Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификационный 2)-1(табл.индекс

плотжНоминальная А/см"тока,

допус:тимаяМаксимально м/сскорость,окружная

л

&-

V

Марка

матери­

ала

RP5H IVB 10 45

8618 IVB 10 45

RE56 IVB 12 40

RC30 1Д 12 35

EQAS7

IVB

12

50

EGASB

IVB

12

56

A223S

ПА

12

35

MS5

IVB

12

40

Продолжение

табл. 9-23

Переходнсе

Коэффициент

Область

падение

напряже­

трения

применения

ния, В

 

 

ФРГ

 

 

 

 

2,9

0,12

Тяговые

 

двигатели

 

 

трамвайных

вагонов,

 

 

дизель-электрических

 

 

автобусов

и

шахтных

 

 

электровозов

3,1

0,11

Тяговые

 

двигатели

 

 

трамвайных

вагонов

 

 

без

дополнительных

 

 

полюсов

 

 

2,4

0,12

Тяговые

 

двигатели

 

 

трамвайных

вагонов с

 

 

дополнительными по­

 

 

люсами

 

 

1,9

0,07

Тяговые

 

двигатели

 

 

шахтных

электрово­

 

 

зов

 

 

 

Япония

 

 

 

 

2,4

0,26

Тяговые

 

двигатели

 

 

малой

мощности

2,4

0,26

То

же

 

 

2,0—2,6

0,23

Тяговые

 

двигатели

 

 

трамвайных

вагонов

2,6—3,6

i0,27—0,30

Тяговые

 

двигатели

 

 

вагонов

метрополи­

тена

* Помимо указанных трех марок фирма

,Ле Карбон Лоррен' рекомендует при­

менять на тяговых двигателях вагонов трамвая

и метрополитена электрощетки марок

EG34D и Е06183, характеристики которых приведены в табл. 9-22.

13*

195


продолжительного и повторно-кратковременного (ПВ до 50%) режимов работы не более 100°С;

б) для пылезащищенных, брызгонепроницаемых ма­ шин закрытого исполнения с собственным вентилятором для наружного охлаждения и продолжительного режима работы — не более 85 °С;

в) для машин защищенного исполнения с собствен­ ным вентилятором для продувания охлаждающего возду­ ха и продолжительного режима работы — не более 75 °С.

Допустимые превышения температур частей электри­ ческих машин, эксплуатируемых в повторно-кратковре­ менных режимах, с ПВ не более 10% при кратковремен­ ных режимах — не нормированы.

Из числа перечисленных электрических машин, уста­ навливаемых на автомобиле, одной из главных является генератор. Мощность автомобильных генераторов лежит в пределах 125 В т — 1 кВт. Максимальная частота вращения якоря генератора доходит до 7 500 об/мин, а ми­ нимальная в 6,0—8,5 раз меньшая. Номинальное напря­ жение генераторов автомобилей, выпускаемых в послед­ ние 12—15 лет, составляет 12 и 24 В. Схема электрообо­ рудования автомобилей более ранних выпусков работала при напряжении 6 В. Привод генератора состоит из тексропной передачи, связывающей его с валом поршневого двигателя внутреннего сгорания. Поскольку последний работает с переменной частотой вращения, а от генератора требуется напряжение постоянной величины, то в схему вводится регулятор напряжения. Еще одна осо­ бенность автомобильного генератора состоит в том, что он всегда работает параллельно с аккумуляторной бата­ реей. Нагрузка между указанными источниками электро­ энергии распределяется примерно следующим образом: 80—98% времени работы автомобиля его установки по­ лучают питание от генератора, а остальное время — от батареи. Наряду с отмеченным функциональным распре­ делением времени работы каждого из источников элек­ троэнергии на автомобиле, распределение тока между ними зависит еще от степени заряженности аккумулято­ ров и настройки реле, регулирующего ток в контуре «ге­ нератор — батарея». Вышеизложенные обстоятельства, характеризующие специфику режима работы автомо­ бильных генераторов, привели к тому, что для последних потребовалась разработка специальных электрощеточных материалов, характеристики которых приведены в табл.

