Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ослабить натяжение ремней привода, отсоединить и снять п р и в о д . Отвернуть болты и снять шкив 2 с главного вала 6. Вывернуть оправы термометров со станины 3. Открепить и снять с передней части вала шнека 5 крышку с манжетным уплотнением. Легкими ударами о задний конец демонтировать вал шнека с главного вала. При необходимости отогнуть усик шайбы, отвернуть гайку и снять подшипники с вала шнека. Отвернуть болты, снять сту­ пицу 8 главного вала. Открепить и снять крышку станины 3. Снять шланг со штуцера в станине, вывернуть штуцер, вынуть главный вал в сборе с опорами.

Отвернув болты передней опоры 7, снять крышку, кольца и корпус опоры. Съемником снять подшипник, кольца и крышку. То же проделать для задней опоры 4. Открепить и снять нижнюю часть станины 3, снять упругие элементы виброизоляции 27. От­ вернуть болты и снять сливную трубу.

Контроль деталей и узлов центрифуги ФГШ-401К-1 произво­ дится так же, как центрифуги ФВШ. Дополнительно следует про­ верить геометрическую форму деталей лабиринтных уплотнений опор, отсутствие в них забоин, царапин и других дефектов. Прове­ рить состояние подшипников, втулки главного вала, исправность масленок. Вышедшие из строя подшипники и втулки следует за­ менить. Проверить состояние упругих элементов виброизоляции.

Сборка центрифуги производится в последовательности, обрат­ ной разборке. Перед монтажом подшипники, устанавливаемые по плотной посадке, нагревают в масле до 80—100 °С. При сборке сит в роторе следует пользоваться приспособлением для сверты­ вания сит, поставляемым с центрифугой. Сборка ротора произво­ дится с помощью направляющего приспособления, надеваемого на фланец главного вала (приспособление поставляется с машиной).

При сборке подшипника лабиринтные уплотнения и масленки необходимо заполнить консистентной смазкой. Зазор между рото­ ром и шнеком регулируется с помощью гайки 30 и сменных ди­ станционных шайб 31 путем уменьшения или увеличения числа последних. Набор шайб позволяет полностью выбрать зазор или довести его до величины не более 1 мм. В процессе сборки необ­ ходимо периодически проворачивать ротор от руки, чтобы убе­ диться в плавности вращения и отсутствии трения движущихся деталей о неподвижные.

8 Зак. 843


ГЛАВА VI

ЦЕНТРИФУГИ ПОДВЕСНЫЕ С ВЕРХНИМ ПРИВОДОМ

ИНИЖНЕЙ ВЫГРУЗКОЙ ОСАДКА

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Производство подвесных центрифуг с верхним приводом и ниж­ ней выгрузкой продукта начато в конце прошлого столетия. Осо­ бенностью их является шарнирная подвеска вертикального вала с ротором, допускающая отклонение системы от вертикальной оси и самоцентрирование вращающихся масс. Вследствие этого цен­ трифуги малочувствительны к неравномерной загрузке ротора и обладают большой динамической устойчивостью во время работы.

Различают три основные конструкции центрифуг подобного типа: с ручной выгрузкой осадка, саморазгружающиеся с кониче­ ским ротором (твердый осадок падает вниз под действием собствен­ ного веса), с механизированной выгрузкой осадка ножом (скреб­ ком). Последние изготовляются полуавтоматическими и полностью автоматическими.

Центрифуги снабжены двух-, трех-, четырех- и пятискоростными электродвигателями. На них можно обрабатывать легко- и труд­ нофильтруемые продукты, обеспечивая качественную промывку и тщательный отжим твердой фазы. Машины широко применяются для обработки многих продуктов — поваренной соли, сульфата ам­ мония, нафталина, поташа, кварцевого песка, серы, преципитата, буры, борной кислоты, антрацена, паранитроанилина, утфелей са­ харного производства и др.

В последнее время данные центрифуги все больше вытесняются горизонтальными автоматическими центрифугами типа ФГН, ОГН и непрерывнодействующими типа ФГП.

