Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь з а с м е н у ( М с м ),т
Рис. 150. Изменение производительности прицепов-разбрасыва телей в зависимости от расстояния перевозки удобрении.
пых особенностей и коэффициента эксплуатационной надежности агрегата. По данным сравнительных испы таний прицепов-разбрасывателей, при внесении соло мистого навоза получены следующие значения коэф фициента эксплуатационной надежности: РПТМ-2,0А—
0,58; 1-ПТУ-3.5 - 0,62; 1-ПТУ-4.0 - 0,64; ПРС-6,0 -
0,59; КСО-9 - 0,57.
Сменная производительность прицепов-разбрасыва телей зависит от расстояния перевозки (рис. 150). Наиболее интенсивно снижается производительность прицепов-разбрасывателей при увеличении расстояния перевозки до 2 км. Большегрузные прицепы-разбрасы ватели обеспечивают более высокую производительность на всех расстояниях перевозки удобрений.
Зная продолжительность цикла на различныхрас стояниях перевозки и- производительность погрузчи ков, можно определить потребное количество прицеповразбрасывателей для рациональной загрузки погрузчи ков и всего комплекса машин (рис. 151).
Эти зависимости построены при условии, что поток
прицепов-разбрасывателей распределен |
равномерно, |
а удобрения грузят погрузчиком ПЭ-0,8. |
Из графика |
363
Рпс. 151. Изменение количества прпцепов-разбрасывателеп в отряде для рациональной загрузкп одного погрузчика прп раз личном расстоянии перевозки удобрений п нормах внесения
10 и 40 т/га.
видео, что с увеличением грузоподъемности и нормы внесения требуется меньшее количество прицепов-раз брасывателей прп работе на всех расстояниях пере возки удобрений.
Изменение приведенных затрат в рублях на 1 т внесенных удобрений в зависимости от расстояния перевозки и грузоподъемности прицепов-разбрасывате лей (рпс. 152) определено из условия, что разбра сыватели РПТМ-2.0А; 1-ПТУ-3.5; 1-ПТУ-4 и ПРС-6 агрегатпруют с тракторами «Беларусь», а КСО-9 — с трактором Т-150К. Из представленной зависимости видно, что, с увеличением расстояния перевозки за траты на внесение тонны удобрений возрастают, а с повышением грузоподъемности уменьшаются. Наи более высокие приведенные затраты даже на малых расстояниях перевозки имеют место при использовании разбрасывателей РПТМ-2.0А. Применение разбрасы вателей 1-ПТУ—3,5 и 1-ПТУ-4,0 рационально на рас стоянии перевозки не более 2,5 км. При увеличении расстояния перевозки-удобрений эффективность приме нения разбрасывателей КСО-9 все больше возрастает,
364
Рпс. 152. Изменение приведенных затрат в зависимости от рас стояния перевозки удобрений и грузоподъемности прицеповразбрасывателей.
Затраты труда при применении большегрузных при цепов-разбрасывателей на всех расстояниях перевозки меньше у машин высокой грузоподъемности. С увели чением расстояния перевозки эффективность больше грузных разбрасывателей по затратам труда возрастает.
При внесении удобрений прицепами-навозоразбра сывателями по схеме ферма—бурт—поле дополнительно выполняют операции: выгрузку удобрений, формирова ние буртов и погрузку удобрений в прицепы-разбрасы ватели. Бурты можно формировать на краю поля или на поле. Рациональное размещение на поле штабелей и выбор их оптимального веса позволяют значительно сократить холостые пробеги прицепов-навозоразбрасы вателей и повысить их производительность. Оптималь ный вес штабеля, предназначенного для зимнего хра нения, 100—120 т (при весе менее 60 т навоз промерзает). Если удобрения предназначены для хранения только в летний период, то их вес уменьшают до 20—40 т. При большем весе штабелей навозоразбрасыватели менее производительны.
Штабеля удобрений укладывают в поле рядами (рис. 153, а). Центр места укладки штабелей отмечают
365
------ э- движение погрузчика
—i j движение разВрасыбателя
<=> бурт удобрений
Рпс. 153. Размещенпе буртов на поле-(а) л на краю поля (б) п схемы движения разбрасывателей и погрузчика.
