Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
Рыхлые известняки и доломиты добывают поверхиостнопослойиым и карьерным способами.
П о в е р х н о с т н о - п о с л о й н ы й с п о с о б добыли известняков применяют в месторождениях ма лой мощности. Для разработки берут участок, на кото ром при помощи бульдозера или экскаватора снимают верхний слой почвы и перемещают ее за пределы зале гания породы или свозят в отвал. После вскрышных работ разрабатывают породу, вынимая послойно из,- вестняковую породу на всю глубину залегания. На разработке залежей, транспортировке, отсыпке и сгре бании рыхлых пород применяют бульдозеры или скре перы. За каждый проход скрепер или бульдозер сни мает слой до 100 мм и сдвигает его в бурты.
Обычно используют прицепные скреперы с гидрав лическим или канатно-блочным управлением со сво бодной выгрузкой грунта путем опрокидывания ковша вперед. Скреперы выгоднее использовать иа сухих или нормально влажных породах при транспортировке добываемого сырья иа относительно небольшие расстоя ния. Наиболее целесообразным следует считать рас стояние до 1 км. Если нужно перевезти известковые материалы на расстояние более 1 км, используют самосвальные транспортные средства.
Из бульдозеров применяют в основном те, которые имеют гидравлическое управление. Их выгодно исполь зовать при перемещении породы на расстояние до 100 м.
К а р ь е р н ы й с п о с о б добычи мягких пород известняков также предусматривает вскрышу участка месторождения с последующей разработкой породы уступами, высота которых зависит от величины вылета стрелы экскаватора. Вскрышные работы и разработку карьера начинают с середины участка.
Для выемки известковой породы и погрузки ее в транспортные средства применяют одноковшовые экс каваторы, оборудованные прямой лопатой. Опыт пока зал, что прямой лопатой можно разрабатывать как рыхлые, так и твердые породы с рыхлением их при помощи бульдозеров.
Добыча и приготовление мела. ЦНИИМЭСХ разра ботал технологию механизированных работ по добыче и приготовлению сыпучего известкового удобрения из карьерного мела (табл. 23). В основу технологии поло жен экскаваторно-фрезерный способ, при котором мел
137
из карьера добывают экскаватором и грузят его в само свальные средства. Сырой мел отвозят на ровную сухо дольную площадку в 2—4 га, расположенную вблизи карьера.
Т а б л и ц а 23
Динамика подготовки сыпучего известкового удобрения из сырого мела на полевых площадках,
по данным ЦПИИМЭСХ
|
|
|
Сред |
Средпе- |
Сте |
Фракцпоиггый |
|
Технологи веская |
|
повешск- |
пень ' |
состав, % |
|||
|
няя |
iii.iii |
из- |
|
|
||
операция |
|
влаж |
размер |
мсль- |
от 0 до |
от 3 до |
|
|
|
|
ность, |
частиц, |
ченпя, |
||
|
|
|
% |
мм |
% |
3 мм |
5 мм |
Экскавация |
мела |
из |
22,13 |
Глыбы |
— |
— |
— |
карьера |
|
пло |
21,96 |
до 70 см |
1,0 |
5,58 |
9,75 |
Разравнпванпе па |
50,0 |
||||||
щадке бульдозером |
|
|
|
|
|
||
После дпековаштя: |
|
19.82 |
30.6 |
1.6 |
16,35 |
25,4 |
|
в один след |
|
||||||
в два следа |
|
15,80 |
1S.0 |
2,8 |
20.57 |
39,2 |
|
в три следа |
|
12,21 |
12,8 |
3,9 |
29,51 |
44,91 |
|
После |
фрезерования |
|
|
|
|
|
|
БФ-6,5: |
|
|
15.1 |
6.1 |
8,2 |
36,75 |
59,35 |
в один след |
|
||||||
в два следа |
|
13.45 |
4.6 |
10,8 |
53.31 |
73,25 |
|
в три следа |
|
12,71 |
2,9 |
17.2 |
62,95 |
87,55 |
Выгружают сырье в кучи на расстоянии 4—5 м между ними (рис. 53, а). После некоторой естественной про сушки кучи бульдозером тщательно разравнивают слоем толщиной 250—300 мм. Затем на площадку пускают агрегат тяжелых дисковых борон, который рыхлит слой мела. За одни прием он обрабатывает площадки в 2—3 следа. После рыхления и просушки верхний слой тол щиной 20—25 мм размельчают при помощи фрезерного барабана БФ-6,5.
