Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рыхлые известняки и доломиты добывают поверхиостнопослойиым и карьерным способами.

П о в е р х н о с т н о - п о с л о й н ы й с п о с о б добыли известняков применяют в месторождениях ма­ лой мощности. Для разработки берут участок, на кото­ ром при помощи бульдозера или экскаватора снимают верхний слой почвы и перемещают ее за пределы зале­ гания породы или свозят в отвал. После вскрышных работ разрабатывают породу, вынимая послойно из,- вестняковую породу на всю глубину залегания. На разработке залежей, транспортировке, отсыпке и сгре­ бании рыхлых пород применяют бульдозеры или скре­ перы. За каждый проход скрепер или бульдозер сни­ мает слой до 100 мм и сдвигает его в бурты.

Обычно используют прицепные скреперы с гидрав­ лическим или канатно-блочным управлением со сво­ бодной выгрузкой грунта путем опрокидывания ковша вперед. Скреперы выгоднее использовать иа сухих или нормально влажных породах при транспортировке добываемого сырья иа относительно небольшие расстоя­ ния. Наиболее целесообразным следует считать рас­ стояние до 1 км. Если нужно перевезти известковые материалы на расстояние более 1 км, используют самосвальные транспортные средства.

Из бульдозеров применяют в основном те, которые имеют гидравлическое управление. Их выгодно исполь­ зовать при перемещении породы на расстояние до 100 м.

К а р ь е р н ы й с п о с о б добычи мягких пород известняков также предусматривает вскрышу участка месторождения с последующей разработкой породы уступами, высота которых зависит от величины вылета стрелы экскаватора. Вскрышные работы и разработку карьера начинают с середины участка.

Для выемки известковой породы и погрузки ее в транспортные средства применяют одноковшовые экс­ каваторы, оборудованные прямой лопатой. Опыт пока­ зал, что прямой лопатой можно разрабатывать как рыхлые, так и твердые породы с рыхлением их при помощи бульдозеров.

Добыча и приготовление мела. ЦНИИМЭСХ разра­ ботал технологию механизированных работ по добыче и приготовлению сыпучего известкового удобрения из карьерного мела (табл. 23). В основу технологии поло­ жен экскаваторно-фрезерный способ, при котором мел

137

из карьера добывают экскаватором и грузят его в само­ свальные средства. Сырой мел отвозят на ровную сухо­ дольную площадку в 2—4 га, расположенную вблизи карьера.

Т а б л и ц а 23

Динамика подготовки сыпучего известкового удобрения из сырого мела на полевых площадках,

по данным ЦПИИМЭСХ

 

 

 

Сред­

Средпе-

Сте­

Фракцпоиггый

Технологи веская

 

повешск-

пень '

состав, %

 

няя

iii.iii

из-

 

 

операция

 

влаж­

размер

мсль-

от 0 до

от 3 до

 

 

 

ность,

частиц,

ченпя,

 

 

 

%

мм

%

3 мм

5 мм

Экскавация

мела

из

22,13

Глыбы

карьера

 

пло­

21,96

до 70 см

1,0

5,58

9,75

Разравнпванпе па

50,0

щадке бульдозером

 

 

 

 

 

После дпековаштя:

 

19.82

30.6

1.6

16,35

25,4

в один след

 

в два следа

 

15,80

1S.0

2,8

20.57

39,2

в три следа

 

12,21

12,8

3,9

29,51

44,91

После

фрезерования

 

 

 

 

 

БФ-6,5:

 

 

15.1

6.1

8,2

36,75

59,35

в один след

 

в два следа

 

13.45

4.6

10,8

53.31

73,25

в три следа

 

12,71

2,9

17.2

62,95

87,55

Выгружают сырье в кучи на расстоянии 4—5 м между ними (рис. 53, а). После некоторой естественной про­ сушки кучи бульдозером тщательно разравнивают слоем толщиной 250—300 мм. Затем на площадку пускают агрегат тяжелых дисковых борон, который рыхлит слой мела. За одни прием он обрабатывает площадки в 2—3 следа. После рыхления и просушки верхний слой тол­ щиной 20—25 мм размельчают при помощи фрезерного барабана БФ-6,5.

