Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
IV. 1 |
|
|
|
|
|
Расчетная сейсмичность сбору- |
|||
|
|
|
|
женин при сейсмичности участ- |
|||
|
Вид сооружения |
|
|
ка |
строительства, баллы |
||
и,и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g |
7 |
8 |
9 |
Большие мосты на железных и автомобиль |
|
|
|
||||
ных дорогах общей сети I н II |
категорий, |
ско |
|
|
|
||
ростных |
городских дорогах |
и |
магистральных |
|
|
|
|
улицах общегородского значения |
|
|
|
|
|||
Большие мосты на железных и автомобиль |
|
|
|
||||
ных дорогах общей сети III, |
IV |
категорий, |
до |
|
|
|
рогах промышленных предприятий I, II кате горий и магистральных улицах районного зна чения; средние -мосты на железных и автомо бильных дорогах общей сети I, II категорий, скоростных городских дорогах и магистральных улицах общегородского значения
Средние мосты на железных и автомобиль ных дорогах общей сети III, IV категорий, до рогах промышленных предприятий, магистраль ных улицах районного значения; малые мосты, трубы, подпорные стены, снегозащитные гале реи н деревянные мосты на дорогах всех кате горий; подземные пешеходные переходы город ских улиц
Тоннели на дорогах всех категорий
П р и м е ч а н и я . 1. Указанные в п. .1 большие мосты в районах с сейс мичностью 9 баллов, а та'.оке особо ответственные крупные (внеклассные) мосты, имеющие большое народнохозяйственное или оборонное значение и рас положенные в районах с сейсмичностью 8 и 9 баллов, должны возводиться
сдополнительными антисейсмическими мероприятиями по особым объектам.
2.В тех случаях, когда разрушение перечисленных в п. 3 табл, сооружений может быть сопряжено с длительным перерывом движения, расчетная сейсмич ность этих сооружений (кроме деревянных мостов) должна назначаться по п. 2
табл. IV.1.
3.К большим относятся мосты длиной свыше 100 м, средним длиной 100— 25 м и малым длиной менее 25 м [145].
мичности снегозащитных галереи и подземных пешеходных пере ходов основаны на практике проектирования этих сооружений; на той же основе расчетная сейсмичность сооружений по п. 3. табл. IV. 1 при сейсмичности площадки строительства в 9 баллов увеличена на один балл по сравнению с таблицей СНиПа *.
Расчетная сейсмичность является основной исходной величиной, определяющей объем и характер антисейсмических мероприятий, их стоимость, а также и уровень гарантии безопасности сооруже-
1 Эти изменения и дополнения предполагается ввести в следующую редакцию главы СНиП П-А. 12-69.
101
ния. Поэтому к назначению расчетной сейсмичности следует отно ситься с особой серьезностью. Нужно иметь в виду, что указания табл. IV. 1 не охватывают всех аспектов проблемы. Так, например, деление мостов на большие, средние п малые, принятое в таблице за основу их классификации, в значительной мере условно и не пол ностью отражает значимость сооружений и опасность последствий их разрушения при землетрясениях. В этом отношении играют роль плотность (густота) дорожной сети района, наличие обходных пу тей, характер преодолеваемого мостом препятствия, его конструк ция, высота опор. В некоторой мере эти обстоятельства учтены при мечанием 2 к табл. IV. 1. Однако и в других случаях, не предусмот ренных этим примечанием, при назначении расчетной сейсмичности рекомендуется проанализировать опасность последствий разруше ния сооружения с учетом вышеуказанных факторов. В обоснован ных случаях может быть поставлен вопрос об изменении расчетной сейсмичности сооружения на 1 балл против указанной в табл. IV. 1 по согласованию с утверждающей проект инстанцией.
Методы проектирования сооружений в условиях сейсмичности свыше 9 баллов в настоящее время у нас разработаны в недоста точной степени. Поэтому, согласно примечанию 1 к табл. IV. 1, боль шие мосты по п. 1 табл. IV. 1, возводимые на площадках с сейсмич ностью 9 балллов, должны осуществляться с дополнительными ан тисейсмическими мероприятиями по особым проектам. Также следует проектировать особо ответственные (внеклассные) мосты и тоннели, имеющие большое народнохозяйственное пли оборонное значение и расположенные на площадках с сейсмичностью 8 и 9 баллов. Для обоснования антисейсмических мероприятий, приме няемых в проектах таких сооружений, рекомендуется проведение специальных теоретических п экспериментальных (модельных) ис следований, как это практикуется в СССР в отношении ответствен ных гидротехнических сооружений.
