Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
удобрений дает меньший эффект. Так, перевозка мате риалов трактором К-700 с прицепами 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 более экономична, чем автосамосвалами. При наличии колесного тягача класса 3 тс тракторные поезда, составленные из прицепов 2-ПТС-4 и 2-ПТС-6, будут конкурентоспособны с автосамосвалами ЗИЛ-585
и ЗИЛ-555.
Прямые автомобильные перевозки местных извест ковых удобрений и гипссодержащих материалов при меняют на небольшое расстояние. Величину последнего определяет экономическая целесообразность, характе ризуемая концентрацией действующего вещества: чем ниже концентрация действующего вещества в удобре нии, тем на более короткое расстояние целесообразно перевозить его автомобилями.
ВНЕСЕНИЕ ИЗВЕСТКОВЫХ И ГИПССОДЕРЖАЩИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОЧВУ
Машины для транспортировки и внесения пылевидных удобрений
Для внесения пылевидных известковых удобрений широко используют переоборудованные автоцементо возы, состоящие из тягачей ЗИЛ-164АН, ЗИЛ-130В1
иМАЗ-200В с цистернами-полуприцепами С-571, С-853
иС-570 (табл. 26). При плохой проходимости ранней весной, поздней осенью и по снежному покрову приме няют тракторные агрегаты, составленные из тех же цистерн-полуприцепов и тракторов ТДТ-75, Т-100МГС
иК-700.
Цистерны-полуприцепы оборудуют простейшими распыливающимп устройствами, изготавливаемыми на ме стах. В последние годы автоцементовозы и тракторные агрегаты снабжают приспособлениями, разработанными НМИМЭСХ Северо-Запада и Запорожским ГСКБ.
Автоцементовоз С-571 (рис. 61) состоит из цистерныполуприцепа, запорного и распиливающего устройств и компрессорной установки.
Ц и с т е р н а-п о л у п р и ц е п одноосная, несу щей безрамной конструкции, цилиндрической формы, с эллиптическими днищами. На цистерну-полуприцеп в передней части крепят опору седельного устройства 4, опорные стойки 5 и заднюю ось в сборе.
153
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 26 |
Техническая характеристика автомобильных цементовозов |
|||||
|
|
|
Марка цементовозов |
||
Показатели |
|
С-571 |
С-863 |
С-570 |
|
|
|
|
|||
Тягач |
|
|
ЗИЛ-1641-1 |
ЗИЛ-130В |
МАЗ-200В |
Грузоподъемность, т |
|
7 |
8 |
12 |
|
Высота подачи при вы- |
25 |
25 |
25 |
||
грузке, м |
дальность |
50 |
50 |
50 |
|
Наибольшая |
|||||
подачи материала |
при |
|
|
|
|
выгрузке, |
м |
при |
0,5-1 |
0,5-1 |
0,6-1 |
Производительность |
|||||
разгрузке |
цемента, |
|
|
|
|
т/мпп |
|
|
|
|
|
Размеры цистерны, mi: |
1400 |
1400 |
1600 |
||
диаметр |
|
|
|||
длина |
|
|
5500 |
5500 |
7300 |
Модель компрессора |
|
РК-4/1 |
РК-4/1 |
РК-6/1 |
|
Масса, т |
|
|
6,34 |
7,17 |
10,6 |
Внутри цистерпы 1 по всей ее длине приварены откосы 11 из листовой стали, образующие в нижней части желоб, в который укладывают съемный аэролоток, представляющий собой металлический короб 10 с боковыми стенками, отогнутыми под углом 50°. Внутри короба имеются направляющие, в которые вставляют жалюзийную решетку 9 с отверстиями раз личного сечения. На решетку устанавливают пористую перегородку 8 из восьмислойного хлопчатобумажного
Рис. 61. Автоцементовоз С-571, переоборудованный для внесения известняковой муки в почву:
1 — цистерна; 2 — ток загрузочный (смотровой); з — установка компрессорная; 4 — опора седельного устройства; 5 — стойкп опорные; S — устройство запорпое; 7 — устройство рожковое распыливагощее; 8 — перегородка пористая; э — решетка жа люзийная; Ю — короб; 11 — откос; 12 — труба, соединяющая
пространства над и под откосами.