■ Фрезбарабан БФ-6,5 снабжен по всей ширине захвата секционированными катками, которые при движении слегка укатывают поверхностный слой мела и частично крошат его. Этим достигают более равномерной глу­ бины фрезерования и соответственно однородности фракционного состава (87,6% частиц размером менее 3 мм). Операции рыхления и фрезерования повторяют 2—3 раза. Число повторностей зависит от погодных условий. Во время рыхления и фрезерования верхний

138


I-------

1

Pnc. 53.

Схема

полевого

метода

приготовления известкового

 

 

 

 

удобрения:

1

— бурт

готового

продукта;

2

— куча

сырого мела; 3 — автосамосвал;

4

— разравнивание сырого мела

п сгребание готового продукта бульдозе­

ром; 5 — погрузка готового продукта; 6 — транспортное средство или разбрасыватели; 7 — дискование; S — фрезерование при помощи фрезбарабана БФ-6,5*


примесей месторождение целесообразно разрабатывать послойно-поверхностным способом без применения экс­ каватора. Сушат и размельчают верхний слой мела не­ посредственно на меловой залежи с применением опи­ санных выше машин и технологии выполнения работ. Подготовленную сыпучую массу убирают в штабель. На освобожденной площадке последовательно прово­ дят следующий цикл, а готовую продукцию грузят в транспортные средства и вывозят на поля.

ХРАНЕНИЕ ИЗВЕСТКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Склады п оборудование для хранения известняковой муки. Для хранения известняковой муки класса А используют склады силосного типа. Наиболее широко применяют инвентарный автоматизированный склад

С-753; типовой

склад на 1000 т (проект № 705—1—3)

и склад-силос,

сооружаемый на базе цистерн для го­

рючего (табл. 25).

а в т о м а т и з и р о в а н ­

И н в е н т а р н ы й

н ы й с к л а д

С -753,

выпускаемый Славянским за­

водом строительных машин, для хранения 25 т цемента используют также для приемки с железнодорожного транспорта и временного хранения известняковой муки. При необходимости его емкость увеличивают, устано­ вив несколько сплосов. Склад может принимать из­ вестняковую муку от автоцементовозов с аэропневматпческой разгрузкой и автосамосвалов. Емкости склада загружают при помощи компрессорных установок и вакуумных разгрузчиков. Для перегрузки пылевидного материала из автосамбсвалов в бункера склада приме­ няют специальный бункер 16 с аэрожслобом 1 (рис. 54).

Емкости склада представляют собой цилиндриче­ ские резервуары с конической нижней частью. Уста­ навливают их на специальных опорах, закрепленных анкерными болтами к фундаменту. В верхней части резервуара смонтирован фильтр 14 для очистки воздуха, выходящего из емкости при загрузке в нее пылевид­ ного материала. В корпусе фильтра вмонтирован затвор колокольного типа, который открывают при помощи троса, системы рычагов и блоков. Резервуар оборудован аэрирующим устройством, состоящим из воздушной камеры и мягкой пористой перегородки, под которую подают сжатый воздух.

142


 

 

 

Т а б л и ц а 25

Техническая характеристика складов для известняковой

 

муки класса А

 

 

 

Инвентарный

Типовой

Склад-сплос,

Покавателп

автоматизи­

склад на

сооруженный

рованный

1000 т (проект

на базе

 

склад С-753

Л? 705-1-3)

цистерн для

 

 

 

горючего

Емкость:

 

 

т

4,5

приемного бункера,

резервуара, т

 

25

камерного насоса, м3

0,25

Габаритные

размеры

 

одним

резервуаром),

 

мм:

 

 

 

5150

длина

 

 

ширина

 

 

3950

высота

 

 

7410

Компрессор:

воздуха,

3

расход

м3/мин

давления,

2 - 3

избыток

кгс/см?

