Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, во всех рассмотренных выше случа­ ях н. с. системы, обеспечивающая надежный по нагреву катушек режим работы СЭММ, может быть определена по зависимости

F =

\у / фочА.ихе го.с тсР

(2-223)

где комплекс корректирующих функций г|0, учитываю­ щий принятую тепловую модель катушки, равен:

 

 

1Т РтХ0®ДОП

 

 

1 ~Ь “ тХ0®ДОП ’

(2-224)

__

1

" Г ^’ом + ?тх 0®доп

 

^•3

(1 +

“ тх0?о©доп)(1 + * 0М)2

 

Соответственно тц при тепловой модели «0о» и т]2,з при тепловых моделях «0П» пли «Л». При этом:

д л я т е п л о в о й м о д е л и «0П»

*8. = С = Bi (l - 1,03 sch -J- р ),

если учесть зависимость Л(0П), то /г*м может быть опре­ делено по (2-181) и

S = ? = t(P ,B i) '

соответственно определяется по (2-177);. д л я т е п л о в о й м о д е л и «/г»

_

£П1 ■ _ (2 +

Bi) (Р +

Yt) Г J _

Bi

‘е.м

-ем

 

 

 

 

s sh (sp) Bi ch (sp) ] -

 

r

III

-—

2

(3 +

Bi)

Фф, Bi),

 

—’o

 

3

(2 +

Bi)

гдеФ (р, Bi) определяется no (2-217).

Укажем также, что входящие в приведенные зависи­ мости значения а и Bi в свою очередь могут быть выра­

жены через относительный

определяющий

размер:

а = 80л:; В1 = ^

= ^ - = ^ - 8

0х,

(2-225)

и, следовательно, корректирующая функция г)о опреде­ ляется зависимостью

11о=Ло[Ф], |(п, Р)]>

которая и используется при синтезе СЭММ.

222


г) Особенности определения корректирующих функций при несимметричной модели нагрева катушек СЭММ

При симметричных условиях охлаждения обмотки, при попарном равенстве коэффициентов теплоотдачи /гт1=./1т2 и hn = hB (рис. 2-15) и равномерном распределе­ нии источников нагрева, как было показано, расчет тем­ пературного поля можно вести не по всему сечению окна, а лишь по половине (рис. 2-16,6) или четверти (рис. 2-16,в), так как в остальных четвертях картина

поля симметрична. Таким образом, при отсутствии теп­ лоотдачи с некоторых поверхностей катушки при сме­ щении максимума температуры Фм, как в случаях рис. 2-16,6, в, в корректирующих функциях цм и (,iCp (2-166) и др., изменяются только соотношения сторон окна на­ мотки. При несимметричных условиях охлаждения, при неравенстве теплоотдач с поверхности торцов /гх1^ /г Т2 и внутренней, и наружной поверхности hD=£hu максимум смещается в точку М(ут гм), расположение которой определяется соотношением коэффициентов теплоотдачи (рис. 2-19,а). Однако и в-этом случае можно выделить область — прямоугольник со сторонами Ь3 и сэ, которую можно рассматривать как четверть некоторой эквива­

223

лентной области с эквивалентными сторонами НЭ— 2ЬЯ и Лэ=2сэ, нагрев которой определяется симметричными условиями теплоотдачи с попарно равными коэффициен­ тами теплоотдачи, например, е торцов /iT= /iTl= ftT2 и бо­ ковых поверхностей h^= hB— ha (рис. 2-19,6).

Из этого определяются эквивалентные размеры

Ая = 2ся = 2 ^ - ± 0 * ) = Л К( 1 ± ^ - ) ;

Яэ — 2Ь3= 2 (Jb - ± г „ ) = //к ( l z h ^ ,

эквивалентное соотношение сторон рэ и число Bi3:

2гм

*

Я Г „

Aah6

(2-227)

14

2(/м ■Р; Bi3

2Х„

А

 

 

х

 

 

которые должны быть введены в формулы, полученные по условиям симметричных моделей нагрева катушек.

Как следует из (Л. 1, 77], соответствующие координа­ ты максимально нагретой точки могут быть определены, как в случае определения максимальной температуры плоской стенки с равномерно распределенными внутрен­ ними источниками нагрева. В нашем случае:

при /гТ1= Тгт2 = /гт= 0 и кб— квф к и или y' = hD/ha

9 -АА (^н

А)

 

А

I —1'

(2-228)

ААА 4-А

+ /г„)

2

1+ V + A y'

 

 

 

 

 

 

при hB= hu = ho— 0

и

/гт=

/гТ1 # 0

или

y//=/iT2//zTi=

—Лтй/

 

 

 

 

 

 

2 Як\2 (/zTi

Аг)

 

я„

1— Y”

2„ = Я КАТ1/2Т2 -(- A (Al А А

 

 

 

l+ Y "+ tf«r"-jr Л2 .

