Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определяющим размером dc или .v и, следовательно, может быть

определена в процессе синтеза. Возможны и другие выражения функции (2-253), не требующие использования табличных данных, для определения /^ (■&„,) и Л2(Фт)- Как показано в (Л. 51], в интер­ вале 30 °С <0п < 100 °С для оболочек диаметром 30 м м <Э и<100мм с достаточной для практики точностью

2,25 +

5,5 (тд5„)х

/ 0 а у.25

9,3 (1 +

0,006 0„) х0'25

(2-254)

)

Таким образом, полученные выражения функции Фе (2-243) и фд

((2-253) пли (2-254)] дают возможность определить с учетом (2-234) по определяющему размеру х и совокупностям кратностей £, входя­

щих в комплекс тп, корректирующую функцию

(2-133)

■фо= Ф0 фл=ф (0дО1ь |, х),

(2-255а)

используемую в процессе синтеза СЭММ.

При отсутствии оболочки или при приближенных расчетах до­

пустимо принимать

(2-2556)

фо=1.

В более общем случае, если в СЭММ имеются существенные тепловые контакты между намагничивающей катушкой К и сталыо магнитопровода С (рис. 2-20,в) или между узлами и деталями, являющимися тепловыми радиаторами Р' и Р", связанными соответ­

ственно с катушкой или магннтопроводом (рис. 2-20,г), в значи­ тельном числе случаев их тепловая схема-аналог может быть све­ дена к виду рис. 2-20,+ где обозначено:

R„

к, Rs с,

RB р — термические сопротивления на пути потоков

теплоотдачи с наружной поверхности R0Xj =

1

соответст­

Л + =

венно

катушки,

стали магнитопровода и

радиаторов;

р,

с.

Rc- р — термические сопротивления на пути потоков теплоотдачи RTi=

= s(tfIS)t - ( т х ) 4 между соответствующими поверхностями ка­

тушки и радиатора Р', катушки и стали магнитопровода, магнито­ провода и радиатора Р", включающие термические сопротивления

прослоек между соприкасающимися поверхностями (2-235) и терми­ ческие сопротивления материала магнитопровода и радиаторов на пути теплового потока к поверхностям охлаждения; On.а, 0 0.с — усредненные температуры поверхности катушки при наличии арма­ туры и окружающей среды; Ос, О'р, 0"Р — усредненные температуры стали, магнитопровода и радиаторов; N = N K, N ст — источники на­

грева (мощности потерь) в намагничивающей катушке и стали магннтопровода.

В этом случае при наличии арматуры (каркасов, оболочек, раз­ ветвленных участков магнитопровода и других радиаторов) превы­ шение температуры на поверхности катушки (2-234) может быть определено в виде

NSR0X _

*е9

дои

Фо

1 +

(2-256)

к вн

234


где по ранее принятому обозначено: Qn = N KR 0X— базовая функция,

отражающая качественное (фиктивное) определение температуры поверхности открытой катушки, с приведенным сопротивлением теп­

лоотдачи

R 0\= и с— при наличии потерь в катушке, равных N K =

 

'hi°ox

= I 2Ro.Kt‘,

т|>*0 — корректирующая функция, учитывающая влияние

арматуры на тепловой режим нагрева и охлаждения намагничиваю­ щей катушки и отражающая учет кратности полных потерь в стали магнитопровода. При раздельном учете потерь в стали ядра систе­ мы й„ и влияния арматуры ее значение стремится к значению т|)о (2-255). При постоянном токе k*„=kn=0.

С другой стороны, при использовании схемы-аналога теплового

состояния системы (рис. 2-20,3) не вызывает

затруднений

опреде­

ление

значения превышения

температуры

0 В.П как

разности

0 п.о=

= '0'п.а—Фо.с, аналогичной

разности

потенциалов

в электрической

схеме.

Сопоставление полученной

при

этом

зависимости 0 п.а

с (2-256) в свою очередь определяется выражением

 

 

 

Я,, с Ч~ Rp. е Ч~ Rg. к

 

Rqx

 

(2-257а)

 

 

 

 

 

 

 

Л,.о + Я ,.о(1+Ф

где эквивалентные термические сопротивления (рис. 2-20,е) соответ­

ственно обозначены как

Ro.u=yuRn.K и RP.a= yPRa.c и принято

У к =

( К п . р +

Я ' н . р ) / (Ri<.P-hR'n.P~hRa.K) I

Ус=

(^C.p+ ^^H.p) / (Rc.P-t~R"n.P+7?н.с) •

Простые преобразования дают возможность выразить корректирую­ щую функцию (2-257а) в общем виде:

(Bi)K. cfi + Ycfa + Ук^з

(2-2576)

[(Bi)K. cfi + Ycfa 0 + А„ )1 YKf3

здесь обозначены фиктивный критерий Био и безразмерные функцио­ нальные зависимости в виде

(В1)Е

_ R K. с _ ^к. с^н

Л (?) =

Ох

и

Кох

2С ’

с

 

h (?)

