Файл: Марченко, Н. М. Комплексная механизация приготовления и внесения удобрений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь з а с м е н у ( М с м ),т

Рис. 150. Изменение производительности прицепов-разбрасыва­ телей в зависимости от расстояния перевозки удобрении.

пых особенностей и коэффициента эксплуатационной надежности агрегата. По данным сравнительных испы­ таний прицепов-разбрасывателей, при внесении соло­ мистого навоза получены следующие значения коэф­ фициента эксплуатационной надежности: РПТМ-2,0А—

0,58; 1-ПТУ-3.5 - 0,62; 1-ПТУ-4.0 - 0,64; ПРС-6,0 -

0,59; КСО-9 - 0,57.

Сменная производительность прицепов-разбрасыва­ телей зависит от расстояния перевозки (рис. 150). Наиболее интенсивно снижается производительность прицепов-разбрасывателей при увеличении расстояния перевозки до 2 км. Большегрузные прицепы-разбрасы­ ватели обеспечивают более высокую производительность на всех расстояниях перевозки удобрений.

Зная продолжительность цикла на различныхрас­ стояниях перевозки и- производительность погрузчи­ ков, можно определить потребное количество прицеповразбрасывателей для рациональной загрузки погрузчи­ ков и всего комплекса машин (рис. 151).

Эти зависимости построены при условии, что поток

прицепов-разбрасывателей распределен

равномерно,

а удобрения грузят погрузчиком ПЭ-0,8.

Из графика

363

Рпс. 151. Изменение количества прпцепов-разбрасывателеп в отряде для рациональной загрузкп одного погрузчика прп раз­ личном расстоянии перевозки удобрений п нормах внесения

10 и 40 т/га.

видео, что с увеличением грузоподъемности и нормы внесения требуется меньшее количество прицепов-раз­ брасывателей прп работе на всех расстояниях пере­ возки удобрений.

Изменение приведенных затрат в рублях на 1 т внесенных удобрений в зависимости от расстояния перевозки и грузоподъемности прицепов-разбрасывате­ лей (рпс. 152) определено из условия, что разбра­ сыватели РПТМ-2.0А; 1-ПТУ-3.5; 1-ПТУ-4 и ПРС-6 агрегатпруют с тракторами «Беларусь», а КСО-9 — с трактором Т-150К. Из представленной зависимости видно, что, с увеличением расстояния перевозки за­ траты на внесение тонны удобрений возрастают, а с повышением грузоподъемности уменьшаются. Наи­ более высокие приведенные затраты даже на малых расстояниях перевозки имеют место при использовании разбрасывателей РПТМ-2.0А. Применение разбрасы­ вателей 1-ПТУ—3,5 и 1-ПТУ-4,0 рационально на рас­ стоянии перевозки не более 2,5 км. При увеличении расстояния перевозки-удобрений эффективность приме­ нения разбрасывателей КСО-9 все больше возрастает,

364


Рпс. 152. Изменение приведенных затрат в зависимости от рас­ стояния перевозки удобрений и грузоподъемности прицеповразбрасывателей.

Затраты труда при применении большегрузных при­ цепов-разбрасывателей на всех расстояниях перевозки меньше у машин высокой грузоподъемности. С увели­ чением расстояния перевозки эффективность больше­ грузных разбрасывателей по затратам труда возрастает.

При внесении удобрений прицепами-навозоразбра­ сывателями по схеме ферма—бурт—поле дополнительно выполняют операции: выгрузку удобрений, формирова­ ние буртов и погрузку удобрений в прицепы-разбрасы­ ватели. Бурты можно формировать на краю поля или на поле. Рациональное размещение на поле штабелей и выбор их оптимального веса позволяют значительно сократить холостые пробеги прицепов-навозоразбрасы­ вателей и повысить их производительность. Оптималь­ ный вес штабеля, предназначенного для зимнего хра­ нения, 100—120 т (при весе менее 60 т навоз промерзает). Если удобрения предназначены для хранения только в летний период, то их вес уменьшают до 20—40 т. При большем весе штабелей навозоразбрасыватели менее производительны.

