Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 7
Таким образом, во всех рассмотренных выше случа ях н. с. системы, обеспечивающая надежный по нагреву катушек режим работы СЭММ, может быть определена по зависимости
F = |
\у / фочА.ихе го.с тсР |
’ |
(2-223) |
где комплекс корректирующих функций г|0, учитываю щий принятую тепловую модель катушки, равен:
|
|
1Т РтХ0®ДОП |
|
|
|
1 ~Ь “ тХ0®ДОП ’ |
(2-224) |
||
__ |
1 |
" Г ^’ом + ?тх 0®доп |
||
|
||||
^•3 “ |
(1 + |
“ тх0?о©доп)(1 + * 0М)2 |
|
Соответственно тц при тепловой модели «0о» и т]2,з при тепловых моделях «0П» пли «Л». При этом:
д л я т е п л о в о й м о д е л и «0П»
*8. = С = Bi (l - 1,03 sch -J- р ),
если учесть зависимость Л(0П), то /г*м может быть опре делено по (2-181) и
S = ? = t(P ,B i) '
соответственно определяется по (2-177);. д л я т е п л о в о й м о д е л и «/г»
_ |
£П1 ■ _ (2 + |
Bi) (Р + |
Yt) Г J _ |
Bi |
|||
‘е.м |
-ем |
|
2Р |
|
|
|
s sh (sp) Bi ch (sp) ] - |
|
r |
III |
-— |
2 |
(3 + |
Bi) |
Фф, Bi), |
|
—’o |
|
3 |
(2 + |
Bi) |
гдеФ (р, Bi) определяется no (2-217).
Укажем также, что входящие в приведенные зависи мости значения а и Bi в свою очередь могут быть выра
жены через относительный |
определяющий |
размер: |
|
а = 80л:; В1 = ^ |
= ^ - = ^ - 8 |
0х, |
(2-225) |
и, следовательно, корректирующая функция г)о опреде ляется зависимостью
11о=Ло[Ф], |(п, Р)]>
которая и используется при синтезе СЭММ.
222
г) Особенности определения корректирующих функций при несимметричной модели нагрева катушек СЭММ
При симметричных условиях охлаждения обмотки, при попарном равенстве коэффициентов теплоотдачи /гт1=./1т2 и hn = hB (рис. 2-15) и равномерном распределе нии источников нагрева, как было показано, расчет тем пературного поля можно вести не по всему сечению окна, а лишь по половине (рис. 2-16,6) или четверти (рис. 2-16,в), так как в остальных четвертях картина
поля симметрична. Таким образом, при отсутствии теп лоотдачи с некоторых поверхностей катушки при сме щении максимума температуры Фм, как в случаях рис. 2-16,6, в, в корректирующих функциях цм и (,iCp (2-166) и др., изменяются только соотношения сторон окна на мотки. При несимметричных условиях охлаждения, при неравенстве теплоотдач с поверхности торцов /гх1^ /г Т2 и внутренней, и наружной поверхности hD=£hu максимум смещается в точку М(ут гм), расположение которой определяется соотношением коэффициентов теплоотдачи (рис. 2-19,а). Однако и в-этом случае можно выделить область — прямоугольник со сторонами Ь3 и сэ, которую можно рассматривать как четверть некоторой эквива
223
лентной области с эквивалентными сторонами НЭ— 2ЬЯ и Лэ=2сэ, нагрев которой определяется симметричными условиями теплоотдачи с попарно равными коэффициен тами теплоотдачи, например, е торцов /iT= /iTl= ftT2 и бо ковых поверхностей h^= hB— ha (рис. 2-19,6).
Из этого определяются эквивалентные размеры
Ая = 2ся = 2 ^ - ± 0 * ) = Л К( 1 ± ^ - ) ;
Яэ — 2Ь3= 2 (Jb - ± г „ ) = //к ( l z h ^ ,
эквивалентное соотношение сторон рэ и число Bi3:
2гм
* |
Я Г „ |
Aah6 |
(2-227) |
14 |
2(/м ■Р; Bi3 |
2Х„ |
|
А |
|
|
|
х |
|
|
которые должны быть введены в формулы, полученные по условиям симметричных моделей нагрева катушек.
Как следует из (Л. 1, 77], соответствующие координа ты максимально нагретой точки могут быть определены, как в случае определения максимальной температуры плоской стенки с равномерно распределенными внутрен ними источниками нагрева. В нашем случае:
при /гТ1= Тгт2 = /гт= 0 и кб— квф к и или y' = hD/ha
9 -АА (^н |
А) |
|
А |
I —1' |
(2-228) |
||
ААА 4-А |
+ /г„) |
||||||
2 |
1+ V + A y' |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
при hB= hu = ho— 0 |
и |
/гт= |
/гТ1 # 0 |
или |
y//=/iT2//zTi= |
||
—Лтй/ |
|
|
|
|
|
|
|
2 Як\2 (/zTi |
Аг) |
|
я„ |
1— Y” |
|||
2„ = Я КАТ1/2Т2 -(- A (Al А А |
|||||||
|
|
|
l+ Y "+ tf«r"-jr Л2 .
