Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

f m / ч

Рпс. 156. Измепеппе затрат труда (а) п производительности (б) тракторного поезда 1-ПТС-9 + З-ПТС-12 Н- К-700 ц автосамо­ свалов ЗИЛ-555.

Производительность тракторного поезда в зависи­ мости от расстояния перевозки в 1,5—1,7 раза выше автомобиля ЗИЛ-555 при загрузке их одним погруз­ чиком п в 2,5 раза — при загрузке двумя погрузчи­ ками. Простои тракторного агрегата при работе с одним погрузчиком и вывозке удобрений на 4 км

снизили его

производительность на 37%,

на

плече

6—7 км — на

23%. Изменение трудозатрат

и

произ­

водительности в зависимости от расстояния транспор­ тирования удобрений автосамосвалами и тракторным поездом при загрузке одним и двумя погрузчиками ПБ-35 и одним погрузчиком ТЛ-ЗА представлено на рисунке 156.

Во время эксплуатации прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 на повышенных скоростях (20—30 км/ч) пневматические шины (К-12А ГОСТ-1398-67) перегре­ ваются и выходят из строя. В связи с этим в хозяй­ ствах переоборудуют прицепы на двухскатные обода и монтируют шины от автомобиля ЗИЛ-130 или одно­ скатные и устанавливают шины от автомобиля МАЗ. Для этого из дисков автомобильных колес4 вырезают часть, имеющую восемь отверстий под шпильки, и вместо нее приваривают стальную пластину толщи­ ной 5 мм с шестью отверстиями для крепления пере­ оборудованного колеса. Агрегаты с переоборудован­

3 7 2

ными колесами практически не имеют простоев из-за выхода шин. При движении прицепов со спаренными шинами от автомобиля ЗИЛ-130 по рыхлым почвам глубина'колеи была в 1,5—2 раза меньше, чем у при­ цепов с односкатными шинами ЗИЛ-157.

Во время эксплуатации тракторных поездов, состав­ ленных из прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12, агрегатируемых с трактором К-700, прицепы загружают только при полностью опущенных кузовах, запертых боковых бортах и шарнирах опрокидывания.

Во избежание опрокидывания прицепов сначала разгружают передний, а затем задний 'кузова. При плохих дорожных условиях (гололедице и т. п.) рабо­ тать с поездом не рекомендуется.

Внесение удобрений разбрасывателями с низкоопускающимися кузовами РПН-4

Внесение удобрений по перегрузочной технологии с использованием разбрасывателя РПН-4 наиболее эффективно при работе по схеме ферма — поле. По этой технологии на вывозке удобрений используют автосамосвалы ЗИЛ-555, ЗИЛ-585, ГАЗ-93Б, самоход­ ные шасси СШ-75, оборудованные кузовами, и в не­ которых хозяйствах применяют тракторные прицепы

2:ПТС-4.

Так как прицеп-разбрасыватель РПН-4 работает все время в поле и останавливается только для приема очередной порции удобрений, то для обеспечения его рациональной загрузки в зависимости от удаленности поля и нормы внесения удобрений необходимо выде­ лять определенное количество транспортных машин

(табл. 64).

Потребное количество машин в зависимости от расстояния перевозки в основном зависит от скорости движения транспортного агрегата. С увеличением даль­ ности перевозки средняя скорость движения транспорт­ ных машин возрастает. Наиболее интенсивное увели­ чение скорости наблюдается на расстоянии 3—3,5 км. При движении по проселочным дорогам соответственно у груженых и порожних автомобилей ГАЗ-93Б средняя скорость не превышает 25 и 31 км/ч, у автосамосва­ лов ЗИЛ-555 — 20 и 23 км/ч при расстоянии пере­ возки 10 км,

373


Количество транспортных машпп, потребное для загрузки разбрасывателя РПН-4

Расстояние пере­

 

 

 

 

возки удобрений

ЗИЛ-555

ГАЗ-93Б

СШ-75

2-ПТС-4

от места хране­

ния до поля, км

 

 

 

 

1

4

3

4

4

2

6

5

6

7

•з

S

7

7

10

4

10

10

9

13

5

12

12

10

16

6

14

14

12

19

7

16

17

14

 

8

18

19

15

 

П р и м е ч а н и е . При расчетах принято, что время опуска­

ния кузова и борта

разбрасывателя

РПН-4 под загрузку равно

13—15 с, подъем

кузова и борта

разбрасывателя —22—25 с,

время перегрузки автосамосвалом ЗИЛ-555 — 47 с, ЗИЛ-585 —49 с, ГАЗ-93Б —66 с, самоходным шасси СШ-75 —113 с, прицепом

2-ПТС-4—76 с.

Тракторные прицепы 2-ПТС-4 рационально исполь­ зовать при вывозке удобрений не более нем на 2 км.

Независимо от количества одновременно работаю­ щих транспортных машин для погрузки в них удобре­ ний достаточно иметь один погрузчик ПБ-35 или ПЭ-0,8.

