Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где определенный интеграл с переменным верхним преде­ лом интегрирования 4х отражает значение забранной из электрической сети энергии при изменении тока катушки от 0 до i, соответствующего значению потокосцепления 4х и текущему значению пути s.

Указанная энергия пропорциональна площади Отр.аb0 на рис. 1-13,6, на котором приведен из­ вестный график Чх= Ч х(г, s ) изменения потокосцепления в функции тока и положения якоря 0тр.аост.уст. и указаны характерные точки, соответствующие: 0 — на­ чалу процесса, тр. — моменту трогания якоря, ост. — мо­ менту остановки (приход якоря на упор), а — текущему (рассматриваемому) моменту на кривой динамического перехода {тр.—аост.) и уст. — установившемуся со­ стоянию.

Известно также, что запас энергии в магнитном поле, соответствующий тому же текущему (рассматриваемо­ му) моменту (точка а), может быть определен как ин­

теграл

 

WL= J i(V,s)c№,

(l-107a)

о

 

вычисленный при фиксированном, неизменном при инте­ грировании значении s (что отмечено условно чертой над символом), и пропорционален площади 0аb0.

Естественно, что при другом, ио также фиксирован­ ном положении якоря (например, s + As), энергия маг­ нитного поля изменяется (точка а'), таким образом, справедливо

W L = W ( W , s ) .

(1-1076)

Конкретные величины 4х и s соответствуют рассма­ триваемой точке на одной из кривых намагничивания системы и одновременно связаны с определенным зна­ чением тока г. При этом положение точки а в общем случае определяется как функция а = а(Чх, i, s) и харак­ теризует одно из возможных физических состояний си­ стемы. В то же время, как видно из рис. 1-13,6, эта же точка а определяет конкретный запас энергии магнитно­ го поля = Iх, i, So). Следовательно, о запасе энер­ гии магнитного поля можно говорить как о функции со­ стояния системы.

Функция состояния отражает свойства, зависящие от текущих переменных в рассматриваемой точке, и не да­

75


ет представления о предшествующем процессе их изме­ нения (об их предыстории). Например, в точку а можно

попасть: зафиксировав отпущенный якорь

(s = 0), дове­

сти ток до значения i, а затем, сохраняя

это значение

тока (i=const), переместить якорь в положение s и та­ ким образом попасть в точку а пли при токе г = 0 пере­ местить якорь в положение s, а затем зафиксировать это положение (s = const), довести ток до значения i, соот­ ветствующего точке а. Возможны и другие пути перехо­ да в точку а.

При этом причины изменения запасенной энергии поля различны, а ее конечная величина одинакова. В случае, когда функция состояния определяется только конечными величинами переменных, говорят, что инте­ грал (1-107а) не зависит от пути интегрирования, такие функции, как указано в § 1-3, называют силовыми функ­ циями. В нашем случае энергия поля WL является сило­ вой функцией только в системах, где не учитываются по­ тери в стали, которые зависят от скорости перемагиичивания (т. е. от предыстории) и, следовательно, за счет рассеяния энергии изменяют запас энергии поля в рас­ сматриваемой точке.

б) Анализ и определение обобщенных тяговых сил

Если предположить малое перемещение якоря из по­ ложения s па величину As, то согласно (1-105) справед­ ливо равенство приращений

AWe=AWL+AWMe7l,

(1-108)

при этом преобразование энергии может осуществляться в обоих направлениях. В дальнейшем положительным будем считать изменение электрической энергии AWe, если электрическая система отдает энергию магнитному полю и, следовательно, положительное изменение энер­ гии магнитного поля AWL соответствует увеличению ее запаса.

Аналогично изменение механической энергии Дй^мех положительно, если электромагнитная энергия преобра­ зуется в механическую. При этом приращение механи­ ческой энергии может быть представлено как прираще­ ние работы Дй^иех= -РсрД^.где РСр — средняя электромаг­ нитная сила, обеспечивающая перемещение подвижного звена на малом пути As: Pcp=AWMCX/As=AWe/As

AWl/’As. Если приращение пути стремится к нулю

76


(As— >-0), то естественно, что Pcp стремится к силе P, соответствующей положению якоря в точке s (РСр— >-Р). в этом случае справедливы следующие дифференциаль­ ные соотношения:

