Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Метод был принят к производству лишь после того, как при про ходке верхней части туннеля начали образовываться вывалы породы и забой пришлось остановить на целый год.
§ 15. Механизированные и специальные способы
Механизированные способы проходки. Последние 10 лет под земное строительство характеризуется значительным развитием механизированного способа проходки выработок и расширением области его применения. Если общая длина туннелей, пройденных во всем мире в 1964 г. механизированными щитами и комбайнами, составила 6—7 км, то уже через 5 лет она достигла 30—35 км в год, в настоящее время возросла до 50 км в год. Конструкции туннелепроходческих машин (комбайнов и механизированных щи тов) постоянно совершенствуются, улучшаются управление машинами и контроль за их продвижением, возрастают возможная крепость породы, диаметры машин, скорость проходки [29, 33, 82, 120].
Тенденция к постепенному переходу к механизированному спо собу проходки туннелей объясняется тем, что по сравнению с буро взрывным механизированный способ проходки позволяет:
организовать непрерывную работу в забое и при определенных условиях достичь скорости 100 м/сут;
значительно уменьшить (на 20—40%) затраты труда на проходку туннеля и добиться полной механизации и автоматизации проходче ских работ в забое на базе самой современной техники;
резко снизить степень нарушения окружающего скального мас сива и смещение пород кровли и благодаря этому облегчить конст рукцию крепи и повысить уровень безопасности работ, а также при близить трассу туннеля к поверхности земли;
практически ликвидировать переборы породы и переклады бетона
итем самым уменьшить стоимость работ и конструкций.
Кнедостаткам механизированного способа следует отнести
впервую очередь высокую стоимость туннелепроходческих машин и их резцов, требуемые значительные установленные мощности электродвигателей и расход электроэнергии на 1 м3 породы, особые сложности при работе в обводненных и переслаивающихся породах различной крепости.
По данным работы [78] стоимость туннелепроходческой машины
вдолларах примерно в 4,3 раза превышает квадрат диаметра тун неля в сантиметрах, а длина туннеля, оправдывающая применение машины, должна быть более 1,6 км. По другим данным стоимость
машины составляет 5£Ы 04 долларов, где D — диаметр туннеля в футах.
Вместе с тем вышеприведенные достоинства механизированного способа столь существенны, что ряд фирм-изготовителей машин счи тает механизированный способ оптимальным при длине туннеля уже более 0,5 км и при стоимости резцов до 70 долл, на 1 м3 породы.
191
х д я ‘qiooHtaow «вннэігаоюзхэА
Н §
|
о |
О |
|
|
II |
|
|
|
а |
- |
|
|
с о> |
|
|
|
|
s |
|
|
2-™ |
|
|
|
§й |
|
|
|
|
к |
|
33 |
|
то |
|
|
в § |
||
Таблица |
|
*8«. |
|
|
о |
о |
|
|
& |
&§ |
|
|
то |
§ |
I s
Й
и ‘эн -üoxodu я йхэияий
О (Я
am
н н
у у
J3
з ё Р й
a 3 ca
ю
t-
тгН
о
со
со
СО
СМ
о
Vf
о
fcf
cf
ф
я
сб
аЧ
ю
’Я LT?
ф
*ЗИ
® о
Я и Я в
1*8
с ff
с ѵо
о
00
СО
05
1
05
ю
0 5
^-1
я |
|
ф |
|
и |
|
и |
|
я |
|
|
о |
я |
|
я |
я |
|
|
2 я |
я |
|
со |
||
2 |
*=* |
о>> |
Е я |
а. |
|
2 S |
«я |
|
& и |
a |
|
ІЯ |
w |
|
^ |
и |
|
я |
я |
Я Гл |
я |
||
ч ® |
ч < |
|
Ф |
я |
Ф ы |
Я Я |
я и |
|
Я К |
и и |
|
|
|
>»w |
Ю |
|
ю |
О |
|
СМ |
|
г- |
О |
|
■*ч |
|
|
ю |
|
о |
|
о |
ю |
|
со |
|
о |
со |
|
со |
|
со |
о |
|
о |
|
|
и5Я |
|
со |
|
|
5 а |
|
05 |
|
|
§ а н |
|
Н |
|
|
И И и |
|
о |
|
|
CÖ « |
К |
|
|
XЮИ |
||
тн |
|
|
Ф О |
|
05 |
|
|
S а |
|
іЯ |
|
|
о В |
|
з |
|
|
|
|
в |
|
|
g S |
|
св |
|
|
Я в |
|
я |
|
|
я |
|
о |
|
|
S ф |
|
и |
|
|
|
|
я |
|
|
рВ н |
|
ff |
|
|
|
|
р- |
|
|
|
|
ф |
|
|
S |
|
н |
|
|
|
|
|
о |
стЗ |
|
|
|
|
и . |
|
|
=к |
& |
со |
g н |
2 |
ф |
2 к |
|||
я я |
ч я |
и |
||
я |
« |
К |
8 В g |
|
t-I |
Ч |
O.S ? |
||
я Ф |
о |
ф “ |
a |
|
s |
|
н |
с |
|
ЗЯ
ф , 0
5§
я
я Э
Е я с— СО v f
Г4sr
д 'й
V ? см см
н ®.
