Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
/2 л мпческих усилий в опорах1. Выводы из этих эксперимен тов использованы в главах
лII, VI.
□В третьем цикле м одель
ных испытаний исследовали свободные поперечные коле бания балочных мостов. Экспериментами требова лось подтвердить существо вание собственных форм и периодов поперечных коле баний плоской решетки, со стоящей из разнородных
стержней. Значение этого вопроса для обоснования расчетной мето дики было отмечено в гл. II. Одновременно опытами проверяли рас четные формулы для определения периодов собственных попереч ных колебаний балочных мостов, приведенные в § VII.4.
Объектом исследования служила простейшая П-образная ре шетка шарнирно-сочлененных стержней, имитирующая схему одно пролетного балочного моста (или многопролетного моста регуляр ного типа и значительной протяженности). Стержни решетки (опорные и пролетный) были призматические. Динамические свой ства такой решетки при поперечных колебаниях определяются дву
мя параметрами a™, as; первый из них равен |
отношению полных |
масс, а второй — отношению податливости |
опоры и пролетного |
строения (см. § VI 1.4). Для обеспечения |
динамического по |
добия с натурой диапазон изменения этих параметров в опытах принят в соответствии с обычными фактическими значениями масс и податливостей опор и пролетных строений балочных мостов (am =
=0,553—2,89, as =0,088-3,30).
Вмоделях опорные стержни выполняли из органического стек ла. Стержень пролетного строения применялся трех типов: из орга нического стекла, дерева и стали. Это обеспечивало проведение
испытаний при различных соотношениях коэффициентов неупруго го сопротивления пролетного и опорных стержней. Все стержни имели прямоугольное поперечное сечение с наименьшей жесткос тью поперек плоскости решетки. В узлах стержни соединялись лис товыми шарнирами. Стержни опор были жестко заделаны в основании. Изменение параметров am, as в опытах достигалось за счет использования пролетных стержней из различного материала, изменения сечений и длин стержней. Высота опорных стержней сос тавляла 12,9, j 6,8 и 33,0 см, а пролет модели — 33,8, 50,4 и 58,2 см.
Периоды колебаний регистрировались с помощью тензорезисторов, наклеенных у заделки опорных и в середине пролетного стержней.
Схема моделей показана на рис. III.6.
1 В единичных случаях было отмечено даже незначительное повышение уси лий при проскальзывании.
88
совместных колебаний пролетного п опорных стержней). Сопостав ление показало, что этот период резко отличается от предваритель но определенных периодов отдельных стержней (включая и период опорного стержня с сосредоточенной массой на конце).
Для проверки были определены теоретические периоды попереч ных колебаний решетки. По фактическим податливостям ее стерж ней, определенным опытным путем, вычисляли параметры а,„, as и затем по графикам приложения II вычисляли значения периодов основного тона. Эти значения хорошо согласуются с эксперимен тальными периодами колебаний решеток.
Таким образом, опыты подтвердили существование собственных поперечных колебаний стержневых решеток, как единых колеба тельных систем.
§ 111.5. ИСПЫТАНИЯ МОДЕЛЕЙ АРОЧНЫХ МОСТОВ
Задачей испытаний являлось исследование собственных попе речных колебаний арочных мостов с ездой поверху. В § III.2 было отмечено, что натурные динамические испытания арочных мостов,, выполненные ГПИ имени В. И. Ленина по специальной программе, не позволили выявить формы собственных колебаний п закономер ностей изменения собственных периодов. Эти вопросы трудно под даются и теоретическому исследованию (см. гл. II).
Рис. III.8. Схемы моделей арочных пролетных строений:
а — м о д е л ь № 1; б — м о д е л ь Кг 2 ( р а з м е р ы в мм)
90
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
И 1.7 |
|
|
|
|
Модель |
|
|
|
Данные о моделях |
№ 1 |
№2 |
|
|
|
|
|
||
Расстояние между осями арок В, мм |
190 |
120 |
|
||
Расчетный пролет арок .1, мм |
1548 |
1940 |
|
||
Стрела |
арок /, мм |
390 |
768 |
|
|
Пологость |
арок ///' |
4,0 |
2,52 |
||
ЦВ |
|
|
8,2 |
16,2 |
|
Высота |
арок в замке ds, мм |
36 |
20 |
|
|
» |
» |
» пяте du, » |
56 |
34 |
|
Ud. |
|
|
43 |
97 |
|
Ширина арок, мм |
30 |
18 |
|
||
Параметры Штрассиера т , п |
1,421; 0,4 |
1,380; |
0,3 |
||
Длина |
панели иадарочиого строения, мм |
1 34; |
150 |
|
П ри м еч а и и е. Очертание оси арок принято по катеноиду. Высота опор в модели № 1—0, в модели № 2—0—540 мм.
Настоящие модельные испытания в некоторой мере дополняли указанные натурные исследования. Они ставили целью: выявить общую качественную картину собственных колебаний арочных мос тов; определить формы собственных поперечных колебаний; иссле довать влияние на динамические параметры арочных мостов высо ты опор, жесткости отдельных элементов пролетных строений и ря да других факторов.
Прототипами испытанных моделей служили арочные железобе тонные пролетные строения двух построенных автодорожных мос тов. Оба пролетные строения с отдельными арками и сквозным надарочным строением типа рамной надстройки. Пролет первого про летного строения — 38,7 м, второго — 58,1 м.
