Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
|
гибкого типа |
установлены |
опор |
|||
|
ные части в виде свинцовых плит. |
|||||
|
На всех остальных опорах распо |
|||||
|
ложены опорные части качающе |
|||||
|
гося типа. |
Таким образом, про |
||||
|
дольные |
сейсмические |
силы от |
|||
|
двух левобережных пролетов пе |
|||||
|
редаются на левобережный устой. |
|||||
|
Сейсмические |
силы |
|
от |
всех |
|
|
остальных |
пролетов |
воспринима |
|||
Рис. V.7. Конструкция правобережно |
ются правобережным устоем зна |
|||||
го устоя моста Сакаигава |
чительных |
размеров. |
Частично на |
|||
|
эти силы |
работают |
и |
промежу |
точные опоры перазрезного пролетного строения, но ввиду гибкости воспринимаемая ими доля полного усилия незначительна.
Железнодорожный мост Сакаигава (рис. V.6) перекрывает глу бокий каньон стальным сквозным неразрезиым пролетным строе нием со схемой 54 + 72 + 54 м [180]. Промежуточные опоры приняты гибкого типа, и пролетное строение опирается на них неподвижны ми шарнирами. На левобережном устое установлена подвижная опорная часть. Ввиду гибкости промежуточных опор продольные сейсмические силы от веса пролетного строения передаются на пра вобережный устой. Он имеет сложную конструкцию (рис. V.7). Опорный узел неразрезного пролетного строения поддерживается железобетонной стенкой на свайном основании. Последняя с по мощью железобетонной плиты связана с массивным опускным ко лодцем. Созданная таким образом железобетонная рама и вос принимает продольные сейсмические силы. Шкафная стенка у торца пролетного строения и стенка над опускным колодцем поддер живает пролеты подходной эстакады.
Представляет интерес решение виадуков на автомобильной до роге Рокбрюн — Ментона—-итальянская граница (Франция) [176]. Район строительства характеризуется сейсмичностью 9 баллов. На указанном участке дороги построено 9 виадуков длиной от 104 до 360 м с пролетами 32—50 м и высотой опор до 70 м. В качестве характерного примера на рис. V.8 приведена схема виадука Борриго. В плане он расположен на кривой. Ущелье перекрыто двумя неразрезными железобетонными предварительно напряженными пролетными строениями по схеме 3X46 м и 46 + 2 x 4 0 м. В попе речном сечении установлены две главные балки коробчатого сечения, разделенные продольным швом 'и составляющие два парал лельных (криволинейных в плане) пролетных строения. Промежу точные опоры гибкого типа осуществлены в виде парных железо бетонных стоек двутаврового сечения, не связанных между собой.
•Стенка сечения стоек расположена в плоскости, перпендикулярной оси моста, полки сечения имеют переменную ширину и суживаются кверху опоры. Пролетные строения опираются на промежуточные опоры через неподвижные опорные части панцирного типа (систе мы Фрейссинэ). Исключение составляет средняя промежуточная
326
Рис. V.9. Опирание главных балок виадука Борриго на среднюю проме жуточную опору:
1 — неподвижные опорные части типа Фрейссннэ; 2 — неопреновые опорные части; 3 — тефлоновая прокладка; 4 — зуб
опора, где опираются торцы двух пролетных строений (рис. V.9). Здесь конец одного пролетного строения опирается вышеуказан ным образом. Под концом другого установлены подвижные рези новые (неопреновые) опорные части; для уменьшения трения меж ду ними и пролетным строением имеется прослойка из тефлона. Таким образом, над опорой создается деформационный шов меж ду соседними пролетными строениями. Для предотвращения попе речного смещения конца пролетного строения, опертого на резино вые опорные части, устроен дополнительный зуб, врезанный в ого ловок опоры.
При указанной конструкции виадука продольные сейсмическиесилы от веса каждого пролетного строения должны быть восприня ты соответствующим устоем. Последние имеют коробчатую конст рукцию (рис. V. 10). Для обеспечения передачи сейсмических сил стенки коробчатых главных балок пролетных строений монолитно соединены с продольными стенками устоев и предварительно на пряженная арматура балок заанкерена в них. Таким образом, не разрезные главные балки пролетных строений имеют жесткую за делку по одним концам.
