Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

две цапфы /, на которые надевается трос подъемного приспособ­ ления для снятия ротора со стугащы. Сверху ротор закрыт крыш­ кой 2, прижимаемой тремя запорами 5. Снизу к днищу приварены две ручки 6 для опрокидывания ротора, подвешенного на тросах при выгрузке.

Принцип действия центрифуги следующий. Стружка загружает­ ся в съемный ро,тор механически или вручную; при этом необхо­ димо следить за равномерным распределением ее по образующей ротора.

Загруженный ротор закрывается крышкой, устанавливается на коническую ступицу и закрепляется гайкой-маховиком. При за­ крытой крышке кожуха включается электродвигатель центрифуги и в течение 3—7 мин после набора полного числа оборотов проис­

 

 

ходит отделение масла. По истечении вре­

 

 

мени фильтрации машину останавливают,

 

 

открывают крышку кожуха и вынимают

 

 

ротор, затем открывают крышку ротора и,

 

 

опрокидывая подвешенный ротор, выгру­

 

 

жают стружку. Далее цикл повторяется.

 

 

Конструкция и принцип действия осталь­

 

 

ных узлов машин такие же, как в центри­

 

 

фуге ФМБ-60.

ФМК-1528К-1 — машина

 

 

Центрифуга

 

 

периодического действия с верхней меха­

 

 

низированной загрузкой и выгрузкой про­

 

 

дукта, предназначена для обезвоживания

 

 

текстильных волокон (хлопка, шерсти, шта­

 

 

пеля, вискозы, лавсана, нитрона и т. д.) по­

Рис. ѴІІ-6. Схема рото­

сле крашения в красильно-отделочном про­

ра центрифуги

КМРі

изводстве. Устройство машины показано на

602У-1:

 

рис. ѴІІ-5.

 

/ —наружный ротор; 2 —

Особенностью этой машины является то,

внутренний ротор;

3 — труба

питателя.

 

что роль тормоза 7 выполняет резиновая

 

 

пневмокамера,

а ротор не имеет верхнего

борта, так как продукт загружается и выгружается в виде пако­ вок размерами, равными размерам внутренней полости ротора. Цикл машины состоит из механизированной загрузки, просушки и механизированной выгрузки. В остальном она ничем не отличает­ ся от ранее рассмотренных серийных маятниковых машин.

Центрифуга КМР-602У-1 (ОФТ-600/470) представляет собой модификацию комбинированных машин с показанным на рис. ѴІІ-6 ротором особой конструкции. Фактически это два ротора — наружный 1 (отстойный) и внутренний 2 (фильтрующий), соеди­ ненные между собой болтами. Центрифуги с комбинированным ро­ тором выпускаются на базе серийных маятниковых машин и при­ меняются в лакокрасочном производстве для очистки красок и эмалей от нерастворимых крошек пигментов и примесей.

Принцип действия центрифуг заключается в следующем: про­ дукт по трубе питателя 3 подается на днище вращающегося с пол­

294


ной скоростью отстойного ротора 1 и под действием центробежной силы распределяется вдоль его обечайки. После заполнения рабо­ чего объема отстойного ротора, пройдя фильтрующий ротор 2, ос­ ветленный продукт переливается через борт, улавливается кожу­ хом, сливными патрубками и по коммуникации отводится в сбор­ ники.

Осадок из центрифуги периодически удаляется вручную через борт отстойного ротора при снятом фильтрующем роторе.

3. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ ЦЕНТРИФУГ

Узлы центрифуг ФМБ-60 и ОМБ-60

Подвеска (рис. ѴІІ-7) включает в себя фундаментную раму /, станину 2 и колонки 3. Фундаментная рама выполнена литой из

Рис. ѴІІ-7. Подвеска центрифуги ФМБ-601:

/'—фундаментная рама; 2—станина; 3—опорная колонка; 4—камень; 5—втулка; 5—колпачок; 7—шайба: 3—пружина; 0— гяга; /0 —чека.

чугуна; в плане она имеет форму треугольника П-образного сече­ ния. Форма плиты позволяет установить на ней три колонки шаро­ вой подвески центрифуги. В углах плиты предусмотрены резьбо­ вые отверстия для крепления колонок и гладкие отверстия под фун­ даментные болты для крепления центрифуги на фундаменте.

295


Станина представляет собой литую из чугуна плиту, на кото­ рой монтируются все основные узлы центрифуги. Станина являет­ ся основанием кожуха и образует с ним сборник фугата. Для от­ вода фугата в станине имеются окна с фланцами для подсоедине­ ния отводной коммуникации. Кожух присоединяется к станине фланцем. В центре станины имеется отверстие, в котором на флан­ цевом соединении монтируется опора ротора.

