Файл: Лукьяненко, В. М. Промышленные центрифуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти сопряжения изготовляются по скользящей или ходовой посадке. При ослаблении посадки втулку выпрессовывают из кор­ пуса и заменяют новой. Можно также расточить старую втулку на токарном, расточном или сверлильном станке; при этом деталь (узел) устанавливают на станок по базовым поверхностям. Раз­ меры новой втулки определяют после удаления старой. При этом наружный диаметр выполняют по первой прессовой посадке тре­ тьего класса точности, а внутренний — по второму классу системы отверстия. Втулки запрессовывают на прессах или молотками с помощью оправок. Рекомендуется охлаждение втулки перед за­ прессовкой в жидком азоте и свободная установка ее в отверстие.

Правка искривленных валов. Чтобы получить представление об искривлении вала, рекомендуется проверить его в центрах то­ карного станка; при длинных и тяжелых валах устанавливается люнет. Перед проверкой необходимо убедиться в отсутствии бие­ ния центров токарного станка. Биение проверяется на суппорте станка индикатором, кнопка которого упирается в острие центра. При вращении оно не должно превышать 0,01—0,02 мм. При боль­ шем биении центр следует заменить.

Если вал вращается в центрах, то показания индикатора, кноп­ ка которого опирается на вал у его конца, не должны превышать 0,02 мм. Медленно вращающийся вал проверяется индикатором по ряду сечений, отстоящих друг от друга на расстояние 200— 300 мм; точки окружности вала, имеющие наибольшее биение, отмечаются мелом. Одновременно результаты измерений нано­ сятся на эскиз, вычерченный на миллиметровой бумаге (масштабы длины вала и биений выбираются разными для большей нагляд­ ности изображения). Во избежание ошибок биение измеряется несколько раз и считается правильным при совпадении резуль­ татов.

Отклонение оси вала в соответствующих сечениях отклады­ вается от теоретической оси вниз или вверх (соответственно зна­ ку отклонения) в увеличенном масштабе. Полученные таким образом точки соединяются между собой прямыми линиями, лома­ ная линия представляет собой эскиз действительной оси вала.

В большинстве случаев наблюдаются искривления вала в од­ ной плоскости. Если же максимальное биение в отдельных сече­ ниях находится в разных плоскостях, то это должно быть отме­ чено на эскизе в угловых градусах для каждого сечения и учтено при правке.

Необходимо учитывать, что величина искривления оси равна половине максимального биения, замеренного индикатором. Прав­ ка вала заключается либо в укорочении растянутых волокон вы­ пуклой стороны вала, либо в удлинении сжатых волокон вогну­ той стороны. Укорочение волокон на выпуклой стороне, достигае­ мое местным нагревом, представляет собой термический способ правки. Для удлинения сжатого участка вала применяют че­ канку. Несмотря на преимущества термического способа правки вала, его нельзя признать лучшим из-за громоздкости, опасности

344


пережога, а также потому, что для осуществления его необходи­ мы специальная установка и высокая квалификация исполни­ телей.

При правке чеканкой вал укладывают вогнутой стороной вверх. В месте наибольшего прогибц под него устанавливают (на станину токарного станка) жесткую опору с прокладкой из твер­ дого дерева или отожженной меди. Укладывают вал таким обра­ зом, чтобы при чеканке его вес способствовал удлинению волокон вогнутой части. Для этого его конец, находящийся ближе к опо­ ре, зажимают в передней бабке станка (или иным способом).

На другой конец вала нажимают с помощью эксцентрика, установленного на задней бабке станка, применяя подвеску гру­ за, натяжение болтами или другой способ. Величину нажима не­ обходимо контролировать индикатором, чтобы он не привел к появлению остаточных деформаций. При небольших искривлениях предварительный нажим не требуется.

Процесс чеканки заключается в наклепывании вала на участ­ ке, расположенном над установленной опорой. Для этого исполь­ зуется чеканка с тщательно закругленными краями и поверх­ ностью, пригнанной по окружности вала. На поверхность вала во избежание ее повреждения укладывается защитная подкладка, выгнутая по валу (изготовляется из листа отожженной красной меди толщиной 2—3 мм). Места максимального искривления на­ клепывают ударами (по чеканке) молотка весом 2—5 кгс, чека­ нится до трети окружности, отмеченной мелом на вале.