ф f f
ДѵЗ
Ѳ О
со |
9,0 |
10,3 |
|
г-7 |
|||
|
|
||
со |
05 |
СО |
|
LO |
Ю |
СО |
|
05 |
05 |
05 |
|
1 |
I |
I |
|
1 |
|||
V f |
00 |
ю |
|
LQ |
т |
со |
|
05 |
05 |
05 |
|
|
т-і |
|
я
о
О ч
н
а мч
° 2
я к
о Я"
фя я
3 |
I s . |
я |
|
ф |
« ѳ |
о |
н — |
04 |
|
ѵо |
|
ф |
|
о |
|
fet |
|
о |
|
я |
|
со |
о |
|
|
о |
|
СО |
см |
|
см |
|
|
со |
со |
|
со |
|
|
ѵо |
ю |
|
ю |
|
|
со |
СО |
|
СО |
|
|
г- |
t- |
|
|
С-" |
|
■*4 00 |
о |
1 |
о |
|
|
Г"іСМ |
|
Т—< |
|||
■гН |
тН |
|
т-Ч |
|
|
Ѵ.’Ѵ, |
чрн |
|
--, |
|
|
THCM |
•ч-н |
|
|||
vf Ю |
1— |
со |
|
||
со со |
со |
|
|
||
|
гЯ |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
Е-1 |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
я о |
|
|
||
|
ч LO |
|
|
||
|
я ю |
|
|
||
о |
|
о |
о |
||
|
|
|
|||
ю |
§ |
cf |
ю |
||
„00 |
,м со |
||||
{=г I |
i s |
зн |
I |
||
Я |
I |
||||
® Л |
2 я |
Я о |
|||
s 10 |
g ч |
а о |
|||
и |
ф ф |
я см |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
- |
05 |
со |
|
Я см |
||
|
ф |
о |
|||
|
я |
||||
|
я |
и |
|||
|
а 'Я |
||||
см |
|
я |
о |
||
см |
|
Я |
|||
|
|
|
Я в |
||
|
|
|
|
й£ч |
|
|
|
|
|
|
tc |
10,7 |
СМ |
СМ |
|||
ччН |
|
|
|||
t-- |
V f |
|
О |
|
|
со |
|
с— |
|||
05 |
05 |
|
05 |
|
|
чгН |
|
|
|
I |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
О |
СО |
|
00 |
|
|
1— |
СО |
|
со |
|
|
05 |
05 |
|
05 |
|
|
|
■чгч |
|
|
||
я |
я |
|
|
я |
|
4 _ |
4 |
|
|
||
и S |
a |
|
|
1=3 |
|
я |
|
|
|||
и в |
я |
|
|
|
|
Н S- |
5 |
|
|
я |
|
я |
|
|
|
ч |
|
ЗЯ |
я |
|
ф |
|
|
ф |
|
в ^ |
|||
я |
ч |
|
|||
: Я 0 |
я |
|
Я |
в |
|
3 ^ |
>* |
|
>>Я |
||
о |
|
н ч |
|||
я |
Оч |
|
a |
||
|
и |
|
® я |
||
|
я |
я |
3 S |
||
g-xS |
а |
||||
|
|
я |
|||
5 ä |
|
|
н |
і1-1.§ |
|
в 2 |
|||||
Я2 ®н |
ч S |
|
|
||
Я ?в |
2 |
я |
|
|
|
g S |
|
|
|||
5х |
t>»w |
|
|
||
|
н |
|
|
|
|
192
Рис. 83. Туннслепроходческая машина фирмы Роббинс
Механизированная проходка туннелей большого сечения на пол ный профиль в настоящее время ограничена размерами машин и кре постью породы. В табл. 33 приведены некоторые примеры примене ния туннелепроходческих машин диаметром около 8 м и более фирмы Роббинс. В США имеются также отдельные подобные машины не только фирмы Роббинс, но и других фирм (Ярва, Алкрик, Калвелд и др.). На рис. 83 показана туннелепроходческая машина большого диаметра. В Советском Союзе при сооружении Лысогорского железно дорожного туннеля на линии Краснодар — Туапсе с 1972 г. при меняют механизированный щит Московского механического завода Главтоннельметростроя. Щит диаметром 8,7 м предназначен для меха нической разработки пород с пределом прочности на сжатие до 300 кгс/см2, общая мощность двигателей 575 кВт, масса щита 365 т.