вошкой. Для разворачивания агрегатов размечают поворотные полосы (их ширина 8—10 м). Расстояние между рядами (табл. 62) выбирают равным длине рабочего хода навозоразбрасывателя:
|
? _ |
10000-<2Р |
|
(35) |
|
Zp = |
Ш |
’ |
|
|
|
|||
где Qp— грузоподъемность навозоразбрасывателя; т |
||||
В — ширина |
захвата |
навозоразбрасывателя; м |
|
|
N — норма внесения удобрений, т/га. |
|
|||
Первый ряд |
укладывают на |
расстоянии, равном |
половине длины рабочего хода навозоразбрасывателя. При внесении удобрений разбрасыватели движутся перпендикулярно ряду штабелей, удаляясь от него на половину длины рабочего хода. При возвращении к штабелю навозоразбрасыватель вносит оставшуюсяполовину удобрений и поступает под загрузку. Для полной загрузки погрузчика в отряде должно рабо тать 3—4 навозоразбрасывателя одинаковой грузо подъемности.
Т а б л и ц а 62
Расстояние между рядами штабелей для норм от 10 до 30 т/га
Расстояние между рядами штабелей (м)
при норме внесения удобрений, т/га |
|||
Навозоразбрасыватели |
15 |
20 |
30 |
10 |
РПТМ-2.0А; РЛТУ-2.0А |
500 |
• |
330 |
250 |
|
166 |
|
1-ПТУ-3,5; 1-ПТУ-4,0 . |
875 |
|
583 |
437 |
|
292 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 63 |
|||
Расстояния между штабелями |
|
|
|||||
|
Расстояние между штабелями (м) |
||||||
Навозоразбрасыватели |
в зависимости от веса штабелей, т |
||||||
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
||
|
|||||||
РПТМ-2.0А; РП,ТУ-2,0А |
40 |
80 |
120 |
160 |
200 |
240 |
|
ТУП-3,0А |
27 |
53 |
80 |
107 |
133 |
150 |
|
1-ПТУ-3.5; 1-ПТУ-4.0 |
23 |
46 |
69 |
92 |
114 |
137 |
367
Расстояние между штабелями (табл. 63) в ряду зависит от веса штабеля, грузоподъемности навозо разбрасывателя и его ширины захвата:
20 = 1 ^ , (36)
где <?б — вес штабеля, т.
При разбрасывании удобрений агрегаты должны двигаться по полю челночным способом.
Применение тракторных поездов
По результатам исследований, выполненных под • руководством А. Г. Соловейчика, весьма эффективны
на |
вывозке |
органических |
удобрений тракторы К-700 |
в |
агрегате |
с двухосными |
полунавесными прицепами |
'1-ПТС-9 и трехосными прицепами З-ПТС-12, имеющие большую тяговую мощность и высокие транспортные скорости. Инструкцией по эксплуатации трактора К-700 предусмотрено использование прицепа З-ПТС-12 только в составе поезда с полуприцепом 1-ПТС-9. Эти прицепы имеют по два саморазгружающихся кузова. При их использовании с трактором К-700 на вывозке органических удобрений на производитель ность агрегата существенное влияние оказывает про должительность простаивания под загрузкой. Имею щиеся в хозяйствах погрузчики ПБ-35 для таких при цепов малопроизводительны. В связи с этим для за грузки агрегатов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12' в хозяйствах Краснодарского края используют погрузчик ТЛ-ЗА ЦИНС, предназначенный для погрузочных ра бот на открытых складах при загрузке сахарной свеклы, торфа, кокса и других сыпучих грузов. Погрузчик ТЛ-ЗА одноковшовый, емкость ковша 3 _м3,
грузоподъемность |
2 т, высота погрузки 3—3,5 м, про |
|||
изводительность |
200 т/ч. При использовании |
погруз |
||
чика |
ПБ-35, производительность которого |
равна |
||
50 т/ч, |
агрегат |
из двух прицепов загружают за |
||
24—25 мин, |
а при использовании ТЛ-ЗА — за |
6 мин. |
||
Обычно |
учет |
загрузки прицепов-разбрасывателей |
и транспортных машин на вывозке органических удобрений ведут по количеству выгруженных ковшей. Прицеп 1-ПТС-9 загружают 8—10 ковшами погруз чика ПБ-35 или четырьмя ковшами погрузчика ТЛ-ЗА,
368
а поезд 1-ПТУ-9 и З-ПТС-12 — 22—24 ковшами ПБ-35 или 8—10 ковшами ТЛ-ЗА. Производительность по езда, составленного из прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12, при загрузке его погрузчиком ПБ-35 и ТЛ-ЗА зави сит от плеча перевозки и скорости движения агрега тов (рис. 154). Анализ показывает, что производитель ность поезда, загруженного погрузчиком ТЛ-ЗА, выше, чем при загрузке его погрузчиком ПБ-35. Особенно существенна эта разница при использовании агрегата ыа относительно небольших радиусах перевозки и уве личенных скоростях его движения.