 

 

14

Производительность сила-

да прн разгрузке це­

 

мента

(высота подачи

 

12 м, дальность подачи

 

20 м), т/ч

 

 

76

Диаметр

трубопровода,

мм1

Общая

мощность элек-

11,5

тродвпгателен, квт

5700

Масса с одним резервуа-

ром.,

кг

 

500100

18 500

 

16 500

21 000

\ --

__

12-15

 

__

2

 

40-80

30

 

Ь*» О О

__

__

__

__ .

В нижней части емкость заканчивается горловиной, в которой смонтирована дроссельная заслонка 10. К горловине прикреплен разгрузочный патрубок с про­ дувочной форсункой и обратным клапаном.

Загружают силос пылевидным материалом из авто­ цементовоза или железнодорожной цистерны через гибкий шланг и вертикальный трубопровод 12.

Разгрузка известняковой муки из силоса может быть порционной и произвольной. При порционной подаче материала включают камерный насос, представляющий собой камеру со сферической крышкой. В центре крышки имеется загрузочная труба с затвором 4 коло­ кольного тина. В нижней часты камеры смонтировано

143


аэрационное устройство 6. Пылевидный материал Из камеры нагнетают по вертикальному трубопроводу в раздаточное устройство 13. Регулирует решим работы

насоса система

автоматического управления.

№ 705-1-3

С к л а д —

т и п о в о й

п р о е к т

предназначен для приема с железнодорожного транс­ порта, хранения и отгрузки в автомобильный транспорт пылевидных удобрений (рис. 55). Сооружают его на площадках прирельсовых торговых баз минеральных удобрений.

Комплекс склада вместимостью 1000 т удобре­ ний включает складскую емкость (две силосные банки

Рнс. 54. Схема инвентарного автоматизирован­ ного склада С-753:

I — аэрожслоб; г — крап; 3, 7, 8 и я — элементы ппевмоуправленпя; 4 — затвор; 5 — пасос камерный; в — устройство аэрационное; 10 — заслонка дроссельная;

II и 12 — трубопроводы; 13

— устройство раздаточное;

14 — фильтр;

15 — силос.

144

Рпс. 55. Схема склада для пылевидных удобрений на 1000 т (проект № 705-1-3).

1 — силосная банка емкостью 500 т; г — помещение приемное; з — поме­ щение подъемное; 4 — бункер подрельсовый; л — насосная; б — пневмо­ погрузчик С-577; 7 — компрессорная.

диаметром по 6 м), приемное устройство, состоящее из подземной части и подрельсового бункера, помещение для пневморазгрузчика, помещение компрессорной и навес над прирельсовым бункером. Разгрузочные от­ верстия банок оборудованы пневморазгрузчиками дон­ ной выгрузки.

Для временного храненпя известняковой муки ис­ пользуют ц е л ь н о м е т а л л и ч е с к и е с т а н ­ д а р т н ы е ц и с т е р н ы , предназначенные для хра­ нения нефтепродуктов емкостью 75 м3. Цистерну, уси­ ленную бандажами из металлической полосы 60 х 8 мм, устанавливают на фундаменте вертикально и крепят на анкерных болтах (рис. 56).

Емкость оборудована аэролотком 12, загрузочной 2 и разгрузочной 20 запорными задвижками, предохрани­ тельным клапаном 3 и манометром 7. Для перекрытия трубы поддува служит вентиль 8. Вентиль 10 исполь­ зуют для регулирования подачи воздуха из магистраль­ ной трубы в коллектор 11.

Аэролоток сварен из отрезков труб, в которых про­ сверлены отверстия диаметром 10—15 мм с шагом 20— 30 мм. На каждую трубу надевают брезентовый рукав диаметром 66 мм. Аэротрубы в собранном виде встав­ ляют в резервуар и прикрепляют к коллектору 11.

145