Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удобрений дает меньший эффект. Так, перевозка мате­ риалов трактором К-700 с прицепами 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 более экономична, чем автосамосвалами. При наличии колесного тягача класса 3 тс тракторные поезда, составленные из прицепов 2-ПТС-4 и 2-ПТС-6, будут конкурентоспособны с автосамосвалами ЗИЛ-585

и ЗИЛ-555.

Прямые автомобильные перевозки местных извест­ ковых удобрений и гипссодержащих материалов при­ меняют на небольшое расстояние. Величину последнего определяет экономическая целесообразность, характе­ ризуемая концентрацией действующего вещества: чем ниже концентрация действующего вещества в удобре­ нии, тем на более короткое расстояние целесообразно перевозить его автомобилями.

ВНЕСЕНИЕ ИЗВЕСТКОВЫХ И ГИПССОДЕРЖАЩИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОЧВУ

Машины для транспортировки и внесения пылевидных удобрений

Для внесения пылевидных известковых удобрений широко используют переоборудованные автоцементо­ возы, состоящие из тягачей ЗИЛ-164АН, ЗИЛ-130В1

иМАЗ-200В с цистернами-полуприцепами С-571, С-853

иС-570 (табл. 26). При плохой проходимости ранней весной, поздней осенью и по снежному покрову приме­ няют тракторные агрегаты, составленные из тех же цистерн-полуприцепов и тракторов ТДТ-75, Т-100МГС

иК-700.

Цистерны-полуприцепы оборудуют простейшими распыливающимп устройствами, изготавливаемыми на ме­ стах. В последние годы автоцементовозы и тракторные агрегаты снабжают приспособлениями, разработанными НМИМЭСХ Северо-Запада и Запорожским ГСКБ.

Автоцементовоз С-571 (рис. 61) состоит из цистерныполуприцепа, запорного и распиливающего устройств и компрессорной установки.

Ц и с т е р н а-п о л у п р и ц е п одноосная, несу­ щей безрамной конструкции, цилиндрической формы, с эллиптическими днищами. На цистерну-полуприцеп в передней части крепят опору седельного устройства 4, опорные стойки 5 и заднюю ось в сборе.

153

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 26

Техническая характеристика автомобильных цементовозов

 

 

 

Марка цементовозов

Показатели

 

С-571

С-863

С-570

 

 

 

Тягач

 

 

ЗИЛ-1641-1

ЗИЛ-130В

МАЗ-200В

Грузоподъемность, т

 

7

8

12

Высота подачи при вы-

25

25

25

грузке, м

дальность

50

50

50

Наибольшая

подачи материала

при

 

 

 

выгрузке,

м

при

0,5-1

0,5-1

0,6-1

Производительность

разгрузке

цемента,

 

 

 

т/мпп

 

 

 

 

 

Размеры цистерны, mi:

1400

1400

1600

диаметр

 

 

длина

 

 

5500

5500

7300

Модель компрессора

 

РК-4/1

РК-4/1

РК-6/1

Масса, т

 

 

6,34

7,17

10,6

Внутри цистерпы 1 по всей ее длине приварены откосы 11 из листовой стали, образующие в нижней части желоб, в который укладывают съемный аэролоток, представляющий собой металлический короб 10 с боковыми стенками, отогнутыми под углом 50°. Внутри короба имеются направляющие, в которые вставляют жалюзийную решетку 9 с отверстиями раз­ личного сечения. На решетку устанавливают пористую перегородку 8 из восьмислойного хлопчатобумажного

Рис. 61. Автоцементовоз С-571, переоборудованный для внесения известняковой муки в почву:

1 — цистерна; 2 — ток загрузочный (смотровой); з — установка компрессорная; 4 — опора седельного устройства; 5 — стойкп опорные; S — устройство запорпое; 7 — устройство рожковое распыливагощее; 8 — перегородка пористая; э — решетка жа­ люзийная; Ю — короб; 11 — откос; 12 — труба, соединяющая

пространства над и под откосами.