(2-229)

знаки г/м и zMопределяются величинами у' и |у", а следо­ вательно, соотношением величин 'парных коэффициентов теплоотдачи.

224


Подставив (2-220) и (2-228) в (2-227), получим:

 

 

)

здесь

Кг, Ки— коэффициенты

теплопроводности вдоль

осей г

п (/; Ак= па\ Нк= та\

у', у" зависят от располо­

жения,

крепления п исполнения катушки; у' = 0,9— для

бескаркасных катушек; у'=1,7—для катушек, намотан­ ных на трубу; у' = 2,4— для катушек, намотанных на сердечник; у/= 0— для катушек, имеющих изоляционный каркас из материала, плохо проводящего тепло; у"=1 —

при горизонтальном расположении

оси катушки; у" =

= 0,7-ь-0,8— при вертикальном ее

расположении.

Учет влияния способа крепления катушки на тепло­

отдачу с ее торцов

рассмотрен в § 2-3. Если рассматри­

вать общий случай

приложения вариационных методов

к задаче, учитывающей кривизну реальной обмотки, за­ дача значительно усложняется и здесь не рассматрива­ ется.

д) Анализ корректирующих функций, уточняющих расчет теплофизических постоянных (параметров) системы

Исследование температурного поля в катушках СЭММ при при­ нятых тепловых моделях (§ 2-3) было выполнено в предположе­ нии, что вся или большая часть поверхности охлаждения обмотки непосредственно соприкасается с окружающей средой, температура которой равна во.с- Если катушка находится в корпусе или оболоч­ ке, в том числе и изоляционной, связь между температурой на по­ верхности обмотки в„(0п] и усредненной температурой на наружной поверхности арматуры (оболочки) в а![0а] можно выразить через корректирующую функцию в виде (2-134)

®а —4е®п

(2-231)

где 0 П— базовая функция, а ф0 — корректирующая функция.

Аналогично коэффициент теплоотдачи с наружной поверхности оболочки Ла и принятый коэффициент теплоотдачи с поверхности обмотки /гп=/го.с(1-ЬРт0п) .могут быть связаны зависимостью

Йа —флЙп,

(2-232)

где Лп — базовая, а ф;, — корректирующая функция.

15—638


При этом вся сложность задачи, связанная с расчетом теплопе­ редачи от поверхности намотки к поверхности корпуса (оболочки) и теплоотдачи с нее, сводится к определению функций Фе и фл.

Рассмотрим некоторые теоретические вопросы и практические рекомендации, связанные с определением условий теплопередачи и теплообмена в системах СЭММ, имеющих наружный корпус или оболочку. В этом случае интенсивность теплообмена на £-й поверх­ ности обмотки характеризуется коэффициентом теплопередачи Л;, а теплообмен на соответствующей поверхности оболочки (изоляция открытой обмотки, корпус броневого электромагнита и т. д.) — ко­ эффициентом теплоотдачи Ли,-. Коэффициенты теплопередачи н теп­ лоотдачи связаны между собой зависимостью (Л. 77]

A.St

:(ЗЯТ„К Aat-^a

(2-233)

 

 

где S,- — площадь i-ft поверхности обмотки; (S/?Ti — сумма терми­ ческих сопротивлений на пути от i'-й поверхности обмотки к /-и поверхности охлаждения S ai- (часть поверхности оболочки).

При расчете термических сопротивлений можно воспользоваться методом, аналогичным методу укрупненных трубок потока, который широко используется при расчете магнитных проводимостей воздуш­ ных зазоров. В частности, этот метод можно применить к расчету термических сопротивлений оболочки обмотки броневого электро­ магнита. Предполагаемые пути тепловых потоков такого электромаг­ нита показаны на рис. 2-20,а.

Расчет термических сопротивлений изоляции и воздушных слоев можно производить по формуле

 

R;

А*

 

 

 

где Xh — коэффициент теплопроводности

k-ro слоя;. Д/,— толщина

k-ro слоя; Sk — площадь среднего сечения k-ro слоя.