154
Рис. 62. Компрессорная установка РК-4/1:
1 — ротор; 2 — корпус; 3 — всптгаттор; 4 — шкив; 5 — лопатки ро тора рабочие; С — маслсшш-капслышцы; 7 — фильтр; 8 — резервуар масляный.
ремня. В нижней задней части цистерны расположен выгрузной патрубок, на котором закреплено запорнораспыливающее устройство.
З а п о р н о е у с т р о й с т в о представляет со бой пробковый кран с прямоугольным проходным отверстием. Привод крана ручной при помощи накид ного ключа. В последнее время серийные автоцементо
возы |
оборудуют дроссельными |
заслонками. |
обе |
Р |
а с п и л и в а ю щ и е |
у с т р о й с т в а |
спечивают рассеивание материала по ходу агрегата назад иля в сторону (вправо или влево). Используют двух-, трех- и четырехрожковые устройства. Самое широкое распространение получили трехрожковые с углом распыла крайних сопл 60 -f- 80° и среднего сопла 60 -=- 120° с шириной щели 3 -4- 5 мм.
К о м п р е с с о р н а я у с т а н о в к а (рис. 62) состоит из корпуса 2, ротора 1, фильтра 7 и венти лятора 3.
Ротор представляет собой вал, в радиальные пазы которого вставлены рабочие лопатки 5 из асботексто лита. На одном конце вала посажены двухручейный шкив 4 и вентилятор 3, обеспечивающий охлаждение компрессора. Поступающий в компрессор воздух про ходит через инерционный масляный вильтр 7 (воздухо очиститель автомобиля ЯАЗ-204) во всасывающую по
155
лость. При повороте ротора объем ячейки увеличи вается — происходит процесс всасывания, который за капчивается по достижении максимального объема ячейки. При дальнейшем повороте ротора объем ячейки уменьшается вследствие эксцентричного расположения ротора относительно цилиндра — происходит процесс сжатия воздуха. Лопатки скользят в пазах ротора, прижимаясь к цилиндру под действием центробежной силы. Сжатый воздух выходит через нагнетательное окно цилиндра и по трубопроводу поступает во влагомаслоотделитель.
Загружают автоцементовоз гравитационным спосо бом через люк 2, разгружают пневматическим способом через выгрузной патрубок. Перед разгрузкой или рас сеиванием пылевидного удобрения па поле сжатый воздух через шланг подают в коллектор. Затем откры вают кран на продувочную форсунку и край для подачп воздуха в аэролоток (рис. 61). Воздух, пройдя через пористую перегородку 8, аэрирует материал н создает давление в цистерне. Удобрение перемещается по аэролотку к разгрузочному патрубку, проходит через отверстие пробкового крана, подхватывается струей воздуха, поступающего от продувочной форсунки, и транспортируется по трубопроводу в другую емкость пли распылпвается по полю.
Автомобиль-разбрасыватель пылевидных удобре ний АРУП-8 предназначен для транспортировки, пнев матической самозагрузки и выгрузки, а также для рассеивания на поверхность почвы пылевидных извест ковых и гипссодержащпх материалов. Машина пред ставляет собой автопоезд в составе седельного тягача ЗИЛ-130В1 и цистерны-полуприцепа. Седельный тягач оборудован компрессорной установкой с фильтрами для очистки воздуха.
Основные узлы АРУП-8 (рис. 63): цистерна-полу прицеп, запорное, распыливающее и загрузочное уст ройства, фильтры очистки запыленного воздуха, ком прессорная установка, механизм управления.
