Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод был принят к производству лишь после того, как при про­ ходке верхней части туннеля начали образовываться вывалы породы и забой пришлось остановить на целый год.

§ 15. Механизированные и специальные способы

Механизированные способы проходки. Последние 10 лет под­ земное строительство характеризуется значительным развитием механизированного способа проходки выработок и расширением области его применения. Если общая длина туннелей, пройденных во всем мире в 1964 г. механизированными щитами и комбайнами, составила 6—7 км, то уже через 5 лет она достигла 30—35 км в год, в настоящее время возросла до 50 км в год. Конструкции туннелепроходческих машин (комбайнов и механизированных щи­ тов) постоянно совершенствуются, улучшаются управление машинами и контроль за их продвижением, возрастают возможная крепость породы, диаметры машин, скорость проходки [29, 33, 82, 120].

Тенденция к постепенному переходу к механизированному спо­ собу проходки туннелей объясняется тем, что по сравнению с буро­ взрывным механизированный способ проходки позволяет:

организовать непрерывную работу в забое и при определенных условиях достичь скорости 100 м/сут;

значительно уменьшить (на 20—40%) затраты труда на проходку туннеля и добиться полной механизации и автоматизации проходче­ ских работ в забое на базе самой современной техники;

резко снизить степень нарушения окружающего скального мас­ сива и смещение пород кровли и благодаря этому облегчить конст­ рукцию крепи и повысить уровень безопасности работ, а также при­ близить трассу туннеля к поверхности земли;

практически ликвидировать переборы породы и переклады бетона

итем самым уменьшить стоимость работ и конструкций.

Кнедостаткам механизированного способа следует отнести

впервую очередь высокую стоимость туннелепроходческих машин и их резцов, требуемые значительные установленные мощности электродвигателей и расход электроэнергии на 1 м3 породы, особые сложности при работе в обводненных и переслаивающихся породах различной крепости.

По данным работы [78] стоимость туннелепроходческой машины

вдолларах примерно в 4,3 раза превышает квадрат диаметра тун­ неля в сантиметрах, а длина туннеля, оправдывающая применение машины, должна быть более 1,6 км. По другим данным стоимость

машины составляет 5£Ы 04 долларов, где D — диаметр туннеля в футах.

Вместе с тем вышеприведенные достоинства механизированного способа столь существенны, что ряд фирм-изготовителей машин счи­ тает механизированный способ оптимальным при длине туннеля уже более 0,5 км и при стоимости резцов до 70 долл, на 1 м3 породы.

191


х д я ‘qiooHtaow «вннэігаоюзхэА

Н §

 

о

О

 

 

II

 

 

а

-

 

 

с о>

 

 

 

s

 

 

2-™

 

 

§й

 

 

 

к

 

33

 

то

 

в §

Таблица

 

*8«.

 

о

о

 

&

 

то

§

I s

Й

и ‘эн -üoxodu я йхэияий

О (Я

am

н н

у у

J3

з ё Р й

a 3 ca

ю

t-

тгН

о

со

со

СО

СМ

о

Vf

о

fcf

cf

ф

я

сб

аЧ

ю

’Я LT?

ф

*ЗИ

® о

Я и Я в

1*8

с ff

с ѵо

о

00

СО

05

1

05

ю

0 5

^-1

я

 

ф

 

и

и

 

я

 

 

о

я

 

я

я

 

2 я

я

со

2

*=*

о>>

Е я

а.

