Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
а
О!- Огі |
|
|
|||
ю |
1 |
|
|
|
|
ГС % |
|
|
|
• |
|
1 |
СА |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Ч80 |
|
\ |
||
|
|
7 |
- |
|
|
|
|
|
100 |
100 100 |
целиков между туннелями) и бетонной крепи от сейсмического дей ствия взрыва, а также наряду с методом сближенных зарядов в силь нотрещиноватых и нарушенных породах.
Применение метода предварительного щелеобразования для оконтуривания сводов выработок требует специального технико-эконо мического обоснования из-за значительных расходов бурения.
222
б
Рис. 98. Характерные паспорта буровзрывных работ:
а — туннель площадью 54 м2 в песчаниках; |
б — туннель площадью |
78 м2 в известняках; в — туннель площадью |
87 м2 в песчаниках; I — |
7X — порядок взрывания |
|
Ориентировочно можно указать, что расстояние между контурными шпурами должно быть при этом ак = 30 -ь 40 см, линия наимень шего сопротивления ѴѴК = 40 -4- 50 см, а коэффициент заряжания к3 = 0,2 -у- 0,3. Величина заряда в шпуре составляет 0,3—0,4 кг/м шпура.
Метод предварительного щелеобразования должен быть в наи большей степени использован для оконтуривания стен в нижних уступах выработок с применением скважин диаметром 75 мм и более. При этом расстояние между вертикальными скважинами в уступе («строчка») диаметром 100—110 мм составляет 60—80 см, наиболее часто применяемые ВВ — аммониты № 6 ЖВ, ПЖВ-20, диаметр
223
а |
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
э |
о |
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г\ |
о |
|
с |
о |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
< |
о |
|
|
о |
о |
|
|
|
|
|
|
0 |
> |
|
0 |
> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о и |
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
о |
и О |
|
|
|
|
“СТО" 3 о |
о и |
|
о |
Ö |
|
|
|
|
||
|
о |
|
|
|
о |
< |
|
|
|
|
|
J о 6 о о |
|
|
|
|
|
|
|
||
о |
|
5 о 5“ о с о о |
|
|
|
|
||||
□ С |
- |
2 3 4 5 6 7 8 9 |
0 |
1 2 3 |
4 5 6 |
7 8 ? |
||||
О |
і |
|||||||||
|
Ширина выработки, |
м |
|
Ши рина |
выработки, |
м |
||||
Рис. 99. |
Определение паспорта буровзрывных работ с использованием ЭВМ: |
|
||||||||
а — поперечное сечение туннеля; б — план туннеля |
|
|
|
скважины должен превышать диаметр заряда не менее чем в 1,5— 2 раза. Плотность заряда в крепких породах 0,4—0,6 кг/м, в нару шенных и мягких породах — 0,3—0,4 кг/м.
Паспорт буровзрывных работ. При проектировании паспорта буровзрывных работ в выработках большого сечения шпуры целе сообразно размещать в соответствии с рекомендациями, приведен ными в табл. 37 и 38. Очередность взрывания обычно устанавли вают в следующем порядке: вруб, последовательное расширение вруба участками по ширине и высоте, стены, почва, контур. Воз можны пекоторые изменения очередности взрывания серии зарядов.
Необходимо отметить, что вследствие неоднородности породы и ряда неучтенных факторов фактический паспорт буровзрывных работ как в забоях горизонтальных выработок, так и в уступах может отличаться от проектного. Однако приведенные выше реко мендации по определению параметров буровзрывных работ поз воляют в наибольшей степени приблизиться к реальным данным и требуемым величинам и сократить тем самым число обязательных пробных взрывов. Следует отметить, что каждый опытный взрыв в условиях строящейся выработки большого сечения представляет собой серьезную помеху производству.
"Утвержденный паспорт буровзрывных работ целесообразно кор ректировать только в сильно меняющихся инженерно-геологиче ских условиях, а не от заходки к заходке, как это иногда практи куют. Описание характерной экспериментальной работы, проведен ной институтом Оргэнергострой и трестом Гидроспецстрой по опти мизации и типизации паспортов буровзрывных работ при проходке туннелей большого сечения, дано в работе [59]. Проведенная работа
224
позволила значительно повысить эффективность буровзрывных ра бот на этом объекте.
Опыт показывает, что результаты взрывных работ могут счи таться удовлетворительными, если фактический коэффициент исполь
зования шпуров будет не ниже |
0,85, а удельные расходы ВВ |
и |
бурения не превысят величин, |
определенных по формулам |
(99) |
и (100) или по графику (см. рис. 94), более чем на 20%. |
|
На рис. 98 показаны некоторые фактические паспорта буро взрывных работ в отечественных туннелях большого сечения, полу ченные в последние годы.
