. Схема подземных выработок напорно-станционного узла ГЭС Круахан:
1 — отводящий туннель; 2 — подходной туннель; 3 — машин ный зал; 4 — шахтные напорные трубопроводы
и |
■ |
і |
J- -----1 |
----•______1 |
I |
I |
|
|
о |
2 |
з |
4 |
-5 |
6 |
|
|
|
|
Д л и н а т у н н е л я, км |
|
|
||
Рис. 5. |
Зависимость |
стоимости |
разработки |
подземных выра |
|||
боток от глубины их залегания: |
|
|
|
|
1 — подходный туннель площадью 60 м2; 2 — камера
подземные камеры затворов, трансформаторные помещения, уравнительные и другие крупные камеры. Площадь поперечного сечения их составляет 200—500 м2, длина от 40 до 200 м.
С 1966 г. за рубежом построены многочисленные подземные ГЭС,
некоторые |
из них приведены в |
табл. 8. |
|
|
|
|
В 1972 |
г. закончено строительство I очереди крупнейшей в мире |
|||||
подземной ГЭС Черчилл-Фоллс |
в Канаде. |
Мощность |
станции |
|||
5,2 млн. кВт в 11 |
агрегатах по 475 тыс. кВт |
каждый. |
Стоимость |
|||
объекта примерно |
1 млрд. долл. |
Работы были начаты |
в |
1967 г. |
16
Таблица 7
Продолжение табл. 7
Характерное ГЭС поперечное
сечение
Площадь выломки, м2 |
Объем вы ломки, тыс. м* |
Длина каме ры, м |
Год окон Инженерно-геоло чания
гические условия строи тельства
Арзшшская |
526 25,3 55,0 |
Нина-III |
475 37,4 78,0 |
Храм-II |
449 |
23,6 |
39,0 |
|
1420 і- |
|
|
Верхпе-Тулом- |
446 |
36,6 |
82,0 |
ская |
|
|
|
Таблица 8
Базальты, |
1956 |
/ = 6-5-8 |
|
Гранитогнейсы, |
.1950 |
/ = 10-5-15 |
|
Плотные туфо- |
1962 |
брекчии, /= 5 -5 -6
Граннтогнейсы, |
1965 |
/ = 14-5-15 |
|
|
|
|
Подземный машинный зал |
|
|
ГЭС |
Страна |
объем, |
длина, |
ширина, |
высо'іа, |
|
|
||||
|
|
тыс. м* |
м |
м |
м |
Б а у н д е р и ....................... |
США |
150 |
146 |
23 |
58 |
|
(I |
очереди) |
|
|
|
Портидж-Маунтин . . . |
Канада |
130 |
272 |
20 |
26 |
Инфернпльо ................... |
Мексика |
115 |
128 |
21 |
48 |
У т а р д -3 ........................... |
Канада |
103 |
127 |
21 |
43 |
Оровилл ....................... |
США |
100 |
168 |
22 |
43 |
18
и будут полностью закончены в 1976 г. Объем подземной выломки превышает 1,8 млн. м3. Длина подземного машинного зала ГЭС 296 м, пролет 25 м и высота 47 м; крепление анкерами без несущей бетонной крепи. Уравнительная камера длиной 233 м, располо женная параллельно машинному залу, имеет высоту 45 м и пролет 19,5 м; она также закреплена анкерами. К двум этим камерам под ходит транспортный туннель длиной 1,6 км, сечением 10 X 8 м. От турбин вода отводится в реку двумя туннелями длиной по 1,7 км,
сечением 13,5 X 18 м [57].
Пример Черчилл-Фоллс не единичен. В последние годы мощность подземных ГЭС повышается и в ряде случаев превышает 1 млн. кВт (Портидж-Маунтин — 2,3 млн. кВт, Мика в Канаде — 2 млн. кВт, Корнуолл в США — 2 млн. кВт, Ингури в СССР — 1,35 млн. кВт, Ронковальгранде в Италии — 1,04 млн. кВт и др.).
Развитие строительства подземных ГЭС вызвано в первую оче редь экономическими соображениями, поскольку в ряде стран под земные работы настолько усовершенствованы, что стоимость их незначительно превышает стоимость аналогичных работ на поверх ности, а интенсивность подземного строительства весьма высока [72 и др.]. Кроме того, подземное расположение сооружений имеет неоценимые преимущества в таких местностях, где температура колеблется в пределах ±40° С, имеются ураганные ветры, длитель ные ливни, снегопады, камнепады, повышенная сейсмичность. В европейских ГЭС подземное расположение машинных залов во многих случаях продиктовано оборонными соображениями.
Последнее время большое развитие приобрели подземные гидро аккумулирующие станции (ГАЭС), в машинном зале которых раз мещаются турбогенераторы для выработки энергии и насосы для перекачки воды.
В США в 1970 г. из общей мощности существующих и строящихся подземных станций 5,5 млн. кВт на долю ГАЭС приходилось 4,3 млн. кВт, т. е. 78% , в Италии — 31% , в Швейцарии — 24% , во Франции и Бельгии — 38% , в Японии — 40% , в Австрии — 46% , в ФРГ — все 100% .
В Швеции предложена подземная ГАЭС с использованием в ка честве верхнего бассейна естественных водоемов: озер, рек, морей или искусственных водохранилищ. Нижний бассейн и машинный зал размещаются при этом в глубоко расположенных выработках (на глубине 0,6—1 км) большого сечения [5, 95]. На рис. 5 показана зависимость стоимости разработки подземных выработок от глубины их залегания для подобной ГАЭС (1 шведская крона ^ 0 ,2 долл). Стоимость дана в прямых затратах. В Советском Союзе ведутся про ектные работы по созданию ГАЭС с подземными нижними резер вуарами на глубине 1—1,2 км общей емкостью 2 млн. м3 (три камеры длиной по 1—1,3 км, площадью 500—600 м2).
Разработаны предложения по созданию подземных энергетиче ских комплексов, представляющих собой сочетание атомной (АЭС)
2* |
19 |