127
М |
Неразрезное стальное пролет |
|
|
ное строение упомянутого выше |
|
|
моста «Европа» также подвижно |
|
|
оперто на промежуточные опоры. |
|
|
Продольные горизонтальные си |
|
|
лы передаются на оба устоя с по |
|
|
мощью домкратов |
с масляными |
|
амортизаторами [26]. |
|
|
В приведенных выше приме |
|
|
рах силы инерции от веса нераз |
|
|
резных пролетных строении пере |
|
|
давались на жесткие устои не |
|
|
большой высоты. Встречаются на |
|
|
практике и противоположные ре |
|
|
шения, когда устои освобождают |
|
|
ся от работы на продольные сейс |
|
|
мические силы и последние пол |
|
|
ностью передаются на промежу |
|
|
точные опоры. На рис. V.11 при |
|
Рис. V.I0. Схема левобережного устоя |
ведена схема автодорожного мос |
|
виадука Борриго |
та Ионеяма (Япония) [180]. Трех |
|
|
пролетное неразрезное стальное |
|
пролетное строение коробчатого |
типа с пролетами |
67 + 93 + 67 м |
имеет подвижные опорные части |
на крайних и неподвижные на |
промежуточных опорах. Они осуществлены в виде стальных ре шетчатых башен на бетонных постаментах. В § VIII.1 приведен пример запроектированного у нас городского моста. Трехпролетное неразрезное железобетонное пролетное строение по схеме 44,15+ + 81,60 + 44,15 м здесь также подвижно опирается на устои и не подвижно на промежуточные опоры гибкого типа (см. рис. VIII.1). Расчеты показали, что вследствие гибкости промежуточных опор, обусловливающих деформативность сооружения вдоль его оси, пе
риод продольных колебаний моста |
(основного тона) |
равен 1,83 сек, |
а соответствующий коэффициент |
динамичности (по |
спектральной |
кривой, рис. VI.2) р 1=0,80. Здесь устои моста очень жесткие, поэто му при неподвижном закреплении пролетного строения на одном из них, вследствие резкого увеличения продольной жесткости соору жения, имели бы 7^ <0,33 сек, [3i = 3. Таким образом, в данном слу-
Рис. V.11. Схема моста Ионеяма (Япония)
128
чае передача продольных уси |
а) |
|
21,80 |
|
6) |
|||||||
лий на промежуточные |
гибкие |
|
а|— |
|
|
|
||||||
опоры привела к весьма су |
|
|
|
|
||||||||
щественному |
снижению сейс |
|
|
|
|
|
||||||
мических |
сил от веса |
пролет |
|
|
|
|
|
|||||
ного строения. При расчетной |
|
и |
|
|
|
|||||||
сейсмичности |
данного |
моста, |
|
д |
а |
» |
||||||
равной 7 баллам, эти силы лег |
|
|
||||||||||
ко |
воспринимаются |
промежу |
|
А - А |
|
Б - Б |
|
|||||
точными опорами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Рассмотрим |
несколько при |
|
|
|
|
|
|||||
меров, характеризующих схе |
|
|
|
|
|
|||||||
мы |
многопролетных |
балочных |
|
|
|
|
|
|||||
мостов |
значительной |
протя |
|
|
|
|
|
|||||
женности. Способ членения мо |
|
|
|
|
|
|||||||
ста на секции с передачей про |
Рис. |
V. 12. Конструкция пролетного |
||||||||||
дольных |
сейсмических |
сил |
в |
|||||||||
строения и опор моста через Био-Био |
||||||||||||
пределах каждой из них на |
|
|
(Чили): |
|
|
|||||||
усиленные опоры (рис. V.1, |
в) |
а — облегченная |
промежуточная |
опора; |
||||||||
применен |
в мостах |
через реки |
б |
— усиленная |
промежуточная |
опора |
||||||
|
|
|
|
|
Био-Био и Майпо (Чили), осу ществленных но английским проектам [169]. Мост через р. Био-Био
у г. Консепсион имеет 58 пролетов по 33 м. Пролетные строения сборные из предварительно напряженного железобетона. В попе речном сечении они имеют по 7 балок, перекрытых сборными пли тами. Опоры моста свайные, все опорные части — неопреновые. По длине мост разбит на секции по шесть пролетов. По середине каждой секции установлена усиленная промежуточная опора, вос принимающая продольные сейсмические силы от веса всех пролет ных строений секции. Она поддерживается 20 железобетонными предварительно напряженными сваями диаметром 76 см, располо женными в два ряда по фасаду моста. По оси опоры над подфер менными .площадками между торцами опирающихся на нее пролет ных строений устроена поперечная стенка, доходящая до уровня проезжей части. Остальные промежуточные опоры (облегченного типа) состоят из шести свай в один ряд и железобетонного оголов ка (насадки). Продольные сейсмические силы передаются на уси ленную опору с помощью слоя монолитного армированного бетона толщиной 10 см, уложенного по сборным плитам пролетных строе ний. Этот слой неразрывно проходит по всем пролетным строениям в пределах каждой секции и образует бесшовную проезжую часть. Над усиленной опорой он жестко соединен с ее поперечной стен кой.