В целом машин большого диаметра (8—11 м) относительно мало (10—15% общего числа туннелепроходческих машин). Проходят они туннели кругового очертания в малоабразивных породах пре имущественно средней крепости и мягких (прочность породы на сжа тие примерно до 600 кгс/см2), лишь с отдельными включениями более твердых пород. Это вызвано технико-экономическими соображениями,
13 Заказ 609 |
193 |
|
Рис. 84. Зависимость установленной мощности двигателей [N от диаметра машины D для пород:
1 — очень крепких и крепких; 2 — средней и нише средней крепости
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12/), м |
поскольку стоимость режущего инструмента увеличивается про порционально прочности (абразивности) породы и площади попе речного сечения туннеля. Кроме того, с увеличением диаметра машины резко повышается установленная мощность двигателей (рис. 84), расход электроэнергии на разработку 1 м3 крепкой породы возрастает в 10—20 раз по сравнению с расходом в мягких породах и превышает 200 кВт-ч на 1 м3. Чистая скорость бурения при боль ших диаметрах машин значительно уменьшается (по сравнению с породами средней крепости скорость бурения в крепких и очень крепких породах уменьшается в 10—15 раз). Среднемесячная скорость, как правило не выше, чем при буровзрывном способе, хотя по сравнению с этим способом суточная скорость проходки достаточно велика и при диаметре 8 м достигает 20—30 м/сут.
Туннель Навайо в США, упоминаемый выше, разрабатывали туннелепроходческой машиной с очень высокими суточными скоро стями. В частности, 16 июня 1972 г. скорость проходки достигла 66 м, 21 июня — 72 м, 5 июля — 79 м. Вместе с тем средняя ско рость за весь период строительства была значительно ниже и соста вила 14 м/сут.
Стоимость туннелепроходческих машин диаметром 8 м и более чрезвычайно высока (примерно 1,5—3 млн. долл). Следует отметить, что за рубежом ряд фирм-изготовителей предоставляет строителям на прокат туннелепроходческие машины (в большинстве случаев месячный прокат машины стоит 8% ее полной стоимости).
Стремление снизить стоимость и поднять эффективность механи зированной проходки выработок большого сечения привело к по искам различных новых решений. В частности, как отмечалось выше, при разработке туннелей большого сечения широко исполь зуют комбайны диаметром 3—4 м для проходки передовых выработок (параллельно трассе основного туннеля или по его трассе). Такие выработки, проведенные практически независимо от крепости пород с высокими скоростями (поскольку при малых диаметрах имеются значительные возможности выбора оптимального типа туннелепро-
194
I
Рнс. 85. Разработка крупной выработки с предварительным созданием контурной щели меха низированным способом:
I — I V — этапы разработки выработки; 1 — штольня; 2 — контурная щель (нрорезь) между штольнями; 3 — специальный комбайн; 4 — направляющие балки; 5 — конвейер; 6 — ан керы; 7 — набрызгбетон по сетке
ходческой машины), позволяют установить в деталях инженерно геологические условия, а также облегчить вентиляцию и транспорт при проходке основных туннелей.