Штабеля удобрений укладывают в поле рядами (рис. 153, а). Центр места укладки штабелей отмечают

365

------ э- движение погрузчика

i j движение разВрасыбателя

<=> бурт удобрений

Рпс. 153. Размещенпе буртов на поле-(а) л на краю поля (б) п схемы движения разбрасывателей и погрузчика.

вошкой. Для разворачивания агрегатов размечают поворотные полосы (их ширина 8—10 м). Расстояние между рядами (табл. 62) выбирают равным длине рабочего хода навозоразбрасывателя:

 

? _

10000-<2Р

 

(35)

 

Zp =

Ш

 

 

где Qp— грузоподъемность навозоразбрасывателя; т

В — ширина

захвата

навозоразбрасывателя; м

 

N — норма внесения удобрений, т/га.

 

Первый ряд

укладывают на

расстоянии, равном

половине длины рабочего хода навозоразбрасывателя. При внесении удобрений разбрасыватели движутся перпендикулярно ряду штабелей, удаляясь от него на половину длины рабочего хода. При возвращении к штабелю навозоразбрасыватель вносит оставшуюсяполовину удобрений и поступает под загрузку. Для полной загрузки погрузчика в отряде должно рабо­ тать 3—4 навозоразбрасывателя одинаковой грузо­ подъемности.

Т а б л и ц а 62

Расстояние между рядами штабелей для норм от 10 до 30 т/га

Расстояние между рядами штабелей (м)

при норме внесения удобрений, т/га

Навозоразбрасыватели

15

20

30

10

РПТМ-2.0А; РЛТУ-2.0А

500

330

250

 

166

1-ПТУ-3,5; 1-ПТУ-4,0 .

875

 

583

437

 

292

 

 

 

 

Т а б л и ц а 63

Расстояния между штабелями

 

 

 

Расстояние между штабелями (м)

Навозоразбрасыватели

в зависимости от веса штабелей, т

20

40

60

80

100

120

 

РПТМ-2.0А; РП,ТУ-2,0А

40

80

120

160

200

240

ТУП-3,0А

27

53

80

107

133

150

1-ПТУ-3.5; 1-ПТУ-4.0

23

46

69

92

114

137

367


Расстояние между штабелями (табл. 63) в ряду зависит от веса штабеля, грузоподъемности навозо­ разбрасывателя и его ширины захвата:

20 = 1 ^ , (36)

где <?б — вес штабеля, т.

При разбрасывании удобрений агрегаты должны двигаться по полю челночным способом.

Применение тракторных поездов

По результатам исследований, выполненных под • руководством А. Г. Соловейчика, весьма эффективны

на

вывозке

органических

удобрений тракторы К-700

в

агрегате

с двухосными

полунавесными прицепами

'1-ПТС-9 и трехосными прицепами З-ПТС-12, имеющие большую тяговую мощность и высокие транспортные скорости. Инструкцией по эксплуатации трактора К-700 предусмотрено использование прицепа З-ПТС-12 только в составе поезда с полуприцепом 1-ПТС-9. Эти прицепы имеют по два саморазгружающихся кузова. При их использовании с трактором К-700 на вывозке органических удобрений на производитель­ ность агрегата существенное влияние оказывает про­ должительность простаивания под загрузкой. Имею­ щиеся в хозяйствах погрузчики ПБ-35 для таких при­ цепов малопроизводительны. В связи с этим для за­ грузки агрегатов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12' в хозяйствах Краснодарского края используют погрузчик ТЛ-ЗА ЦИНС, предназначенный для погрузочных ра­ бот на открытых складах при загрузке сахарной свеклы, торфа, кокса и других сыпучих грузов. Погрузчик ТЛ-ЗА одноковшовый, емкость ковша 3 _м3,

грузоподъемность

2 т, высота погрузки 3—3,5 м, про­

изводительность

200 т/ч. При использовании

погруз­

чика

ПБ-35, производительность которого

равна

50 т/ч,

агрегат

из двух прицепов загружают за

24—25 мин,

а при использовании ТЛ-ЗА — за

6 мин.