■ Фрезбарабан БФ-6,5 снабжен по всей ширине захвата секционированными катками, которые при движении слегка укатывают поверхностный слой мела и частично крошат его. Этим достигают более равномерной глу бины фрезерования и соответственно однородности фракционного состава (87,6% частиц размером менее 3 мм). Операции рыхления и фрезерования повторяют 2—3 раза. Число повторностей зависит от погодных условий. Во время рыхления и фрезерования верхний
138
I------- |
1 |
Pnc. 53. |
Схема |
полевого |
метода |
приготовления известкового |
||
|
|
|
|
удобрения: |
||
1 |
— бурт |
готового |
продукта; |
2 |
— куча |
сырого мела; 3 — автосамосвал; |
4 |
— разравнивание сырого мела |
п сгребание готового продукта бульдозе |
ром; 5 — погрузка готового продукта; 6 — транспортное средство или разбрасыватели; 7 — дискование; S — фрезерование при помощи фрезбарабана БФ-6,5*
примесей месторождение целесообразно разрабатывать послойно-поверхностным способом без применения экс каватора. Сушат и размельчают верхний слой мела не посредственно на меловой залежи с применением опи санных выше машин и технологии выполнения работ. Подготовленную сыпучую массу убирают в штабель. На освобожденной площадке последовательно прово дят следующий цикл, а готовую продукцию грузят в транспортные средства и вывозят на поля.
ХРАНЕНИЕ ИЗВЕСТКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Склады п оборудование для хранения известняковой муки. Для хранения известняковой муки класса А используют склады силосного типа. Наиболее широко применяют инвентарный автоматизированный склад
С-753; типовой |
склад на 1000 т (проект № 705—1—3) |
|
и склад-силос, |
сооружаемый на базе цистерн для го |
|
рючего (табл. 25). |
а в т о м а т и з и р о в а н |
|
И н в е н т а р н ы й |
||
н ы й с к л а д |
С -753, |
выпускаемый Славянским за |
водом строительных машин, для хранения 25 т цемента используют также для приемки с железнодорожного транспорта и временного хранения известняковой муки. При необходимости его емкость увеличивают, устано вив несколько сплосов. Склад может принимать из вестняковую муку от автоцементовозов с аэропневматпческой разгрузкой и автосамосвалов. Емкости склада загружают при помощи компрессорных установок и вакуумных разгрузчиков. Для перегрузки пылевидного материала из автосамбсвалов в бункера склада приме няют специальный бункер 16 с аэрожслобом 1 (рис. 54).
Емкости склада представляют собой цилиндриче ские резервуары с конической нижней частью. Уста навливают их на специальных опорах, закрепленных анкерными болтами к фундаменту. В верхней части резервуара смонтирован фильтр 14 для очистки воздуха, выходящего из емкости при загрузке в нее пылевид ного материала. В корпусе фильтра вмонтирован затвор колокольного типа, который открывают при помощи троса, системы рычагов и блоков. Резервуар оборудован аэрирующим устройством, состоящим из воздушной камеры и мягкой пористой перегородки, под которую подают сжатый воздух.