Фирмой А. Кунц в ФРГ предложен метод разработки крупных подземных сооружений в сравнительно устойчивых породах с пред варительным созданием комбайнами контурной щели по периметру выработки и последующей выемкой ядра с применением буровзрыв ных работ (рис. 85). Экспериментальное опробование отдельных элементов предложенного метода было проведено в 1972 г.
Оригинальное решение поэтапной проходки двух туннелей при менено в Швейцарии. Эти автодорожные туннели диаметром 10,5 мг длиной по 1,5 км расположены параллельно друг другу в слоистых песчаниках и мергелях. В первую очередь по трассе туннелей были
пройдены |
передовые |
штольни |
диаметром 3,5 м. Проходку |
вели |
в течение |
9 месяцев |
машиной |
фирмы Роббинс тип 111/117, |
затемі |
в 1971 г. начали разработку туннеля с помощью двух последователь но соединенных расширительных туннелепроходческих машин фир мы Вирт (тип ТБЕ IV и ТБЕ VII) диаметром 7,7 и 10,5 м. К преиму ществу описанного способа относится повышение уровня безопас ности работ и меньшие расходы электроэнергии и резцов по сравне нию с проходкой туннеля сразу на полное сечение.
13* |
195 |
Расширение возможности механизированной проходки выработок некругового очертания достигается применением комбайнов со стре ловидным исполнительным органом. Исполнительный орган такого комбайна (коническая резцовая головка) установлен на конце поворотной стрелы-рукоятки, имеющей телескопическое устройство, позволяющее удлинять ее в процессе работы. Перемещение стрелы
осуществляется гидроцилиндрами.
Подобные машины выполнены применительно к устойчивым поро дам средней крепости (300—400 кгс/см2) с отдельными включениями более крепких пород (до 700 кгс/см2). Эти прочности значительно ниже, чем при использовании туннелепроходческих машин, оснащен ных шарошками и обрабатывающими забой на полное сечение. Кроме того, одной из наиболее сложных проблем при применении комбййнов со стреловидным исполнительным органом является вентиляция забоя. Системы пылеподавления и пылеотсоса, применяемые в настоящее время, не полностью решают эту проблему и туннельный забой оказывается запыленным. Работы в этом напра влении интенсивно ведутся различными организациями и заводами-
изготовителями.
Вместе с тем комбайны со стреловидным органом, получившие значительное развитие в СССР (ПК-Зм, ПК-9р, 4ПП-2 и др.), ФРГ (фирма Демаг), Англии (фирма Доско) и в других странах, имеют определенные преимущества перед туннелепроходческими машинами, разрабатывающими забой на полное сечение. К таким преимущест вам относятся: универсальность формы поперечного сечения выра ботки; возможность избирательной разработки забоя и постоянного
доступа к нему; меньшая мощность двигателей.
Площадь поперечного сечения забоя при использовании подоб ных комбайнов ограничивается обычно размерами от 5 до 15 м2. В конце 60-х годов эти комбайны применяли в Италии при сооруже нии автодорожных туннелей большого сечения. Первоначально верх нюю часть туннеля разделяли на четыре участка и раскрытие ее вели по этапам. Вначале проходили боковые участки на длину 10 20 м, затем сводчатую часть, а в последнюю очередь уступ. Такой способ возможен лишь в устойчивых породах, иначе крепление кровли весьма осложнило бы работу. Достигнутая средняя произво дительность комбайна составила 12—15 м3/ч породы при чистой производительности около 35 м3/ч. По сравнению с буровзрывным способом в данном случае достигалось соблюдение требуемого кон тура, и отсутствие нарушения окружающего массива породы.
Примерно аналогичным образом разрабатывали туннель размером 9 X 6,6 м участка трассы метрополитена в Париже. Породы, пред ставляющие собой аллювиальные отложения, предварительно закре пляли путем инъекции силикагеля, создавая вокруг туннеля слон укрепленной породы толщиной от 4 м в стенах до 2 м в кровле. Разработку забоя осуществляли комбайном F6-A (Австрия) со стре ловидным органом. Вначале разрабатывали среднюю часть забоя на глубину 1,6 м. затем боковые части. Временную крепь выполняли
196