Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

напором, чтобы обеспечить устойчивое состояние струи продукта до встречи ее с отражателем. При этом количество подаваемого продукта должно быть таким, чтобы ротор не переполнялся.

Принципиальная схема питания центрифуги РТР-10 приведена

на рис. ѴІІІ-14.

При отводе фугата из сливной тарелки центрифуги самотеком отводящие трубопроводы должны иметь минимальное гидравли-

Рис. ѴІІІ-14.

Принципиальная схема

питания трубчатой центрифуги:

/ _ д 03аТ0р; 2— трубопровод отвода избытка

суспензии; 3—трубопровод подачи

суспензии в центрифугу из дозатора; 4—трубопровод подачи

суспензии в доза­

тор; 5—насос; 6 —емкость исходного продукта; 7—сборник

тяжелого компонен­

та эмульсии; 8 —сборник утечек и продукта, сливающегося

из

ротора при оста­

новках машины;

9— сборник легкого компонента эмульсии

или жидкой фазы

 

суспензии.

 

 

ческое сопротивление, исключающее переполнение тарелки. Во из­ бежание механических повреждений ротора и нижней опоры де­ монтаж и монтаж ротора центрифуг РТР-15 и ОТР-15 при вы­ грузке осадка следует производить только с помощью тележки. Разборку и сборку ротора нужно выполнять, вложив его в специальное приспособление; не допускаются удары по деталям

ротора.

Контроль. Не реже, чем раз в неделю, необходимо осматривать центрифугу, обращая особое внимание на детали ротора и при­ вода верхней и нижней опор. Вращающиеся детали и детали, со­ пряженные с ними, если на них обнаружены следы износа, сле­

324

дует заменять новыми. Пуск машины с неисправными деталями не разрешается.

При работе сверхцентрифуги крышка станины должна быть закрыта. Во время работы необходимо систематически наблю­ дать за ротором сверхцентрифуги. При появлении вибраций или периодических резких звуков машину следует немедленно оста­ новить и подвергнуть осмотру.

3. РАЗБОРКА И СБОРКА ЦЕНТРИФУГ

Разборка трубчатых центрифуг не представляет трудностей, поэтому остановимся только на их сборке. Перед сборкой детали тщательно промывают и просушивают. Шарикоподшипники (про­ мытые и просушенные) рекомендуется перед сборкой обдувать воздухом. Тормоз и приемные карманы можно не разбирать, но следует осмотреть и опробовать.

Особенности сборки узлов. Нижняя опора. Вкладыш вставляют в пяту до упора, чтобы смазочное отверстие в пяте совпадало с продольной канавкой на вкладыше. При этом необходимо, чтобы сквозные отверстия во вкладыше находились против отверстий пяты.

Сила сжатия спиральной пружины должна быть достаточной для того, чтобы исключить продавливание смазки между притер­ тыми поверхностями пяты и корпуса опоры и обеспечить самоустанавливание пяты под воздействием свободно подвешенного ротора.

Верхняя опора центрифуг РТР-15 и ОТР-15. При сборке не допускается зажим деталей в тисках. Внутреннее кольцо нижнего подшипника плотно пригоняется к упорному буртику вала. Зажим­ ная гайка, фиксирующая в осевом направлении внутренние кольца подшипников, должна быть надежно застопорена относительно стойки вала. Необходимо, чтобы наружное кольцо нижнего под­ шипника было зажато в стойке, закреплено гайкой и своим узким торцом обращено вниз. Наружное кольцо верхнего подшипника имеет свободу осевого перемещения.

Верхняя опора центрифуг РТР-10 и ОТР-Ю. Внутреннее коль­ цо нижнего подшипника плотно прогоняют к упорному буртику стойки. Зажимная гайка, фиксирующая в осевом направлении внутренние кольца подшипников, должна быть застопорена.

Особое внимание следует обращать на равномерность и сте­ пень затяжки прокладки между верхней гайкой и подкладным кольцом, установленным на торце гильзы. Неравномерная или недостаточная затяжка прокладки вызывает недопустимую утечку

смазки.

При закреплении собранной опоры в верхней расточке ста­ нины обязательна равномерная затяжка крепящих ее гаек. Отре­ гулированные по степени затяжки гайки нужно застопорить.

