Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ромуфтой; отвернув откидные болты, снять со станины кожух 4 с крышкой 5; отвернуть гайку, крепящую ротор, установить и закре­ пить рым-болтами съемник, снять ротор 6. Отвернув гайки, снять привод 7 с тормозом, отсоединить сливную магистраль, захватить грузоподъемным устройством станину 2, отсоединить ее от коло­ нок и снять; отвернуть болты и снять колонки 3 с фундаментной рамы 1. Фундаментная рама снимается только в случае монтажа центрифуги на новом месте.

Сборка центрифуги производится в последовательности, обрат­ ной разборке. После сборки перед пуском на холостом ходу нужно проверить отсутствие посторонних предметов в роторе, легкость вращения ротора от руки, натяжение ремней, отсутствие протека­ ния жидкости из привода и гидромуфты, работу конечного выклю­ чателя при открывании крышки, надежность затяжки всех основ­ ных креплений.

Разборка, контроль и сборка центрифуги ФМК-1528К-1 (см.

рис. ѴІІ-5). Перед разборкой следует очистить от осадка и грязи, а затем промыть ротор, кожух и станину, осушить их или проте­ реть насухо.

Разборка производится в следующем порядке. Отключив элек­ тродвигатель, отсоединить и демонтировать электропроводку; от­ соединив и сняв пневматический цилиндр, отсоединить и снять кры­ шку кожуха, после чего снять кожух 4. Сняв колпачок и отвернув гайку, крепящую ротор, съемником снять ротор 5. Ослабив натяж­ ные винты, снять поочередно ремни шкива 9, а затем, отсоединив и сняв электродвигатель 8, отвернуть болты и снять кронштейн. Отвернув гайки, снять привод с тормозом 7 и турбомуфтой 11. За­ хватить грузоподъемным устройством станину 2, отсоединить ее от колонок и снять; отвернуть болты и снять колонки 3 с фундамент­ ной рамы.

Фундаментная рама снимается только в том случае, когда цент­ рифуга монтируется на новом месте.

Сборка центрифуги производится в последовательности, обрат­ ной разборке. После сборки, перед пуском, нужно на холостом ходу проверить отсутствие посторонних предметов в роторе, легкость вращения ротора от руки, натяжение ремней, отсутствие протека­ ния жидкости из турбомуфты, работу тормоза, надежность затяжки основных узлов.

Г Л А В А v m

ЦЕНТРИФУГИ ТРУБЧАТЫЕ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трубчатые центрифуги (сверхцентрифуги) являются высоко­ скоростными машинами, предназначенными для осветления суспен­ зий, содержащих не более 1 % тонкодисперсной твердой фазы (лаки, эмали, вакцины, масла, сточные воды в производстве кино­ пленки и т. д.) и для разделения стойких эмульсий (отделение воды от трансформаторного масла или от различных жиров и др.) с от­ ношением удельных весов компонентов больше 1,06. В первом слу­ чае применяются центрифуги с осветляющим ротором (ОТР), во втором—с сепарирующим (РТР). При разделении эмульсий цен­ трифуги работают непрерывно, при разделении суспензий — перио­ дически, так как необходимо время от времени вручную выгружать накопившийся в роторе осадок.

Общим конструктивным признаком трубчатых центрифуг яв­ ляется наличие трубчатого ротора, подвешенного на валу (веретене) на гибкой опоре с вертикальной осью вращения и плавающей ниж­ ней опорой скольжения. На рис. VIII-1 изображена трубчатая центрифуга ОТР-10 с диаметром ротора 100 мм, а на рис. ѴІІІ-2 — центрифуга РТР-15 с диаметром ротора 150 мм. Ниже приведены технические характеристики центрифуг:

 

Параметр

Тип центрифуги

 

РТР-10 н

РТР-15 и

 

 

ОТР-Ю

ОТР-15

Внутренний диаметр ротора, мм . .

100

150

Рабочая высота ротора, мм . . . .

750

750

Число оборотов ротора в минуту

15 000

13 530

Максимальная загрузка, кг . . . .

10

20

Фактор разделения ротора ...............

13 000

15 250

Полезный объем ротора, л . . . .

6

11,8

Пропускная

способность центри­

 

 

фуги по воде, л / ч ...........................