Для подвески центрифуги на станине предусмотрены три уха, расположенных под углом 120° друг к другу.

Опорные колонки выполняются литыми из чугуна, пустотелы­ ми, открытыми с одной стороны вдоль вертикальной оси для под­ вески центрифуги. К фундаментной плите они крепятся болтами через отверстия в основании. В верхней части колонок находится отверстие с планировкой для установки шаровой подвески, состоя­ щей из камня 4, втулки 5, тяги 9, шайб 7 и пружины 8. Шайбы 7 служат для установки станины в горизонтальном положении. Снизу сборка тяги фиксируется чекой 10, сверху головка тяги за­ крывается колпачком 6. Пружины 8 служат для гашения колеба­ ний центрифуги.

Разборка подвески. Перед разборкой опорных колонок необхо­ димо отсоединить и снять станину, предварительно выбив чеку 10. Разборку колонок следует производить в следующем порядке: снять колпачки 6, вынуть тяги 9 и пружины 8, снять шайбу 7, кам­ ни 4 и втулки 5, после чего, отвернув болты, крепящие колонки 3 к раме 1, снять колонки.

Контроль. Осмотреть трущиеся поверхности камней и втулок; недопустимы забоины, зазоры и значительный износ поверхностей. Проверить исправность пружин и состояние футеровки или гумми­ ровки станины.

Сборка подвески производится в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой на трущиеся поверхности шаровых опор нужно нанести смазку.

Кожух (см. рис. ѴІІ-1) выполняется стальным, сварным, тонко­ стенным, цилиндрической формы. Снизу кожух имеет фланец, ко­ торый, соединяясь со станиной, образует перепускной сборник фугата. Сверху он закрыт крышкой с пружинным механизмом за­ пора, сблокированным с микропереключателем типа ПМ-3 для безопасной эксплуатации центрифуги, так как при подъеме крыш­ ки во время работы машины электродвигатель центрифуги выклю­ чается. В кожухе машин, обрабатывающих жидкие продукты, пре­ дусмотрена труба питания.

Разборка кожуха производится в такой последовательности: отвернув болты, снять с крышки микропереключатель, отсоединить и разобрать механизм запора, снять трубку питания и крышку 5 кожуха 4.

Контроль. Нажатием наконечника проверить исправность мик­ ропереключателя. Произвести осмотр крышки и кожуха, чтобы исключить трещины, крупные вмятины, дефекты гуммировки. Про­

296


верить детали механизма запора (рычаг не должен быть ис­ кривленным, пружины и оси — сломанными и сильноизношен­ ными).

Сборка кожуха производится в последовательности, обратной разборке. После сборки необходимо проверить правильность сбор­ ки и легкость открывания крышки, а также срабатывание микро­ переключателя при подъеме крышки с механизмом запора.

Ротор (см. рис. ѴІІ-1) представляет собой пустотелый сварной барабан, в нижней части которого находится днище со ступицей, а в верхней — борт. Средняя, цилиндрическая, часть ротора — пер­ форированная. Перфорация производится в шахматном порядке отверстиями диаметром 8 мм. Для работы фильтрующий ротор снабжается подкладными (дренажными) и фильтровыми ситами, как в подвесных машинах.

Опора ротора и тормоз (рис. ѴІІ-8). Одним из основных узлов центрифуги является опора ротора, которая состоит из корпуса подшипников /, крепящегося к станине, и вертикального вала 2, на верхнюю коническую консоль которого устанавливается закреп­ ляемый гайкой ротор. На нижнем цилиндрическом конце вала мон­ тируются автоматический пружинный ленточный тормоз и шкив 9. Вал устанавливается на двух подшипниках; верхний 3 — ролико­ подшипник № 42312, нижний 7 — шарикоподшипник № 311.

Конструкцией предусмотрено нормальное осевое перемещение вала в пределах 0,15—0,30 мм, что достигается регулировкой с помощью прокладок. Осевое перемещение вала ограничивается крышками 4 и 8 подшипников. Крышка 8 одновременно является деталью тормоза, так как имеет тормозной обод. Для предотвра­ щения утечек смазки из полости подшипников в крышках 4 и 8 предусмотрены уплотнения: в верхней крышке — войлочное, в ниж­ ней— манжетное. Подшипники опоры ротора смазывают с по­ мощью масленки 5 через осевой и радиальный каналы вала. Для улучшения смазки верхнего подшипника предусмотрена шайба 6. Применяется жировая смазка марки 1-13 по ГОСТ 1631—61.