Наклеп производят от середины отметки к краям; удары на­ носят по переставляемой чеканке справа и слева от отметки. Правку вала нужно выполнять очень осторожно, так как уже при первых ударах по чеканке начинается исправление оси. После первой пробной чеканки (до 10 ударов) вал снова проверяют ин­ дикатором, а на график наносят ось первой чеканки. Режим на­ клепа устанавливается после первой пробы. При этом учитывается число ударов по чеканке и достигнутое исправление прогиба. По­ степенно, за две — четыре чеканки, исправляют ось вала. После каждой правки вал проверяют индикатором; результаты измере­ ний наносят на график. Поверхность выправленного вала следует тщательно зачистить, устранив мелкие вмятины (глубиной при­ мерно 0,25 мм), которые могут появиться в процессе чеканки.

Притирка конусной пары вал — ротор. После ремонта или за­ мены вала или ротора центрифуги необходимо проверить при­

легание

конусных поверхностей (площадь прилегания должна со­

ставлять

не менее 80%)- Притирка вала с ротором производится

в специальном приспособлении (рис.

Х-1). Для облегчения при­

тирки и

исключения «заедания» вал

поддерживается

упором —

Центром

4. По мере притирки вал опускается в ротор

винтом 3

с помощью рычажной системы. Во время притирки вал необхо­ димо время от времени поворачивать вокруг оси на 70—90°.

Ремонт резьбовых соединений. Изношенные или поврежденные крепежные болты и винты не ремонтируют, а заменяют новыми.

12 Зак. 843

345



Из резьбовых отверстий извлекают обломки болтов или шпилек. Детали значительного размера с изношенной наружной резь­ бой ремонтируют, срезая старую резьбу и нарезая новую до бли­ жайшего диаметра по стандарту. Если условия прочности не позволяют, то на деталь насаживают втулку с резьбой или наплав­ ляют изношенную резьбовую поверхность с последующей нарез­

кой резьбы.

Изношенную или сорванную резьбу в отверстиях обычно не восстанавливают. В этих случаях поступают следующим образом:

а) отверстие просверливают на большую глубину (если эт возможно) и снова нарезают в нем резьбу; в углубленное отвер­ стие вворачивают удлиненный винт (болт);

Рис. Х-1. Приспособление для притирки конусной пары вал—ротор:

/ — ротор; 2—вал; 3 — винт; / —упор; 5— опора; 5—корпус.

б) отверстия рассверливают, нарезают новую резьбу большего диаметра с установкой новых болтов (винтов), ступенчатых шпи­ лек или втулок с наружной и внутренней резьбой; втулку стопо­ рят винтом, штифтом или закрепляют эпоксидным клеем;

в) изношенное резьбовое отверстие заглушают, заваривают и высверливают новое отверстие.

Ремонт шлицевых соединений. Шлицы небольших валиков обычно не ремонтируют, детали заменяют новыми. Шлицы круп­ ных валов можно ремонтировать, раздавая зубья чеканами вруч­ ную. Для этого вдоль шлицев наносят по одной продольной риске, затем зубилом вдоль рисок надрубают канавки, которые раздают чеканом. После раздачи канавки на шлицах заваривают элект­ росваркой, вал отжигают, рихтуют, шлицы обрабатывают под номинальный размер и подвергают термообработке. Шлицы в от­ верстиях не ремонтируют, а подгоняют по ним шлицевые валы.

346

Ремонт основных узлов

Ремонт механизма среза. В процессе работы центрифуги на механизм среза воздействуют значительные динамические на­ грузки. Вследствие этого, а также из-за неправильной установки механизма среза на центрифуге могут возникнуть неисправности механизма среза: прогиб направляющих, искривление штока, из­ нос цилиндра, поршневых колец, втулок, а также выкрашивание или поломка лезвия ножа.

Перед ремонтом механизма среза необходимо выяснить при­ чины неисправности. После этого его нужно снять с центрифуги и разобрать.

Валы, штоки, направляющие с изгибом выше допустимого под­ вергают правке. Риски, царапины и задиры на рабочих поверхно­ стях цилиндров удаляют шабрением. Втулки, на которых обнару­ жены трещины и повышенный износ, заменяют новыми. Ремонт цилиндров, имеющих такие же повреждения, выполняется в зави­ симости от их размеров. В основном он сводится к завариванию трещин с последующей зачисткой внутренней поверхности ци­ линдра. В случае незначительного (до 1—2 мм на диаметр) из­ носа рабочих поверхностей цилиндров и сохранения их геометриче­ ской формы допускается замена поршней с подгонкой наружного размера по цилиндру.