Ротор. Крыльчатку вставляют в ротор, устанавливают на ме­ сто нужную крышку и крепят ее накидной гайкой. Риска на

325



лопасти крыльчатки должна совпадать с риской на пояске стакана

ротора. Нижняя шейка (цапфа)

ротора, свободно

подвешенного

на верхней опоре, располагается

во вкладыше

нижней опоры

с равномерным кольцевым зазором. Первоначальная величина за­ зора составляет 0,01—0,2 мм. Недопустимо прилегание цапфы ро­ тора (в неподвижном, свободно подвешенном состоянии) к по­ верхности вкладыша.

Привод. Оси ведущего и ведомого шкивов и натяжного ролика в центрифугах РТР-15 и ОТР-15 должны быть параллельны; сред­ ние плоскости шкивов и натяжного ролика должны совпадать. Средняя плоскость ведущего шкива привода центрифуг РТР-10 и ОТР-10 должна быть касательной к наружной цилиндрической поверхности ведомого шкива. Степень натяжения ремня устанав­ ливается при холостом прокручивании привода.

Общая сборка. Станину устанавливают на бетонном фунда­ менте и закрепляют на нем четырьмя фундаментными болтами. Предварительно тщательно проверяют отвесом и уровнем поло­ жение станины. При проверке отвесом в нижней расточке ста­ нины или в центральном отверстии находящегося в ней корпуса опоры устанавливают центр-ориентир. Из центра верхней рас­ точки опускают отвес, острие груза которого должно совпадать с острием центра-ориентира.

Уровнем проверяют положение верхней торцевой поверхности верхней расточки станины. Отклонение этой поверхности от го­ ризонтального положения не должно превышать 1° 30'.

Встанине монтируют внутреннюю подводящую коммуникацию

инижнюю опору. Проверяют возможность самоустановки вкла­ дыша. Устанавливают и закрепляют электродвигатель, ведущий

шкив и натяжное устройство. Электродвигатель подключают к электросети, после чего проверяют правильность подключения пробным пуском.

Собранную без веретена верхнюю опору устанавливают и за­ крепляют в станине. В верхний распределительный бачок заливают смазку. Проверяют бесперебойное поступление масла в верхнюю и нижнюю опоры, а также в натяжной ролик.

Надевают приводной ремень, включают электродвигатель и проверяют правильность сборки. После этого стопорят шайбами гайку и крепления верхней опоры к станине. В верхнюю опору изнутри корпуса вводят веретено с насаженной на него накидной гайкой и крепят его в опоре. На станине устанавливают приемный карман, с внутренней стороны крышки — тормоз.

Собранный ротор заводят в корпус так, чтобы нижняя шейка ротора попала во вкладыш нижней опоры. Устанавливают слив­ ные тарелки. Ротор соединяют с веретеном. Устанавливают огра­

дительный щиток верхней опоры.

Правильность сборки проверяют прокручивая ротор вручную^. После сборки включают электродвигатель и производят пробный запуск сверхцентрифуги.


Г Л А В А IX

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ИКОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ

ИУЗЛОВ ЦЕНТРИФУГ

Роторы центрифуг сварной конструкции изготовляются из ста­ лей различных марок, в том числе высокопрочных и коррозионностойких, а также из титановых сплавов. Детали ротора (ступица, днище, обод, борт, спицы, стойки и др.) обычно выполняются из поковок, листового проката, реже — литыми.

Роторы сваривают автоматической (реже — ручной) сваркой. После сварки роторы из аустенитных сталей подвергают аустени­ зации, из углеродистых — нормализации или высокому отпуску (в зависимости от толщины обечайки ротора), из высокопрочной стали ЗОХГСА — закалке с последующим высоким отпуском, из титановых сплавов — отпуску.

Сварные швы контролируют, просвечивая их рентгеновскими лучами, причем продольные — полностью, а поперечные — на 15% их длины, в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 7512—69. Ответственные угловые швы проверяют засверливанием. Механические свойства продольных сварных швов ротора испы­ тывают на образцах, изготовляемых по ГОСТ 6996—66.