 

h„SQX

 

 

•Sq* Ян. к

 

hcSc

R 0:

h (? )

•5K R0x

где A„, Ac — соответственно

коэффициенты теплоотдачи с наружной

поверхности катушки и со стали магнитопровода; 7,*в.с, Дк.с, 5„.0 — соответственно приведенная теплопроводность, толщина и поверх­ ность на .пути теплового потока прослойки между катушкой и магнитопроводом; S os, S K, S c — соответственно приведенная поверхность

охлаждения катушки без арматуры и оставшаяся поверхность ка­ тушки и стали магнитопровода при наличии арматуры.

Таким образом, при всех случаях учета влияния арматуры на нагрев намагничивающей катушки корректирующая функция

i|>*o= i|>MBi, у, I, k*n)

235


определяет по аналогии с (2-223) возможность уточнения намагни­ чивающей силы катушки в общем виде

 

в -

"|/"

Ф0 *10*3

/гп

XqxXo. К

 

 

 

Ро. с

® д о п « а •

( 2 - 2 5 8 )

 

 

 

 

'Vp

 

 

Для

систем

постоянного тока Ат = 1;;

kй * п„ = kА nп = 0 ;\

1|ф з* *0о=

по­

следнее

равенство справедливо также при

раздельном

учете

потерь

в стали

ядра системы

(3-186).

 

 

 

 

Одним из важных теплофизнческнх параметров, входящих в вы­ ражения корректирующих функции /ге , критерия Bi, а также абсо­

лютных значений максимальных и средних температур, является эквивалентный коэффициент теплопроводности катушки Л *а.

При расчете температурного поля обмотка, состоящая из ме­

талла и изоляции

проводника,

изоляционных прокладок,

пропиточ­

 

 

 

 

 

ной массы или воздуха между

 

 

 

 

 

витками обмотки, рассматрива­

 

 

 

 

 

ется как однородное (моноген-

 

 

 

 

 

ное) тело с эквивалентной теп­

 

 

 

 

 

лопроводностью,

отличающейся

 

 

 

 

 

только в направлении

коорди­

 

 

 

 

 

натных

осей.

При этом,

коэф­

 

 

 

 

 

фициенты

теплопроводности

 

 

 

 

 

должны быть выбраны с таким

 

 

 

 

 

расчетом, чтобы картина тем­

 

 

 

 

 

пературного

поля замещающей

 

 

 

 

 

однородной

обмотки

 

не

отли­

 

 

 

 

 

чалась от действительной кар­

 

 

 

 

 

тины

поля.

Обычно

предпола­

 

 

 

 

 

гают, что эквивалентный

коэф­

 

 

 

 

 

фициент

теплопроводности не

0198 024 0280,33 038 044 0,5 059 ( к з.м)р

зависит от температуры, так

как при

колебаниях температу­

J__ I I__ I I I

1__]

ры,

встречающихся

в

электри­

023 02? 0,33 038 О.ЧЧ 0.51 0,58 0,6В ( кз .н )и

ческих

аппаратах,

изменения

 

 

 

 

 

коэффициента

теплопроводно­

Рис. 2-23.

 

 

 

 

сти

незначительны

 

[Л.

53].

 

 

 

 

Кроме того, полагают, что по

 

 

 

 

 

сечению

металла

отдельного

проводника

температура

 

постоян­

на и все падение температуры приходится

на

изоляционные

прослойки

между

металлом

проводников.

Это допущение

вытекает

из того, что коэффициент теплопроводности меди в несколько сотен раз превосходит коэффициенты теплопроводности изоляционных ма­ териалов. Температурное поле между проводниками практически является плоскопараллельным, так как длина витка в реальных ка­ туш ках во много раз превосходит диаметр проводника с изоляцией. Указанные здесь допущения были положены в основу метода теоре­ тического определения эквивалентных коэффициентов теплопроводно­ сти, подробно изложенных в [Л . 50, 51, 53].

