Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
О б ъ е м п р и г о т о в л е н и я и в н е с е н и и у д о б р е н и й , т
Рис. 147. Изменение коэффициента использования ком плекса машин в зависимости от годовой загрузки.
Отряды снабжают погрузчиками, тракторными само свальными прицепами, автомобилями-самосвалами, на возоразбрасывателями, бульдозерами, плугами и дру гими сельскохозяйственными орудиями. Так, механи зированный отряд колхоза им. Ленина Ленинградского района Краснодарского края оснащен 14 тракторами, в том числе двумя К-700 и двумя Т-100, двумя погруз чиками, десятью тракторными прицепами, восемью навозоразбрасывателями, четырьмя бульдозерами, плу гами и другой сельскохозяйственной техникой. Меха- ' лизированный отряд колхоза «Наша Роднна» Кавказ ского района этого же края имеет 4 трактора К-700, 5 гусеничных и 16 других колесных тракторов, 4 само ходных шасси, набор погрузочных и транспортных средств. Указанные хозяйства ежегодно заготавливают и вносят 40—50 тыс. т органических удобрений. Кроме работ по заготовке, вывозке и запашке навоза, отряды заняты на доставке минеральных удобрений, транспорт ных и дорожно-строительных работах, раскорчевке кустарников и т. д. Это позволяет обеспечить круглогодовую занятость отрядов, эффективное использование техники и сократить затраты труда и средств.
В зависимости от объема работ по заготовке, при готовлению и внесению органических удобрений изме няется и потребное количество машин. Эффективность комплекса машин с увеличением объема работ возра стает (рис. 147). При малых объемах приготовления
3 5 7
и внесения удобрений не удается эффективно исполь зовать даже рациональный состав комплекса машин. Так, при объеме 5 тыс. т органических удобрений коэффициент использования комплекса машин, состоя щего из автосамосвала ЗИЛ-585М, автосамосвалов ГАЗ-93Б, шести тракторов МТЗ-50Л и двух тракторов Т-74, бульдозера Д-535, погрузчика ПБ-35, погрузчика ПЭ-0,8, восьми тракторных прицепов 2-ПТС-4М, двух прицепов-навозоразбрасывателей 1-ПТУ-3,5 и одного валкователя-разбрасывателя РУН-15А, составляет только 0,4. С увеличением объема до 15 тыс. т эффектив ность отряда, составленного из двух автосамосвалов ЗИЛ-585М, пяти автосамосвалов ГАЗ-93Б, десяти трак торов МТЗ-50Л, трех тракторов Т-74, одного бульдо зера Д-535, двух погрузчиков-бульдозеров ПБ-35, двух погрузчиков ПЭ-0,8, десяти тракторных прицепов 2-ПТС-4М, четырех прицепов-навозоразбрасывателей и одного валкователя РУН-15А, повышается и коэф фициент использования комплекса машин достигает 0,7. Коэффициент использования комплекса машин, рас считанного для заготовки и внесения 30 тыс. т орга- ' ническнх удобрений, равен 0,93. Дальнейшее увеличе ние объема работ позволяет повысить коэффициент использования комплекса машин на относительно малую величину. Например, при повышении объема работ с 30 до 50 тыс. т коэффициент использования ком плекса машин с 0,93 повышается только до 0,98.
Внесение удобрений прицепами-навозоразбрасывателями
Прицепы-навозоразбрасьтвателп используют для вне сения органических удобрепий по схемам ферма — поле и ферма — бурт — поле.
При внесении удобрений прицепами-навозоразбра сывателями по схеме ферма — поле выполняют сле дующие технологические операции: погрузку удобре ний из прифермского навозохранилища, транспортиро вание удобрений к месту внесения и разбрасывание его по поверхности поля. '
По полю агрегат может двигаться двумя способами. По первому способу агрегат заезжает вдоль водной стороны поля на расстояние, равное половине ширины захвата разбрасывателя, и движется до полной раз грузки кузова, а затем возвращается под загрузку.
