Файл: Марсакова, З. П. Производство меховых и овчинно-шубных изделий учеб.для сред.спец.учеб.заведений лег.пром-сти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные шапки бывают мужские, женские, детские и подростковые. «Олимпийская» (см. рис. 82)— одна из разновидностей спортив­ ных шапок. Она имеет колпак с овальным донышком, окол с кри­ волинейным верхним бортом и небольшой горизонтальный ко­ зырек.

Спортивные шапки изготовляют из овчины, каракуля, шкур морского зверя и др. Эти шапки могут быть цельномеховые и ком­ бинированные с сукном, кожей, искусственным мехом и другими материалами.

В готовом виде у спортивной шапки измеряют высоту колпака, ширину козырька посередине, длину козырька от скрепки до скреп­ ки и высоту окола сзади.

Подлицевой окол может быть выполнен из меха или из шел­ ковой ткани, сдублированной с упругой прокладкой. Если подли­ цевой окол изготовлен из меха, между ним и лицевым околом при­ шивают упругую прокладку, а если не из меха, прокладку приши­ вают только к козырьку.

Подкладка спортивной шапки обычно состоит из дольника и донышка, простроченных с утеплителем.

Раскрой полуфабриката. Направление волосяного покрова в деталях зависит от вида раскраиваемого полуфабриката. Чаще всего на колпаке оно спереди назад, в околе — снизу вверх или слева направо, в козырьке — слева направо или от нижнего борта вперед.

Сборка и отделка спортивных шапок. Спортивная шапка от­ личается от шапки-ушанки контуром верхнего борта окола и гори­ зонтальным козырьком. В связи с этим различие в изготовлении спортивной шапки и ушанки заключается только в способе обра­ зования скрепок между козырьком и околом. В спортивной шапке длина скрепки, если окол отворачивают, должна быть 2—2,2 см при соединении лицевого козырька с околом и 1,5—1,7 см при сострачивании подлицевого козырька с околом. Если же окол не отворачивают, длина скрепки может быть до 6 см.

Лицевой козырек размечают в трех местах: посередине и на расстоянии высоты скрепки от концов. Подлицевой козырек раз­ мечают посередине.

Детали верха соединяют в следующем порядке.

Выполняют затылочные Швы лицевого и подлицевого окола.

По верхнему борту лицевой окол соединяют с подлицевыми, к ним пришивают упругую прокладку (если это предусмотрено).

По нижнему борту подлицевой окол сострачивают с колпаком. Сшивают лицевой и подлицевой козырьки и упругую прокладку. Нижний борт подлицевого окола пришивают к колпаку.

Нижний борт лицевого козырька пристрачивают к колпаку. При этом центральная метка должна совпадать с серединой ло: бовой части колпака, а боковые метки — с концами подлицевого окола. Козырек и окол выворачивают.

Нижний борт подлицевого козырька скрепляют с нижним бор­ том лицевого окола.

2 8 8


Нижний борт лицевого окола пришивают к колпаку. Дальнейшая обработка спортивной шапки аналогична обра­

ботке цельномеховой ушанки.

§ 8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ МЕХОВЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Женские меховые головные уборы — это шляпы с козырьками,

типа ток, небольшие шапочки, разнообразные

береты, шлемы,

«Фантази» и др.

небольшую го­

Ш л я п ы с п о л я м и (см. рис. 84, а) имеют

ловку и разнообразную форму полей различной ширины и высоты (небольшие, средние и широкие). Степень изгиба и выпуклости полей может изменяться: они могут быть отогнуты с одной или

другой стороны, опущены

вниз (типа

 

клеш) или

приподняты

вверх (типа болеро)

и т. д. Поля шляп

могут быть также прямые

(типа канотье).

т о к

(см. рис. 84,

б ) — головные

уборы не­

Ш ля пы т и п а

большой формы. Они бывают разными по высоте и объему. Стен­

ки и

донышко

могут иметь

различную

выпуклость.

Нижний

борт

шапочки

по

линии прилегания

к

голове имеет

ровную

линию.

 

ш а п о ч к и

(см. рис.

84, в) имеют разнообраз­

Н е б о л ь ш и е

ные виды головок: округлые,, конусообразные, типа колпачка и др. Они могут плотно облегать головку, повторяя ее естественную форму, или отходить от нее благодаря выпуклости стенок и до­ нышка. Нижний борт имеет разнообразную конфигурацию.

Г о л о в н ы е у б о р ы т и п а к е п и с к о з ы р ь к а м и (см.

рис.

84, г) имеют разнообразные формы головок (круглые,

пло­

ские,

беретообразные и т. д.) и козырьки

различных форм.

Это

головные уборы спортивного типа.

всегда остаются мод­

Б е р е т ы (см. рис. 84,6), видоизменяясь,

ными головными уборами. Береты могут иметь различную форму: маленькие и очень большие, с кашпеном и без него. Берет можно различным образом расположить на голове.

Шл е м ы , к а п ю ш о н ы отличаются тем, что они плотно при­ легают к голове по нижнему борту, закрывая уши, а иногда и под­ бородок. Эти виды головных уборов часто имеют застежку.

Г о л о в н ы е у б о р ы « Ф а н т а з и » отличаются сложностью форм и нарядностью отделок. К таким формам относят чалму, тюрбан и другие шляпы с разнообразными бортами, полями, релье­ фами и т. д. Головные уборы «Фантази» носят в сочетании с на­ рядной одеждой.