Ц и с т е р н а - п о л у п р и ц е п одпооспая, ци линдрической формы, с эллиптическими днищами. В работе передняя часть цистерны соединена при по мощи вертикального штыря с седельным устройством тягача, задняя часть через кронштейны и рессоры опи рается иа ось ходовых колес. Для загрузки разбрасы-
156
Рис. 63. Автомобиль-разбрасьтватсль пылевидных удобрении АРУП-8.
вателя удобрениями, находящимися в складе силосного типа, осмотра емкости имеется люк, закрываемый гер метичной крышкой. Рядом с люком установлен аварий ный кран для быстрого выпуска воздуха.
Внутри цистерны размещены аэроднище, фильтры очистки запыленного воздуха I ступени, щелевая труба загрузочного устройства и сигнализатор уровня. Сиг нализатор представляет собой датчик мембранного типа и состоит из корпуса, резиновой мембраны и микропе реключателя. При замыкании контактов сигнализатора подается звуковой сигнал, предупреждающий водителя о заполнении цистерны до заданного уровня.
Снаружи вдоль цистерны закреплены рукава: за грузочный с соплом, разгрузочный и соединительный. Все трубопроводы и шланги оборудованы быстродей ствующими зажимами, вентилями, кранами или заслон ками.
К лонжеронам цистерны шарнирно прикреплено опорное устройство, состоящее из двух опор. В транс портном положении опорное устройство откидывают назад и закрепляют штырем.
Цистерна-полуприцеп оборудована стояночным тор мозом для торможения при сцепке и во время стоянки.
З а п о р н о е у с т р о й с т в о (рис. 64) служит для прекращения подачи материала и перекрытия раз грузочной магистрали, а также для дозирования и рассеивания пылевидного материала на поверхность поля. Состоит из корпуса 10, роликов 5, рычажного механизма 2 и пневмоцилиндров 1. Подача пылевидного
157
материала в распиливающий наконечник прекращается, если зажать рукава двумя роликами 5, которые из од ного положения в другое переводят при помощи пневмоцшшпдра и рычажного механизма 2.
Р а с п и л и в а ю щ е е у с т р о й с т в о пред назначено для равномерного распределения на почве пылевидного удобрения с обеспечением нужной дозы. Устройство выполнено в виде поворотного рукава 8, который при помощи хомутов присоединен к горловине запорного устройства и распиливающему наконеч нику 9.
Распиливающий наконечник (рис. 65) состоит из сваренных между собой патрубка и П-образного лотка. Лоток имеет регулируемую заслонку 1 для дозирования требуемой дозы внесения удобрений. К наконечнику приварен кронштейн 3 с овальным отверстием 4, поз-
Рис. 64. Запорное п распиливающее устройства:
1 — пневмоцшшндры; 2 — механизм рычажный; з — фланец; 4 — па трубок; 5 — ролики прижимные; в — рукав пластичный; 7 — рычаг; 8 — рукав поворотный; 9 — наконечник распиливающий; ю — корпус.
158
Рпс. 65. Распылпвающпп наконечник разбрасывателя пылевидных удобрений АР У11-8:
1 — заслонка; |
г — корпус; 3 — кронштейн; 4 — отверстие |
овальное; |
5 — держатель; в — рычаг; 7 — рукав. |
воляющим регулировать угол наклона распиливающего устройства по отношению к поверхности поля. Пово ротный рычаг 6 одним плечом связан с наконечником при помощи держателя 5, вторым присоединен к штоку пневмоцилиндра.
З а г р у з о ч н о е у с т р о й с т в о предназна чено для самозагрузки разбрасывателя пылевидными удобрениями, находящимися в крытом железнодорож ном вагоне или куче, и перегрузки их из одной емкости в другую. Система загрузки состоит из заборного сопла, загрузочного, разгрузочного и соединительного ру кавов и щелевой трубы. Все рукава оборудованы быст росъемными наконечниками.