Трещины на корпусе ножа механизма среза вырубают до ос­ новного металла и заваривают. Во время работы центрифуги нож работает на истирание и ударную нагрузку. В целях повышения износостойкости и восстановления геометрической формы ножи на­ плавляют твердыми сплавами (сормайтом, стеллитом ВЗК и др.). Наплавленный слой шлифуют карборундовыми кругами, пневмо­ турбинами или на станках. Сломанные пластины из твердых спла­ вов заменяют новыми.

Ремонт вибратора. К неисправностям вибратора можно отнести износ кулачков и выход из строя шестерен. Неисправные кулачки можно заменить новыми или, если возможно, наплавить зуб, под­ вергнув его последующей обработке.

Износ зубьев шестерни не должен превышать 10—15% тол­ щины зуба. При ремонте небольшие шестерни с поврежденными зубьями заменяют новыми, затем собирают и проверяют зубчатую передачу.

В случае поломки одного зуба шестерни или частичногоего крошения поверхность излома зачищают, запиливают, сверлят на ней отверстия и нарезают резьбу. В отверстия ввертывают шпиль­ ки, а затем обваривают их электросваркой и выпиливают из них по шаблону зуб, который подвергают закалке и, если это требуется, отпуску с помощью газовой горелки.

Ремонт центробежных муфт. Снятую с вала двигателя центро­ бежную муфту следует разобрать, детали промыть в уайт-спирите или керосине, вытереть и высушить. Во время осмотра деталей

12*

347


тщательно проверяется состояние рабочих посадочных поверхно­

стей и подшипников.

Ремонт наружных поверхностей водил производится аналогично ремонту валов. Шкивы ремонтируют так же, как корпусы подшип­

ников.

Изношенные подшипники качения подлежат замене. Особое внимание нужно обратить на состояние тормозных колодок. Изно­ шенные пластины из ферродо необходимо заменить. Заклепки не должны выступать над поверхностью колодок. Колодки подгоняют по весу; разность в их весе допускается не более 10 гс.

Ремонт клапанов и цилиндров. При сохранении размеров пары цилиндр — поршень небольшие дефекты на рабочих поверхностях устраняют шабером или напильником. Если отклонения размеров превышают допустимые или на внутренней полости цилиндра имеются глубокие продольные риски и задиры, цилиндр растачи­ вают и притирают чугунным притиром с абразивной пастой. Прак­ тикуется также доводка цилиндра наждачной бумагой, навернутой на деревянную оправку. Диаметр оправки регулируют клином, вби­ ваемым в ее торец.

Изношенные поршни, как правило, заменяют новыми при взаим­ ной притирке их с цилиндром с зазором до 0,02—0,03 мм. Крупные риски и забоины на штоках заваривают и зачищают. Погнутые штоки тщательно правят с проверкой на контрольной плите. Тон­ кие изношенные штоки заменяют новыми.

Дефекты на «запирающих» поверхностях клапанов (забоины, трещины, зарезы) устраняют заваркой, зачисткой или проточкой на соответствующих станках. Изношенные детали из резины, фто­ ропласта и других пластмасс заменяют новыми.

Ремонт лопастных насосов. Наибольшему износу обычно под­ вергаются ротор, лопатки, диски, шарикоподшипники, детали уплотнений. Изношенные шейки ротора восстанавливают хромиро­ ванием или шлифованием с последующей установкой бронзовых втулок. Пазы ротора с износом не более 0,05 мм ремонтируют вручную, применяя абразивный порошок с последующей доводкой шлифовальной пастой. Допускаемая непараллельность стенок па­ зов— 0,02 мм. Изношенные лопатки, диски, шарикоподшипники за­ меняют.

Ремонт винтовых насосов. Изношенные ходовые посадки пар винты — обоймы можно восстановить путем хромирования шеек винтов или установки тонкостенных бронзовых втулок. Забоины, заусенцы, искривления кромок винтов устраняют опиливанием и шабрением. Вышедшие из строя обоймы и шарикоподшипники за­ меняют новыми.

Ремонт блока ѳлектрогидравлических золотников. Прежде всего следует обратить внимание на состояние кольцевых канавок в бронзовых втулках; в них зачищают забоины и заменяют рези­ новые шайбы. В шарнирных соединениях серег с сердечниками электромагнитов устраняют перекосы, задиры и другие дефекты. Заменяют сработавшиеся валики, шплинты и шайбы.

348