154


Рис. 62. Компрессорная установка РК-4/1:

1 — ротор; 2 — корпус; 3 — всптгаттор; 4 — шкив; 5 — лопатки ро­ тора рабочие; С — маслсшш-капслышцы; 7 — фильтр; 8 — резервуар масляный.

ремня. В нижней задней части цистерны расположен выгрузной патрубок, на котором закреплено запорнораспыливающее устройство.

З а п о р н о е у с т р о й с т в о представляет со­ бой пробковый кран с прямоугольным проходным отверстием. Привод крана ручной при помощи накид­ ного ключа. В последнее время серийные автоцементо­

возы

оборудуют дроссельными

заслонками.

обе­

Р

а с п и л и в а ю щ и е

у с т р о й с т в а

спечивают рассеивание материала по ходу агрегата назад иля в сторону (вправо или влево). Используют двух-, трех- и четырехрожковые устройства. Самое широкое распространение получили трехрожковые с углом распыла крайних сопл 60 -f- 80° и среднего сопла 60 -=- 120° с шириной щели 3 -4- 5 мм.

К о м п р е с с о р н а я у с т а н о в к а (рис. 62) состоит из корпуса 2, ротора 1, фильтра 7 и венти­ лятора 3.

Ротор представляет собой вал, в радиальные пазы которого вставлены рабочие лопатки 5 из асботексто­ лита. На одном конце вала посажены двухручейный шкив 4 и вентилятор 3, обеспечивающий охлаждение компрессора. Поступающий в компрессор воздух про­ ходит через инерционный масляный вильтр 7 (воздухо­ очиститель автомобиля ЯАЗ-204) во всасывающую по­

155

лость. При повороте ротора объем ячейки увеличи­ вается — происходит процесс всасывания, который за­ капчивается по достижении максимального объема ячейки. При дальнейшем повороте ротора объем ячейки уменьшается вследствие эксцентричного расположения ротора относительно цилиндра — происходит процесс сжатия воздуха. Лопатки скользят в пазах ротора, прижимаясь к цилиндру под действием центробежной силы. Сжатый воздух выходит через нагнетательное окно цилиндра и по трубопроводу поступает во влагомаслоотделитель.

Загружают автоцементовоз гравитационным спосо­ бом через люк 2, разгружают пневматическим способом через выгрузной патрубок. Перед разгрузкой или рас­ сеиванием пылевидного удобрения па поле сжатый воздух через шланг подают в коллектор. Затем откры­ вают кран на продувочную форсунку и край для подачп воздуха в аэролоток (рис. 61). Воздух, пройдя через пористую перегородку 8, аэрирует материал н создает давление в цистерне. Удобрение перемещается по аэролотку к разгрузочному патрубку, проходит через отверстие пробкового крана, подхватывается струей воздуха, поступающего от продувочной форсунки, и транспортируется по трубопроводу в другую емкость пли распылпвается по полю.

Автомобиль-разбрасыватель пылевидных удобре­ ний АРУП-8 предназначен для транспортировки, пнев­ матической самозагрузки и выгрузки, а также для рассеивания на поверхность почвы пылевидных извест­ ковых и гипссодержащпх материалов. Машина пред­ ставляет собой автопоезд в составе седельного тягача ЗИЛ-130В1 и цистерны-полуприцепа. Седельный тягач оборудован компрессорной установкой с фильтрами для очистки воздуха.

Основные узлы АРУП-8 (рис. 63): цистерна-полу­ прицеп, запорное, распыливающее и загрузочное уст­ ройства, фильтры очистки запыленного воздуха, ком­ прессорная установка, механизм управления.