Модель первого пролетного строения (модель № 1) была выпол нена из органического стекла (рис. III.8, а) в масштабе 1 :25. Мо дель второго пролетного строения (модель № 2) осуществлена из стали (рнс. III.8, б). Масштаб продольных линейных размеров мо дели и ее элементов — 1 : 30; для обеспечения большей деформативности модели масштаб поперечных линейных размеров сечений ее элементов был принят вдвое мельче— 1 : 60. Основные данные по моделям приведены в табл. III.7. Общий вид модели № 2 дан на рис. III.9.
Известно, что при сооружениях из однородного материала соб людение геометрического подобия обеспечивает подобие оригинала и модели по качественной картине деформаций, формам собствен ных колебаний и распределению собственных периодов (отношения периодов друг к другу) [91]. В данном случае однородность мате риала оригинала нарушается только в покрытии проезжей части, обладающем пониженным модулем упругости. Для учета этого пли та проезжей части вместе с покрытием в моделях осуществлена в
91
тем при снятых поперечных рамах надаренного строения
и, наконец, |
при |
удалении |
||
распорок |
между |
арками. |
||
Эти |
испытания |
показали, |
||
что |
плита |
проезжей части |
||
оказывает |
на |
существенное |
||
влияние |
поперечную |
жесткость пролетного строе ния. Снятие плиты привело к снижению жесткости про летного строения до 3 раз. Последующее смятие попе речных рам дополнительно уменьшило жесткость про летного строения еще на 10%. Поперечная жесткость отдельной арки примерно в 10 раз меньше жесткости пролетного строения в целом.
При динамических испы таниях возбуждались сво бодные поперечные колеба ния моделей путем оттяги вания и внезапного осво бождения замкового сечения арок. Поперечные переме щения характерных точек моделей с помощью элект рических прогибомеров ре гистрировались -на ленте осциллографа, что давало возможность определять формы и периоды свобод ных колебаний (основного тона). Декременты колеба ний моделей не поддаются пересчету на оригинал и не представляют интереса.
Модель № 1 подверга лась динамическим испыта ниям как в целом виде, так и при снятых плите проез жей части и поперечных ра мах надарочного строения.
Д ииамические |
испытания |
модели № 2 |
проводились |
при различной высоте опор ных стержней.
а) 7 |
s |
51 т |
8 |
9 |
ю |
и |
Рис. ШЛО. Графики поперечных стати ческих перемещений точек моделей при действии силы в замковом сечении арок (ординаты даны в условных единицах):
а — м о д е л ь № I; 5 — м о д е л ь Лг° 2
Рис. 111.11. Формы собственных попереч ных колебаний (основного тона):
а — м о д ел и № 1; б — м од ел и № 2
93
|
|
Записанные |
осциллограммы |
показа |
|||
|
|
ли, чтО‘ точки модели совершают синхрон |
|||||
|
|
ные колебания с постоянными отношения |
|||||
|
|
ми амплитуд для различных точек. Фор |
|||||
|
|
мы собственных колебаний моделей (ос |
|||||
|
|
новного тона), построенные по указан |
|||||
|
|
ным амплитудам, приведены на рис. III. 11. |
|||||
|
|
Формы |
колебаний |
модели № |
2 |
(рис. |
|
|
|
III.11, б) выявляют зависимость отноше |
|||||
Рис. I I I . 12. Зависимость соб |
ния смещений отдельных точек от высо |
||||||
ственного периода попереч |
ты опор. Периоды |
собственных |
колеба |
||||
ных |
колебаний (основного |
ний этой модели |
(основного топа) |
также |
|||
топа) |
модели № 2 от высоты |
существенно зависят от высоты опор. Эта |
|||||
|
опор |
зависимость графически изображена на |
|||||
|
|
рис. II 1.12. Как и следовало ожидать пе |
|||||
риоды колебаний увеличиваются |
с высотой |
опор. |
|
|
Таким образом, эксперименты подтверждают существование собственных периодов и форм совместных поперечных колебаний опор п пролетного строения арочного моста.
Опыты с моделью № 1 показали, что при снятии плиты проез жей части период собственных колебаний пролетного строения уменьшается всего на несколько процентов. Это объясняется тем, что резкое снижение поперечной жесткости пролетного строения при снятии плиты компенсируется удалением значительной массы, расположенной на наиболее высоком уровне.
§ 111.6. ИСПЫТАНИЯ МОДЕЛЕЙ УСТОЕВ МОСТОВ
Испытания были проведены с целью оценки бокового сейсми ческого давления грунта на подпорные сооружения и сейсмической устойчивости устоев. Расчетные рекомендации в этой части страда ют известным противоречием (см. § VI.4), так что результаты мо дельных исследований представляют практический интерес. Выпол ненная работа заслуживает внимания и с методической точки зре ния. Обычно в экспериментах по сейсмическому давлению грунта фиксируется эпюра давлений или суммарное динамическое давле ние при колебаниях грунтового массива, возбуждаемых каким-ли бо источником. В данном случае была применена оригинальная методика исследования. Суть ее состоит в том, что непосредственно наблюдается переход сооружений в предельное состояние потери устойчивости положения и сопоставляются показатели устойчивос ти в статических условиях и при наличии сейсмического воздейст вия [62].
Исследованию подверглись устои обычного типа с вертикаль ной задней гранью. Испытательная установка состояла из деревян ного лотка, закрепленного на раме платформы. В лотке отсыпали модель подходной насыпи из сухого морского песка с преобладаю щим диаметром зерен 0,3—0,5 мм\ средний угол естественного от коса песка, установленный по стандартным испытаниям, составлял
94