Сварные швы и зоны термического влияния роторов, изготов­ ленных из аустенитных коррозионностойких сталей и работающих в агрессивных средах, проверяют на отсутствие склонности к меж­ кристаллитной коррозии по ГОСТ 6032—58. При положительных результатах испытаний роторы обрабатывают предварительно, а затем окончательно на токарно-карусельных или токарно-винто­ резных станках.

Валы центрифуг изготовляют из поковок конструкционных ле­ гированных сталей — стали 40, 38ХА, 40Х, Х17Н2 и др. В соот­ ветствии с ГОСТ 8479—70 по своим механическим свойствам

поковки относятся к следующим группам

(Гр) и категориям проч­

ности (КП): поковки из стали 38ХА, 40Х — Гр. V, КП45; поковки

из

стали 40— Гр. V,

КП35; поковки из

нержавеющих сталей —

Гр.

V (механические

свойства согласно

ГОСТ 5949—61).

Для придания валам необходимых механических свойств их вместе с образцом для механических испытаний подвергают тер­ мообработке после предварительной механической обработки с припуском 4—5 мм на сторону.

Окончательная механическая обработка зажатого центрами вала производится на токарном станке в две операции — получистовая с припуском 1—2 мм на сторону и чистовая. После

327


чистовой обработки на посадочных и конусных поверхностях под ротор оставляют припуск 0,2—0,3 мм на сторону под шлифовку. При чистовой обработке валов пульсирующих центрифуг вначале растачивают или развертывают в меру внутренние поверхности под шток и обрабатывают торцы, затем на оправке обрабатывают наружные поверхности, оставляя на рабочих шейках припуск под шлифовку. Шейки валов под подшипники качения выполняют в пределах допусков скользящей или плотной посадки 2-го класса точности. Допускается отклонение геометрической формы шеек в пределах половины допуска на диаметр.

Конусные поверхности для установки роторов шлифуют в меру по конусным калибрам с проверкой «на краску» или «на просвет».

Гидроцилиндры центрифуг ФГП. Корпуса цилиндров изготов­ ляются литыми из чугуна марки Сч32—52, реже — из поковок стали 40. Отливки и поковки подвергают отжигу для снятия внут­ ренних напряжений. После черновой обработки с припуском по всем размерам 1 мм на сторону цилиндры обтачивают оконча­ тельно. Зеркало цилиндра обрабатывают тонким точением по 2-му классу точности с чистотой не менее Ѵ7. Допускается откло­ нение геометрической формы в пределах половины допуска на диаметр. Контроль осуществляется индикаторными нутромерами. Несоосность посадочных поверхностей — в пределах допуска на диаметр цилиндра.

Поршни изготовляют из поковок стали 35. Вначале их обтачи­ вают с припуском 1 мм на сторону. При чистовой обработке остав­ ляют припуск под шлифовку 0,2—0,3 мм на сторону на рабочей скользящей поверхности. Затем обрабатывают с припуском 0,02— 0,03 мм на сторону поверхности под золотник и переключатели, фрезеруют пазы, канавки, сверлят отверстия и нарезают резьбу. Отверстия под золотники и переключатели окончательно хонин­ гуют. Обработку поршня заканчивают шлифованием наружной по­ верхности, обеспечивая ходовую посадку 2-го класса точности чи­ стотой Ѵ8. Базами для оправок служат внутренние поверхности поршня, выполненные не ниже, чем по 2-му классу точности.

Золотники и переключатели изготовляются из легированной стали 38ХА или подобной. При обточке оставляют припуск 0,2— 0,25 мм на сторону под шлифовку на наружных и внутренних рабочих поверхностях. Далее золотники подвергают термообра­ ботке до твердости HRC 45—50. Шлифовку внутренней поверхно­ сти наружного золотника производят по 2-му классу точности си­ стемы отверстий с чистотой Ѵ8. Наружную рабочую поверхность золотника шлифуют с обеспечением ходовой посадки 2-го класса точности и чистотой не менее Ѵ8. В процессе сборки золотники и переключатели притирают по месту. Смазанный маслом и встав­ ленный в гнездо поршня золотник должен передвигаться под соб­ ственным весом.

Блок электрогидравлических золотников центрифуг )ФГН и ОГН. Наиболее сложной и ответственной деталью является кор­ пус блока, отливаемый из чугуна марки Сч18-36. В корпусах,

828