Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
f m / ч
Рпс. 156. Измепеппе затрат труда (а) п производительности (б) тракторного поезда 1-ПТС-9 + З-ПТС-12 Н- К-700 ц автосамо свалов ЗИЛ-555.
Производительность тракторного поезда в зависи мости от расстояния перевозки в 1,5—1,7 раза выше автомобиля ЗИЛ-555 при загрузке их одним погруз чиком п в 2,5 раза — при загрузке двумя погрузчи ками. Простои тракторного агрегата при работе с одним погрузчиком и вывозке удобрений на 4 км
снизили его |
производительность на 37%, |
на |
плече |
6—7 км — на |
23%. Изменение трудозатрат |
и |
произ |
водительности в зависимости от расстояния транспор тирования удобрений автосамосвалами и тракторным поездом при загрузке одним и двумя погрузчиками ПБ-35 и одним погрузчиком ТЛ-ЗА представлено на рисунке 156.
Во время эксплуатации прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 на повышенных скоростях (20—30 км/ч) пневматические шины (К-12А ГОСТ-1398-67) перегре ваются и выходят из строя. В связи с этим в хозяй ствах переоборудуют прицепы на двухскатные обода и монтируют шины от автомобиля ЗИЛ-130 или одно скатные и устанавливают шины от автомобиля МАЗ. Для этого из дисков автомобильных колес4 вырезают часть, имеющую восемь отверстий под шпильки, и вместо нее приваривают стальную пластину толщи ной 5 мм с шестью отверстиями для крепления пере оборудованного колеса. Агрегаты с переоборудован
3 7 2
ными колесами практически не имеют простоев из-за выхода шин. При движении прицепов со спаренными шинами от автомобиля ЗИЛ-130 по рыхлым почвам глубина'колеи была в 1,5—2 раза меньше, чем у при цепов с односкатными шинами ЗИЛ-157.
Во время эксплуатации тракторных поездов, состав ленных из прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12, агрегатируемых с трактором К-700, прицепы загружают только при полностью опущенных кузовах, запертых боковых бортах и шарнирах опрокидывания.
Во избежание опрокидывания прицепов сначала разгружают передний, а затем задний 'кузова. При плохих дорожных условиях (гололедице и т. п.) рабо тать с поездом не рекомендуется.
Внесение удобрений разбрасывателями с низкоопускающимися кузовами РПН-4
Внесение удобрений по перегрузочной технологии с использованием разбрасывателя РПН-4 наиболее эффективно при работе по схеме ферма — поле. По этой технологии на вывозке удобрений используют автосамосвалы ЗИЛ-555, ЗИЛ-585, ГАЗ-93Б, самоход ные шасси СШ-75, оборудованные кузовами, и в не которых хозяйствах применяют тракторные прицепы
2:ПТС-4.
Так как прицеп-разбрасыватель РПН-4 работает все время в поле и останавливается только для приема очередной порции удобрений, то для обеспечения его рациональной загрузки в зависимости от удаленности поля и нормы внесения удобрений необходимо выде лять определенное количество транспортных машин
(табл. 64).
Потребное количество машин в зависимости от расстояния перевозки в основном зависит от скорости движения транспортного агрегата. С увеличением даль ности перевозки средняя скорость движения транспорт ных машин возрастает. Наиболее интенсивное увели чение скорости наблюдается на расстоянии 3—3,5 км. При движении по проселочным дорогам соответственно у груженых и порожних автомобилей ГАЗ-93Б средняя скорость не превышает 25 и 31 км/ч, у автосамосва лов ЗИЛ-555 — 20 и 23 км/ч при расстоянии пере возки 10 км,
373
Количество транспортных машпп, потребное для загрузки разбрасывателя РПН-4
Расстояние пере |
|
|
|
|
возки удобрений |
ЗИЛ-555 |
ГАЗ-93Б |
СШ-75 |
2-ПТС-4 |
от места хране |
||||
ния до поля, км |
|
|
|
|
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
6 |
5 |
6 |
7 |
•з |
S |
7 |
7 |
10 |
4 |
10 |
10 |
9 |
13 |
5 |
12 |
12 |
10 |
16 |
6 |
14 |
14 |
12 |
19 |
7 |
16 |
17 |
14 |
|
8 |
18 |
19 |
15 |
|
П р и м е ч а н и е . При расчетах принято, что время опуска |
||
ния кузова и борта |
разбрасывателя |
РПН-4 под загрузку равно |
13—15 с, подъем |
кузова и борта |
разбрасывателя —22—25 с, |
время перегрузки автосамосвалом ЗИЛ-555 — 47 с, ЗИЛ-585 —49 с, ГАЗ-93Б —66 с, самоходным шасси СШ-75 —113 с, прицепом
2-ПТС-4—76 с.
Тракторные прицепы 2-ПТС-4 рационально исполь зовать при вывозке удобрений не более нем на 2 км.
Независимо от количества одновременно работаю щих транспортных машин для погрузки в них удобре ний достаточно иметь один погрузчик ПБ-35 или ПЭ-0,8.
