Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Таблица 19
( \ Z ) эігіиЗоф йоиэвхвігйэан on
*а
SS |
[ И ] |
ИНИХО |
а § |
||
Чй |
эігіиаоф on |
|
§& |
|
|
а ° |
[И] ИХВЙЙЭІ |
|
щ * |
||
ЫС' |
||
г* |
ЭІГІИЙОф OU |
|
V О" |
[09] вниявігэ |
|
а |
||
а |
Э іг іи а о ф оц |
|
|
ваононнчйохоац |
|
|
эігіиаоф on |
|
|
8и/эх ‘6 nodon |
|
|
хннаох эинэіга |
|
|
-вй эоннэаэиеи |
|
|
|
и ‘я |
|
шгэнніх нинв.і |
|
|
-эігве внидіігх |
|
|
HoiHBdJ |
|
|
,0» вйоаэ ігохі |
|
|
цинчігвахнэН |
|
|
шгэнніх |
и *°q |
|
|
хэігоан |
а
S
и
вхнэииаэнэне »я
о
I
I
ю
00
СО
см
см
ю
со
*§■1
§ §•?- \о g _
о
И Ь оо И «б п
II
Di н-іИ
н « е "g
к > я
S |
Mg |
|
И |
о |
- |
«а |
2 |
n |
к |
Я о |
и |
g |
и н II |
С
dH Г'ті
, »О
чн Ч
О
М
-Ё К
^!g «
з у
И Р>>
Ьі Л
§5=5 § g I
« о й
о а 3
D.H В >>о о
И
со
см
г>
I
U0_
со
LO
оI
о
со
о
со
ÉiÉJl^ со |
|
§ a |
s |
|
К Я > Я н
| I ~ N
ФфЯ О иО CMII
н 5 и н II
и ÄS' ft! ?*-
В „ о S
В к
g a ffe и
ФЕнАа? Е* II
К
см
с-"
I
со_
со
00
ю
оI
о
о
о
со
О
к 2 о
о ф чгн
4 Й II
О К Ч -.
1 * с я
і и ^
3 = 3 s
и> н 45
нСМ
О ф я
5Я В "
«Н D
Оt=C«о]!+
6 5 е
ГО и
h a t,
>»®
^ Н Л
Ч ф
со ХО
§=§=5
я й и §
£3"
I
LO
со"
ю
оI
о
СО
о
о
>Д*
й I и
КНН _ ю
кО
g > H£
§ я § II
5 н ft ?-
« + я ^~
к
■ЛС
О ч 1-1
ГОЙ^С.
Е—t Э ui
И Ф
« £* °*
Г"1 ф
сО ѵо С’Я ЛЯ
Я,
SйS3 оо
аХ '
V
48
§ 4. Типы крепи
Металлическая арочная крепь. Еще 10 лет назад в отечественных выработках большого сечения преобладающее распространение, независимо от инженерно-геологических условий, имела металличе ская арочная или рамная крепь. В то время применение арочной или рамной крепи явилось прогрессивным решением, поскольку она заменила собой веерную деревянную крепь, загромождающую выработку и чрезвычайно трудоемкую в исполнении.
Со временем значительный расход металла, дороговизна и серь езные дефекты, присущие арочной крепи при применении ее в тун нелях большого пролета, разрабатываемых в скальных породах, потребовали ограничить использование этой крепи и допускать ее установку лишь при вполне определенных условиях.
Масса одной арки при больших пролетах туннелей достигает около 1 т, расход металла на 1 м выработки составляет от 600 до 1800 кг, а стоимость арочной крепи на 1 м доходит до 200 руб. Область применения арочной крепи продолжает пока оставаться достаточно широкой — это в основном мягкие породы. Арки необ ходимо устанавливать на расстоянии не более 1 м и соединять в про дольном направлении жесткими металлическими распорками (по 1—2 распорки на каждый элемент) для образования прочной простран ственной конструкции и тщательно расклинивать в породу. Кровлю и бока выработки рекомендуется закреплять предварительно-напря женными железобетонными или армоцементными плитами или же торкретировать породу в пространстве между арками. Зазоры между затяжкой и контуром выработки необходимо забучивать крепкой породой. Элементы арок необходимо соединять между собой не торцовыми замками, а продольными накладками, обеспечивающими равнопрочность конструкции.