(2-229)
знаки г/м и zMопределяются величинами у' и |у", а следо вательно, соотношением величин 'парных коэффициентов теплоотдачи.
224
Подставив (2-220) и (2-228) в (2-227), получим:
|
|
) |
здесь |
Кг, Ки— коэффициенты |
теплопроводности вдоль |
осей г |
п (/; Ак= па\ Нк= та\ |
у', у" зависят от располо |
жения, |
крепления п исполнения катушки; у' = 0,9— для |
бескаркасных катушек; у'=1,7—для катушек, намотан ных на трубу; у' = 2,4— для катушек, намотанных на сердечник; у/= 0— для катушек, имеющих изоляционный каркас из материала, плохо проводящего тепло; у"=1 —
при горизонтальном расположении |
оси катушки; у" = |
|
= 0,7-ь-0,8— при вертикальном ее |
расположении. |
|
Учет влияния способа крепления катушки на тепло |
||
отдачу с ее торцов |
рассмотрен в § 2-3. Если рассматри |
|
вать общий случай |
приложения вариационных методов |
к задаче, учитывающей кривизну реальной обмотки, за дача значительно усложняется и здесь не рассматрива ется.
д) Анализ корректирующих функций, уточняющих расчет теплофизических постоянных (параметров) системы
Исследование температурного поля в катушках СЭММ при при нятых тепловых моделях (§ 2-3) было выполнено в предположе нии, что вся или большая часть поверхности охлаждения обмотки непосредственно соприкасается с окружающей средой, температура которой равна во.с- Если катушка находится в корпусе или оболоч ке, в том числе и изоляционной, связь между температурой на по верхности обмотки в„(0п] и усредненной температурой на наружной поверхности арматуры (оболочки) в а![0а] можно выразить через корректирующую функцию в виде (2-134)
®а —4е®п |
(2-231) |
где 0 П— базовая функция, а ф0 — корректирующая функция.
Аналогично коэффициент теплоотдачи с наружной поверхности оболочки Ла и принятый коэффициент теплоотдачи с поверхности обмотки /гп=/го.с(1-ЬРт0п) .могут быть связаны зависимостью
Йа —флЙп, |
(2-232) |
где Лп — базовая, а ф;, — корректирующая функция.
15—638
При этом вся сложность задачи, связанная с расчетом теплопе редачи от поверхности намотки к поверхности корпуса (оболочки) и теплоотдачи с нее, сводится к определению функций Фе и фл.
Рассмотрим некоторые теоретические вопросы и практические рекомендации, связанные с определением условий теплопередачи и теплообмена в системах СЭММ, имеющих наружный корпус или оболочку. В этом случае интенсивность теплообмена на £-й поверх ности обмотки характеризуется коэффициентом теплопередачи Л;, а теплообмен на соответствующей поверхности оболочки (изоляция открытой обмотки, корпус броневого электромагнита и т. д.) — ко эффициентом теплоотдачи Ли,-. Коэффициенты теплопередачи н теп лоотдачи связаны между собой зависимостью (Л. 77]
A.St |
:(ЗЯТ„К Aat-^a |
(2-233) |
|
|
где S,- — площадь i-ft поверхности обмотки; (S/?Ti — сумма терми ческих сопротивлений на пути от i'-й поверхности обмотки к /-и поверхности охлаждения S ai- (часть поверхности оболочки).
При расчете термических сопротивлений можно воспользоваться методом, аналогичным методу укрупненных трубок потока, который широко используется при расчете магнитных проводимостей воздуш ных зазоров. В частности, этот метод можно применить к расчету термических сопротивлений оболочки обмотки броневого электро магнита. Предполагаемые пути тепловых потоков такого электромаг нита показаны на рис. 2-20,а.
Расчет термических сопротивлений изоляции и воздушных слоев можно производить по формуле
|
R; |
А* |
’ |
|
^к |
||
|
|
||
где Xh — коэффициент теплопроводности |
k-ro слоя;. Д/,— толщина |
||
k-ro слоя; Sk — площадь среднего сечения k-ro слоя. |
|||
Расчет термических |
сопротивлений |
элементов магнитопровода |
|
можно производить по той же формуле, однако под S/, в этом |
|||
случае следует понимать |
площадь среднего сечения элемента. Бо |
лее точно эти термические сопротивления можно определить путем
интегрирования элементарных сопротивлений, предполагая, что изо термы представляют собой поверхности простых геометрических форм. Подробно этот метод рассмотрен нами в работе '[Л. 70].