358
Следующий агрегат подъезжает к месту, где первый окончил разгрузку, включает ВОМ и привод рабочих органов и продолжает разбрасывание удобрений. Вто рой проход разбрасыватели делают на расстоянии, рав ном ширине захвата разбрасывателя от осевой линии предыдущего прохода. В дальнейшем процесс работы разбрасывателей повторяется.
По второму способу разбрасывающий агрегат делает первый проход также вдоль края поля на расстоянии, равном половине ширины захвата разбрасывателя, и движется до опорожнения половины емкости кузова. Затем агрегат разворачивается и делает второй проход вдоль первого на расстоянии, равном ширине захвата. Последующие агрегаты работают по аналогичной схеме. Для работы разбрасывателей по второй схеме необхо димо на поле намечать линию поворотов агрегатов. Это расстояние зависит от грузоподъемности раз брасывателя, нормы внесения и ширины его захвата:
о |
G ■5000 |
(33) |
|
6 ~ |
NB |
||
|
где G — грузоподъемность разбрасывателя, т;
N— норма внесения удобрений, т/га;
В— рабочая ширина захвата разбрасывателя, м. При разбивке поля для движения агрегатов по
второйсхеме расстояние S определяют, исходя из ширныы захвата агрегата с перекрытием. Наблюдения показывают, что с увеличением нормы внесения, повы шением влажности и объемного веса удобрений неравно мерность разбрасывания их по ширине захвата умень шается.
Для повышения производительности разбрасыва телей определенное значение имеет скорость их дви жения при разбрасывании удобрений — с увеличе нием скорости движения разбрасывателей от 5 до 16 км/ч неравномерность внесения как по ширине захвата, так и по длине прохода агрегата увеличивается. С уве личением скорости движения качество распределения снижается более интенсивно у разбрасывателей малой грузоподъемности — РПТМ-2,0А, 1-ПТУ-3,5 и 1-ПТУ-4. Увеличивать скорость движения поставляемых в на стоящее время в сельскохозяйственное производство разбрасывателей при внесении удобрений выше 12 км/ч нецелесообразно.
359
в
CZD5 ъ т 6 ^ 7
Рпс. 148. Диаграмма распределения элементов времени циклов прпцепов-раэбрасывателеи раз личной грузоподъемности:
а — при расстоянии перевозок 1 км; 6 — при расстоянии
перевозок 3 км; |
а — при расстоянии |
перевозок 10 км; |
|
1 — погрузка ПЭ-0,8; 2 — разгрузка; |
з — включение- |
||
отключение ВОМ; |
4 — подъезд-отъезд |
от погруэ’шка; |
|
5 — подъезд-отъезд |
от разгрузки; в — транспортировка |
||
с грузом; |
7 |
— транспортировка |
без груза. |
Эффективность внесения удобрений прицепами-на возоразбрасывателями по схеме ферма — поле зависит от грузоподъемности прицепов, расстояния перевозки, скорости движения агрегата, производительности по грузочных средств и других факторов,
36Q
Часовая производительность агрегата иа внесении удобрений зависит от продолжительности совершения цикла:
у у _3600 • Qt
(34)
где Q — грузоподъемность прицепа-разбрасывателя, т; %— коэффициент использования времени смены; Тц — продолжительность одного цикла, с.
На рисунке 148 представлены диаграммы распре деления элементов времени циклов прицепов-навозо разбрасывателей различной грузоподъемности при вне сении органических удобрений на расстояние 1, 3 и 10 км. На этой же диаграмме показаны элементы времени цикла при вывозке удобрений автосамосва лами ЗИЛ-585 и ГАЗ-93Б. Из диаграммы видно, что время разбрасывания удобрений относительно мало и с увеличением расстояния-перевозки относительное значение его уменьшается. Так, при расстоянии пере возки 1 км и норме внесения 40 т/га у разбрасывателей РПТМ-2,0А и 1-ПТУ-3,5 оно составляет 8,9%, а при 3 км снижается до 4,2%. Это позволяет считать, что при высоких нормах внесения время разбрасывания навозоразбрасывателей равно времени разгрузки само свальных тракторных прицепов и автосамосвалов. С увеличением расстояния перевозки увеличивается только время, затраченное на движение агрегата с гру зом и без груза. С увеличением грузоподъемности прицепов-разбрасывателей увеличивается каждый эле мент времени цикла.