Указанная методика дает возможность использовать принятую общую методику введения базовой и корректирующих функций и тем

уточнить расчет теплопроводности на

этапе синтеза СЭММ . При

этом коэффициент А,*п рекомендуется

определять по формуле

\ —X —ky\u,

( 2 - 2 5 9 )

236


где k~! — корректирующая

функция, учитывающая, что часть

пути

теплового потока

занята

медыо — материалом

с очень высокой

теп­

лопроводностью,

ее значение аналитически

определено в [Л.

50,

51, 53] и приближенно определяется по графикам рис. 2-23 по при­ нятому значению коэффициента заполнения Ли — эквивалент­ ный коэффициент теплопроводности изоляции, принятый как базо­ вый и равный:

. _

28„л + 2Ь + А

(2-260)

 

28изЛ „+26 Л„+Д \ '

 

 

здесь бпз, 'Л — соответственно толщина изоляции провода н проклад­

ки;

b— средняя толщина пропиточной

массы

(воздушной прослой­

ки)

в межвитковом пространстве; Лиз,

Лв,

Лл— соответствующие

коэффициенты теплопроводности.

Величина b определяется как среднеинтегральная толщина про­

питочной массы на вероятном пути телового потока [Л. 51, 53].

Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

РЕАЛИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПО МЕТОДУ КОРРЕКТИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ

Реализация оптимального проектирования требует знания следующего минимума информации: данных о размерах и форме ядра электромагнитной системы и основного эквивалентного рабочего зазора; обмоточных данных намагничивающих катушек; тяговой характе­ ристики системы; характеристики нагрева; характерис­ тики потокораспределенпя. В специальных случаях по­ является необходимость дополнительной информации о технико-экономических показателях (критериях) меха­ низма, о его надежности, быстродействии, ударостойко­ сти и т. и.

Для конструктивно-технической разработки и конт­ роля широкого класса СЭММ, охватываемых структур­ ной схемой рис. 1-2,с, достаточным оказывается, если выбраны пли определены тип и форма базовой модели механизма и в том числе описанные ранее (гл. 2) мо­ дели электрической, механической, магнитной и тепло­ вой цепи; переменные (параметры) проектирования — основные численные значения, включающие минималь­

ное количество необходимых величин:

х пли

определяющий размер ядра в относительной

абсолютной форме а, т. е.

 

х[а],

(3-1)

237


совокупность основных кратностей ядра

 

£={/?., p[m], е, v};

(3-2)

обмоточные данные намагничивающей катушки: се­ чение провода sM, число витков w или коэффициент за­ полнения k3.u, т. е.

5,М)

(3"3)

индукцию в рабочем зазоре или в стали системы Во[£]. Если тип и форма СЭММ заданы условиями проектиро­ вания, то определению подлежит только совокупность zj, состоящая как минимум из следующих переменных проектирования:

 

=

п, Р;[ш], е, v, sM, ш(/г3.м], В}\

(3-4)

здесь

и далее

квадратные скобки

обозначают

понятие

«или»,

т. е. что в совокупности Zj

рассматривается от­

дельно первый или второй параметр.

 

 

Полученные выводы и рекомендации могут быть рас­ пространены и на более сложные схемы СЭММ.

Для определения указанных переменных в процессе синтеза СЭММ в свою очередь должны быть известны или заданы, выбраны или промежуточно с целью конт­ роля определены величины пли зависимости следующих

совокупностей:

 

 

1) Совокупность 91 функциональной нагрузки механиз­

ма,

в том числе данные по обобщенной на выходе силе

Qв,

работе

или энергии

по нагрузке на активные

материалы,

например, по

нагреву 0 ДОП, плотности тока

/доть насыщению стали В,тс и по критической координа­ те, фиксирующей положение подвижных звеньев, напри­

мер, по зазору 6о или углу поворота

ао:

 

^ = {Qb И в, ^ в], 0 Д О 1 1 f/доп],

^цос, 5о [ар]}-

(3-5)

2) Совокупность постоянных с физико-технических характеристик и параметров, например, магнитной ха­ рактеристики воздушной среды р0, теплофизических ха­ рактеристик обмотки: удельное сопротивление р0.с и теп­ лоемкость Со.с, удельная теплопроводность изоляции, теплоотдача с поверхности обмотки h0.c и другие посто­ янные:

С = {роРо.с, ^о.с, ?чь ho.c • ■ или в общем виде

С { С \ , C z , • • . ,С д } .

(3-6)