Выражения для термических сопротивлений участков на пути теплового потока и принятая схема замещения дают возможность определить связь между превышением температуры на поверхности обмотки 0п и на наружной поверхности оболочки 0 а аналогично тому, как это было сделано при анализе схем замещения магнит ных цепей. В качестве примера рассмотрим с некоторым упрощением случай теплопередачи в броневом электромагните по схеме рис. 2-20,6. В этом случае примем следующие допущения: тепловой поток N распространяется только через наружную боковую So и
торцевые S T поверхности |
катушки; термическое сопротивление кор |
пуса пренебрежимо мало |
по сравнению с сопротивлением изоляции |
226
Катушки н воздуха; температура поверхности катушки (под изо ляцией) одинакова во всех точках и равна Ап. В общем виде
в , - 0 ц |
(2-234) |
|
1 + /г0м |
Эти допущения приводят |
к простой тепловой схеме замеще |
ния. Тепловой поток N, выделяющийся в катушке, разветвляется и |
|
протекает через термическое |
сопротивление R i, образованное изо |
ляцией и воздушным зазором между катушками и фланцем, и через сопротивление Re, образованное изоляцией и воздушным зазором
между боковой поверхностью катушки и цилиндрической частью
Рис. 2-20.
15* |
227 |
корпуса. С поверхности корпуса осуществляется отдача тепла в окружающую среду через сопротивление R 0х, при этом
R t ~ Хт 5 Т’ |
Re |
— 1 |
_Аб |
—' |
(2-235) |
s6 |
|||||
|
|
|
|
|
|
Сопротивления R T н |
R о |
состоят из |
последовательно включен |
ных сопротивлений, образованных изоляцией и воздушными про слойками (зазорами). В формулах (2-235) обозначено: As п Дт — эквивалентные зазоры у боковой н торцевой поверхностей катушки,
по сути |
равные размерам |
конструктивного запаса, например, А 3 = |
|||||||||
— n3dc; |
Хб |
и Хт — эквивалентные коэффициенты |
теплопроводности |
||||||||
у боковой и торцевой |
поверхностей катушки, равные: |
|
|
|
|||||||
|
|
Ап. т ~f~ Ар. т____ . |
|
Ап. 6~Ь А,, б |
|
(2-236) |
|||||
|
|
Ац. т Ацз "Ф Ап. т Хп |
|
б^из "ФА„. s'XB |
|||||||
где Х„ |
и |
Хна — коэффициенты |
теплопроводности |
воздуха |
и |
изоля |
|||||
ции катушки соответственно у торцевой |
и боковой |
поверхностей; |
|||||||||
Ли.т, Дм.с, |
Дв.т, Дв.о — толщина изоляции н воздушных прослоек со |
||||||||||
ответственно у торцевой и боковой поверхностей катушек. |
|
||||||||||
Сопротивления R T н |
Re |
включены |
параллельно, |
поэтому их |
|||||||
можно |
рассматривать |
как одно эквивалентное сопротивление: |
|||||||||
|
|
|
|
0,5ЯТЯВ |
_ |
1 AD |
|
|
|
|
|
|
|
^ |
- 0 |
, 5 |
RT + R6 |
|
Х; |
|
|
|
|
где Дэ — эквивалентный зазор |
(можно |
принять Дэ= Дб); |
S3— экви |
||||||||
валентное сечение, в качестве которого |
можно |
принять |
боковую |
||||||||
поверхность катушки, т. е. |
S0 = S о- |
|
теплопроводности |
опреде |
|||||||
Тогда |
эквивалентный |
коэффициент |
|||||||||
ляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Хэ = 2* т - | ^ |
+ |
*б. |
|
|
|
(2-237) |
||
При этом, так как в рассматриваемом случае |
|
|
|
|
|||||||
|
|
5Т= |
я (0,5 -ф /; + |
пт)- d ‘ \ |
|
|
|
|
|||
|
|
56 = я (1 -ф 2л -ф 2rit) P/ii/g |
|
|
|
(2-238) |
и приняв Ag=A t= j43, получим:
К = 2ХТ |
|
(я + нг)2 |
+ 7.6 |
(2-239) |
|
(1 + |
2л + 2лг) |
||||
|
|
|
С некоторым запасом можно принять, что теплопроводность между торцевыми и боковой поверхностями катушки и корпусом определяется воздушной прослойкой соответственно толщины Дт и До, при этом Хт=Хб = Хв; At= A h.t+ A d.t; До=Дм.б+Дп.б. Тепловой поток N, протекающий через сопротивление Ra, равен:
|
/V = (0n- 0 a )IRo, |
(2-240) |
|
где 0 П— превышение |
температуры |
поверхности |
катушки; |
0 а — превышение |
температуры |
поверхности корпуса. |
228