2 S

«я

& и

a

ІЯ

w

 

^

и

 

я

я

Я Гл

я

ч ®

ч <

Ф

я

Ф ы

Я Я

я и

Я К

и и

 

 

>»w

Ю

 

ю

О

 

СМ

 

г-

О

 

■*ч

 

 

ю

 

о

 

о

ю

 

со

 

о

со

 

со

 

со

о

 

о

 

 

и5Я

 

со

 

 

5 а

 

05

 

 

§ а н

Н

 

 

И И и

о

 

 

CÖ «

К

 

 

XЮИ

тн

 

 

Ф О

 

05

 

 

S а

 

іЯ

 

 

о В

 

з

 

 

 

в

 

 

g S

 

св

 

 

Я в

 

я

 

 

я

 

о

 

 

S ф

 

и

 

 

 

я

 

 

рВ н

 

ff

 

 

 

р-

 

 

 

ф

 

 

S

 

н

 

 

 

 

о

стЗ

 

 

 

и .

 

&

со

g н

2

ф

2 к

я я

ч я

и

я

«

К

8 В g

t-I

Ч

O.S ?

я Ф

о

ф

a

s

 

н

с

 

ЗЯ

ф , 0

5§

я

я Э

Е я с— СО v f

Г4sr

д 'й

V ? см см

н ®.

ф f f

ДѵЗ

Ѳ О

со

9,0

10,3

г-7

 

 

со

05

СО

LO

Ю

СО

05

05

05

1

I

I

1

V f

00

ю

LQ

т

со

05

05

05

 

т-і

 

я

о

О ч

н

а мч

° 2

я к

о Я"

фя я

3

I s .

я

ф

« ѳ

о

н —

04

ѵо

 

ф

 

о

 

fet

 

о

 

я

 

со

о

 

 

о

 

СО

см

 

см

 

со

со

 

со

 

ѵо

ю

 

ю

 

со

СО

 

СО

 

г-

t-

 

 

С-"

 

■*4 00

о

1

о

 

Г"іСМ

 

Т—<

■гН

тН

 

т-Ч

 

Ѵ.’Ѵ,

чрн

 

--,

 

THCM

•ч-н

 

vf Ю

1—

со

 

со со

со

 

 

 

гЯ

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

Е-1

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

я о

 

 

 

ч LO

 

 

 

я ю

 

 

о

 

о

о

 

 

 

ю

§

cf

ю

„00

,м со

{=г I

i s

зн

I

Я

I

® Л

2 я

Я о

s 10

g ч

а о

и

ф ф

я см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

-

05

со

 

Я см

 

ф

о

 

я

 

я

и

 

а 'Я

см

 

я

о

см

 

Я

 

 

 

Я в

 

 

 

 

й£ч

 

 

 

 

 

tc

10,7

СМ

СМ

ччН

 

 

t--

V f

 

О

 

со

 

с—

05

05

 

05

 

чгН

 

 

 

I

 

1

 

 

 

1

 

О

СО

 

00

 

1—

СО

 

со

 

05

05

 

05

 

 

■чгч

 

 

я

я

 

 

я

 

4 _

4

 

 

и S

a

 

 

1=3

 

я

 

 

и в

я

 

 

 

 

Н S-

5

 

 

я

 

я

 

 

 

ч

 

ЗЯ

я

 

ф

 

ф

 

в ^

я

ч

 

: Я 0

я

 

Я

в

3 ^

>*

 

>>Я

о

 

н ч

я

Оч

 

a

 

и

 

® я

 

я

я

3 S

g-xS

а

 

 

я

5 ä

 

 

н

і1-1.§

в 2

Я2 ®н

ч S

 

 

Я ?в

2

я

 

 

g S

 

 

t>»w

 

 

 

н

 

 

 

 

192


Рис. 83. Туннслепроходческая машина фирмы Роббинс

Механизированная проходка туннелей большого сечения на пол­ ный профиль в настоящее время ограничена размерами машин и кре­ постью породы. В табл. 33 приведены некоторые примеры примене­ ния туннелепроходческих машин диаметром около 8 м и более фирмы Роббинс. В США имеются также отдельные подобные машины не только фирмы Роббинс, но и других фирм (Ярва, Алкрик, Калвелд и др.). На рис. 83 показана туннелепроходческая машина большого диаметра. В Советском Союзе при сооружении Лысогорского железно­ дорожного туннеля на линии Краснодар — Туапсе с 1972 г. при­ меняют механизированный щит Московского механического завода Главтоннельметростроя. Щит диаметром 8,7 м предназначен для меха­ нической разработки пород с пределом прочности на сжатие до 300 кгс/см2, общая мощность двигателей 575 кВт, масса щита 365 т.

