Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 7
где определенный интеграл с переменным верхним преде лом интегрирования 4х отражает значение забранной из электрической сети энергии при изменении тока катушки от 0 до i, соответствующего значению потокосцепления 4х и текущему значению пути s.
Указанная энергия пропорциональна площади О—тр.—а—b—0 на рис. 1-13,6, на котором приведен из вестный график Чх= Ч х(г, s ) изменения потокосцепления в функции тока и положения якоря 0—тр.—а—ост.—уст. и указаны характерные точки, соответствующие: 0 — на чалу процесса, тр. — моменту трогания якоря, ост. — мо менту остановки (приход якоря на упор), а — текущему (рассматриваемому) моменту на кривой динамического перехода {тр.—а—ост.) и уст. — установившемуся со стоянию.
Известно также, что запас энергии в магнитном поле, соответствующий тому же текущему (рассматриваемо му) моменту (точка а), может быть определен как ин
теграл |
|
WL= J i(V,s)c№, |
(l-107a) |
о |
|
вычисленный при фиксированном, неизменном при инте грировании значении s (что отмечено условно чертой над символом), и пропорционален площади 0—а—b—0.
Естественно, что при другом, ио также фиксирован ном положении якоря (например, s + As), энергия маг нитного поля изменяется (точка а'), таким образом, справедливо
W L = W ( W , s ) . |
(1-1076) |
Конкретные величины 4х и s соответствуют рассма триваемой точке на одной из кривых намагничивания системы и одновременно связаны с определенным зна чением тока г. При этом положение точки а в общем случае определяется как функция а = а(Чх, i, s) и харак теризует одно из возможных физических состояний си стемы. В то же время, как видно из рис. 1-13,6, эта же точка а определяет конкретный запас энергии магнитно го поля = Iх, i, So). Следовательно, о запасе энер гии магнитного поля можно говорить как о функции со стояния системы.
Функция состояния отражает свойства, зависящие от текущих переменных в рассматриваемой точке, и не да
75
ет представления о предшествующем процессе их изме нения (об их предыстории). Например, в точку а можно
попасть: зафиксировав отпущенный якорь |
(s = 0), дове |
сти ток до значения i, а затем, сохраняя |
это значение |
тока (i=const), переместить якорь в положение s и та ким образом попасть в точку а пли при токе г = 0 пере местить якорь в положение s, а затем зафиксировать это положение (s = const), довести ток до значения i, соот ветствующего точке а. Возможны и другие пути перехо да в точку а.
При этом причины изменения запасенной энергии поля различны, а ее конечная величина одинакова. В случае, когда функция состояния определяется только конечными величинами переменных, говорят, что инте грал (1-107а) не зависит от пути интегрирования, такие функции, как указано в § 1-3, называют силовыми функ циями. В нашем случае энергия поля WL является сило вой функцией только в системах, где не учитываются по тери в стали, которые зависят от скорости перемагиичивания (т. е. от предыстории) и, следовательно, за счет рассеяния энергии изменяют запас энергии поля в рас сматриваемой точке.
б) Анализ и определение обобщенных тяговых сил
Если предположить малое перемещение якоря из по ложения s па величину As, то согласно (1-105) справед ливо равенство приращений
AWe=AWL+AWMe7l, |
(1-108) |
при этом преобразование энергии может осуществляться в обоих направлениях. В дальнейшем положительным будем считать изменение электрической энергии AWe, если электрическая система отдает энергию магнитному полю и, следовательно, положительное изменение энер гии магнитного поля AWL соответствует увеличению ее запаса.
Аналогично изменение механической энергии Дй^мех положительно, если электромагнитная энергия преобра зуется в механическую. При этом приращение механи ческой энергии может быть представлено как прираще ние работы Дй^иех= -РсрД^.где РСр — средняя электромаг нитная сила, обеспечивающая перемещение подвижного звена на малом пути As: Pcp=AWMCX/As=AWe/As—
—AWl/’As. Если приращение пути стремится к нулю
76
(As— >-0), то естественно, что Pcp стремится к силе P, соответствующей положению якоря в точке s (РСр— >-Р). в этом случае справедливы следующие дифференциаль ные соотношения:
ср |
= |
Urn-А1'7ыо* |
ds |
|
|
Д$-»0 |
As |
Д$-*0 |
|
|
Р = |
dWc |
d-WL |
(1- 109a) |
|
|
|||
|
|
ds |
ds |
|
При поворотной системе аналогично получим связи для тягового момента
dWe |
dWL |
(1-1096) |
М = dp |
dp |
или для обобщенной тяговой силы в виде
dWe dWL
(1-109в)
dQm dcjm
Таким образом, текущее значение тяговой силы или момента может быть рассчитано исходя из анализа из менения электрической энергии (1-106) и энергии маг нитного поля (1-107) в функции трех переменных: /, Чг и s [или р], которые между собой могут быть связаны зависимостями (характеристикойнамагничивания систе мы) типа
i = i (ф, s)
или
* = »'(*,?),
( 1- 110)
W= W(i,s)
или
и, следовательно, из трех указанных переменных неза висимыми переменными могут являться соответственно только две:
и |
* (0 |
ИЛИ р(0, |
|
а также |
s(t) |
||
i(t) |
|
||
и |
ИЛИ р(/). |
||
s(t) |
|||
|
Рассмотрим систему, для которой выбраны как неза висимые переменные потокосцепление ^(О и путь s(t).