142
|
|
|
Т а б л и ц а 25 |
Техническая характеристика складов для известняковой |
|||
|
муки класса А |
|
|
|
Инвентарный |
Типовой |
Склад-сплос, |
Покавателп |
автоматизи |
склад на |
сооруженный |
рованный |
1000 т (проект |
на базе |
|
|
склад С-753 |
Л? 705-1-3) |
цистерн для |
|
|
|
горючего |
Емкость: |
|
|
т |
4,5 |
приемного бункера, |
||||
резервуара, т |
|
25 |
||
камерного насоса, м3 |
0,25 |
|||
Габаритные |
размеры |
(с |
|
|
одним |
резервуаром), |
|
||
мм: |
|
|
|
5150 |
длина |
|
|
||
ширина |
|
|
3950 |
|
высота |
|
|
7410 |
|
Компрессор: |
воздуха, |
3 |
||
расход |
||||
м3/мин |
давления, |
2 - 3 |
||
избыток |
||||
кгс/см? |
|
|
14 |
|
Производительность сила- |
||||
да прн разгрузке це |
|
|||
мента |
(высота подачи |
|
||
12 м, дальность подачи |
|
|||
20 м), т/ч |
|
|
76 |
|
Диаметр |
трубопровода, |
мм1
Общая |
мощность элек- |
11,5 |
тродвпгателен, квт |
5700 |
|
Масса с одним резервуа- |
||
ром., |
кг |
|
500100
——
18 500 |
|
16 500 |
— |
21 000 |
\ -- |
__ |
12-15 |
|
|
__ |
2 |
|
|
40-80 |
30 |
|
Ь*» О О |
__ |
__ |
__ |
__ . |
В нижней части емкость заканчивается горловиной, в которой смонтирована дроссельная заслонка 10. К горловине прикреплен разгрузочный патрубок с про дувочной форсункой и обратным клапаном.
Загружают силос пылевидным материалом из авто цементовоза или железнодорожной цистерны через гибкий шланг и вертикальный трубопровод 12.
Разгрузка известняковой муки из силоса может быть порционной и произвольной. При порционной подаче материала включают камерный насос, представляющий собой камеру со сферической крышкой. В центре крышки имеется загрузочная труба с затвором 4 коло кольного тина. В нижней часты камеры смонтировано
143
аэрационное устройство 6. Пылевидный материал Из камеры нагнетают по вертикальному трубопроводу в раздаточное устройство 13. Регулирует решим работы
насоса система |
автоматического управления. |
№ 705-1-3 |
|
С к л а д — |
т и п о в о й |
п р о е к т |
предназначен для приема с железнодорожного транс порта, хранения и отгрузки в автомобильный транспорт пылевидных удобрений (рис. 55). Сооружают его на площадках прирельсовых торговых баз минеральных удобрений.
Комплекс склада вместимостью 1000 т удобре ний включает складскую емкость (две силосные банки
Рнс. 54. Схема инвентарного автоматизирован ного склада С-753:
I — аэрожслоб; г — крап; 3, 7, 8 и я — элементы ппевмоуправленпя; 4 — затвор; 5 — пасос камерный; в — устройство аэрационное; 10 — заслонка дроссельная;
II и 12 — трубопроводы; 13 |
— устройство раздаточное; |
14 — фильтр; |
15 — силос. |
144
Рпс. 55. Схема склада для пылевидных удобрений на 1000 т (проект № 705-1-3).
1 — силосная банка емкостью 500 т; г — помещение приемное; з — поме щение подъемное; 4 — бункер подрельсовый; л — насосная; б — пневмо погрузчик С-577; 7 — компрессорная.
диаметром по 6 м), приемное устройство, состоящее из подземной части и подрельсового бункера, помещение для пневморазгрузчика, помещение компрессорной и навес над прирельсовым бункером. Разгрузочные от верстия банок оборудованы пневморазгрузчиками дон ной выгрузки.
Для временного храненпя известняковой муки ис пользуют ц е л ь н о м е т а л л и ч е с к и е с т а н д а р т н ы е ц и с т е р н ы , предназначенные для хра нения нефтепродуктов емкостью 75 м3. Цистерну, уси ленную бандажами из металлической полосы 60 х 8 мм, устанавливают на фундаменте вертикально и крепят на анкерных болтах (рис. 56).
Емкость оборудована аэролотком 12, загрузочной 2 и разгрузочной 20 запорными задвижками, предохрани тельным клапаном 3 и манометром 7. Для перекрытия трубы поддува служит вентиль 8. Вентиль 10 исполь зуют для регулирования подачи воздуха из магистраль ной трубы в коллектор 11.
Аэролоток сварен из отрезков труб, в которых про сверлены отверстия диаметром 10—15 мм с шагом 20— 30 мм. На каждую трубу надевают брезентовый рукав диаметром 66 мм. Аэротрубы в собранном виде встав ляют в резервуар и прикрепляют к коллектору 11.
145