Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гидромуфта, предназначенная для плавного пуска электродвига­ теля и предохранения его от перегрузок.

Устройство гидромуфты показано на рис. ѴІІ-9. Ступица на­ сосного колеса 1 на шпонке крепится на валу электродвигателя. Турбинное колесо 6 является ведомой частью муфты и жестко сое­ динено со шкивом 2 клиноременной передачи. Наличие двух ша­ рикоподшипников 3 (№ 208) обеспечивает различную скорость вращения турбинного и насосного колес. Для нормальной работы гидромуфты нужен трехмиллиметровый зазор между торцовыми поверхностями этих колес.

Рис. ѴІІ-9. Турбомуфта центрифуги

ФМБ-601:

/ — насосное колесо; 2— шкив; 3 — шарикоподшипник;

4 — крышка; 5—проб­

ки; 6— турбинное колесо.

 

При работе электродвигателя насосное колесо захватывает ра­ бочую жидкость, находящуюся между лопатками турбинного ко­ леса, и приводит во вращение его, а следовательно, и шкив жестко соединенной с ним клиноременной передачи. Крышка подшипни­ ков 4 с манжетным уплотнением препятствует утечке из муфты рабочей жидкости. Муфта заполняется рабочей жидкостью через канал, закрытый пробкой 5. Жидкость сливается через отверстия, закрытые пробками.

Подшипники турбомуфты смазываются маслом, поступающим из полости турбинного и насосного колес. Рабочая емкость турбомуфты 1,35 л (полная 1,5 л).

В целях безопасности турбомуфта закрыта ограждением. При работе вращение от электродвигателя через турбомуфту и клино­ ременную передачу передается на шкив тормоза, а, следовательно, и на вал центрифуги, где жестко закреплен ротор.

Разборка привода производится в такой последовательности. Вывернув пробки 5 и 7 и слив масло с турбинного колеса 6, отвер­ нуть гайки и снять турбинное колесо. При снятии необходимо не

3 0 0

повредить прокладку. Затем отвернуть болт, крепящий муфту к валу электродвигателя, снять шайбу, прокладку и муфту со шки­ вом. Отвернув болты и сняв крышку подшипников 4 с уплотне­ нием, вынуть уплотнение, после чего, отогнув усики стопорной шайбы и отвернув гайку, вынуть шайбу. Съемником снять ступицу насосного колеса с подшипниками, снять подшипники и насосное колесо 1.

Контроль. Осмотреть детали и проверить исправность подшип­ ников и манжет. Проверить отсутствие трещин в местах приварки лопаток и отсутствие износа на посадочных местах. Подшипники с поврежденными обоймами и сепараторами, а также изношенные манжеты подлежат замене.

Сборка привода производится в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо отрегулировать зазор между тор­ цовыми поверхностями насосного и турбинного колеса, который должен равняться 3 мм. Регулировка производится прокладками. После сборки следует проверить мягкость вращения привода и за­ лить 1,35 л масла марки «Индустриальное 20» (ГОСТ 1707—51).

Узлы центрифуг ФМБ-633

Станина. Конструктивным отличием станины данных центри­ фуг является ее центральная часть, в которой расположен цилиндр с фланцем для размещения опоры ротора, электродвигателя и при­ соединения коммуникации для поддува в полость тормоза инерт­ ного газа. Полость тормоза образуется при установке на станину опоры ротора и электродвигателя. Кроме того, в нижней части станины имеются штуцеры отвода фугата и подвода инертного газа в полость кожуха. В остальном станина не отличается от ста­ нин других маятниковых машин.

Опора и тормоз. Устройство опоры ротора показано на рис. VI1-10; оно отличается от описанных ранее комплектом под­ шипников, который состоит из трех радиальных роликоподшипни­ ков и одного упорного шарикоподшипника. Вследствие этого опора ротора может воспринимать большие радиальные и осевые на­ грузки. Для снятия статического электричества с вала ротора пре­ дусмотрены металлографитовые щетки на нижней крышке опоры ротора. В остальном конструкция опоры соответствует предыду­ щим и выполнена следующим образом. Вал 7 установлен в четы­ рех подшипниках качения, вмонтированных в корпус подшипников 3. На обоих концах вала, выходящих из корпуса подшипников, установлены крышки 2 и 6 с манжетными уплотнениями. Крышка 2 одновременно является тормозным ободом, на котором установ­ лены металлографитовые щетки /. Осевое смещение вала с под­ шипниками фиксируется посредством крышек 2, 6 и набора, со­ стоящего из втулок 9, 11, дистанционных колец 4, 8 и опоры под­ шипника 10. Для нормальной работы центрифуги предусмотрен температурный зазор 0,15—0,3 мм, который регулируется набо­ ром прокладок 5.