77
В этом случае согласно |
(1-106) |
|
|
|||
|
We= \ f ( W , s ) d W |
|
(1-112) |
|||
И |
dWe = i[(W,s)dW, |
|
||||
|
|
|||||
а по (1-107) |
\VL^ W L(W,s) |
|
|
|
|
|
|
, |
|
|
(1-113) |
||
|
dW, |
t |
d\V, |
|
||
|
|
|
||||
|
d\Vr ^ - ^ d W |
+ - ^ - d s . |
|
|||
|
аФ |
|
1 |
ds |
|
|
Подставив (1-112) и |
(1-113) в (1-109а), получим: |
|||||
Pds = |
i (W, s) dW |
dwL |
dW - |
dW, |
ds |
|
аФ |
ds |
|||||
или |
|
|
dW, |
аФ |
dWL |
(1-114) |
ds |
i(W,s)- dt |
|
ds |
|||
P dt |
|
аФ |
dt |
ds |
dt |
Простые преобразования дают возможность получить выражение
(1-115)
из которого следует, что последнее равенство возможно (при независимых переменных 4х и s) только при усло вии, что выражения в квадратных скобках равны нулю,
т. е. при
dW, (Ф, s)
ds
d\V, (Ф, s) (1-116)
аФ
Так как силовая функция энергии, запасенной в маг нитном поле системы, равна:
Р = — j di{^ )-dW. |
(1-117а) |
о
В приведенных выражениях и ниже переменные, как указывалось, отмеченные черточкой над символом, не
78
изменяются при интегрировании, что наглядно иллюстри руется рис. 1-13,6 при определении площади 0—а—Ь—О, пропорциональной запасу энергии WL при фиксирован ном положении якоря s. Аналогично (1-114) и (1-115) могут быть получены зависимости, определяющие тяго вый момент
М = — |
д Щ • (ЧР.р) |
Г Щ ) |
dW. |
(1-1176) |
||
|
|
0|S |
J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пли обобщенную тяговую силу в виде |
|
|
||||
n |
_ |
dWL [4f , q m) _ |
} |
дЦУ. |
Чт)' |
dW (1-117в) |
ц |
~~ |
dqm |
) |
dq,n |
||
|
|
|
О |
|
|
|
В значительной части случаев удобно выбирать неза |
||||||
висимыми переменными значения |
тока |
i(t) |
и пути s(t) |
или угла поворота (3(0. тогда справедливо (рис. 1-13,6)
равенство |
" (1-118) |
Wi=WL+W*L, |
|
где по аналогии с Wl — энергией, запасенной |
в магнит |
ном поле системы (площадь 0—а—b—0), величина W*L—
— Т*е названа коэнергией (значение которой соответству ет площади 0—а—с—0 на том же рисунке), и, следова
тельно, |
ее величина |
может |
быть выражена |
интегралом |
|
|
i |
|
|
|
U7*l = |
\Wdi = |
W \ ( i ,s ) . |
(1-119) |
В этом |
случае |
о |
|
|
|
|
|
WL= W(i, s)i—W*L(i, s)
и, следовательно,
dWL _ |
. rfqr |
di |
dW*L |
di |
dW*, |
ds |
dt |
1 dt |
dt |
di |
dt |
ds |
dt |
Подставив последнее выражение в (1-109а), после преобразования с учетом (1-112) получим:
Р |
dW*L - |
ds |
||
ds |
_ dt |
|||
|
_Г [.
dW*L |
di |
di |
I f ' |
При этом аналогично (1-115) последнее равенство при независимых переменных s и i справедливо только
79