Заборное сопло (рис. 66) представляет собой сварную конструкцию и состоит из зачистной насадки, труб (наружной 2, внутренней 3 и подводящей 4), регули ровочного крана 5 и держателя 6. Между раструбом сопла и внутренней трубой имеется кольцевая щель, через которую поступает атмосферный воздух, засасы ваемый через отверстие в подводящей трубе. Величину отверстия регулируют при помощи телескопической рукоятки 8 со щелями 7, насаженной на корпус 9 регу
лировочного |
крана. |
о ч и с т к и |
з а п ы л е н н о г о |
Ф и л ь т р ы |
|||
в о з д у х а : |
фильтр I ступени — рукава из фильтрую- |
159
1 — насадка; |
2 — труба наружная; з |
— труба внутренняя; 4 — труба |
подводящая; |
5 — кран регулировочный; |
6 — держатель; 7 — щель; — S |
|
рукоятка; 9 — корпус. |
щей ткани РЦ, натянутые на прутковые каркасы, объединенные общим коллектором; фильтр II ступени— герметичный корпус, внутри которого закреплено два рукава из фильтрующей ткани РЦ.
К о м п р е с с о р н а я у с т а н о в к а РК-6/1 обеспечивает подачу воздуха с избыточным давлением 1 кге/м2 в количестве 6 м3/мпн. Конструкция компрес сора аналогична компрессору РК-4/1.
М е х а н и з м у п р а в л е н и я (рис. 67) служит для установки распыливающего устройства относитель но направления движения агрегата рассеивания удобре ний и открытия (закрытия) запорного устройства. Работает от компрессора автомобиля. Сжатый воздух из компрессора поступает в тормозные ресиверы, из них в дополнительный ресивер 1 и далее в краны 4 н 5 управления распиливающим и запорным устройствами.
Т о р м о з н а я с и с т е м а состоит из соедини тельной головки, разобщительного крана, воздухорас пределителя, воздушного баллона и тормозных камер.
Б л а г о м а с л о о т д е л и т е л ь — герметиче ский металлический корпус, в котором заключена кас сета с трубками. В верхней части трубок имеется ряд винтообразных втулок, обеспечивающих завихрение
160
Рис. 67. Механизм управления запорным и распиливаю щим устройствами АРУП-8:
1 — ресивер дополнительный; 2 — кран-ограничитель; 3 — реси веры тормозные; 4 — кран управления запорным устройством; 5 — кран управления распиливающим устройством; в — пневмоцплнндр запорпого устройства; 7 — пиевмоцилиндр для поворота распиливающего устройства; 3 — кран.
входящего воздуха й его грубую очистку от влаги и масла.
В сухую погоду разбрасыватель АРУП-8 эксплуати руют со стандартными шинами тягача ЗИЛ-130В1. При работе в полевых условиях и для повышения про ходимости разбрасывателя в периоды бездорожья, осо бенно поздней .осенью, зимой и ранней весной, на веду щие колеса тягача и цистерны-полуприцепа вместо стандартных шин монтируют арочные бескамерные шины.
Автомобильный разбрасыватель АРУП-8 может ра ботать на самозагрузке с забором пылевидного удобре ния из кучи или крытого вагона, перегрузке удобрений из автомобиля-разбрасывателя в тракторный разбра сыватель, перегрузке удобрений из железнодорожной цистерны-цементовоза в собственную цистерну и на разгрузке пылевидных удобрений (разбрасывании).
Самозагрузка пылевидным материалом. Перед само загрузкой автомобиля-разбрасывателя (рис. 68) перекры вают все краны пневмосистемы, закрывают запорное устройство и переключают ротационный компрессор на режим вакуум-насоса. Прежде чем запустить двигатель автомобиля, водитель включает сигнализатор уровня. Запустив двигатель, он включает компрессор. В цис-
6 Марченко Н. М. н др. |
161 |