301


Разборка. При разборке опоры ротора и тормоза выполняют следующие работы. Устанавливают опору на подставку тормозом вверх, вынимают из пальцев шплинты и снимают тормозную ленту, затем, отвернув болты, снимают крышку, крепящую подшипники барабана 12. Отвинчивают гайки и снимают пальцы; снимают съемником барабан 12, подшипники барабана и диск тормоза; вы­ вернув болты, снимают кольцо и металлографитовые щетки 1\ от­ вернув гайки, снимают крышку 2 и вынимают уплотнение, после

Рис. VI1-10. Опора ротора центрифуги ФМБ-633:

/ —металлографитовые щетки; 2—крышка (тормозной обод); 3 — корпус под­ шипников; 4, 8 —дистанционные кольца; 5—прокладка; 6 —крышка; 7—вал; 9, U — втулки; 10—опора подшипника; 12—барабан.

чего, повернув опору и вывернув масленку, отвинчивают гайки, снимают крышку 6 и вынимают уплотнение.

При разборке необходимо избегать повреждения прокладки; легкими ударами через медную или алюминиевую подкладку о торец вала выпрессовывают из корпуса опоры 3 вал 7 с подшип­ никами и кольцами; снимают съемником подшипники, дистанцион­ ные кольца 4 и 8, втулки 9 и 11 к опору 10.

Контроль деталей опоры центрифуги ФМБ-633 производится так же, как центрифуги ФМБ-60.

Сборка опоры ротора и тормоза выполняется в последователь­ ности, обратной разборке. Перед сборкой все детали тщательно

302

промываются и продуваются сжатым воздухом, а подшипники и масленки смазываются жировой смазкой, например марки 1-13 (ГОСТ 1631—61). После сборки необходимо проверить зазор ме­ жду корпусом подшипников 3 и крышкой 6, который должен быть равен 0,15—0,3 мм. Затем проверяют легкость вращения вала от руки и работу тормоза.

Привод. В отличие от ранее рассмотренных приводов маятни­ ковых машин привод центрифуги ФМБ-633 включает взрывозащи-

Рис. VII-11. Кожух центрифуги ФМБ-633:

/ —уплотнительное кольцо; 2—корпус кожуха: 3 — защелка; скоба; 5-* траверса; 6 — крышка; 7—пневмокамера; 8 —конечный выключатель; 9—рукоятка.

щенный электродвигатель и центробежную муфту. Центробежная муфта состоит из водила, центробежных колодок и барабана, на котором крепится один конец тормозной ленты. Чтобы обеспечить возможность поворота барабана относительно ступицы тормоза, его монтируют на валу центрифуги, на подшипниках. Водило с ко­ лодками жестко крепится на валу электродвигателя.

Принцип действия центробежной муфты рассмотрен при описа­ нии горизонтальных автоматических центрифуг.

Кожух 2 (рис. ѴІІ-11) выполняется сварным и уплотняется в месте соединения со станиной резиновым кольцом. Сверху он за­ крыт штампованной крышкой 6, которая с помощью механизма прижима и блокировки надежно герметизирует полость кожуха.

3 0 3


Принцип работы механизма блокировки заключается в следую­ щем. После закрытия крышки 6 в паз скобы 4, приваренной к тра­ версе 5, поворотом рукоятки 9 вводится защелка 3, которая пово­ рачивается до тех пор, пока выступ защелки не нажмет на шток конечного выключателя 8. При этом включается золотник подачи сжатого воздуха одновременно к пневмоэлектрическому реле дав­ ления, подготавливающему цепь двигателя к включению, и в на­ порную полость пневмокамеры 7 механизма прижима.

Под давлением сжатого воздуха в полости пневмокамеры 7 крышка 6 плотно прижимается к уплотнительному кольцу /, а траверса 5, перемещаясь вверх, прижимает защелку 3 к скобе 4. При отключении электродвигателя реле времени, настроенное на время полной остановки ротора центрифуги, включает золотник для выпуска сжатого воздуха из полости пневмокамеры, благо­ даря чему становится возможным откинуть защелку 3 и открыть крышку 6 кожуха ротора центрифуги.

Разборка кожуха производится в следующем порядке: поворо­ том рукоятки 9 освобождают траверсу 5 от давления сжатого воз­ духа, вынимают шплинт, ось и снимают траверсу; отсоединяют воз­ духопровод; вынимают рукоятку 9; отвернув гайки, отсоединяют шток; отвернув болты, снимают с крышки микропереключатель 8; вынув пружину, отсоединяют и снимают крышку пневмокамеры 7, отсоединяют мембрану; снимают крышку 6 и трубу питателя.

Контроль. Нажатием наконечника проверяют исправность мик­ ропереключателя, а затем производят осмотр крышки и кожуха, не допуская трещин и крупных вмятин. Проверяют исправность диафрагмы и деталей пневмокамеры, а также деталей механизма запора.

Обязательным условием является отсутствие искривления што­ ка и траверсы, а также повышенного износа и поломки пружин оси.

Сборка кожуха производится в последовательности, обратной разборке. После сборки необходимо проверить ее правильность, легкость открывания крышки, срабатывание микропереключателя при раскреплении механизма запора, работу пневмокамеры, отсут­ ствие утечки воздуха из пневмосистемы.