Во время разбрасывания агрегат с РПН-4 дви жется по полю загонпо-петлевым способом (рис. 157). Первый проход разбрасыватель делает вдоль границы поля. Загружают разбрасыватель при остановке. Автосамосвал или самоходное шасси СШ-75 подают к разбрасывателю и разворачивают так, чтобы задний борт кузова был расположен против загрузочного борта. После этого транспортную машину задним ходом подают к разбрасывателю, наезжают на опущен ный на поверхность поля борт разбрасывателя, упирая задними колесами в его упоры. Шофер включает тор моза и только после этого перегружает удобрения в кузов разбрасывателя. Если при одном подъеме кузова удобрения не перегружаются, то кузов опу скают и поднимают повторно.
Схема работы агрегата
—Движение аВтосамосВалоВ задним ходом для
загрузки агрегата навозом а " - Расстояние, проходимое агрегатом за Время
"разбрасывания за один рабочий цикл
Рис. 157. Схема работы агрегата РПН-4.
Из тракторного прицепа 2-ПТС-4 перегружать удобрения более сложно. Поэтому в некоторых хозяй ствах тракторный агрегат подают со, стороны поля п останавливают перпендикулярно к направлению движения разбрасывателя па расстоянии, достаточном для его прохода. Тракторист, подъезжая к прицепу, устанавливает разбрасыватель так, чтобы его левый борт был расположен против заднего борта прицепа.
375
После этого тракторист самосвального прицепа вклю чает задний ход и подъезжает к разбрасывателю. Дальнейший процесс перегрузки выполняют так же, как и у автосамосвала.
Расстояние между первым проходом агрегата и вторым выбирают, исходя из рабочей ширины захвата разбрасывателя: При внесении навоза с объ емным весом 0,8—0,9 и влажностью 65—75% рабочая ширина захвата разбрасывателя РПЫ-4 составляет 12 м, неравномерность разбрасывания (по материалам испытаний Украинской МИС) — 18,5—25,5%, т. е. в пределах, предусмотренных агротребоваииями. Второй заезд разбрасывающий агрегат делает на рас стоянии 22 м с зоной перекрытия 2—3 м. В конце второго заезда агрегат делает петлевой разворот, и третий проход осуществляет по удобренному полю на расстоянии 1,5 м от второго прохода. Дальнейшее движение агрегата повторяют, как и после первого заезда.
При внесении перепревшего навоза с пониженной влажностью рабочая ширина захвата разбрасывателя, как правило, снижается. Например, по материалам государственных испытаний на Северо-Кавказской МИС, при внесении перепревшего навоза с влажно стью 36,9% рабочая ширина захвата составляла 6—6,5 м, а общая — 11,5—13 м. В связи с этим вто рой проход агрегат делает на соответственно меньшем расстоянии.
Т а б л и ц а 65
Пряв1ЫР издержки при вывозке удобрении разливными транспортными агрегатами, руб/т
Расстояние пере возки удобрений
от места хране ЗИЛ-555 ГАЗ-93Б СШ-75 2-ПТС-4
ния до поля, км
1 |
0.130 |
0.175 |
0,225 |
0.260 |
2 |
0.165 |
0.225 |
0,275 |
0.320 |
3 |
0,200 |
0,270 |
0,340 |
0,375 |
4 |
0.235 |
0,315 |
0,400 |
0,440 |
5 |
0.265 |
0.355 |
0,455 |
0.500 |
6 |
0.300 |
0,400 |
0,520 |
0.555 |
7 |
0,330 |
0.445 |
0.580 |
0.620 |
S |
0,370 |
0,480 |
0,600 |
0,675 |
376
Взависимости от применяемых машин для вывозки удобрений и расстояния перевозки прямые издержки изменяются в широких пределах (табл. 65).
Вкаждом конкретном случае прямые издержки изменяются в некоторых пределах. По прямым из держкам наиболее целесообразно на вывозке удобре ний к разбрасывателю РПН-4 использовать автосамо свалы и особенно ЗИЛ-555.
Внесение удобрений валкователями-разбрасывателямн РУН-15А и РУН-15Б
Для внесения удобрений валкователями-разбрасы- вателями предварительно размечают поле для рас кладки удобрений кучами. Расстояние между рядами выбирают равным ширине захвата валкователя-раз- брасывателя, оно изменяется в пределах 15—20 м
у РУН-15А и 20-25, 30-35 м - у'РУН-15Б.
Расстояние между кучами (табл. 66 и 67) в рядах зависит от среднего веса кучи, нормы внесения удоб рений и ширины захвата разбрасывателя
J |
10 000 • Р |
|
|
1 |
B N ’ |
^ |
' |
где Р — вес кучи, т; |
|
|
м; |
В — рабочая ширина захвата разбрасывателя, |
|||
N — доза внесения удобрений, т/га. |
распределения |
||
Для уменьшения |
неравномерности |
удобрений рекомендуется на одном и том же участке поля разбрасывать удобрения при движении агрегата челночным способом туда и обратно. Двойное пере крытие достигается, если расстояние между рядами устанавливают равным ширине захвата агрегата.
Для обеспечения внесения заданной нормы следует на одно поле вывозить удобрения сельскохозяйствен ными машинами одинаковой грузоподъемности. Если же по каким-либо причинам возникает необхо димость вывозить удобрения машинами различной грузоподъемности, то поле следует разбить на участки. В каждом конкретном случае необходимо выполнить разметку в соответствии с грузоподъемностью машин, используемых для вывозки удобрепий на соответствую щие участки.
При разметке поля первый ряд куч укладывают на расстоянии, равном половине ширины захвата раз-
3 7 7