750

2000

 

 

(при давле-

(при давле-

 

 

нии на входе

нии на входе

Мощность

электродвигателя, кВт

0,2 кгс/см2)

0,5 кгс/см2)

1.7

7

Основные узлы

Основные узлы центрифуги: чугунная станина (корпус), опо­ ры— верхняя и нижняя, ротор, привод, натяжное устройство, слив­ ные тарелки, приемные карманы, тормоз.

3 0 8


Станина. На станине закреплены все узлы и электродвигатель центрифуги. Одновременно она служит защитным кожухом ротора. Три основные расточки корпуса — верхняя, средняя и нижняя — имеют общую геометрическую ось. На корпусе центрифуг РТР-10 и ОТР-Ю имеются два люка — верхний и нижний, которые закры-

Рис. ѴІІІ-1. Трубчатая центрифуга ОТР-Ю:

/ —карман приемный; 2—болт; 5 —электродвигатель; 4—прокладка; 5—крышка; 6—болт; 7—электропроводка; 8 —станина; 9—опора нижняя; ІО—тормоз; // —ротор осветления; 12—кольцо; 13—тарелка; 14—крышка; 15—ролик натяжной; /9 —шкив двигателя; 17 — опора верхняя; /5 —втулка прижимная.

ваются крышками и уплотняются резиновыми прокладками. Корпус центрифуг РТР-15 и ОТР-15 имеет шарнирно навешенную вдоль ротора вертикально расположенную крышку.

Верхняя опора. На рис. ѴІІІ-3 изображена верхняя опора центрифуг РТР-10 и ОТР-Ю. Она устанавливается в верхней рас­ точке корпуса станины на массивной втулке 3, в центральное отвер­ стие которой ввинчена полая стойка (шпиндель) 25. На стойку

309

насажены внутренними кольцами два радиально-упорных шарико­ подшипника 7. С целью фиксации внутренних колец подшипников относительно стойки их стягивают гайкой 11 до упора в бурт стой­ ки через заложенную между кольцами распорную втулку 9. Наруж-

Рис. ѴІІІ-2. Трубчатая центрифуга РТР-15:

/ —сборник масла; 2—заземление;

3 — опора нижняя; 4 — станина;

5—тормоз; 5—ротор;

7—карман приемный; 5—тарелка

нижняя; 9—тарелка верхняя;

10— крышка; / / —элек­

тродвигатель; /2 —ограждение; /3—шкив: 14—ролик натяжной; 15—опора верхняя.

ные кольца шарикоподшипников охватываются внутренней поверхностью приводного вращающегося ролика 6 и фиксируются в осе­ вом направлении путем затягивания верхней гайки 22 через рас­ порную втулку 8 в бурт ролика.

Через верхнюю гайку, резиновую муфту 20, металлическую муфту 13 и звездочку 14 ролик 5 воспринимает нагрузку от веретена

310


23 и передает ее на подшипники и стойку. Одновременно приводной ролик является ведомым шкивом в приводе центрифуги. Прокладки

Рис. ѴІІІ-3. Верхняя опора центрифуг ОТР-Ю и РТР-10:

/ —гайка соединительная;

2, 26— прокладки; 3 — втулка; 4— прокладка; 5— гай­

ка; в —ролик приводной; 7—шарикоподшипник; 8, 9— вгулкн

распорные, 10

шайба; // —гайка

круглая;

12—прокладка; 13— муфта; 14— звездочка; /5— винт

специальный; /5—штуцер;

/7— груба;

18— плаика; 19— шиток; 20— муфта ре­

зиновая; 2/ —штифт цилиндрический;

22—гайка верхняя: 23— веретено; 24— ре­

мень приводной;

25—стойка; 27—гайка; 28—вині специальный; 29— гайка;

J 0 — шпилька; 31 — винт; 32— шайба;

33— болт,

34— указатель

движения масла

 

регулируемый;

35— винт

фасонный.

 

2 и 26 между втулкой и корпусом станины, а также между стойкой и втулкой опоры предназначены для гашения вибрации.

Основной деталью верхней опоры центрифуг РТР-15 и ОТР-15 (рис. Ѵ11І-4) является стойка 16, имеющая два посадочных места

311

Рис. ѴІІІ-4. Верхняя опора центрифуг ОТР-15 и РТР-15:

1

гайка;

2—веретено; 3 —звездочка;

4—винт; 5—гайка накидная; 6—резиновая муфта;

7

— муфта соединительная; 5—фланец;

9— шпилька; 10—шайба стопорная; 11— гайка; 12

шарикоподшипник; 13—втулка распорная; 14— вал;

15—шарикоподшипник; 16—стойка;

/7 —шкив;

18—-шпонка; 19— шайба предохранительная;

20— гайка установочная; 21 — крыш­

ка; 22 — втулка; 23—щиток; 24—ремень приводной;

25—винт распорный; 26— гайка; 27

контргайка; 28— винт; 29— гайка накидная; 30, 32— ниппели; 31 — трубка; 33 — шайба; 34 болт осевой; 35 указатель движения масла; 36— винт фасонный.