В готовом виде в шляпах измеряют высоту головки спереди на­

зад,

ширину полей, козырька, кашпена. Женские шляпы изготов-

-ляют

из' чрезвычайно разнообразного натурального

крашеного

пушно-мехового полуфабриката: овчины, шкурок кролика, Завит­ ковой группы, белки, горностая, лисицы, песца, росомахи, норки, опойка, жеребка, шкур морского зверя. Искусственный мех также используют для шитья женских шляп.

2 8 9


По способу изготовления женские шляпы делят на мягкие и жесткие. Форму мягких шляп создают за счет конструктивных линий, а жестких в результате влажно-тепловой и клеевой обра­ боток.

Технология изготовления мягких женских шляп ничем не отли­ чается от технологии изготовления детских и подростковых голов­ ных уборов.

Раскрой полуфабриката. Направление волосяного покрова в де­ талях зависит от фасона шляпы и раскраиваемого полуфабри­ ката (чаще всего — спереди назад, справа налево или слева на­ право) .

Сборка и отделка женских головных (жестких) меховых уборов.

На деревянную форму, точно воспроизводящую фасон шляпы, на­ девают колпак из прокладочного материала (бортовой парусины, воротничковой ткани, различных синтетических сеток). Колпак может состоять из четырех клиньев или из дольника и кружка. Поверхность формы предварительно покрывают влажным мылом: она будет более скользкая и готовую шляпу с нее легче снимать.

Колпак натягивают на форму, закрепляя его по борту колками. На колпак (если он выполнен из парусины) наносят слой клея. Если колпак выкраивают из воротничковой ткани, его только ув­ лажняют. Швы колпака заглаживают в одну сторону. При нали­ чии в форме фасонных рельефов и углублений в них проклады­ вают жгут и прикрепляют его колками к форме.

Деревянную форму с колпаками помещают в сушилку на 1,0—1,5 ч. Температура воздуха в сушилке 50—60° С, относитель­ ная влажность — 50%.

После сушки колки удаляют и вынимают жгут из рельефов. Специальной отводкой (стальной гибкой пластинкой) колпак от­

деляют от формы в

тех местах, где он

к ней

прилип, однако

с формы не снимают.

В шляпе сложной

формы

(много рельефов

или головка большего диаметра, чем нижний борт) прокладочный колпак надрезают в затылочной части, для того чтобы потом его можно было снять с формы.

Поверх высушенного прокладочного колпака натягивают мехо­ вой колпак волосяным покровом наружу (по борту колпака при­ шита подборка). Предварительно кожевую ткань мехового кол­ пака увлажняют и колпак подвергают пролежке в течение 30 мин. Мех на форме расправляют, выравнивают и закрепляют колками нижний борт, центральные и боковые рельефы. В рельефы со сто­ роны волосяного покрова прокладывают жгут для сохранения фор­ мы. Волосяной покров слегка увлажняют водой. Колпак из шку­ рок завитковой группы расчесывают по направлению волоса, из пушных шкурок — в зависимости от метода раскроя, вида меха и фасона изделия.

Формы с оправленными меховыми колпаками ставят на 2,5— 3 ч в сушильный шкаф при температуре 80—90° С и относитель­ ной влажности 50%. Во время сушки кожевая ткань меха склеи­ вается с прокладочным колпаком.

290



После сушки вынимают формы из сушилки, охлаждают до комнатной температуры, удаляют колки и снимают жгуты. Шляпу снимают с деревянной формы.

К шляпе пришивают предусмотренную фасоном отделку (кошпен, декоративный ремешок и т. п.), затем производят заготовку нижнего борта. Мех с подборкой и прокладочным колпаком заги­ бают внутрь и пришивают вручную к прокладочному колпаку.

На шляпах с низким волосяным покровом заготовку выпол­ няют без подборки.

Мех подгибают внутрь на 0,5—0,75 см. Сшитую, разглаженную подкладку вставляют в шляпу так, чтобы верхний угол фабрич­ ной марки располагался против середины затылочной части шляпы. Нижний край подгибают и вручную прикрепляют к ме­ ховому колпаку по линии пришивания подборки. В шляпах без подборки подкладку пришивают к меху на расстоянии 5—7 мм от борта.

Кружок подкладки прикрепляют под рюшью в двух противо­ положных местах к меховому колпаку двумя-тремя стежками.

Готовую шляпу на 2—3 мин надевают на электроформу для того, чтобы разгладить подкладку. Электроформу раздвигают строго до заданного размера. Температура электроформы ПО—

120° С.

Волосяной покров шляпы расчесывают, заглаживают щеткой и шляпу снимают с формы.

После сортировки, измерения размера, заполнения дублирую­ щей маркировки и прикрепления ярлыка шляпу укладывают в ко­ робку и сдают на склад. Коробка должна быть цилиндрической формы и таких размеров, чтобы шляпа не изменяла своей формы.

Г л а в а VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПОТОКОВ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Каждый технологический процесс можно разделить на ряд элементов (переходов), обеспечивающих нужную обработку уча­ стков полуфабриката (или всей его поверхности). Степень деле­ ния процесса на переходы зависит от вида изучаемого объекта и характера производимого анализа.

Технологический процесс можно выполнять методом последова­ тельной, параллельной или параллельно-последовательной обра­ ботки. При методе последовательной обработки все переходы и все участки изделия обрабатывают последовательно одним или не­ сколькими инструментами.

Упрощение рабочих движений, их независимость от формы и площади полуфабриката ведут к упрощению кинематической схемы машины. Кроме того, это облегчает решение вопроса рас­

291