Подвесные центрифуги применяются преимущественно в хими­ ческой и сахарной промышленности; кроме того, они используются в ряде других производств, например при обработке суспензии с нерастворимой твердой фазой, когда необходимо достичь высо­ кой степени обезвоживания твердой фазы; при обработке продук­ тов, измельчение которых нежелательно, и т. д.

Подвесные полуавтоматические центрифуги с выгрузкой про­ дукта ножом выполняются как с фильтрующим, так и с отстойным ротором. Центрифуги с фильтрующим ротором применяют для от­ деления жидкой фазы от волокнистых, крупно-, средне- и мелко­ зернистых материалов, если требуется получение осадка с мини­ мальным содержанием жидкой фазы и промывка осадка. После отделения жидкости от крупнозернистых материалов конечная влажность часто бывает меньше 1 % (для среднезернистых мате­

226


риалов она составляет обычно от 1 до 5%, для мелкозернистых — от 5 до 40%). Центрифуги с отстойным ротором используются для обработки труднофильтрующихся суспензий. В этом случае в осад­ ке может оставаться до 70% жидкой фазы.

Подвесные центрифуги с верхним приводом являются машинами периодического действия. Процесс центрифугирования в них обычно происходит так. Ротор центрифуги на ходу при неполной или пол­ ной скорости вращения загружается материалом, подлежащим об­ работке. Если загрузка произведена при неполном вращении ро­ тора, то после окончания ее скорость ротора доводится до макси­ мальной. При центрифугировании в перфорированных роторах твердая фаза к концу процесса содержит минимальное количество отделяемой жидкости, которая удерживается на поверхности ча­ стиц твердой фазы и в местах их соприкосновения. Чтобы изба­ виться от остатков жидкой фазы, прибегают к промывке осадка другой жидкостью (иногда несколькими).

Под действием центробежного поля промывная жидкость уда­ ляется, и ее содержание с течением времени становится минималь­ ным. По окончании центрифугирования двигатель центрифуги вы­ ключается и машина останавливается; готовый продукт удаляется из ротора. Выгрузка с помощью механических ножей осуществ­ ляется при вращении ротора с небольшой скоростью. В случае центрифугирования в сплошном роторе суспензия подается на его днище на полном ходу центрифуги. Жидкость течет вверх, вдоль стенок ротора, постепенно заполняя его целиком или до определен­ ной высоты (в зависимости от свойств загружаемого материала). Излишек осветленной жидкости переливается через борт ротора, а в некоторых случаях отсасывается отводной трубой, благодаря чему в роторе поддерживается определенный уровень жидкости.

После того как весь рабочий объем ротора окажется заполнен­ ным осадком, подача суспензии прекращается. Если требуется до­ полнительное уплотнение осадка, ротор в течение некоторого вре­ мени продолжает вращаться с полной скоростью до отжатая жидкой фазы. Жидкость удаляется отводной трубкой, после чего центрифуга затормаживается и осадок выгружается механическим ножом при небольшой скорости вращения ротора. Поскольку пор­ ция материала, обрабатываемого за каждый цикл, зависит от ем­ кости ротора, часовая производительность машины определяется емкостью ротора и общей продолжительностью цикла. В цикл ра­ боты центрифуги входят также непроизводительные операции —

торможение и пуск.

Описанная типовая схема работы центрифуги не охватывает все возможные случаи. Иногда целью промывки является не только удаление маточного раствора, но и растворение и удале­ ние отдельных компонентов осадка. Например, при центрифугиро­ вании смеси, твердая фаза которой состоит из пара-, орто- и мета- нитрохлорбензола, при промывке осадка горячей водой удаляют из него последние два компонента, после чего в роторе центри­ фуги остается только /гара-нитрохлорбензол.

