Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. V.17. Конструкция стопоров:

/ — дополнительные упорные балки; 2 — стопор

Рис. V.18. Закрепление на опорах пролетных строений городского моста:

/ — армированные тумбы

Рис. V.19. Резиновая опорная часть для сей­ смических районов:

I — стальной лист; 2 — желе­ зобетонная подушка; 3 — резиновая прокладка

мических районов, схема которой приведена на рис. V.19 [160]. Резиновая прокладка располагается в углублении цилиндрической формы на поверхности подферменной площадки; пролетное строе­ ние опирается на нее через железобетонную подушку с такой же цилиндрической поверхностью. Последняя крепится к главным бал­ кам пролетного строения посредством опорного листа с анкерами. Цилиндрическая поверхность опорной части ограничивает ее дефор­ мации при действии горизонтальных сил. Эксперименты показали, что она обладает высокой сопротивляемостью продольным усилиям. Опорные части такого типа осуществлены на путепроводе в г. Фрун­ зе. Они рекомендуются при опорных давлениях до 150 Т.

§ V.5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАМНЫХ, АРОЧНЫХ И ВИСЯЧИХ МОСТОВ

Рамные мосты с жесткими узлами хорошо сопротивляются сейс­ мическим силам (см. § V.1). Отечественные нормы рекомендуют применение железобетонных мостов рамных систем в сейсмических районах [132]. Предпочтение следует отдавать рамным конструкци­ ям бесшарнирного типа. При расчетной сейсмичности 9 баллов при­ менение рамно-консольных и рамно-подвесных систем не рекомен­ дуется.

Для рамных мостов и путепроводов малых и средних пролетов можно применять конструктивные решения обычного типа с рас­ пределением продольных сейсмических сил на все опоры. В Японии

вбольшом числе осуществлены сборно-монолитные криволинейные

вплане рамные эстакады такого типа [180]. При высокой расчетной сейсмичности сооружения сейсмические силы требуют увеличения размеров опор (стоек) по фасаду моста, что для крайних опор не­ выгодно с точки зрения температурных усилий. Поэтому более це­ лесообразны специальные схемы с передачей продольных сейсмиче­ ских сил на средние опоры, расположенные у оси симметрии моста. На рис. V.20 показана одна из таких конструкций, осуществленная

вЯпонии [179]. Две средние опоры рамного моста усилены и их фундаменты связаны между собой дополнительными распорками; остальные опоры, освобожденные от работы на горизонтальные

г,чо

7,40

7,8О

8,20

7,80

7,40

2,40

Рис. V.20. Схема рамного путепровода (Япония)

139


силы, осуществлены в виде гибких стоек и температурные усилия в них незначительны. При длинных рамных экстакадах такое же решение может быть применено в пределах каждой температурной секции.

В японской практике находят также применение железобетон­ ные предварительно напряженные рамные мосты больших пролетов с опорами в виде наклонных подкосов, V-о'бразных стоек; пролеты таких мостов достигают 50 м [194].

При проектировании железобетонных конструкций стоек и риге­ лей (главных балок пролетных строений, надопорных поперечных балок) рамных мостов, непосредственно воспринимающих горизон­ тальную сейсмическую нагрузку, должны быть учтены дополнитель­ ные требования и конструктивные мероприятия, указанные в

§ IV.5.

Мосты с безраспорными арочными или комбинированными про­ летными строениями (типа арок с затяжками, ферм Лангера) в сейсмических районах можно применять без ограничений. Распор­ ные арочные системы следует проектировать только при условии обеспечения незыблемости оснований опор. Как было указано в § V.1, в районах с сейсмичностью 8—9 баллов нежелательно при­ менение многопролетных арочных мостов значительной протяжен­ ности при опорах на нескальном основании.

Пяты сводов или арок железобетонных и стальных арочных мос­ тов с ездой поверху или посередине следует опирать на массивные опоры и располагать на возможно низком уровне. В железобетон­ ных мостах сплошным сводам надо отдавать предпочтение перед раздельными. Для обеспечения поперечной жесткости пролетных строений раздельные своды или арки должны быть связаны рас­ порками, обеспечивающими восприятие сейсмических сил. Приме­ нение шарнирных сводов или арок нежелательно.

Большое внимание требует проектирование надарочных строе­

ний. Пр_и

сборном надарочном строении

соединения

монтажных

элементов

надо проектировать жесткими

в обоих

направлениях.

В том случае, когда устраивают деформационные

швы,

разделяю­

щие надарочное строение на отдельные участки, соответствующим подбором сечений его элементов нужно обеспечить достаточную жесткость и устойчивость каждого участка при действии горизон­ тальных сейсмических сил. Конструкцию деформационных швов н их зазоры следует назначать с учетом сейсмических смещений.

Сведений о железобетонных или стальных арочных мостах, воз­ веденных в сейсмических условиях, очень мало. В японской техниче­ ской литературе такие данные не приводятся [179, 180, 194]. Как было отмечено в § V.1, в США возведен арочный железобетонный автодорожный мост пролетом 158 м. Главный свод коробчатого се­ чения осуществлен из монолитного железобетона, надсводное строе­ ние состоит из одиночных стоек-стенок и сборных балок [207].

Вопрос о строительстве массивных каменных или бетонных арочных мостов в настоящее время неактуален. В сейсмических районах их следует возводить только в исключительных случаях

НО



при специальном технико-экономическом обосновании. Необходи­ мым условием является наличие коренных пород в основании опор. Дополнительные антисейсмические мероприятия для массивных арочных мостов приведены в нормах [132].