Конструкция пролетного строения и промежуточных опор моста показана на рис. V.12. Мост через р. Майпо имеет аналогичную конструкцию.
Специальные приспособления для распределения продольных сейсмических сил между опорами многопролетных мостов находят применение в японской практике [180]. Многопролетная железобе-
5-3462 |
129. |
А*1
Рис. V.13. Опорные закрепления моста Сетагава
тонная балочная эстакада токийской скоростной дороги имеет не разрезные пролетные строения длиной 5 X 2 4 м. На одной из проме жуточных опор каждого пролетного строения устроены неподвиж ные опорные части и она работает на восприятие тормозных усилий. На остальных опорах опорные части подвижные, но имеют специальные масляные амортизаторы, которые при быстром нагру жении препятствуют взаимному смещению опоры и пролетного строения. При землетрясении они срабатывают и таким образом продольные сейсмические силы воспринимаются всеми опорами. Иное техническое осуществление той же идеи применено в конст рукции железнодорожного моста Сетагава. Многопролетный мост состоит из нескольких пятипролетных неразрезных железобетонных пролетных строений длиной 5 X 4 6 м. На одной из промежуточных опор установлены наклонные анкерные перекрестные стержни, сое диняющие опорный узел пролетного строения с оголовком опоры и воспринимающие тормозную силу (порядка 300 Т). На остальных опорах устроены «стопоры» — заполненные бетоном вертикальные стальные стержни коробчатого сечения, верхним концом закреплен ные в пролетном строении, а нижним — заходящие в гнезда под ферменной площадки опор с некоторым люфтом. Вследствие люф та стопоры не воспринимают тормозные и температурные усилия. При землетрясении расчетной силы суммарная продольная сейсми ческая сила от веса пролетного строения, достигающая 1600 Т, вы зывает разрыв тормозных анкерных стержней. При смещении про летного строения вступают в работу стопперы и продольная сейсми ческая сила передается на все опоры.- Конструкция закрепления пролетных строений на опорах показана на рис. V. 13.
Как видим, возможные решения схемы балочных мостов в от ношении условий распределения продольных сейсмических сил между опорами могут быть весьма разнообразны. При выборе того
130
или иного варианта следует иметь в виду, что связывание пролет ных строений в цепочку или другие специальные мероприятия требуют соответствующего изменения конструкции несущих эле ментов пролетных строений или опорных частей. При расчетной сейсмичности 7 баллов эти мероприятия, как правило, нецелесооб разны. При более высокой сейсмичности следует исходить из кон кретных условий проектирования в отношении продольного профи ля по оси перехода, высоты опор, условий их фундирования и т. и. Окончательный выбор схемы моста следует производить по сопо ставлению вариантов.
В балочных мостах, расположенных на кривой в плане, связы вание пролетных строений в цепочку может облегчить условия ра боты промежуточных опор и в поперечном к оси моста направле нии. Ю. В. Словинским была предложена схема балочного разрез ного моста на кривой, где пролетные строения шарнирно соединены между собой и с устоями, а на промежуточные опоры опираются неподвижно. При действии поперечных сейсмических сил цепочка шарнирно связанных пролетных строений работает в горизонталь ной плоскости как ломаная арка (или цепь), узлы которой служат дополнительными упорами для верхних точек промежуточных опор. Такая схема целесообразна при промежуточных опорах большой высоты.
§ V.3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ БАЛОЧНЫХ МОСТОВ
Для балочных мостов, возводимых в сейсмических районах, мо гут быть применены все обычные типы стальных и железобетонных пролетных строений, включая сборные и предварительно напря женные. При расчетной сейсмичности 7 баллов конструкция про летных строений, как правило, не требует каких-либо изменений. Только при более высокой сейсмичности могут потребоваться до полнительные мероприятия, приводящие к некоторым изменениям типов или конструкций пролетных строений больших и средних (а иногда и малых) пролетов. Эти мероприятия имеют целью сниже ние веса пролетных строений, обеспечение их прочности и устойчи вости при сейсмическом воздействии, а также осуществление пере дачи сейсмических сил от веса пролетных строений на опоры в соответствии с принятой схемой работы последних (см. § V.2).
Для снижения собственного веса пролетных строений балочных мостов, возводимых в сейсмических районах, могут быть рекомен дованы следующие мероприятия:
1. Применение облегченных конструкций проезжей части. Ве проезжей части обычного типа составляет значительную долю соб ственного веса пролетных строений, поэтому облегчение проезжей части является эффективным мероприятием. В автодорожных же лезобетонных мостах облегчение может быть достигнуто путем устранения подуклонного и выравнивающего слоев (за счет повы шения точности изготовления и монтажа сборных несущих элемен тов), применения эффективной изоляции й покрытия ездового по
5* |
I |
131 |