8 *

227


2. КОНСТРУКЦИИ ЦЕНТРИФУГ

Центрифуги ФПД-120 (ГШ-1200)

Центрифуга этого типа (рис. VI-1) представляет собой филь­ трующую подвесную вертикальную машину периодического дей­ ствия с нижней ручной выгрузкой продукта через днище ротора, предназначенную'для разделения мелко- и среднезернистых суспен­ зий (кислот, нитратов, сульфатов, хлоридов, различных солей идр.).

Основными узлами центрифуги являются ротор 17, привод 13, кожух 16 с крышкой 6, тормоз 11, сегрегатор 21 и металлокон­ струкция 2. Центрифуга устанавливается на металлоконструкции, состоящей из двух опорных стоек и двух продольных балок-швел­ леров № 24, соединенных болтами в верхней части стоек. Центри­ фуга приводится во вращение вертикальным двухскоростным дви­ гателем 9 с короткозамкнутым ротором, который рассчитан на не­ прерывную работу центрифуги при загрузке ее 400—450 кг и мини­ мальной длительности цикла 10 мин. В комплект электродвигателя входят пускатели и ключ управления 15.

Включение электродвигателя на первую скорость, разгон до рабочей скорости и выключение осуществляются с помощью ключа управления, который устанавливается вертикально на правой стой­ ке каждой центрифуги на высоте 1,3—1,5 м от уровня пола. Тор­ можение центрифуги — электрическое рекуперативное с механиче­ ским дотормаживанием ленточным тормозом И.

Электродвигатель соединен с валом центрифуги 14 посредством эластичной резиновой муфты 10\ вал закреплен в приводе на шар­ нирной опоре. Между корпусом привода 8 и корпусом подшипни­ ков 7 устанавливается резиновый амортизатор 12, который при неуравновешенности вращающейся массы (особенно во время за­ грузки) значительно облегчает условия работы подшипников каче­ ния и вала, принимая на себя удары и колебания. Вращающийся вал может отклоняться от вертикального положения вследствие деформации резинового амортизатора, что приводит к самоуравновешиванию вращающихся масс.

Ротор центрифуги — цилиндрический с перфорированной обе­ чайкой. Он подвешен на нижнем конце вала и внутри выложен подкладным и фильтровым ситами.

Выгрузочное отверстие ротора закрывается запорным кону­ сом 18, что предотвращает попадание неотфильтрованного продук­ та в бункер. Кроме того, запорный конус служит для равномерного распределения суспензии по стенке ротора при загрузке. Запорный конус сварной, состоит из фасонной горловины, опорного кольца и конуса. Он свободно скользит по валу центрифуги. При выгрузке отфильтрованного продукта конус вручную поднимается вверх и закрепляется на специальном крючке.

Кожух центрифуги является сборником фильтрата. Днище 19 кожуха имеет уклон в сторону спускного штуцера 20. Отфильтро­ ванный продукт выгружается через нижний штуцер 1 кожуха.

228


9

Рис. VI-1. Центрифуга ФПД-120 (ПМ-1200):

/ — нижний штуцер кожуха; 2—металлоконструкция; 5—устройство для пропарки, мывное устройство; 5—блокировочное устройство крышки; 6 —крышка кожуха; / корпус

подшипников вала; S—корпус привода; 9— электродвигатель; /0 — резиновая муфта. // ‘ точный тормоз; 12—резиновый амортизатор; /3 —привод; 14—вал; /5 —ключ УНР**?®/1*» /$—кожух; /7 —ротор; і$ —запорный конус; /Р—днище кожуха; 20—спускной штуцер, л - сегрегатор.

Таблица 7. Технические характе

 

 

 

ФПН-1001У-1

ФПН-1001У-3

ОПН-Ю05У-1

ФПД-І202К-3

Ротор

 

диаметр,

1000

1 000

1000

1 200

внутренний

ММ

 

 

750

750

750

600

высота полная, мм

высота

конической

 

части,

мм

нижнего

 

 

 

 

угол наклона

___

___

___

___

днища,

град,

1500

1 500

1500

1 000

наибольшее число обо-

ротов в минуту

1 180

1 180

1 180

620

наибольший

фактор

разделения

 