При использовании арочной крепи на длительный срок во избе жание коррозии металла арки рекомендуется покрывать масляно битумным лаком, битумом марки IV с добавкой каолина, антикорро зийной смазкой ЗИЛ или же торкретировать цементно-песчаным раствором. Арки целесообразно выполнять из стали повышенного качества, например строительной низколегированной НЛ-2. Это по зволяет повысить их несущую способность, снизить массу и улуч шить антикоррозийные качества.
В слабых породах расклиненную в породу арочную крепь целе сообразно обетонировать, т. е. пространство между породой и аркой заполнить бетонной смесью. Опалубку при этом необходимо уста навливать между полками двутавра так, чтобы одна из полок ока залась в бетоне. Опалубка может быть наборная из железобетонных, армоцементных или деревянных досок (взамен затяжки) или же сетчатая из проволоки толщиной 1 мм с ячейками размером 2 X 2— 4 X 4 мм. Обетонированная металлическая арочная крепь обладает наибольшей жесткостью и несущей способностью из всех существу ющих видов крепи.
4 Заказ 609 |
49 |
Для уменьшения расхода металла арочная крепь может быть выполнена также в виде отдельных элементов армокаркасов, соеди
няемых между собой сваркой |
или на болтах. Такие |
решетчатые |
|||||
армофермы служат |
одновременно временной крепью |
|
и арматурой |
||||
постоянной |
крепи |
и могут |
быть рекомендованы |
как с бетон |
|||
ной, так и с набрызгбетонной |
крепью |
в породах, |
оказывающих |
||||
горное давление. |
В настоящее |
время |
при проходке |
выработок |
|||
Анкерная |
крепь. |
||||||
большого сечения в |
породах |
крепких и |
средней крепости (/ 4) |
почти повсеместно отказываются от арок и применяют анкерную крепь. Используя несущую способность горного массива, анкерная крепь повышает устойчивость выработки при статических и динами ческих нагрузках.
К преимуществу анкерной крепи относится незначительный расход металла (от 40 до 100 кг на 1 м) и отсутствие леса. Анкерная крепь в несколько раз дешевле арочной, стоимость ее обычно не превышает 60 руб. на 1 м туннеля. Экономия на 1 м туннеля при анкерной крепи по сравнению с арочной крепью приведена в табл. 20, составленной по данным наблюдений и расчетов институтов Оргэнергострой и Гидроспецпроект.
Таблица 20
Площадь туннеля, м2 |
Металл, т |
Строительный |
Стоимость, руб. |
лес, м* |
|||
Д о 50 |
0 ,3 - 0 ,5 |
0 ,7 - 0 ,8 |
110— 130 |
50 —90 |
0 ,8 - 1 ,1 |
1,3— 1,6 |
1 4 0 - 1 6 0 |
90 и более |
Д о , 1,5 |
Д о 2,5 |
Д о 250 |
Широкое внедрение анкерной крепи в последние годы значительно сокращает расходы на подземное строительство. Только на гидро технических туннелях в настоящее время ежегодно экономится 2 тыс. т прокатного металла, 5 тыс. м3 леса, около 0,5 млн. руб. За 1965—1970 гг. при проходке гидротехнических туннелей и камер большого сечения анкерами было закреплено около 20 км вырабо ток, или 250 тыс. м2 поверхности, что позволило сэкономить 10 тыс. т металла и не менее 2 млн. руб.
Анкерная крепь в отличие от арочной не стесняет сечения выра ботки, изменение форм или размеров туннеля не влечет за собой изменения конструкции крепи, меняются лишь глубина и шаг анке ров и в ряде случаев их направление. Металлическая сетка не пре пятствует контакту крепи с породой, объем заполиительной цемен тации сокращается до минимума, а качество крепи, в которой нет деревянных элементов и бетон соприкасается непосредственно с поро дой по всему периметру, значительно повышается.
Рекомендуются к применению следующие основные типы анке ров: металлические (клинощелевые и распорные), железобетонные
50
с предварительным заполнением шпура раствором и последующей установкой штанги из арматуры периодического профиля.