Во время разбрасывания агрегат с РПН-4 дви­ жется по полю загонпо-петлевым способом (рис. 157). Первый проход разбрасыватель делает вдоль границы поля. Загружают разбрасыватель при остановке. Автосамосвал или самоходное шасси СШ-75 подают к разбрасывателю и разворачивают так, чтобы задний борт кузова был расположен против загрузочного борта. После этого транспортную машину задним ходом подают к разбрасывателю, наезжают на опущен­ ный на поверхность поля борт разбрасывателя, упирая задними колесами в его упоры. Шофер включает тор­ моза и только после этого перегружает удобрения в кузов разбрасывателя. Если при одном подъеме кузова удобрения не перегружаются, то кузов опу­ скают и поднимают повторно.


Схема работы агрегата

Движение аВтосамосВалоВ задним ходом для

загрузки агрегата навозом а " - Расстояние, проходимое агрегатом за Время

"разбрасывания за один рабочий цикл

Рис. 157. Схема работы агрегата РПН-4.

Из тракторного прицепа 2-ПТС-4 перегружать удобрения более сложно. Поэтому в некоторых хозяй­ ствах тракторный агрегат подают со, стороны поля п останавливают перпендикулярно к направлению движения разбрасывателя па расстоянии, достаточном для его прохода. Тракторист, подъезжая к прицепу, устанавливает разбрасыватель так, чтобы его левый борт был расположен против заднего борта прицепа.

375

После этого тракторист самосвального прицепа вклю­ чает задний ход и подъезжает к разбрасывателю. Дальнейший процесс перегрузки выполняют так же, как и у автосамосвала.

Расстояние между первым проходом агрегата и вторым выбирают, исходя из рабочей ширины захвата разбрасывателя: При внесении навоза с объ­ емным весом 0,8—0,9 и влажностью 65—75% рабочая ширина захвата разбрасывателя РПЫ-4 составляет 12 м, неравномерность разбрасывания (по материалам испытаний Украинской МИС) — 18,5—25,5%, т. е. в пределах, предусмотренных агротребоваииями. Второй заезд разбрасывающий агрегат делает на рас­ стоянии 22 м с зоной перекрытия 2—3 м. В конце второго заезда агрегат делает петлевой разворот, и третий проход осуществляет по удобренному полю на расстоянии 1,5 м от второго прохода. Дальнейшее движение агрегата повторяют, как и после первого заезда.

При внесении перепревшего навоза с пониженной влажностью рабочая ширина захвата разбрасывателя, как правило, снижается. Например, по материалам государственных испытаний на Северо-Кавказской МИС, при внесении перепревшего навоза с влажно­ стью 36,9% рабочая ширина захвата составляла 6—6,5 м, а общая — 11,5—13 м. В связи с этим вто­ рой проход агрегат делает на соответственно меньшем расстоянии.

Т а б л и ц а 65

Пряв1ЫР издержки при вывозке удобрении разливными транспортными агрегатами, руб/т

Расстояние пере­ возки удобрений

от места хране­ ЗИЛ-555 ГАЗ-93Б СШ-75 2-ПТС-4

ния до поля, км

1

0.130

0.175

0,225

0.260

2

0.165

0.225

0,275

0.320

3

0,200

0,270

0,340

0,375

4

0.235

0,315

0,400

0,440

5

0.265

0.355

0,455

0.500

6

0.300

0,400

0,520

0.555

7

0,330

0.445

0.580

0.620

S

0,370

0,480

0,600

0,675

376


Взависимости от применяемых машин для вывозки удобрений и расстояния перевозки прямые издержки изменяются в широких пределах (табл. 65).

Вкаждом конкретном случае прямые издержки изменяются в некоторых пределах. По прямым из­ держкам наиболее целесообразно на вывозке удобре­ ний к разбрасывателю РПН-4 использовать автосамо­ свалы и особенно ЗИЛ-555.

Внесение удобрений валкователями-разбрасывателямн РУН-15А и РУН-15Б

Для внесения удобрений валкователями-разбрасы- вателями предварительно размечают поле для рас­ кладки удобрений кучами. Расстояние между рядами выбирают равным ширине захвата валкователя-раз- брасывателя, оно изменяется в пределах 15—20 м

у РУН-15А и 20-25, 30-35 м - у'РУН-15Б.

Расстояние между кучами (табл. 66 и 67) в рядах зависит от среднего веса кучи, нормы внесения удоб­ рений и ширины захвата разбрасывателя

J

10 000 • Р

 

 

1

B N

^

'

где Р — вес кучи, т;

 

 

м;

В — рабочая ширина захвата разбрасывателя,

N — доза внесения удобрений, т/га.

распределения

Для уменьшения

неравномерности

удобрений рекомендуется на одном и том же участке поля разбрасывать удобрения при движении агрегата челночным способом туда и обратно. Двойное пере­ крытие достигается, если расстояние между рядами устанавливают равным ширине захвата агрегата.

Для обеспечения внесения заданной нормы следует на одно поле вывозить удобрения сельскохозяйствен­ ными машинами одинаковой грузоподъемности. Если же по каким-либо причинам возникает необхо­ димость вывозить удобрения машинами различной грузоподъемности, то поле следует разбить на участки. В каждом конкретном случае необходимо выполнить разметку в соответствии с грузоподъемностью машин, используемых для вывозки удобрепий на соответствую­ щие участки.

При разметке поля первый ряд куч укладывают на расстоянии, равном половине ширины захвата раз-

3 7 7