Продолжительность погрузки зависит от производи тельности погрузчика, его типа и грузоподъемности прицепа-навозоразбрасывателя. Например, продолжи тельность погрузки одного ковша в зависимости от вида загружаемого материала и расстояния до прицепаразбрасывателя изменяется от 55 до 100 с. При увели чении грузоподъемности прицепов-разбрасывателей время погрузки их возрастает непропорционально гру зоподъемности.
Грузоподъемность прицепов-разбрасыва |
2 |
3.5 |
6 |
9 |
телей ......................................................... ' |
||||
Среднее время погрузки, с ...................... |
60 |
85 |
150 |
220 |
Время погрузки одной тонны с увеличением грузо подъемности прицепов-разбрасывателей уменьшается.
3 6 J
Время транспортировки удобрений до места вне сения с увеличением дальности перевозки возрастает, а с увеличением скорости движения агрегата умень шается. Средняя скорость движения большегрузных прицепов-разбрасывателей ниже, чем скорость у раз брасывателей малой грузоподъемности. Из представлен ных диаграмм видно, что большая часть цикла прихо дится на доставку удобрений в поле н возвращение раз брасывателя под загрузку. С увеличением радиуса пере возки эта составляющая цикла возрастает. Так, при удаленности поля на 200 м время транспортировочных операций составляет 35% от времени цикла, на 1 км — 69 и на 10 км — 94%. Из этого следует, что эффектив ного повышепия производительности прицепов-разбра сывателей можно достичь за счет увеличения скорости движения агрегатов. С увеличением скорости движения большегрузных разбрасывателей повышение произво дительности происходит более интенсивно (рис. 149). На малых радиусах перевозки с увеличением пормы внесения производительность возрастает особенно ин тенсивно у разбрасывателей большей грузоподъемности.
Коэффициент использования времени смены тсм за висит от радиуса перевозки удобрений, конструктив
но |
------Эмпирическая зависимость |
|
190 |
|
5 1BD ' |
------ Теоретическая зависимост ь |
|
IB0 |
|
ПО |
|
|
5 по |
|
5?/50 . |
О— ь л г у - ь о |
t т |
||
®— п р с -в .д |
|
ISO |
||
§ МО |
Ф— K C O -S t O ' в |
!«о |
||
п т |
|
|
5 1зо |
|
1 120 |
|
г |
§ по |
|
§ 110 |
|
| |
по |
|
! 'то |
|
|
1100 |
|
I |
|
|
■щ90 |
|
|
|
S ВО |
||
is |
|
|
<§ |
70 |
CS |
|
|
I |
60 |
<§■ |
|
|
|
|
10 |
11 |
12 13 1Ь ‘ 15 |
|
30 |
|
|
Средняя скорост ь дВижения(\Гср),н м /ч
<9-
•— Р г Г М - 2 ,0 А
А— — 1-J7 7 У - ? Ч
|
|
0 — |
1 - П Т У - Ь ,0 . |
|
■ |
|
® — |
Л Р С - 6 .0 |
„ |
|
* — |
х с о - в ,о |
|
|
§§ 11 |
|
|||
j e п е р е д о . м и ц д м |
||||
|
|
и е перед о з х и ? ,0 к м |
||
|
|
|
___— 0 |
|
— — Г - * |
|
|
|
|
|
|
|
__. — |
— |
— <1у - ■■ |
" |
О - --------- о - |
|
|
|
■•о------------ ^ |
|||
, |
(1 |
|
||
|
|
|
ю го зо V3
Н орм а В н есен и я (N ), т /г а
б
Рпс. 149. Изменение смеппой производительности прицеповразбрасывателей в зависимости от скорости движения агрегата (о) п нормы внесения удобрений (б).
362