197

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9-24

Характеристики электрощеточных

материалов,

 

предназначенных

для использования

 

 

на автомобильных

генераторах

 

Марка

Классифи­

Номиналь­

Максималь­

Переходное

Коэффициент

кационный

ная

но допусти­

падение

материала

индекс

плотность

мая

окруж­

напряжения,

трения

 

(табл. 1-2) тока, А/см2

ная ско­

В

 

 

 

 

рость, м/с

 

 

СССР

э п з

IVB

11

40

2,7

0,17

э п з п

IVB

11

40

2,7

0,17

ГДР*

012

ПБ

10

20

1,4

 

013

ПБ

10

20

1,3

 

Е18

ШВ

12

20

2,5

0,20

ЧССР

ТА45

ПБ

8

15

 

 

ЕК38

IVB

10

30

3,5

0,20

ЕК62

IVA

10

30

3,8

0,20

МЗО

15

25

1,1—1,6

0,20

Франция

LFC62

ШВ

7

40

> 3 , 0

0,12—0,20

BG28

Ш Б

7

35

> 3 , 0

0,12—0,20

BG417

Ш Б

10

40

> 3 , 0

0,12—0,20

Англия**

В

ПА

8,5

20

1,4—2,4

0,15—0,20

Н100

II

6,5

30

1,4—2,4

0,10

Н800

I I

6,5

30

1,4—2,4

0,15—0,20

IM.2

ШВ

6,0

30

3,2

0,15

РМ50

ШВ

6,5

30

2,4—3,6

0,15—0,20

Япстая

т а и 1

IVA

9

50

2,0

0,25

TG113

IVA

9

50

2,0

0,27

TG310

IVB

12

50

2,3

0,25

TG501

IVB

12

50

2,0

0,25

TG600

IVB

10

40

2,5

0,27

TG601

IVB

10

35

2,5

0,27

СН235

IVB

10

35

2,0

0,23

* Помимо указанных трех марок для рассматриваемых условий рекомендуются

электрощетки марок

Е14, Е15 и М8, характеристики

которых

приведены в табл.

9-14 и 9-18.

 

постоянного

тока

фирма реко­

** Помимо указанных пяти марок для генераторов

мендует применять электрощетки марок EQ3 и EG 12, а для генераторов

переменного

тока электрощетки

марок СМ5В, EGO, EG12 и IM91U1, характеристики которых

приведены в табл. 9-14. 9-18, 9-23.

 

 

 

198


9-24. Относительно небольшое количество указанных в табл. 9-24 марок электрощеток, "Изготавливаемых оте­ чественной промышленностью, объясняется тем, что здесь перечислены только те электрощетки, которые устанав­ ливаются на автомобильных генераторах постоянного то­ ка. Генераторы переменного тока оборудуются электро­ щетками марок ЭГ51, M l и M l А, характеристики кото­ рых приводились ранее в табл. 9-14 и 9-18.

При использовании в эксплуатации отечественные злектрощетки марок ЭГ13 и ЭГ13П работают при токо­ вых нагрузках, значительно превышающих предусмотрен­ ные для них соответствующей технической документа­ цией. Степень этого превышения может быть установлена путем сравнения соответствующих цифр Табл. 9-24 и 9-25.

Возможность значительного повышения фактической плотности тока по сравнению с указанной в технической документации на электрощетки объясняется соображе­ ниями, изложенными в гл. 8.

Другой основной электрической машиной автомобиля является стартер. Он состоит из электродвигателя, редук­ тора, сцепляющего механизма и приборов управления. Наибольшее значение мощности стартерного двигателя может быть получено при минимально возможном зна­ чении переходного падения напряжения установленных на нем электрощеток. Однако малые значения 2Д[/ не обеспечивают удовлетворительного протекания коммута­ ционного процесса. Оптимальное решение задачи полу­ чают путем использования на автомобильных стартерах электрощеток, изготовленных из материалов группы I . Так, английские автомобилестроители используют на стартерах напряжением 6—12 В электрощетки марок СМО, CMIS, СМ2, СМЗН, СМ5В и СМ5Н, а на стартерах напряжением 24 В — электрощетки марок СМ5В, СМ5Н, DM4A, DM4D, DM 100 и DM3632A. Характеристики пере­ численных здесь электрощеток серии СМ приводились ранее в табл. 9-18. Изделия серии DM изготавливаются из углеродистого материала, пропитанного металлом та­ ким образом, что металл и графит присутствуют не в ви­ де дискретных частиц, а в непрерывной фазе. Этот мате­ риал допускает работу при окружной скорости коллекто­ ров до 20 м/с, имеет переходное падение напряжения 0,8—1,4 В и коэффициент трения 0,15—0,20. Во Франции