Ц и с т е р н а - п о л у п р и ц е п одпооспая, ци­ линдрической формы, с эллиптическими днищами. В работе передняя часть цистерны соединена при по­ мощи вертикального штыря с седельным устройством тягача, задняя часть через кронштейны и рессоры опи­ рается иа ось ходовых колес. Для загрузки разбрасы-

156


Рис. 63. Автомобиль-разбрасьтватсль пылевидных удобрении АРУП-8.

вателя удобрениями, находящимися в складе силосного типа, осмотра емкости имеется люк, закрываемый гер­ метичной крышкой. Рядом с люком установлен аварий­ ный кран для быстрого выпуска воздуха.

Внутри цистерны размещены аэроднище, фильтры очистки запыленного воздуха I ступени, щелевая труба загрузочного устройства и сигнализатор уровня. Сиг­ нализатор представляет собой датчик мембранного типа и состоит из корпуса, резиновой мембраны и микропе­ реключателя. При замыкании контактов сигнализатора подается звуковой сигнал, предупреждающий водителя о заполнении цистерны до заданного уровня.

Снаружи вдоль цистерны закреплены рукава: за­ грузочный с соплом, разгрузочный и соединительный. Все трубопроводы и шланги оборудованы быстродей­ ствующими зажимами, вентилями, кранами или заслон­ ками.

К лонжеронам цистерны шарнирно прикреплено опорное устройство, состоящее из двух опор. В транс­ портном положении опорное устройство откидывают назад и закрепляют штырем.

Цистерна-полуприцеп оборудована стояночным тор­ мозом для торможения при сцепке и во время стоянки.

З а п о р н о е у с т р о й с т в о (рис. 64) служит для прекращения подачи материала и перекрытия раз­ грузочной магистрали, а также для дозирования и рассеивания пылевидного материала на поверхность поля. Состоит из корпуса 10, роликов 5, рычажного механизма 2 и пневмоцилиндров 1. Подача пылевидного

157

материала в распиливающий наконечник прекращается, если зажать рукава двумя роликами 5, которые из од­ ного положения в другое переводят при помощи пневмоцшшпдра и рычажного механизма 2.

Р а с п и л и в а ю щ е е у с т р о й с т в о пред­ назначено для равномерного распределения на почве пылевидного удобрения с обеспечением нужной дозы. Устройство выполнено в виде поворотного рукава 8, который при помощи хомутов присоединен к горловине запорного устройства и распиливающему наконеч­ нику 9.

Распиливающий наконечник (рис. 65) состоит из сваренных между собой патрубка и П-образного лотка. Лоток имеет регулируемую заслонку 1 для дозирования требуемой дозы внесения удобрений. К наконечнику приварен кронштейн 3 с овальным отверстием 4, поз-

Рис. 64. Запорное п распиливающее устройства:

1 — пневмоцшшндры; 2 — механизм рычажный; з — фланец; 4 — па­ трубок; 5 — ролики прижимные; в — рукав пластичный; 7 — рычаг; 8 — рукав поворотный; 9 — наконечник распиливающий; ю — корпус.

158


Рпс. 65. Распылпвающпп наконечник разбрасывателя пылевидных удобрений АР У11-8:

1 — заслонка;

г — корпус; 3 — кронштейн; 4 — отверстие

овальное;

5 — держатель; в — рычаг; 7 — рукав.

воляющим регулировать угол наклона распиливающего устройства по отношению к поверхности поля. Пово­ ротный рычаг 6 одним плечом связан с наконечником при помощи держателя 5, вторым присоединен к штоку пневмоцилиндра.

З а г р у з о ч н о е у с т р о й с т в о предназна­ чено для самозагрузки разбрасывателя пылевидными удобрениями, находящимися в крытом железнодорож­ ном вагоне или куче, и перегрузки их из одной емкости в другую. Система загрузки состоит из заборного сопла, загрузочного, разгрузочного и соединительного ру­ кавов и щелевой трубы. Все рукава оборудованы быст­ росъемными наконечниками.