В Швеции фирмы Атлас-Копко и Нобель-Нитро совместно в 1970 г. закончили разработку программы расчета паспортов буро взрывных работ на ЭВМ при проходке подземных выработок [86]. Для составления программы были использованы предпосылки рас чета паспортов, изложенные в работе [31]. В программу закладыва лись данные по размерам и форме выработки, характеристика пород и тип ВВ, диаметр патронов, тип вруба, глубина бурения. В ре зультате расчета на машине для каждого шпура определяли его координаты х н у , направление, длину, массу заряда и его длину (рис. 99). К преимуществам использования ЭВМ для расчета пас портов относятся не только механизация расчета и его ускорение, а повышенная точность и возможность проверки любого числа вариантов.
§ 18. Погрузочно-транспортные работы
Для обеспечения эффективности погрузочно-транспортных работ необходимо правильно выбрать тип экскаватора, вычислить его эксплуатационную производительность, подобрать оптимальную гру зоподъемность автосамосвала, а также определить число автомашин для обслуживания экскаватора.
Вопрос выбора типа экскаватора имеет первостепенное значение. Например, как показывают расчеты, для выработок сечением 80 м2 повышение емкости ковша экскаватора с 1,0 до 1,35 м3 позволяет увеличить скорость проходки на 25%, для выработок сечением 100—110 м2 применение экскаватора с ковшом емностыо 2,3 м3 вместо 1,35 м3 повышает скорость проходки на 35%, а для вырабо ток сечением 150 м2 при экскаваторе с ковшом емкостью 3 м3 вместо 2,3 м3 скорость проходки увеличивается примерно на 25%. Таким образом, повышение емкости ковша экскаватора приводит к резному увеличению скорости проходки.
Выбор типа экскаватора связан с габаритными размерами выра боток. Следует сравнить варианты применения экскаваторов с ков шом большой емкости, для которого заданные размеры выработки являются минимальными, и экскаватора с ковшом несколько мень шей емкостью при условии более свободного размещения в этой выработке.
15 Заказ С09 |
225 |
|
Например, если выработка имеет ширину 12 м и высоту 10 м, то надлежит сравнивать экскаватор Э-1251 с ковшом емкостью 1,25 м3 и экскаватор ЭП-1 с ковшом емкостью 1 м3. Минимальные размеры выработки для первого экскаватора совпадают с задан ными, а для второго экскаватора минимально необходимые размеры меньше (ширина 10 м и высота 7 м), и он будет работать в более свободных условиях. В данном случае скорость проходки выра ботки с экскаватором Э-1251 окажется несколько ниже, чем скорость проходки выработки с экскаватором ЭП-1. Это положение объяс няется следующим. Минимальные размеры выработок относятся к условиям размещения автосамосвала сзади экскаватора, что увели чивает угол поворота стрелы и удлиняет продолжительность цикла работы экскаватора. В более свободных выработках автосамосвал можно устанавливать сбоку от экскаватора, в результате чего про должительность цикла окажется наименьшей. Влияние угла пово рота стрелы на продолжительность цикла работы экскаватора в под земных условиях и скорость проходки выработок видно из данных, приведенных в табл. 40.
|
Таблица 40 |
|
|
|
|
Угол поворота стрелы экскавато |
|
|
|
|
|
ра, градус |
................................... 90 |
120 |
150 |
180 |
|
Относительная |
продолжитель |
|
|
|
|
ность цикла |
работы экскавато |
1,15—1,25 |
|
|
|
ра .................................................. |
1,0 |
1,3 |
-1,4 |
1,4-1,7 |
|
Относительная скорость проходки |
0,95—0,90 |
|
|
|
|
выработки ................................... |
1,0 |
0,90 |
-0,85 |
0,85-0,80 |
Следовательно, при применении экскаватора Э-1251 в выработке, имеющей минимальный для него размер, скорость проходки может снизиться на 20% по сравнению с работой этого экскаватора в более просторной выработке. С другой стороны, уменьшение емкости ковша с 1,25 до 1 м3 снизит скорость проходки не более чем на 15%,
иэкскаватор ЭП-І в данной выработке окажется эффективнее. При расчете проходческого цикла необходимо знать часовую
эксплуатационную производительность экскаватора за рабочее время погрузки, а также его среднесменную часовую производительность в течение всей смены погрузки.
Средняя эксплуатационная производительность экскаватора за
период рабочего времени может быть определена по формуле |
|
|
П = —------ --------- , |
м»/ч, |
(109) |
ж + т й г + '* |
|
|
где Пт — техническая производительность за чистое время |
по |
|
грузки, м3/ч; |
м3; |
|
WK— емкость кузова автомашины, |
|
226