Узлы центрифуг ФМД

Опора ротора. На рис. ѴІІ-12 показана конструкция опоры ро­ тора, которая состоит из корпуса подшипников 1 и вращающегося на подшипниках качения 2 и 3 вала 5. Нормальное осевое переме­ щение вала (0,15—0,30 мм) регулируется прокладками 6 и фикси­ руется крышками 4 и 7 с манжетными уплотнениями. Крышка 7 одновременно является деталью тормоза. На нижнем конце вала крепится тормоз 9 и шкив привода 10.

С учетом нижней выгрузки корпус подшипников выполнен ли­ тым и имеет следующую конструкцию. В центре расположен ци­ линдр, в котором установлен вал на подшипниках. Опора ротора

304


монтируется на станине с помощью фланца, соединенного с цилин­ дром спицами. Снизу на корпусе подшипников крепится кожух 8, имеющий выгрузочное окно, и заглушенный сектор, предохраняю­ щий клиноременную передачу от попадания продукта.

Разборка опоры ротора должна производиться в следующем порядке. Установить опору на подставках шкивом вверх; отсоеди­ нить и.снять кожух 8; отвернуть болты и снять крышку шкива; разобрать тормоз (аналогично тормозу центрифуги ФМБ-60),

Рис. ѴІІ-12. Опора ротора центрифуги ФМД-801:

/ — корпус подшипников; 2, 3 — подшипники качения;

4, 7—кры­

шки; 5—вал; 6 —прокладка; 5— кожух; 9—тормоз;

/0— шкив

привода.

 

снять съемником шкив 10, вынуть подшипники шкива и снять сту­ пицу. Снять крышку 7, вынуть манжету, после чего повернуть опору, отвернуть гайки и снять крышку 4\ при этом необходимо избегать повреждения прокладки. Легкими ударами через медную или алюминиевую прокладку о торец вала выпрессовать вал 5 с подшипниками из корпуса подшипников /; отогнуть усики шайбы, свинтить с вала гайку, крепящую подшипники. Снять подшипники.

Контроль производится так же, как в случае других маятнико­ вых центрифуг.

Сборка выполняется в последовательности, обратной разборке. Ротор. Конструктивной особенностью ротора центрифуги с нижней выгрузкой продукта является наличие выгрузочных окон в днище. В остальном ротор не отличается от роторов других

маятниковых центрифуг.

305


4. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЕНТРИФУГ

Подготовка к пуску. Все работы, связанные с техническим обслуживанием, должны проводиться по планово-предупредитель­ ной системе, в установленные сроки, по заранее составленному графику и в полном объеме. При этом необходимость включения в график тех или иных работ определяется условиями эксплуата­ ции центрифуги. Примерный перечень работ приведен ниже.

Перед пуском необходимо тщательно осмотреть центрифугу, подводящую и отводящую коммуникации; проверить надежность затяжки всех основных креплений, станины, электродвигателя, турбомуфты, ротора, кожуха, крышки. Проверить исправность пружин колонок, механизма запора крышки, целостность ограж­ дения турбомуфты, отсутствие вмятин, наличие зазора между тур­ бомуфтой и ограждением. Проверить и в случае необходимости отрегулировать натяжение ремней клиноременной передачи; оно считается нормальным, если от усилия 4—5 кг прогиб средней части одной ветви ремня составляет 20—22 мм. Проверить нали­ чие масла в турбомуфте. Смазать шаровые поверхности подвески жировой смазкой 1-13. Убедиться в отсутствии посторонних пред­ метов в роторе. Проверить герметизацию центрифуги (для герме­ тичных машин).

Пуск. Во время работы необходимо: следить, чтобы не было стука, дребезжания и шума в машине; контролировать темпера­ туру подшипников, не допуская их нагрева выше установленных норм; следить, чтобы время торможения ротора (от полного числа оборотов до остановки) не превышало 2 мин; не допускать пере­ грева тормозной ленты; следить за нормальной работой блокиро­ вочных устройств; поддерживать необходимое давление инертного газа.

В конце смены после работы необходимо устранить все заме­ ченные во время работы неисправности; промыть ротор, кожух и сборник станины, очистить центрифугу от осадка и грязи; сдать машину по смене.

5. РАЗБОРКА И СБОРКА ЦЕНТРИФУГ

Разборка и сборка центрифуг ФМБ-60 идентичны для всех маятниковых машин общего назначения и предусматривают опре­ деленную последовательность проведения соответствующих опе­

раций.

Перед разборкой (см. рис. VII-1) необходимо промыть ротор, кожух и сборник станины, очистить центрифугу от осадка и грязи, протереть насухо наружную поверхность кожуха.

Разборку центрифуги необходимо производить в следующем порядке. Отсоединить питающую и вытяжную трубы; снять огра­ ждение передачи; отпустить гайки, крепящие подмоторную плиту, повернуть электродвигатель, ослабить натяжение ремней и пооче­ редно снять их. Отвинтить гайки и снять электродвигатель 8 с гид­

306