300

300

215

300

емкость,

дм3

загруз-

максимальная

450

320

320

450

ка, кг

 

 

_

 

До 4

 

Избыточное давление пара

___

в рубашке кожуха, ат

 

 

 

Электродвигатель

привода

 

 

 

центрифуги

 

 

 

 

 

МА36-50/6-18

тип

 

 

МА93-59/65-4СВ MA93-59/65-4CB МА93-59/65-4СВ

мощность, кВт

40

40

40

20/6,7

Габаритные размеры уста­

 

 

 

 

новки, мм

 

 

1 500

1 500

1 500

1 750

длина

 

 

ширина

 

 

1620

1380

1 400

1 575

высота

 

 

3 240

3 240

3 240

3 300

над уровнем пола

ниже

уровня пола

670

545

960

600

Вес установки, кгс

4 200

4 200

4 160

3 500

Центрифуга снабжена устройством 3 для пропарки внутренней по­ лости кожуха и устройством 4 для промывки осадка. Блокиров­ ка 5 крышки кожуха не допускает открывания ее во время враще­ ния ротора. Загрузка ротора центрифуги осуществляется на первой скорости (330 оборотов в минуту).

Ротор и кожух центрифуги типа ФПД-120 изготовляются из

различных материалов: ФПД-1202Т-1 — из титанового

сплава,

ФПД-1202Г-3 — гуммированный, ФПД-1202К.-3 — из

стали

1Х18Н10Т. Все остальные детали, не соприкасающиеся непосред­ ственно с обрабатываемым продуктом, изготовлены из черных металлов.

Технические характеристики подвесных машин приведены р табд. 7.

Центрифуги ФПН-100 (ПН-1000)

Дальнейшее совершенствование подвесных центрифуг с верх­ ним приводом привело к созданию быстроходной полуавтоматиче­ ской центрифуги типа ФПН-100 с диаметром ротора 1000 мм и

ристики подвесных центрифуг

ФПД-1202Т-1 ФПД-1202Г-3 ФПС-120ІУ-2 ФПН-1251Л ФПС-1253К-1 ФПН-1221Л-1

1200

1 200

1 200

1 250

1250

1 220

600

600

900

800

1080

1050

 

460

480

 

 

 

 

 

67

67

1000

1000

1000

1 500

I 000

1500

620

620

620

1480

700

1 420

300

260

325

435

430

700

450

400

500

650

500

1 000

МА36-50/6-18

МА36-50/6-18

МА35-4І/6-ФВ МА93-65/74-5С

МА62-3/СВ

МА93-65/85-4С

20/6,7

20/6,7

40

100

100

100

1 750

1 750

1 750

1 750

1900

1750

1 575

1 575

2 000

1 930

2 200

1 950

3 300

3 300

3 485

3 740

4 075

3 890

600

600

630

1 050

1870

1 290

3 342

3 700

3 650

6 500

10 720

8 700

числом оборотов в минуту 1500. В этой центрифуге опорная ме­ таллоконструкция, привод, тормоз и ряд других узлов такие же, как в центрифуге ФПД-120. Основным отличием ФПН-100 является механизированная выгрузка осадка из ротора с помощью ножа специальной конструкции, закрепленного на крышке кожуха.

Центрифуги ФПН-100 не имеют запорного конуса, прикрываю­ щего выгрузочные проемы в розетке нижнего днища. Последнее обусловлено тем, что они применяются на производствах, где

.допускается попадание небольшого количества продукта из ро­ тора на транспортер или в бункер. Материалом для изготов­ ления рассматриваемых центрифуг служат углеродистая сталь и чугун.

Основной модификацией данного типа является центрифуга фильтрующего исполнения ФПН-1001У-1 (ПН-1000). Загрузка ее производится с помощью специального лотка 1 (рис. ѴІ-2), закре­ пленного на кожухе и входящего внутрь ротора. Управление цен­ трифугой полуавтоматическое, от станции управления через кно­ почный пост. Привод осуществляется от четырехскоростного элек­ тродвигателя 3.

231

230