Расчет термических

сопротивлений

элементов магнитопровода

можно производить по той же формуле, однако под S/, в этом

случае следует понимать

площадь среднего сечения элемента. Бо­

лее точно эти термические сопротивления можно определить путем

интегрирования элементарных сопротивлений, предполагая, что изо­ термы представляют собой поверхности простых геометрических форм. Подробно этот метод рассмотрен нами в работе '[Л. 70].

Выражения для термических сопротивлений участков на пути теплового потока и принятая схема замещения дают возможность определить связь между превышением температуры на поверхности обмотки 0п и на наружной поверхности оболочки 0 а аналогично тому, как это было сделано при анализе схем замещения магнит­ ных цепей. В качестве примера рассмотрим с некоторым упрощением случай теплопередачи в броневом электромагните по схеме рис. 2-20,6. В этом случае примем следующие допущения: тепловой поток N распространяется только через наружную боковую So и

торцевые S T поверхности

катушки; термическое сопротивление кор­

пуса пренебрежимо мало

по сравнению с сопротивлением изоляции

226


Катушки н воздуха; температура поверхности катушки (под изо­ ляцией) одинакова во всех точках и равна Ап. В общем виде

в , - 0 ц

(2-234)

 

1 + /г0м

Эти допущения приводят

к простой тепловой схеме замеще­

ния. Тепловой поток N, выделяющийся в катушке, разветвляется и

протекает через термическое

сопротивление R i, образованное изо­

ляцией и воздушным зазором между катушками и фланцем, и через сопротивление Re, образованное изоляцией и воздушным зазором

между боковой поверхностью катушки и цилиндрической частью

Рис. 2-20.

15*

227

корпуса. С поверхности корпуса осуществляется отдача тепла в окружающую среду через сопротивление R 0х, при этом

R t ~ Хт 5 Т’

Re

— 1

_Аб

—'

(2-235)

s6

 

 

 

 

 

Сопротивления R T н

R о

состоят из

последовательно включен­

ных сопротивлений, образованных изоляцией и воздушными про­ слойками (зазорами). В формулах (2-235) обозначено: As п Дт — эквивалентные зазоры у боковой н торцевой поверхностей катушки,

по сути

равные размерам

конструктивного запаса, например, А 3 =

— n3dc;

Хб

и Хт — эквивалентные коэффициенты

теплопроводности

у боковой и торцевой

поверхностей катушки, равные:

 

 

 

 

 

Ап. т ~f~ Ар. т____ .

 

Ап. 6~Ь А,, б

 

(2-236)

 

 

Ац. т Ацз "Ф Ап. т Хп

 

б^из "ФА„. s'XB

где Х„

и

Хна — коэффициенты

теплопроводности

воздуха

и

изоля­

ции катушки соответственно у торцевой

и боковой

поверхностей;

Ли.т, Дм.с,

Дв.т, Дв.о — толщина изоляции н воздушных прослоек со­

ответственно у торцевой и боковой поверхностей катушек.

 

Сопротивления R T н

Re

включены

параллельно,

поэтому их

можно

рассматривать

как одно эквивалентное сопротивление:

 

 

 

 

0,5ЯТЯВ

_

1 AD

 

 

 

 

 

 

^

- 0

, 5

RT + R6

 

Х;

 

 

 

 

где Дэ — эквивалентный зазор

(можно

принять Дэ= Дб);

S3— экви­

валентное сечение, в качестве которого

можно

принять

боковую

поверхность катушки, т. е.

S0 = S о-

 

теплопроводности

опреде­

Тогда

эквивалентный

коэффициент

ляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хэ = 2* т - | ^

+

*б.

 

 

 

(2-237)

При этом, так как в рассматриваемом случае

 

 

 

 

 

 

5Т=

я (0,5 -ф /; +

пт)- d ‘ \

 

 

 

 

 

 

56 = я (1 -ф 2л -ф 2rit) P/ii/g

 

 

 

(2-238)

и приняв Ag=A t= j43, получим:

К = 2ХТ

 

(я + нг)2

+ 7.6

(2-239)

(1 +

2л + 2лг)

 

 

 

С некоторым запасом можно принять, что теплопроводность между торцевыми и боковой поверхностями катушки и корпусом определяется воздушной прослойкой соответственно толщины Дт и До, при этом Хт=Хб = Хв; At= A h.t+ A d.t; До=Дм.б+Дп.б. Тепловой поток N, протекающий через сопротивление Ra, равен:

 

/V = (0n- 0 a )IRo,

(2-240)

где 0 П— превышение

температуры

поверхности

катушки;

0 а — превышение

температуры

поверхности корпуса.

228