Много висячих мостов, в том числе больших пролетов (свыше 700—800 м), проектируют и строят в 'сейсмических районах зару­ бежных стран (Японии, США, Португалии и др.). В технической литературе основное внимание уделяется расчету висячих мостов на сейсмические воздействия, конструктивное же их решение осве­ щено очень мало. Мы не имеем возможности детально рассмотреть этот вопрос. Отметим только, что основную роль в обеспечении сейс­ мостойкости висячих мостов играет надежность оснований опор, незыблемость анкерных закреплений н боковая динамическая ус­ тойчивость пролетного строения (см. гл. I). При недостаточно на­ дежных грунтах предпочтение следует отдавать висячим системам с воспринятым распором. Проектирование висячих мостов больших пролетов в сейсмических районах является исключительно ответст­ венной задачей, решение которой требует проведения специальных исследований.

§V.6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПОР МОСТОВ. СОПРЯЖЕНИЕ МОСТОВ

СНАСЫПЯМИ

Для обеспечения сейсмостойкости мостов любых систем основ­ ное значение имеет проектирование опор и их фундаментов с уче­ том силы землетрясения, характера нрунтов 'основания и особенно­ стей сооружений.

Для мостов с расчетной сейсмичностью 7 баллов практически (с некоторыми ограничениями) могут быть использованы все основ­ ные виды опор, применяемые в несейсмических районах. При более высокой сейсмичности необходим специальный подбор наиболее целесообразных типов опор и осуществление дополнительных ан­ тисейсмических мероприятий. В отношении тела опор основная тен­ денция заключается в замене бетонных и каменных конструкций железобетонными. Сборные конструкции, замоноличенные с уче­ том сейсмических воздействий, могут применяться наравне с моно­ литными. При соблюдении условий, указанных в § IV.5, без огра­ ничений можно применять в опорах предварительно напряженные железобетонные конструкции.

Высокая прочность железобетона позволяет значительно умень­ шить размеры сечений тела опор и соответственно снизить их соб­ ственный вес и сейсмические пилы. Для уменьшения веса целесооб­ разно проектировать тело опор облегченного типа. Такие опоры на­ ходят широкое применение в сейсмических районах СССР, США, Японии. Нужно отметить, что с уменьшением размеров сечений опор уменьшается также их жесткость; в соответствии с принятой в отечественных нормах спектральной кривой коэффициента дина­ мичности это приводит к дополнительному снижению сейсмических сил.


Опоры гибкого типа широко применяются в зарубежной прак­ тике сейсмостойкого строительства (см. § V.2). Увеличение гиб­ кости опор балочных и рамных мостов (как вдоль, так и поперек моста), безусловно, является эффективным приемом для сниже­ ния сейсмических сил. Применение чрезмерно гибких опор неже­ лательно только в условиях слабых грунтов и воздействия силь­ ных землетрясений от далеких эпицентров, когда возможно пре­ обладание интенсивных низкочастотных компонентов колебаний грунта. Рассмотрим основые рекомендации по проектированию опор различных типов, приведенные в нормах [132].

В монолитных промежуточных опорах массивных типов (бе­ тонных или каменных) наиболее уязвимы места резких изменений сечения (обрезы, 'переломы граней) и участки швов бетонирования. При расчетной сейсмичности 9 баллов рекомендуется усилять эти места постановкой по периметру сечений вертикальных и наклон­ ных арматурных коротышей, предотвращающих раскрытие шва и сдвиг кладки по шву. Во всех случаях полезно применение облицо­ вочных арматурных сеток, повышающих сопротивляемость сечений кратковременным импульсивным пикам сейсмического воздействия; вертикальные стержни сетки должны быть хорошо заделаны в ого­ ловке опоры и теле фундамента. Швы бетонирования требуют тща­ тельной обработки.

При нескальных грунтах применение опор в виде отдельно стоя­ щих бетонных или каменных столбов на естественном основании не рекомендуется. При расчетной сейсмичности 9 баллов они запреще­ ны нормами.

Промежуточные опоры облегченного типа с телом в виде узкого столба с консольными свесами ригеля, нескольких столбов, объеди­ ненных 'подферменной плитой, рамной надстройки или 'пустотелой конструкции, в сейсмических районах могут применяться без огра­ ничений. При проектировании железобетонных конструкций таких опор должны быть учтены требования, изложенные в § IV.5. Осо­ бое внимание надо обращать на места изменения сечений, узлы сопряжения элементов рамной надстройки между собой и нижеле­ жащей частью. В ряде случаев причиной сейсмических разрушений опор была недостаточная прочность заделки стоек или стенки тела опоры в надфундаментную часть. Эти узлы должны быть соответ­ ствующим образом усилены с учетом сейсмических усилий.

Для замоноличивания сборных конструкций тела опор могут быть использованы все известные способы, включая сварку заклад­ ных деталей. При членении тела опоры горизонтальными швами эффективным средством замоноличивания коробчатых пустотелых блоков является применение вертикальной предварительно напря­ женной арматуры. Вертикальные предварительно напряженные пучки обжимают швы между блоками и служат рабочей арматурой опоры при ее работе на горизонтальные сейсмические силы. В ка­ честве примера на рис. V.21 приведена опора балочного неразрез­ ного автодорожного моста через р. Нарын у Токтогульской ГЭС [28]. Расчетная сейсмичность сооружения — 9 баллов. Опора имеет

142