В нижней части опоры расположен тормоз. Он предназначен для быстрой и плавной остановки ротора центрифуги и монтирует­ ся на нижнем цилиндрическом конце вала 2. Шкив 9 вращается на двух шарикоподшипниках, напрессованных на ступицу 14, ко­ торая закреплена на валу с помощью шпонки. В ступице имеется прорезь, по которой ходит палец 13 шкива. Поворот шкива отно­ сительно ступицы и, следовательно, относительно вала ограничен величиной прорези в диске ступицы. На пальцы 12 и 13 шкива и ступицы надета тормозная лента 10 с фрикционной накладкой, охватывающая тормозной обод 8\ ступица обода жестко закреп­ лена на корпусе подшипников, так как является крышкой подшип­ ника. При выключенном электродвигателе шкив и ступица под действием двух спиральных пружин И всегда повернуты друг к другу. Расстояние между пальцами 12 и 13 при этом наименьшее, и тормозная лента плотно охватывает тормозной обод (это поло­ жение показано на рис. ѴІІ-8).

297


Рис. ѴІІ-8. Опора ротора центрифуги ФМБ-601:

/ —корпус подшипников; 2— вал; 3—

роликоподшипник; 4— крышка; 5 —масленка; 5—шайба;

; —шарикоподшипник; 8— тормозной

обод (крышка); 9— шкив; 10— тормозная лента; / / -

пружина; 12, 1 3 - пальцы; 14— ступица.

В момент пуска электродвигателя шкив тормоза поворачивает­ ся, и палец 13, перемещаясь по прорези диска ступицы, отводит тормозную ленту от обода, растормаживая ротор центрифуги. Когда палец дойдет до конца прорези, начнется вращение ротора, так как палец, упираясь в ступицу, поворачивает ее, а следова­ тельно и вал, связанный с ней шпонкой. При этом зазор между тормозным ободом и лентой составит 2 мм. Равномерность зазора гарантируется центрирующей расточкой на ступице тормоза.

При выключении электродвигателя крутящий момент, переда­ ваемый на шкив, падает, нагрузка на пружины уменьшается и они, сжимаясь, возвращают шкив в первоначальное положение. Тор­ мозная лента усилием пружин 11 охватывает неподвижный тор­ мозной обод 8, и ротор центрифуги затормаживается. Подшипники тормоза смазывают путем набивки смазки в полость, закрываемую крышкой. Смазка жировая марки 1-13 по ГОСТ 1631-61.

Разборка опоры ротора и тормоза. Для разборки необходимо выполнить следующие операции. Установить опору на подставку шкивом вверх, вынуть из пальцев 12 и 13 шплинты и снять тормоз­ ную ленту 10. Отвернуть гайки и снять пружины 11, после чего вывернуть масленку и отвернуть гайку шкива; отвернуть болты и снять кольцо, крепящее подшипники шкива; съемником снять шкив 9 с подшипниками. Снять ступицу 14 с вала опоры; отвер­ нуть гайки и снять тормозной обод 8, вынуть уплотнения. Повер­ нув опору, вывернуть масленку, отвернуть гайки и снять крышку 4\ при этом необходимо избегать повреждения прокладки. Снять стопорное кольцо и легкими ударами через медную или алюминие­ вую прокладку о торец вала выпрессовать из корпуса опоры вал 2 с подшипниками, после чего съемником снять подшипники 3 и 7 и шайбу 6.

Контроль. Проверить состояние подшипников, пружин, масле­ нок. На посадочных местах вала, корпуса шкива, на беговых до­ рожках подшипников не должно быть забоин, задиров, повы­ шенного износа. Проверить качество резьбы на шкиве, гайке и дру­ гих деталях. На внутренней поверхности тормозной ленты не допу­ скаются задиры, сколы, вырывы и другие дефекты, а также повы­ шенный ее износ. Проверить мягкость сальниковой набивки.

Сборка опоры ротора и тормоза производится в последователь­ ности, обратной разборке. Перед сборкой все детали тщательно промывают, продувают сжатым воздухом, а подшипники и мас­ ленки смазывают жировой смазкой марки 1-13 (ГОСТ 1631—61). После сборки необходимо проверить величину зазора между кор­ пусом подшипников 1 и крышкой 4\ она не должна превышать 0,15—0,3 мм. Затем нужно проверить легкость вращения вала от руки и работу тормоза.

Привод центрифуги состоит из асинхронного трехфазного электродвигателя, который крепится на подмоторной плите, шар­ нирно соединенной со станиной центрифуги, что позволяет с по­ мощью болтов регулировать натяжение ремней клиноременной передачи. На валу электродвигателя жестко закреплена пусковая

2 9 9