Расчетную сейсмичность, как правило, принимают единой для сооружения в целом. Выше было отмечено, что для крупных соору жений допускается выделение на площадке строительства микрозон с различной сейсмичностью. В этих случаях, по согласованию с утверждающей проект инстанцией, могут быть приняты различные расчетные сейсмичности для отдельных крупных участков соору жения (русловой части моста, подходных эстакад). При их назна чении характеристику сооружения по табл. IV. 1 следует принимать общей для всех участков.
§ IV.2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СЕЙСМОСТОЙКОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ
СООРУЖЕНИЙ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ
Для разработки защитных антисейсмических мероприятий боль шое значение имеет четкая формулировка условий сейсмостойкос ти, т. е. тех дополнительных требований, которые предъявляются сооружениям того или иного вида в сейсмических районах. С точки
102
зрения расчетных требований, речь идет о формулировке предель ных состояний при сейсмическом воздействии.
При разработке этих требований следует иметь в виду такие особенности расчетного сейсмического воздействия, как его боль шую разрушительную силу и редкую повторяемость для каждой заданной местности (см. § 1.1). По существу землетрясение расчет ной силы — аварийное явление, испытываемое сооружением чрезвы чайно редко (в среднем менее чем 1 раз за срок службы). Обеспе чение полной сохранности всех сооружений при расчетном сейсми ческом воздействии связано с затратой значительных средств на антисейсмические мероприятия. Однако пониженные гарантии без опасности могут привести к гибели людей и большому материаль ному ущербу.
В широкой постановке эта задача носит очень сложный харак тер. Для ее обоснованного решения необходимы комплексные ис следования, оценивающие экономическую эффективность антисейс мических мероприятий и учитывающие все технические, организа ционные, психологические и моральные проблемы, возникающие после сильных землетрясений [45]. Исследования такого рода в на стоящее время проведены в ограниченном объеме. Методика оценки экономического эффекта сейсмостойкого строительства на базе ве роятностного 'подхода рассмотрена в работе [67]. За рубежом ана логичные исследования выполняют в связи со страхованием зданий от землетрясений.
Общие соображения подсказывают, что при назначении условий сейсмостойкости необходим дифференцированный подход к соору жениям различного назначения. Признано, что экономически невы годно и технически нецелесообразно проектировать сейсмостойкие гражданские и промышленные здания массового типа так, чтобы они не получали никаких повреждений при-землетрясениях расчет ной силы. Поэтому условия сейсмостойкости обычно формулируют как требование неразрушимости зданий, допускающее развитие вто ростепенных повреждений. В японской практике разрешается пре дусматривать повреждения такого объема, чтобы стоимость восста новительного ремонта после землетрясения не превышала 10% полной стоимости здания. Высказывалось также мнение, что анти сейсмические мероприятия могут допускать развитие второ степенных повреждений при землетрясениях расчетной силы, но должны обеспечивать полную неповреждаемость зданий при менее сильных землетрясениях, характеризуемых более частой повторяе мостью.
Действующие в СССР нормы предусматривают, что при сейсми ческом воздействии расчетной силы должна быть обеспечена сох ранность конструкций, выход из строя которых угрожает обруше нием здания или его частей; при этом допускаются повреждения элементов конструкций, не угрожающие безопасности людей или сохранности ценного оборудования [132]. Такая установка отвечает вышеизложенным соображениям в отношении гражданских и про мышленных зданий. Однако к дорожным сооружениям более целе
103
сообразен, по-вндимому, другой подход. Действительно, в § 1.4 бы ло отмечено, что повреждения искусственных сооружений и связан |Ный с этим перерыв (хотя бы кратковременный) движения в значительной мере усугубляют бедствия пострадавшего района. В конструкции большинства искусственных сооружений (например, мостов) нет второстепенных элементов, повреждения которых не приводили бы к необходимости перерыва движения (или по край ней мере ограничения скорости). Поэтому для обеспечения беспере бойной работы путей сообщения после сильных землетрясений условия сейсмостойкости дорожных сооружений следует формулиро вать как требования неповреждаемостп его конструкций п сохра нения сооружением своих эксплуатационных качеств при расчетном сейсмическом воздействии. Такой формулировки мы придерживаем ся в дальнейшем '.