для применения на стартерах предназначаются электро­ щетки марок ОМС, МС79 и МС3702; в Японии м а р о к

199


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9-25'

 

 

Режимы работы электрощеток

на автомобильных генераторах постоянного тока

 

 

 

 

 

 

Тип генератора

 

 

 

Наименование

показателей

 

Г-12

Г-22

 

 

 

 

 

 

 

Г-108

Г-130

Марка автомобиля, на котором применяется

генератор

ЗИЛ-157

Москвич-407 ЗИЛ-164

ЗИЛ-130

 

 

 

 

 

ЗИЛ-164

 

ГАЗ-51А

ГАЗ-53

 

 

 

 

 

„Волга"

 

ГАЗ-53Ф

ГАЗ-56

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЗ-965

 

Номинальная

мощность генератора, Вт

 

250

200

250

350

Номинальное

напряжение генератора, В

 

12,5

12,5

12,5

12,5

Максимальная сила тока нагрузки, А

 

20

16

20

28

Марка используемых электрощеток

 

Э П З

Э П З

Э П З

э п з п

Количество электрощеток на

генераторе

 

2

2

2

2

Давление

на электрощетки,

сН (гс)

 

600—800

600—800

600—800

800—1 300

Размеры

электрощеток, мм

 

 

6,4X16X21

6.4X16X21

6,4X16X21

6,4X22,3X23,5

Плотность тока в электрощетке при максимальном токе,

19,6

15,7

19,6

19,6

А/см 2

 

 

 

 


 

 

 

 

Т а б л и ц а 9-26

 

Характеристики электрощеточных материалов,

предназначенных для использования на автомобильных

 

стартерах в СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ФРГ

 

Марка

Классифи­

Номиналь­

Максимально-

Переходное

Коэффициент

кационный

ная плот­

допустимая

падение

материала

индекс

ность тока5,

окружная

напряжения,

трения

 

(табл. 1-2)

А/сма

скорость, м/с

В

 

СССР1

МГС5

15

35

1,3

0,15

МГС012

IA

20

15

0,4

0,17

МГС20

 

 

0,4—1

0,25

ГДР2

М15

 

IA

20

20

0,50

0,1—0,2

М18

 

Щ

12

20

1,80

0,1—0,2

М31

 

 

 

 

1,20

0,1—0,2

М32

 

 

 

 

1,20

0,1—0,2

 

 

 

 

ПНР3

 

 

 

СМГ706

15

15

1,00+0,5

0,20

СМГ707

15

15

1,20+0,4

0,25

 

 

 

 

ЧССР

 

 

 

М8

 

IB

20

15

0,4-

-0,6

0,20—0,25

М15

 

IA

20

20

0,9-

-1,2

0,2—0,25

 

 

 

 

ФРГ*

 

 

 

RG6I

II

14

30

 

 

0,16

К4

 

щ

16

30

1,1

 

1

Могут применяться также электрощетки марки МГСО (см. табл. 9-18).

• Могут применяться также электрощетки марок MI7 и M19 (см. табл. 9-18).

3

Могут применяться также электрощетки марки СМГ701 (см. табл. 9-18).

4

Могут применяться также электрощетки марок Е12 и Е1350 (см. табл. 9-18).

5

Приведенные значения плотности тока являются

номинальными, При использова­

нии электрощеточных материалов на старетрах фактическая плотность тока повышается до нескольких десятков (рабочий ток стартера) и даже сотен (при полностью заторможенпом якоре стартера) А/см".

MG26, MG28, MG30, ML11, МК.6 и МКЮ. Все перечис­ ленные марки электрощеток описаны в табл. 9-18. В табл. 9-26 изложены сведения об электрощеточных ма­ териалах рассматриваемого назначения, изготавливае­ мых в СССР, ПНР, ЧССР и ГДР. Эксплуатационные режимы работы электрощеток при использовании их на

некоторых типах

стартеров

отечественного

производства

характеризуются

данными,

приведенными

в табл. 9-27.

В табл.

9-27 обращают на себя внимание

фактические

значения

плотностей тока в электрощетках

при рабочем

201