Производительность тракторного поезда зависит и от продолжительности его разгрузки, осуществляе мой от одной секции гидрораспределителя. При оста новке агрегата тракторист устанавливает рукоятку распределительного крана в положение «подъем» перед него кузова, вылезает из кабины и выдвигает штыри шарниров опрокидывания с противоположной стороны
разгрузки, |
отпирает |
боковые |
борта |
обоих кузовов |
со стороны |
разгрузки. |
После |
этого |
он возвращается |
в кабину трактора и устанавливает рычаг распре деления в положение «подъем». Разгрузив передний кузов, тракторист устанавливает распределительный кран в положение «разгрузка» заднего кузова, возвра щается в кабину трактора и опрокидывает второй кузов. Для разгрузки второго прицепа рукоятку распределительного крана первого прицепа устанавли вают в положение «подъем» второго прицепа. Даль нейший порядок выполнения операций разгрузки вто рого прицепа осуществляется в той же последователь ности, что и первого прицепа. Во избежание защемле ния остатков навоза между днищем и бортами после разгрузки прицепов их очищают, закрывают борта и запирают шарниры опрокидывания. При разгрузке поезда 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 все перечисленные опера ции занимают 8—15 мин.
В целях сокращения времени разгрузки механиза торы Новокубанского района Краснодарского края предложили подключать прицепы 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 каждый в отдельности на самостоятельную секцию гидрораспределителя. Для обеспечения работоспособ ности такой схемы на прицепах перед каждым гидро краном поставлены тройники, что позволило подни мать одновременно обе секции кузовов прицепа или
13 Марченко Н. М. в др.
Рпс. 154. Изменение |
производительности поезда |
1-ПТС-9 + |
+ З-ПТС-12 + К-700 |
в зависимости от расстояния |
перевозки и |
скорости движения агрегата:
а при загрузке погрузчиком ПБ-35; б — при загрузке погрузчиком
полуприцепа. Практика показывает, что средняя ско рость движения поезда из трактора К-700 и полу прицепа 1-ПТС-9 с грузом не превышает 20—21 км/ч, без груза — 22—23 км/ч; поезда из трактора К-700 и прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 с грузом — 15—17 км/ч,
без |
груза — 19—20 км/ч. При |
вывозке органических |
||||||||
удобрений на расстояние 7 км, |
средней скорости дви |
|||||||||
жения |
10 км/ч |
и использовании |
погрузчика ПБ-35 |
|||||||
требуется пять |
поездов, |
составленных |
из |
прицепов |
||||||
1-ПТС-9 и З-ПТС-12, |
а при вывозке |
на |
расстояние |
|||||||
5 км — только четыре |
(рис. 155). |
|
|
|
||||||
на |
Сменная производительность поезда, работающего |
|||||||||
вывозке |
органических |
удобрений |
на |
расстояние |
||||||
5 км, |
загружаемого погрузчиком |
ТЛ-ЗА, |
на 20 т-км |
|||||||
больше по |
сравнению |
с |
работой |
этого же агрегата |
||||||
с погрузчиком |
ПБ-35. |
агрегата с |
двумя |
прицепами |
||||||
|
Производительность |
1-ПТС-9 и З-ПТС-12 при вывозке органических удобре
ний |
на |
расстояние от 3 до 6 км на 34—40 % выше, |
чем |
при |
работе трактора К-700 с одним прицепом. |
а
Рис. 155. Потребное количество поездов 1-ПТС-9 + З-ПТС-12 -j-
+ К-700 в зависимости от расстояния перевозки и скорости ■ движения:
а — при погрузке удобрений погрузчиком ТЛ-ЗА; б — при погрузке удобрений погрузчиком ПБ-35.
1 3 * |
3 7 1 |