Обеспечение выполнения условий сейсмостойкости сооружений достигается с помощью проектных п строительных мероприятий. В комплексе защитных антисейсмических мероприятий, осуществ ляемых при проектировании, основными являются:
1.Надлежащий выбор местоположения сооружения, обеспечи вающий его расположение в наиболее благоприятных в сейсмичес ком отношении инженерно-геологических условиях.
2.Правильный выбор общей схемы и системы сооружения, его компоновка и назначение генеральных размеров с учетом требова ний сейсмостойкости.
3.Соответствующий выбор материалов отдельных частей соору жения.
4.Выбор конструктивных решений отдельных несущих элемен тов сооружений (в частности, фундаментов) с учетом условий сейс мостойкости.
5.Расчет несущих конструкций с учетом сейсмического воздей
ствия.
6.Осуществление конструктивных антисейсмических мероприя тий, обеспечивающих прочность и устойчивость отдельных элемен тов, узлов, сопряжений.
Не меньшее значение с точки зрения обеспечения сейсмостой кости сооружений имеют и строительные мероприятия. Сопротив ляемость сооружений динамическим (сейсмическим) воздействиям в существенной мере зависит от качества выполнения строительных конструкций, их сопряжений и узлов. Например, недостаточно вы сокое качество сварных швов металлических конструкций или ар матуры, не заметное при статических нагрузках, может неблаго приятно проявить себя в условиях динамического нагружения. Пло хое качество строительных работ зачастую сводит на нет эффект тщательно продуманных антисейсмических проектных мероприятий.
1 Для сооружений на второстепенных путях сообщения это требование можно было бы смягчить, однако это нарушает единство подхода к задаче проектирова ния. Меньшая значимость сооружений на второстепенных путях сообщения учи тывается при назначении расчетной сейсмичности (см. § IV. 1).
104
Поэтому при возведении сооружений в сейсмических районах особое внимание следует уделять высококачественному выполнению строи тельных работ н контролю за соблюдением всех технологических требований.
§ IV.3. ВЫБОР МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Размещение сооружений в благоприятных инженерно-геологи ческих условиях во многих случаях приводит к снижению сейсмич ности площадки строительства на 1—2 балла по сравнению с ис ходной сейсмичностью района в целом. В такой же степени сни жается н расчетная сейсмичность сооружений. Получаемый при этом эффект определяется не только значительным снижением сейс мических нагрузок '. Важно отметить, что в благоприятных инже нерно-геологических условиях изменяется характер сейсмического воздействия: устраняются пли смягчаются тектонические наруше ния, вторичные остаточные явления в грунтах, изменения механи ческих свойств последних (см. § 1.7). Тем самым обезвреживаются именно те факторы сейсмического воздействия, с которыми труднее всего бороться расчетно-конструктивными мероприятиями при про ектировании. Очевидно, выбор местоположения сооружений с уче том сейсмических условий является одним из наиболее существен ных мероприятий по повышению эффективности сейсмостойкого строительства. Нередко он играет большую роль, чем совокупность всех остальных мероприятий.
Выбору места сооружений в практике сейсмостойкого строитель ства нашей страны уделяется большое внимание. Составление гене ральных планов новых населенных пунктов или новых районов су ществующих городов, промышленных и гидротехнических комплек сов, зонирование их территорий выполняют, как правило, с учетом сейсмических условий на основе специального микрорайонирования или по материалам общих изысканий.
Проблема рационального размещения дорожных сооружений в сейсмических районах имеет специфические особенности. Если вы бор места больших мостов или крупных тоннелей может осуществ ляться в известной мере независимо от проектирования трассы дорог, то местоположение средних и малых искусственных соору жений, как правило, полностью определяется трассой дороги. По этому в отношении этих сооружений вопрос по существу решается уже в процессе проектирования трассы дороги.
Учет сейсмических условий при выборе трассы дороги имеет зна чение не только для искусственных сооружений. Решающую роль он играет для сейсмостойкости земляного полотна и других элемен тов дорог.
К сожалению, вопросы проектирования дорог в сейсмических районах в настоящее время очень мало изучены. В технической ли-
1 Напомним, что сейсмические нагрузки увеличиваются вдвое при увеличении силы землетрясения на 1 балл.
-105