В целом машин большого диаметра (8—11 м) относительно мало (10—15% общего числа туннелепроходческих машин). Проходят они туннели кругового очертания в малоабразивных породах пре­ имущественно средней крепости и мягких (прочность породы на сжа­ тие примерно до 600 кгс/см2), лишь с отдельными включениями более твердых пород. Это вызвано технико-экономическими соображениями,

13 Заказ 609

193

 

Рис. 84. Зависимость установленной мощности двигателей [N от диаметра машины D для пород:

1 — очень крепких и крепких; 2 — средней и нише средней крепости

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12/), м

поскольку стоимость режущего инструмента увеличивается про­ порционально прочности (абразивности) породы и площади попе­ речного сечения туннеля. Кроме того, с увеличением диаметра машины резко повышается установленная мощность двигателей (рис. 84), расход электроэнергии на разработку 1 м3 крепкой породы возрастает в 10—20 раз по сравнению с расходом в мягких породах и превышает 200 кВт-ч на 1 м3. Чистая скорость бурения при боль­ ших диаметрах машин значительно уменьшается (по сравнению с породами средней крепости скорость бурения в крепких и очень крепких породах уменьшается в 10—15 раз). Среднемесячная скорость, как правило не выше, чем при буровзрывном способе, хотя по сравнению с этим способом суточная скорость проходки достаточно велика и при диаметре 8 м достигает 20—30 м/сут.

Туннель Навайо в США, упоминаемый выше, разрабатывали туннелепроходческой машиной с очень высокими суточными скоро­ стями. В частности, 16 июня 1972 г. скорость проходки достигла 66 м, 21 июня — 72 м, 5 июля — 79 м. Вместе с тем средняя ско­ рость за весь период строительства была значительно ниже и соста­ вила 14 м/сут.

Стоимость туннелепроходческих машин диаметром 8 м и более чрезвычайно высока (примерно 1,5—3 млн. долл). Следует отметить, что за рубежом ряд фирм-изготовителей предоставляет строителям на прокат туннелепроходческие машины (в большинстве случаев месячный прокат машины стоит 8% ее полной стоимости).

Стремление снизить стоимость и поднять эффективность механи­ зированной проходки выработок большого сечения привело к по­ искам различных новых решений. В частности, как отмечалось выше, при разработке туннелей большого сечения широко исполь­ зуют комбайны диаметром 3—4 м для проходки передовых выработок (параллельно трассе основного туннеля или по его трассе). Такие выработки, проведенные практически независимо от крепости пород с высокими скоростями (поскольку при малых диаметрах имеются значительные возможности выбора оптимального типа туннелепро-

194


I

Рнс. 85. Разработка крупной выработки с предварительным созданием контурной щели меха­ низированным способом:

I — I V — этапы разработки выработки; 1 — штольня; 2 — контурная щель (нрорезь) между штольнями; 3 — специальный комбайн; 4 — направляющие балки; 5 — конвейер; 6 — ан­ керы; 7 — набрызгбетон по сетке

ходческой машины), позволяют установить в деталях инженерно­ геологические условия, а также облегчить вентиляцию и транспорт при проходке основных туннелей.

Фирмой А. Кунц в ФРГ предложен метод разработки крупных подземных сооружений в сравнительно устойчивых породах с пред­ варительным созданием комбайнами контурной щели по периметру выработки и последующей выемкой ядра с применением буровзрыв­ ных работ (рис. 85). Экспериментальное опробование отдельных элементов предложенного метода было проведено в 1972 г.