ср

=

Urn-А1'7ыо*

ds

 

Д$-»0

As

Д$-*0

 

Р =

dWc

d-WL

(1- 109a)

 

 

 

 

ds

ds

 

При поворотной системе аналогично получим связи для тягового момента

dWe

dWL

(1-1096)

М = dp

dp

или для обобщенной тяговой силы в виде

dWe dWL

(1-109в)

dQm dcjm

Таким образом, текущее значение тяговой силы или момента может быть рассчитано исходя из анализа из­ менения электрической энергии (1-106) и энергии маг­ нитного поля (1-107) в функции трех переменных: /, Чг и s [или р], которые между собой могут быть связаны зависимостями (характеристикойнамагничивания систе­ мы) типа

i = i (ф, s)

или

* = »'(*,?),

( 1- 110)

W= W(i,s)

или

и, следовательно, из трех указанных переменных неза­ висимыми переменными могут являться соответственно только две:

и

* (0

ИЛИ р(0,

а также

s(t)

i(t)

 

и

ИЛИ р(/).

s(t)

 

Рассмотрим систему, для которой выбраны как неза­ висимые переменные потокосцепление ^(О и путь s(t).

77


В этом случае согласно

(1-106)

 

 

 

We= \ f ( W , s ) d W

 

(1-112)

И

dWe = i[(W,s)dW,

 

 

 

а по (1-107)

\VL^ W L(W,s)

 

 

 

 

 

,

 

 

(1-113)

 

dW,

t

d\V,

 

 

 

 

 

d\Vr ^ - ^ d W

+ - ^ - d s .

 

 

аФ

 

1

ds

 

 

Подставив (1-112) и

(1-113) в (1-109а), получим:

Pds =

i (W, s) dW

dwL

dW -

dW,

ds

аФ

ds

или

 

 

dW,

аФ

dWL

(1-114)

ds

i(W,s)- dt

 

ds

P dt

 

аФ

dt

ds

dt

Простые преобразования дают возможность получить выражение

(1-115)

из которого следует, что последнее равенство возможно (при независимых переменных 4х и s) только при усло­ вии, что выражения в квадратных скобках равны нулю,

т. е. при

dW, (Ф, s)

ds

d\V, (Ф, s) (1-116)

аФ

Так как силовая функция энергии, запасенной в маг­ нитном поле системы, равна:

Р = — j di{^ )-dW.

(1-117а)

о

В приведенных выражениях и ниже переменные, как указывалось, отмеченные черточкой над символом, не

78


изменяются при интегрировании, что наглядно иллюстри­ руется рис. 1-13,6 при определении площади 0аЬО, пропорциональной запасу энергии WL при фиксирован­ ном положении якоря s. Аналогично (1-114) и (1-115) могут быть получены зависимости, определяющие тяго­ вый момент

М = —

д Щ • (ЧР.р)

Г Щ )

dW.

(1-1176)

 

 

0|S

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пли обобщенную тяговую силу в виде

 

 

n

_

dWL [4f , q m) _

}

дЦУ.

Чт)'

dW (1-117в)

ц

~~

dqm

)

dq,n

 

 

 

О

 

 

 

В значительной части случаев удобно выбирать неза­

висимыми переменными значения

тока

i(t)

и пути s(t)

или угла поворота (3(0. тогда справедливо (рис. 1-13,6)

равенство

" (1-118)

Wi=WL+W*L,

где по аналогии с Wl — энергией, запасенной

в магнит­

ном поле системы (площадь 0аb0), величина W*L—

— Т*е названа коэнергией (значение которой соответству­ ет площади 0ас—0 на том же рисунке), и, следова­

тельно,

ее величина

может

быть выражена

интегралом

 

 

i

 

 

 

U7*l =

\Wdi =

W \ ( i ,s ) .

(1-119)

В этом

случае

о

 

 

 

 

 

WL= W(i, s)iW*L(i, s)

и, следовательно,

dWL _

. rfqr

di

dW*L

di

dW*,

ds

dt

1 dt

dt

di

dt

ds

dt

Подставив последнее выражение в (1-109а), после преобразования с учетом (1-112) получим:

Р

dW*L -

ds

ds

_ dt

 

_Г [.

dW*L

di

di

I f '

При этом аналогично (1-115) последнее равенство при независимых переменных s и i справедливо только

79