>9<

Рис. ѴІІІ-5. Нижняя опора центрифуг ОТР-10 и РТР-10:

ниппель; 2—гайка накидная; 3 —штуцер промежуточный;

4— крышка; 5— набивка сальниковая; 6—труба; 7—

штифт; 8—контргайка;

угольник; 10— гайка; 11—трубка; 12—муфта; 13—указатель

движения масла; 14—гайка накидная; /5 —ниппель;

16 — винт; 17—корпус;

18—форсунка; 19—крышка; 20 — шарик; 21, 22—пружины; 23—крышка пяты; 24—вкладыш; 25— штифт; 26— пята.

для шарикоподшипников 12 и одно — для установки стойки в верх­ ней расточке корпуса станины. Внутренние кольца подшипников насаживаются на вал 14 и фиксируются относительно него в осевом направлении затягиванием колец гайкой 20 до упора в бурт через шкив 17 и заложенную между кольцами распорную втулку 13. На­ ружные кольца подшипников устанавливаются во внутренней рас­ точке стойки. Наружное кольцо нижнего радиально-упорного под­ шипника фиксируется относительно стойки гайкой 26. Наружное кольцо верхнего подшипника в осевом направлении не фиксируется.

Рис. VII1-6. Нижняя опора центрифуг ОТР-15 и РТР-15:

іруба подвода смазки; 2—пята; 3—корпус опоры; 4—гайка регулировоч­ ная; 5—пружина; 6— крышка; 7—нижняя крышка ротора; «—прокладка; 9

вкладыш; 10— буфер; 11 — труба отвода смазки; 12— форсунка.

Шкив, закрепленный на верхнем конце вала шпонкой 18, через вал и резиновую муфту 6 приводит во вращение веретено 2 и ротор. Резиновые муфты в верхних опорах центрифуг обеспечивают эла­ стичное соединение вала (веретена) с вращающейся опорой, а ме­ таллические зубчатые муфты и звездочки — требуемое его центри­ рование, удобное соединение и рассоединение с опорой.

Нижняя опора. В центрифугах РТР-10 и ОТР-10 нижняя опора (рис. Ѵ1ІІ-5) устанавливается в расточке станины в цилиндриче­ ском корпусе 17, верхний конец которого образует горизонтальную опорную площадку. На площадке установлена пята 26 с заложен­ ным в нее вкладышем 24. В гнездах по окружности пяты разме­ щены в радиальном направлении шесть пружинных буферов, со­ стоящих из шариков 20 и пружин. Крышка 23 опоры навинчивается на корпус и через спиральную пружину 22 прижимает пяту к опорной площадке. Крышка ограничивает перемещение пяты по

314


опорной площадке, а пружинные буферы и нажимная пружина обеспечивают упругие перемещения обоймы.

Несколько иную конструкцию имеет нижняя опора центрифуг РТР-15 и ОТР-15 (рис. ѴІІІ-6). К цилиндрическому корпусу опоры 3, установленному по посадке в нижней части станины, с помощью пружины 5 и регулировочной гайки 4 прижимается заложенная в

Рис. РІІІ-7. Ротор осветления центрифуги ОТР-Ю:

/ — манжета; 2 —прокладка; 3 — стойка; 4—крышка нижняя; 5—пластинка; 5 — стакан ротора; 7 —крыльчатка; 5—крышка верхняя.

него пята 2. Резиновый амортизатор — буфер 10 предохраняет пяту от ударов о корпус опоры. В пяту вставляется вкладыш 9, который укрепляется крышкой 6 на резьбе. Для подачи суспензии в ротор в нижней части пяты устанавливается форсунка 12.

Нижние опоры не воспринимают осевых нагрузок и предназна* чены для ограничения и амортизации возможных вибраций ротора.

Роторы осветления и сепарации (рис. ѴІІІ-7 и ѴІІІ-8) пред­ ставляют собой полые цилиндры (стаканы), закрытые с торцов

315