Оригинальное решение поэтапной проходки двух туннелей при­ менено в Швейцарии. Эти автодорожные туннели диаметром 10,5 мг длиной по 1,5 км расположены параллельно друг другу в слоистых песчаниках и мергелях. В первую очередь по трассе туннелей были

пройдены

передовые

штольни

диаметром 3,5 м. Проходку

вели

в течение

9 месяцев

машиной

фирмы Роббинс тип 111/117,

затемі

в 1971 г. начали разработку туннеля с помощью двух последователь­ но соединенных расширительных туннелепроходческих машин фир­ мы Вирт (тип ТБЕ IV и ТБЕ VII) диаметром 7,7 и 10,5 м. К преиму­ ществу описанного способа относится повышение уровня безопас­ ности работ и меньшие расходы электроэнергии и резцов по сравне­ нию с проходкой туннеля сразу на полное сечение.

13*

195


Расширение возможности механизированной проходки выработок некругового очертания достигается применением комбайнов со стре­ ловидным исполнительным органом. Исполнительный орган такого комбайна (коническая резцовая головка) установлен на конце поворотной стрелы-рукоятки, имеющей телескопическое устройство, позволяющее удлинять ее в процессе работы. Перемещение стрелы

осуществляется гидроцилиндрами.

Подобные машины выполнены применительно к устойчивым поро­ дам средней крепости (300—400 кгс/см2) с отдельными включениями более крепких пород (до 700 кгс/см2). Эти прочности значительно ниже, чем при использовании туннелепроходческих машин, оснащен­ ных шарошками и обрабатывающими забой на полное сечение. Кроме того, одной из наиболее сложных проблем при применении комбййнов со стреловидным исполнительным органом является вентиляция забоя. Системы пылеподавления и пылеотсоса, применяемые в настоящее время, не полностью решают эту проблему и туннельный забой оказывается запыленным. Работы в этом напра­ влении интенсивно ведутся различными организациями и заводами-

изготовителями.

Вместе с тем комбайны со стреловидным органом, получившие значительное развитие в СССР (ПК-Зм, ПК-9р, 4ПП-2 и др.), ФРГ (фирма Демаг), Англии (фирма Доско) и в других странах, имеют определенные преимущества перед туннелепроходческими машинами, разрабатывающими забой на полное сечение. К таким преимущест­ вам относятся: универсальность формы поперечного сечения выра­ ботки; возможность избирательной разработки забоя и постоянного

доступа к нему; меньшая мощность двигателей.

Площадь поперечного сечения забоя при использовании подоб­ ных комбайнов ограничивается обычно размерами от 5 до 15 м2. В конце 60-х годов эти комбайны применяли в Италии при сооруже­ нии автодорожных туннелей большого сечения. Первоначально верх нюю часть туннеля разделяли на четыре участка и раскрытие ее вели по этапам. Вначале проходили боковые участки на длину 10 20 м, затем сводчатую часть, а в последнюю очередь уступ. Такой способ возможен лишь в устойчивых породах, иначе крепление кровли весьма осложнило бы работу. Достигнутая средняя произво­ дительность комбайна составила 12—15 м3/ч породы при чистой производительности около 35 м3/ч. По сравнению с буровзрывным способом в данном случае достигалось соблюдение требуемого кон­ тура, и отсутствие нарушения окружающего массива породы.

Примерно аналогичным образом разрабатывали туннель размером 9 X 6,6 м участка трассы метрополитена в Париже. Породы, пред­ ставляющие собой аллювиальные отложения, предварительно закре­ пляли путем инъекции силикагеля, создавая вокруг туннеля слон укрепленной породы толщиной от 4 м в стенах до 2 м в кровле. Разработку забоя осуществляли комбайном F6-A (Австрия) со стре­ ловидным органом. Вначале разрабатывали среднюю часть забоя на глубину 1,6 м. затем боковые части. Временную крепь выполняли

196