Заборное сопло (рис. 66) представляет собой сварную конструкцию и состоит из зачистной насадки, труб (наружной 2, внутренней 3 и подводящей 4), регули­ ровочного крана 5 и держателя 6. Между раструбом сопла и внутренней трубой имеется кольцевая щель, через которую поступает атмосферный воздух, засасы­ ваемый через отверстие в подводящей трубе. Величину отверстия регулируют при помощи телескопической рукоятки 8 со щелями 7, насаженной на корпус 9 регу­

лировочного

крана.

о ч и с т к и

з а п ы л е н н о г о

Ф и л ь т р ы

в о з д у х а :

фильтр I ступени — рукава из фильтрую-

159

1 — насадка;

2 — труба наружная; з

— труба внутренняя; 4 — труба

подводящая;

5 — кран регулировочный;

6 — держатель; 7 — щель; — S

 

рукоятка; 9 — корпус.

щей ткани РЦ, натянутые на прутковые каркасы, объединенные общим коллектором; фильтр II ступени— герметичный корпус, внутри которого закреплено два рукава из фильтрующей ткани РЦ.

К о м п р е с с о р н а я у с т а н о в к а РК-6/1 обеспечивает подачу воздуха с избыточным давлением 1 кге/м2 в количестве 6 м3/мпн. Конструкция компрес­ сора аналогична компрессору РК-4/1.

М е х а н и з м у п р а в л е н и я (рис. 67) служит для установки распыливающего устройства относитель­ но направления движения агрегата рассеивания удобре­ ний и открытия (закрытия) запорного устройства. Работает от компрессора автомобиля. Сжатый воздух из компрессора поступает в тормозные ресиверы, из них в дополнительный ресивер 1 и далее в краны 4 н 5 управления распиливающим и запорным устройствами.

Т о р м о з н а я с и с т е м а состоит из соедини­ тельной головки, разобщительного крана, воздухорас­ пределителя, воздушного баллона и тормозных камер.

Б л а г о м а с л о о т д е л и т е л ь — герметиче­ ский металлический корпус, в котором заключена кас­ сета с трубками. В верхней части трубок имеется ряд винтообразных втулок, обеспечивающих завихрение

160


Рис. 67. Механизм управления запорным и распиливаю­ щим устройствами АРУП-8:

1 — ресивер дополнительный; 2 — кран-ограничитель; 3 — реси­ веры тормозные; 4 — кран управления запорным устройством; 5 — кран управления распиливающим устройством; в — пневмоцплнндр запорпого устройства; 7 — пиевмоцилиндр для поворота распиливающего устройства; 3 — кран.

входящего воздуха й его грубую очистку от влаги и масла.

В сухую погоду разбрасыватель АРУП-8 эксплуати­ руют со стандартными шинами тягача ЗИЛ-130В1. При работе в полевых условиях и для повышения про­ ходимости разбрасывателя в периоды бездорожья, осо­ бенно поздней .осенью, зимой и ранней весной, на веду­ щие колеса тягача и цистерны-полуприцепа вместо стандартных шин монтируют арочные бескамерные шины.

Автомобильный разбрасыватель АРУП-8 может ра­ ботать на самозагрузке с забором пылевидного удобре­ ния из кучи или крытого вагона, перегрузке удобрений из автомобиля-разбрасывателя в тракторный разбра­ сыватель, перегрузке удобрений из железнодорожной цистерны-цементовоза в собственную цистерну и на разгрузке пылевидных удобрений (разбрасывании).

Самозагрузка пылевидным материалом. Перед само­ загрузкой автомобиля-разбрасывателя (рис. 68) перекры­ вают все краны пневмосистемы, закрывают запорное устройство и переключают ротационный компрессор на режим вакуум-насоса. Прежде чем запустить двигатель автомобиля, водитель включает сигнализатор уровня. Запустив двигатель, он включает компрессор. В цис-

6 Марченко Н. М. н др.

161