Обычно

учет

загрузки прицепов-разбрасывателей

и транспортных машин на вывозке органических удобрений ведут по количеству выгруженных ковшей. Прицеп 1-ПТС-9 загружают 8—10 ковшами погруз­ чика ПБ-35 или четырьмя ковшами погрузчика ТЛ-ЗА,

368


а поезд 1-ПТУ-9 и З-ПТС-12 — 22—24 ковшами ПБ-35 или 8—10 ковшами ТЛ-ЗА. Производительность по­ езда, составленного из прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12, при загрузке его погрузчиком ПБ-35 и ТЛ-ЗА зави­ сит от плеча перевозки и скорости движения агрега­ тов (рис. 154). Анализ показывает, что производитель­ ность поезда, загруженного погрузчиком ТЛ-ЗА, выше, чем при загрузке его погрузчиком ПБ-35. Особенно существенна эта разница при использовании агрегата ыа относительно небольших радиусах перевозки и уве­ личенных скоростях его движения.

Производительность тракторного поезда зависит и от продолжительности его разгрузки, осуществляе­ мой от одной секции гидрораспределителя. При оста­ новке агрегата тракторист устанавливает рукоятку распределительного крана в положение «подъем» перед­ него кузова, вылезает из кабины и выдвигает штыри шарниров опрокидывания с противоположной стороны

разгрузки,

отпирает

боковые

борта

обоих кузовов

со стороны

разгрузки.

После

этого

он возвращается

в кабину трактора и устанавливает рычаг распре­ деления в положение «подъем». Разгрузив передний кузов, тракторист устанавливает распределительный кран в положение «разгрузка» заднего кузова, возвра­ щается в кабину трактора и опрокидывает второй кузов. Для разгрузки второго прицепа рукоятку распределительного крана первого прицепа устанавли­ вают в положение «подъем» второго прицепа. Даль­ нейший порядок выполнения операций разгрузки вто­ рого прицепа осуществляется в той же последователь­ ности, что и первого прицепа. Во избежание защемле­ ния остатков навоза между днищем и бортами после разгрузки прицепов их очищают, закрывают борта и запирают шарниры опрокидывания. При разгрузке поезда 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 все перечисленные опера­ ции занимают 8—15 мин.

В целях сокращения времени разгрузки механиза­ торы Новокубанского района Краснодарского края предложили подключать прицепы 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 каждый в отдельности на самостоятельную секцию гидрораспределителя. Для обеспечения работоспособ­ ности такой схемы на прицепах перед каждым гидро­ краном поставлены тройники, что позволило подни­ мать одновременно обе секции кузовов прицепа или

13 Марченко Н. М. в др.


Рпс. 154. Изменение

производительности поезда

1-ПТС-9 +

+ З-ПТС-12 + К-700

в зависимости от расстояния

перевозки и

скорости движения агрегата:

а при загрузке погрузчиком ПБ-35; б — при загрузке погрузчиком

полуприцепа. Практика показывает, что средняя ско­ рость движения поезда из трактора К-700 и полу­ прицепа 1-ПТС-9 с грузом не превышает 20—21 км/ч, без груза — 22—23 км/ч; поезда из трактора К-700 и прицепов 1-ПТС-9 и З-ПТС-12 с грузом — 15—17 км/ч,

без

груза — 19—20 км/ч. При

вывозке органических

удобрений на расстояние 7 км,

средней скорости дви­

жения

10 км/ч

и использовании

погрузчика ПБ-35

требуется пять

поездов,

составленных

из

прицепов

1-ПТС-9 и З-ПТС-12,

а при вывозке

на

расстояние

5 км — только четыре

(рис. 155).

 

 

 

на

Сменная производительность поезда, работающего

вывозке

органических

удобрений

на

расстояние

5 км,

загружаемого погрузчиком

ТЛ-ЗА,

на 20 т-км

больше по

сравнению

с

работой

этого же агрегата

с погрузчиком

ПБ-35.

агрегата с

двумя

прицепами

 

Производительность

1-ПТС-9 и З-ПТС-12 при вывозке органических удобре­

ний

на

расстояние от 3 до 6 км на 34—40 % выше,

чем

при

работе трактора К-700 с одним прицепом.

а

Рис. 155. Потребное количество поездов 1-ПТС-9 + З-ПТС-12 -j-

+ К-700 в зависимости от расстояния перевозки и скорости ■ движения:

а — при погрузке удобрений погрузчиком ТЛ-ЗА; б — при погрузке удобрений погрузчиком ПБ-35.

1 3 *

3 7 1