Железобетонные анкера наиболее экономичны (в 1,5—2 раза дешевле остальных типов анкеров), обладают высокой несущей способностью (10—12 тс), мало зависящей от характеристики скаль ной породы и от действия взрыва, не требуют периодического под тягивания и точного соблюдения глубины и диаметра шпура, сравни тельно легко могут быть установлены на глубину до 4 м. Следует иметь в виду, однако, повышенную трудоемкость установки железо бетонных анкеров, а также, что сетку на эти анкера можно навеши вать не ранее чем через 3—4 ч после установки, а взрыв может быть разрешен лишь по истечении 6—8 ч. Уменьшение этих интервалов, а также использование железобетонных анкеров в обводненных или в вечномерзлых породах возможно при применении ускорителей схватывания, однако этот вопрос исследован пока недостаточно.
Перспективными для выработок большого сечения являются анкера, закрепляемые на синтетических смолах. Эти анкера по срав нению с другими типами, в частности с железобетонными, имеют определенные преимущества. К их числу относятся: быстрое вступ ление в работу после установки, что особенно важно при креплении неустойчивых водонасыщенных пород, высокая антикоррозийность конструкции, стойкость к сейсмическим воздействиям, надежное склеивание металлического армирующего стержня с массивом и др. Подобные анкера широко распространены в ряде стран. Например, в НРБ за год устанавливают 25 тысяч таких анкеров с положитель ным результатом, во Франции только в одном районе на шахтах в течение месяца устанавливают 5—6 тысяч анкеров на синтетиче ских смолах.
Конструкция таких анкеров, состав смол и технология установки анкеров подробно описаны в работах [34, 38]. В Советском Союзе, в частности в Ленинградском горном институте, в институте Оргэнергострой и других организациях, проводят эксперименты по применению анкеров на смолах. В настоящее время достигнуты определенные результаты по подбору составов на отечественных материалах и в разработке технологии. Вместе с тем для выработок большого сечения применять в промышленном масштабе эти анкера у нас пока несколько преждевременно из-за высокой стоимости синтетических материалов, а также вследствие недостатка экспери ментов в области подтверждения длительной прочности и устойчи вости закрепленных участков выработок в слабых породах.
Изучение в натуре несущей способности металлических и железо бетонных анкеров с оценкой влияния взрывных работ в выработках большого сечения было проведено, в частности, институтом Оргэнергострой в различных инженерно-геологических условиях.
Несущую способность металлических клинощелевых анкеров определяли в зависимости от крепости породы и диаметра головки анкера (рис. 15). Как следует из экспериментальных графиков, наибольшая несущая способность (9 тс) достигается, например,
4* |
51 |
б
Рис. 15. Зависимость несущей спо собности клинощелевых анкеров от разности между диаметрами шпура и головки анкера (а) и коэффици ента крепости пород (б)
Рис. 16. Зависимость натяжения клинощелевых анкеров от расстоя ния места взрыва до анкеров:
1 |
— расстояние |
5 м; |
|
2 |
— то же |
10 м; |
|
3 |
— то же |
15 |
м; |
4 — то же 25 м; кружочками от мечены моменты проведения взрывов
1 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 3 |
9 IQ 11 12 |
В ре мя с момента устанооки , сут
впородах VIII категории по СНиП при разнице диаметров шпура
иголовки 12—14 мм. Учитывая, что шпуры под анкера бурят с по мощью установки СБУ-2 с коронкой диаметром 42 мм, а диаметр штанги анкера по расчету не превышает обычно 20—24 мм, целесо образно применять составную конструкцию анкера со съемной голов кой диаметром 28—30 мм. Несущая способность таких анкеров равна 6—8 тс.
Врезультате экспериментов, проведенных совместно с институ
том Гидроспецпроект было установлено, что несущая способность клинощелевых анкеров длиной более 1 м в легко выветривающихся алевролитах практически не меняется даже через год после уста новки, т. е. породы не выветриваются в месте закрепления замка анкера при глубине анкера более 1 м, хотя поверхность породы по контуру выработки через короткое время после вскрытия покры вается густой сетью трещин.
Исследование влияния взрывных работ на натяжение клиноще левых анкеров проводили в различных геологических условиях.
52